Научная статья на тему 'ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ ДЕРМАТОЗАМИ О ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГАХ И ПРАВАХ ПРИ ИХ ПОЛУЧЕНИИ'

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ ДЕРМАТОЗАМИ О ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГАХ И ПРАВАХ ПРИ ИХ ПОЛУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬНЫЕ ХРОНИЧЕСКИМИ ДЕРМАТОЗАМИ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ПРАВА И ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ПАЦИЕНТОВ / PATIENT / CHRONIC DERMATITIS / MEDICAL SERVICES / PATIENT'S RIGHTS / PATIENT AWARENESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коновалов О. Е., Жильцова Е. Е., Чахоян Л. Р.

Информация о заболевании, его причине, прогнозе, методах диагностики, лечения и профилактики всегда является очень важной для пациента и его родственников. В статье представлены результаты анкетного опроса 412 пациентов с хроническими дерматозами, проживающих в г. Москве.Цель исследования - оценка информированности о предоставляемых медицинских услугах и правах при их получении пациентов с хроническими дерматозами, проживающих в столице России.Установлено, что наиболее часто предоставляемой врачом пациенту информацией являются сведения о диагнозе. По данным опроса, информацию о диагнозе врачи предоставляют «всегда» в 84,9% случаев. На втором месте - информация о методах лечения и возможных осложнениях при лечении (82%). Несколько реже врачи информируют пациентов о методах обследования, возможных неприятных ощущениях и осложнениях, о побочных действиях лекарственных средств и о праве пациента отказаться от обследования и лечения, а также о последствиях такого отказа. На необходимость защиты прав пациентов при их нарушении в процессе оказания медицинской помощи указали абсолютно все пациенты. При этом более половины были уверены в необходимости обращения к руководству учреждения (59,6%), 16,3% пациентов считали необходимым обращаться с жалобами в страховые компании, 15,7% - в Министерство здравоохранения, 8,3% - в суд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коновалов О. Е., Жильцова Е. Е., Чахоян Л. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The awareness of patients with chronic dermatitis about rendering medical services and rights at their acceptance

The information about disease, its cause, prognosis, methods of diagnostics, treatment and prevention is always very important for patient and relatives. The article presents the results of questionnaire survey of 412 patients with chronic dermatitis residing in Moscow.The purpose of study was to evaluate awareness of patients with chronic dermatitis and residing in the capital of Russia about medical services provided and their rights to receive them.It was established that the information most frequently provided to patient by physician relates diagnosis. According to the survey, physicians always provide information about diagnosis in 84.9% of cases. The second place is for information about treatment methods and possible complications during treatment (82.0%). More rarely, physicians inform patients about the examination methods, possible unpleasant sensations and complications, side effects of medications and patient’s right to refuse examination and treatment, as well as the consequences of such a refusal. Absolutely all patients indicated the need to protect the rights of patients in case of their violation in the process of providing medical care. Moreover, 59.6% of them were sure about necessity to appeal to the administration of medical institution, 16.3% of patients considered it necessary to complain to insurance companies, 15.7% of patients to the Ministry of Health and 8.3% of patients to the court.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ ДЕРМАТОЗАМИ О ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГАХ И ПРАВАХ ПРИ ИХ ПОЛУЧЕНИИ»

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28(2)

DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-2-275-278 275

Здоровье и общество

© Коллектив авторов,2020 УДК 614.2

Коновалов О. Е.1,2, Жильцова Е. Е.3, Чахоян Л. Р.4

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ ДЕРМАТОЗАМИ О ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГАХ И ПРАВАХ ПРИ ИХ ПОЛУЧЕНИИ

'ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», 117198, г. Москва; 2ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г.

Москва;

3ООО «Клиника омоложения Левона Чахояна», 127051, г. Москва; 4ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской

Федерации, 390026, г. Рязань

Информация о заболевании, его причине, прогнозе, методах диагностики, лечения и профилактики всегда является очень важной для пациента и его родственников. В статье представлены результаты анкетного опроса 412 пациентов с хроническими дерматозами, проживающих в г. Москве.

