учитывать в процессе формировании региональной сети мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Проиллюстрируем это на примере Кемеровской области. Здесь среди наиболее значительных моментов следует отметить следующее:
1. В ряде случаев территории традиционного хозяйственного использования, доступные коренному населению, не пригодны для устойчивой практики природопользования, либо нуждаются в восстановительных мерах. В качестве примера можно привести места традиционного проживания локальных групп бачатских телеутов [8]. Иногда же фактором, ограничивающем возможности для расширенного традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов, являются особо охраняемые природные территории, расположенные в непосредственной близи от мест традиционного проживания [9].
2. На основе опыта полевой работы в среде коренных малочисленных народов Южной Сибири (в т.ч. и Кемеровской области) автор настоящей статьи имеет основания судить, что уровень мотивации на развитие традиционных форм экономики у коренного населения неодинаков и в целом постепенно снижается по мере замещения старшего поколения молодежью. Ее значительная часть сориентирована на совсем иной, далекий от традиционного образ жизни.
3. На территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов встречаются земли с особым режимом
Библиографический список
землепользования (территория заповедников, национальных и природных парков, земли федерального резерва и т.д.). Таким образом, важно проследить, чтобы выделяемые места традиционного хозяйствования не рождали новых поземельных конфликтов с участием коренного населения и не обостряли старых конфликтных ситуаций.
Все сказанное выше означает, что решению о выделении мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов или изменению их действующего перечня должна предшествовать стадия предварительных исследований. Их основным результатом должно стать научно-техническое обоснование по каждой выделяемой территориальной единице в соответствии с отмеченными критериями, соответствующими нормам федерального законодательства и особенностями региональной ситуации. Иными словами, речь идет об этнологической экспертизе, которая, кстати, предусмотрена в ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов».
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проекты № 13-01-00170 «Геоинформационный мониторинг уязвимых компонентов этнокультурной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных этносов Алтае-Са-янского региона» и № 13-01-18066 «Этнологическая экспертиза: исследование факторов поземельных и этносоциальных конфликтов в местах традиционного природопользования шорцев».
1. Садовой, А.Н. Этносоциальный мониторинг: принципы, методы, практика / А.Н. Садовой, Н.А. Пруель. - Кемерово, 1996.
2. Поддубиков, В.В. Сельские группы коренных малочисленных этносов: методы экспертной оценки систем традиционного природопользования (на материале Южной Сибири) // Вестник Томского государственного университета. История. - 2012. - № 3(19).
3. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 8 мая 2009 г. N 631-р “Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности”, 2009.
4. Поддубиков, В.В. Шорцы Кемеровской области: некоторые демографические и социальные проблемы (по данным этнологического мониторинга 2012 года) / В.В. Поддубиков, К.И. Осипов // Социогуманитарный вестник. - 2012. - № 2(9).
5. Поддубиков, В.В. Этнологическая экспертиза: анализ факторов земельных конфликтов в местах традиционного природопользования // Социогуманитарный вестник. - 2012. - № 2(9).
6. Российская Федерация. Федеральный Закон № 82-ФЗ от 30.04.1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Принят Гос. Думой 16.04.1999 г. Одобрен Советом Федер. 22.04.1999 г.
7. Поддубиков, В.В. Этнокультурное пространство российского города: некоторые проблемы этнологического исследования // Антропологический форум. - 2010. - № 12.
8. Поддубиков, В.В. Проблемы традиционной хозяйственной специализации телеутов / В.В. Поддубиков, А.М. Лебедев // Труды Кузбасской комплексной экспедиции. Беловский, Яшкинский, Таштагольский районы Кемеровской области. - Кемерово, 2004.
9. Поддубиков, В.В. Традиционные формы природопользования коренного населения в контексте проблем управления особо охраняемыми природными территориями Алтае-Саянского экорегиона // Проблемы сохранения, использования и охраны культурного и природного наследия при реализации программ и проектов развития Сибири и Дальнего Востока. - Томск, 2008. - Вып. 2.
Bibliography
1. Sadovoyj, A.N. Ehtnosocialjnihyj monitoring: principih, metodih, praktika / A.N. Sadovoyj, N.A. Pruelj. - Kemerovo, 1996.
2. Poddubikov, V.V. Seljskie gruppih korennihkh malochislennihkh ehtnosov: metodih ehkspertnoyj ocenki sistem tradicionnogo prirodopoljzovaniya (na materiale Yuzhnoyj Sibiri) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. - 2012. - № 3(19).
3. Praviteljstvo Rossiyjskoyj Federacii. Rasporyazhenie ot 8 maya 2009 g. N 631-r “Ob utverzhdenii perechnya mest tradicionnogo prozhivaniya i tradicionnoyj khozyayjstvennoyj deyateljnosti korennihkh malochislennihkh narodov Rossiyjskoyj Federacii i perechnya vidov tradicionnoyj khozyayjstvennoyj deyateljnosti” , 2009.
4. Poddubikov, V.V. Shorcih Kemerovskoyj oblasti: nekotorihe demograficheskie i socialjnihe problemih (po dannihm ehtnologicheskogo monitoringa
2012 goda) / V.V. Poddubikov, K.I. Osipov // Sociogumanitarnihyj vestnik. - 2012. - № 2(9).