Цель исследования — оценка информированности о предоставляемых медицинских услугах и правах при их получении пациентов с хроническими дерматозами, проживающих в столице России.

Установлено, что наиболее часто предоставляемой врачом пациенту информацией являются сведения о диагнозе. По данным опроса, информацию о диагнозе врачи предоставляют «всегда» в 84,9% случаев. На втором месте — информация о методах лечения и возможных осложнениях при лечении (82%). Несколько реже врачи информируют пациентов о методах обследования, возможных неприятных ощущениях и осложнениях, о побочных действиях лекарственных средств и о праве пациента отказаться от обследования и лечения, а также о последствиях такого отказа. На необходимость защиты прав пациентов при их нарушении в процессе оказания медицинской помощи указали абсолютно все пациенты. При этом более половины были уверены в необходимости обращения к руководству учреждения (59,6%), 16,3% пациентов считали необходимым обращаться с жалобами в страховые компании, 15,7% — в Министерство здравоохранения, 8,3% — в суд. Ключевые слова: больные хроническими дерматозами; медицинские услуги; права и информированность пациентов.

Для цитирования: Коновалов О. Е., Жильцова Е. Е., Чахоян Л. Р. Информированность пациентов с хроническими дерматозами о предоставляемых медицинских услугах и правах при их получении. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(2):275—278. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-2-275-278

Для корреспонденции: Коновалов Олег Евгеньевич, д-р мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», е-mail: konovalov_oe@mail.

Konovalov O. E.1'2, Jiltsova E. E.3, Chakhoyan L. R.4 THE AWARENESS OF PATIENTS WITH CHRONIC DERMATITIS ABOUT RENDERING MEDICAL SERVICES AND RIGHTS AT THEIR ACCEPTANCE

1The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "The Peoples' Friendship University of Russia" (RUDN University), 117198, Moscow, Russia;

2N. A. Semashko National Research Institute of Public Health, 105064, Moscow, Russia;

3The Society with Limited Liability "The Levon Chakhoyan Rejuvenation Clinic", 127051, Moscow, Russia;

4The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The academician I. P. Pavlov Ryazan State Medical University" of Minzdrav of Russia, 390026, Ryazan, Russia

The information about disease, its cause, prognosis, methods of diagnostics, treatment and prevention is always very important for patient and relatives. The article presents the results of questionnaire survey of 412 patients with chronic dermatitis residing in Moscow.

The purpose of study was to evaluate awareness of patients with chronic dermatitis and residing in the capital of Russia about medical services provided and their rights to receive them.

It was established that the information most frequently provided to patient by physician relates diagnosis. According to the survey, physicians always provide information about diagnosis in 84.9% of cases. The second place is for information about treatment methods and possible complications during treatment (82.0%). More rarely, physicians inform patients about the examination methods, possible unpleasant sensations and complications, side effects of medications and patient's right to refuse examination and treatment, as well as the consequences of such a refusal. Absolutely all patients indicated the need to protect the rights of patients in case of their violation in the process of providing medical care. Moreover, 59.6% of them were sure about necessity to appeal to the administration of medical institution, 16.3% of patients considered it necessary to complain to insurance companies, 15.7% of patients to the Ministry of Health and 8.3% of patients to the court. Keywords: patient; chronic dermatitis; medical services; patient's rights; patient awareness.

For citation: Konovalov O. E., Jiltsova E. E., Chakhoyan L. R. The awareness of patients with chronic dermatitis about rendering medical services and rights at their acceptance. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2020;28(2): 275—278 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-2-275-278

For correspondence: Konovalov O. E., doctor of medical sciences, professor, of the Chair of Public Health, Health Care and Hygiene of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "The Peoples' Friendship University of Russia". e-mail: konovalov_oe@mail

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support

Received 11.09.2019

Accepted 28.11.2019

Введение

Повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения определены ориентирами социально-экономической стратегии развития Российской Федерации на период до 2020 г. Главной целью преобразований в здравоохранении должно быть обеспечение такого объема и качества медицинских услуг, которые соответствовали бы потребностям пациентов [1—3]. При этом важнейшей составляющей эффективной и качественной медицинской помощи, включая услуги дерматовенерологического профиля, является соблюдение прав пациента [4, 5].

Цель настоящего исследования заключалась в оценке информированности жителей столицы, больных хроническими дерматозами, о предоставляемых медицинских услугах и правах при их получении.

Материалы и методы

Проведено анкетирование 412 пациентов с хроническими дерматозами, получающих специализированную помощь в медицинских организациях дерматовенерологического профиля г. Москвы. Все опрошенные являлись жителями столицы, имели преимущественно среднее специальное и высшее образование, в основном были служащими государственных учреждений и работниками коммерческих структур, со средним материальным положением, состояли в зарегистрированном браке. Большая часть из них считали себя практически здоровыми, значимая доля — имели высокую медицинскую активность.

По материалам социологического опроса изучалось распределение пациентов по получению информации о различных аспектах оказания медицинской помощи. В специально разработанную анкету был включен также ряд вопросов, касающихся знания пациентами своих прав при получении медицинских услуг.

Математическая обработка полученных данных проводилась с использованием методов вариационной статистики. Доверительный интервал для средних величин вычислялся с заданным уровнем достоверности 0,95. Для оценки достоверности различий применялся параметрический критерий Стьюдента. Обработку полученных результатов производили с помощью пакета статистических программ Statistica v. 6.1 и программы Microsoft Office Excel 2010.

Результаты исследования

Анализ анкетных данных позволил выявить наличие или отсутствие у пациентов возможности получения исчерпывающей информации по всем вопросам, касающимся их заболевания. Распределение ответов пациентов о предоставлении той или иной информации по поводу заболевания представлено в таблице.

Наиболее часто предоставляемой врачом является информация о диагнозе. По данным опроса, ин-

Health and Society

формацию о диагнозе врач предоставляет «всегда» в 84,9% случаев. Возрастных и половых различий по данному вопросу отмечено не было. На втором месте располагаются методы лечения и возможные осложнения при лечении. Ответ «всегда» дали 82% пациентов, причем самой многочисленной была группа пациентов в возрасте 20—29 лет, среди которых 84,6% ответили на данный вопрос «всегда».

Несколько реже, по мнению опрошенных, врачи информируют пациентов о методах обследования, возможных неприятных ощущениях и осложнениях, о побочных действиях лекарственных средств и о праве пациента отказаться от обследования и лечения и последствиях такого отказа.

На получение информации о методах обследования, возможных неприятных ощущениях и осложнениях указали 72,7% пациентов в возрастной группе до 20 лет и 63,2% в возрастной группе старше 60 лет. Различий между мужчинами и женщинами отмечено не было, уровень образования также достоверно не влиял на характер ответов.

С частотой 64,7% врачи сообщают пациентам информацию о побочных действиях лекарственных средств, в 18,6% случаев это происходит не всегда, и в 16,7% случаев пациенты такой информации не получают. Было установлено, что с возрастом информированность пациентов по данному вопросу уменьшается. Если в возрастной группе до 20 лет 72,7% респондентов указали на получение такой информации, то в последующих возрастных группах частота ее получения не превышала 50%.

О том, что врачи всегда предоставляют им информацию о праве пациента отказаться от обследования и лечения и последствиях такого отказа, сообщили 63,5% респондентов, 26,9% указали, что не всегда, 9,6% ее не предоставляли. Частота положительных ответов зависела от возраста пациентов. Пациенты в возрасте до 20 лет дали положительный ответ в 81,8% случаев, в возрасте 50—59 лет — в 65%, в остальных возрастных группах их частота колебалась в пределах 60%. При этом мужчины были информированы в 67,8% случаев, а женщины — в 53% (р<0,05). Зависимость от уровня образования установлена не была.

Распределение информации о различных вопросах оказания медицинской помощи среди пациентов (в %)

Вариант ответа

Вид информации всег- не не пре-

да достав-

всегда ляют

О диагнозе 84,9 11,9 3,2*

О методах обследования, возможных неприят-

ных ощущениях и осложнениях 65,4 18,3 16,3

О методах лечения и возможных осложнениях

при лечении 82,0 14,4 3,5*

О побочных действиях лекарственных средств 64,7 18,6 16,7

О праве пациента отказаться от обследования

и лечения и последствиях такого отказа 63,5 26,9 9,6*

Примечание. *Межгрупповые различия достоверны; p<0,05.

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28(2)

DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-2-275-278 277

Здоровье и общество

Доверие врачу — одна из самых главных составляющих успешно завершенного лечения. Выявлено, что подавляющее большинство (82,3%) респондентов предпочли получать медицинскую помощь в государственной медицинской организации, 15,4% — у знакомого врача и 2,2% — в частном медицинском центре.

По данным опроса, на выбор врача влияют возраст пациентов и уровень образования: с увеличением возраста доля пациентов, желающих лечиться в государственном учреждении, была более 90%, тогда как в группах до 20 и 20—29 лет составила менее 50%.

На вопрос «Имеете ли вы право и возможность ознакомиться с результатами обследования, историей болезни и амбулаторной картой?» утвердительно ответили 76,1% опрошенных.

На необходимость защиты прав пациентов при их нарушении в процессе оказания медицинской помощи указали абсолютно все пациенты, при этом 59,6% были уверены в необходимости обращения к руководству учреждения, 16,3% считали необходимым обращаться с жалобами в страховые компании, 15,7% — в Министерство здравоохранения, а 8,3% — в суд.

У респондентов всех возрастных групп преобладающим было мнение о необходимости обращения к руководству медицинского учреждения для урегулирования ситуаций ущемления прав пациента при получении медицинской помощи. Однако пациенты в возрасте 30—39 лет предлагали обращаться в Министерство здравоохранения чаще остальных (в 19,6% случаев), а пациенты группы 40—49-летних чаще других рекомендовали обращаться с жалобами в страховые медицинские организации (в 21,3% случаев). Мужчины и женщины были едины во мнении по урегулированию правовых аспектов.

При анализе анкетных данных было выявлено, что обращаться к руководству медицинских учреждений чаще предлагали респонденты, имеющие высшее образование (57,8%), в страховые медицинские организации — лица, имеющие общее среднее образование (33,3%), в суд — пациенты с неполным средним образованием (36,4%).

На жалобы по поводу качества оказания дерматологической помощи указали 9,3% респондентов, среди них преобладали пациенты среднего возраста и имеющие среднее специальное образование. Достоверных различий между количеством мужчин и женщин отмечено не было.

Пациенты в большинстве случаев были удовлетворены оказываемой им медицинской помощью, не испытывали трудностей при посещении медицинского учреждения, а помощь, оказанная им, вполне соответствовала их нуждам и позволила справиться с проблемами здоровья. Однако около 73 пациентов не были удовлетворены информацией о болезни и лечении. Как следует из данных исследования, информированность пациентов о правах при получении медицинских услуг является недостаточной.

Заключение

По данным анкетирования установлено, что большинство (82,3%) респондентов предпочли получать медицинскую помощь в государственной медицинской организации, 15,4% — у знакомого врача, 2,2% — в частном медицинском центре. Наиболее часто предоставляемой врачом пациентам информацией являются сведения о диагнозе. Информацию о диагнозе врачи предоставляют «всегда» в 84,9% случаев. Возрастных и половых различий по данному вопросу не отмечено. На втором месте по частоте предоставляемой информации находятся методы лечения и возможные осложнения при лечении. Ответ «всегда» дали 82,0% пациентов, причем самая многочисленная группа состояла из пациентов в возрасте 20—29 лет, среди которых 84,6% ответили «всегда» на данный вопрос. Намного реже, по мнению опрошенных, врачи информируют пациентов о методах обследования, возможных неприятных ощущениях и осложнениях, о побочных действиях лекарственных средств и о праве пациента отказаться от обследования и лечения и последствиях такого отказа. На необходимость защиты прав пациентов при их нарушении в процессе оказания медицинской помощи указали абсолютно все респонденты. При этом обращение к руководству медицинских учреждений по поводу жалоб на медицинское обслуживание чаще предлагали респонденты, имеющие высшее образование (57,8%), в страховые компании — лица, имеющие общее среднее образование (33,3%), обращаться в суд рекомендовали пациенты с неполным средним образованием (36,4%). На возникавшие когда-либо жалобы по поводу качества оказания дерматологической помощи указали 9,3% респондентов, среди них преобладали пациенты среднего возраста и имеющие среднее специальное образование. Достоверных различий между количеством мужчин и женщин отмечено не было.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ходакова О. В., Шильникова Н. Ф. Значение уровня правовой грамотности населения в системе управления качеством медицинской помощи. Сибирский медицинский журнал. 2013;120(5):144—7.

2. Позднякова М. А., Красильникова О. Н., Жильцова Е. Е. Медико-социальные и юридические аспекты косметологической помощи. Наука молодых (Бг^Шо Juvenium). 2017;5(4):509—19. doi: 10.23888/НМ|20174509-519

3. Жильцова Е. Е. Этико-деонтологические и правовые аспекты оказания дерматовенерологической помощи населению. Российский медико-биологический вестник им. академика И. П. Павлова. 2013;21(3):114—7. doi: 10.17816/PAVLOVJ20133114-117

4. Кочкина Н. Н., Красильникова М. Д., Шишкин С. В. Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения. М.: Издательский дом Высшей школы экономики; 2015.

5. Артемьева М. А. Удовлетворенность пациентов медицинской помощью в различных условиях ее предоставления. Наука молодых (БгЫШо Juvenium). 2017;5(3):389—99. doi: 10.23888/ HMJ20173389-399

Поступила 11.09.2019 Принята в печать 28.11.2019

Health and Society

REFERENCES

1. Khodakova O. V., Shilnikova N. F. The significance of legal competence of the population in the management of health care quality. Sibirskij medicinskij zurnal. 2013;120(5):144—7 (in Russian).

2. Pozdniakova M. A., Krasilnikova O. N., Zhiltsova E. E. Medico-social and legal aspects of medical care in cosmetology. Nauka molo-dykh (Eruditio Juvenium). 2017;5(4):509—19 (in Russian). doi: 10.23888/HMJ20174509-519

3. Zhiltsova E. E. Aspects of ethic-deontological and legal aspects of rendering the dermatovenerological help to the population. Rossi-

iskij medico-biologicheskij vestnik im. academika I. P. Pavlova. 2013;21(3):114—7 (in Russian). doi: 10.17816/PAVL0VJ20133114-117

4. Kochkina N. N., Krasil'nikova M. D., Shishkin S. V. Accessibility and quality of medical care in population estimates. [Dostupnost' i kachestvo meditsinskoypomoshchi v otsenkakh naseleniya]. Moscow: Izdatel'skiy dom Vysshey shkoly ekonomiki; 2015 (in Russian).

5. Artem'eva M. A. Patient satisfaction with medical assistance provided in different conditions. Nauka molodykh (Eruditio Juvenium). 2017;5(3):389—99 (in Russian). doi: 10.23888/HMJ20173389-399

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.