5. Poddubikov, V.V. Ehtnologicheskaya ehkspertiza: analiz faktorov zemeljnihkh konfliktov v mestakh tradicionnogo prirodopoljzovaniya // Sociogumanitarnihyj vestnik. - 2012. - № 2(9).
6. Rossiyjskaya Federaciya. Federaljnihyj Zakon № 82-FZ ot 30.04.1999 g. «O garantiyakh prav korennihkh malochislennihkh narodov Rossiyjskoyj Federacii». Prinyat Gos. Dumoyj 16.04.1999 g. Odobren Sovetom Feder. 22.04.1999 g.
7. Poddubikov, V.V. Ehtnokuljturnoe prostranstvo rossiyjskogo goroda: nekotorihe problemih ehtnologicheskogo issledovaniya // Antropologicheskiyj forum. - 2010. - № 12.
8. Poddubikov, V.V. Problemih tradicionnoyj khozyayjstvennoyj specializacii teleutov / V.V. Poddubikov, A.M. Lebedev // Trudih Kuzbasskoyj kompleksnoyj ehkspedicii. Belovskiyj, Yashkinskiyj, Tashtagoljskiyj rayjonih Kemerovskoyj oblasti. - Kemerovo, 2004.
9. Poddubikov, V.V. Tradicionnihe formih prirodopoljzovaniya korennogo naseleniya v kontekste problem upravleniya osobo okhranyaemihmi
prirodnihmi territoriyami Altae-Sayanskogo ehkoregiona // Problemih sokhraneniya, ispoljzovaniya i okhranih kuljturnogo i prirodnogo naslediya
pri realizacii programm i proektov razvitiya Sibiri i Daljnego Vostoka. - Tomsk, 2008. - Vihp. 2.
Статья поступила в редакцию 29.11.13
УДК 316(571.1Б)
Kulish V.V. THE INFORMING THE SCHOOL-LEAVERS OF THE ALTAI ABOUT THE HISTORICAL PAST OF THEIR COUNTRY (ON THE MATERIALS OF SOCIOLOGICAL INVESTIGATION). The sources of informing the school-leavers of the Altai about the historical past of their country are given and described in the work, dominating sources are exposed and features of influencing the sources of information on forming the historical memory of the youth are marked out.
Key words: informing, sources, school-leavers, historical past, historical memory, forming the historical memory.
В.В. Кулиш, канд. социол. наук, доц. каф. социологии, политологии и экономики АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ИНФОРМИРОВАНИЕ ВЫПУСКНИКОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОШЛОМ СВОЕЙ СТРАНЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
В работе представлены и описаны источники информирования выпускников Алтайского края об историческом прошлом своей страны, выявлены доминирующие источники, выделены особенности влияния источников информирования на формирование исторической памяти молодежи.
Ключевые слова: информирование, источники, выпускники, историческое прошлое, историческая память, формирование исторической памяти.
Политические, социально-экономические трансформационные процессы в российском обществе в конце XX - начале XXI века играли особую значимость в исследованиях социетальных аспектов памяти. Глубокие общественные потребности в сохранении единства социальной памяти определили массовость и динамику «бума памяти» в группе наук. Интерес к тематике памяти в социологии обусловлен несколькими факторами развития науки: возвращением временного измерения в современную социологию, синтезом качественных и количественных методов, интересом к устной истории, логикой развития дисциплинарных теорий, накоплением эмпирических данных [1].
Выделилась группа отечественных социологов, объектом исследования которых стала историческая память: В.Н. Бойков [2], Ж.Т. Тощенко [3], С.С. Балабанов [4], З.Х. Саралиева [4], А.С. Синявский [5]. Исследователями раскрывались различные стороны изучения феноменов «историческая память» - «управление памятью», манипуляции, фальсификации, забвения, белые пятна истории и др. Так или иначе, все исследования исторической памяти осуществлялись в двух плоскостях: статики (анализа сущности и содержания исторической памяти у различных социальных, этнических групп) и динамики (изучение особенностей функционирования и формирования исторической памяти).
Во втором десятилетии XXI века пространство виртуального мира и информационного общества обострило проблему влияния различных источников информации на формирование исторической памяти личности и социальных общностей. В марте-апреле 2013 года преподавателями кафедры социологии, политологии и экономики, сотрудниками лаборатории «Социология образования» Алтайской государственной педагогической академии было проведено региональное социологическое исследование, посвященное изучению источников информирования выпускников школ Алтайского края об историческом прошлом своей страны. Целью исследования стало выявление набора доминирующих источников информации, оказывающих влияние на процесс формирования исторической памяти современной российской молодежи (анкетный опрос проводился в школах 4 городов и 6 муниципальных образований Алтайского края, N=655).
В результате проведенного социологического исследования выявлены доминирующие источники информирования выпускников Алтайского края об историческом прошлом своей страны (таблица 1).
Таблица 1
Распределение ответов респондентов на вопрос «Из каких источников информации Вы получаете информацию об историческом прошлом своей страны?», %
Варианты ответов %
уроки истории в школе 90
Интернет 68
телевидение 54
художественная литература 38
разговоры с членами семьи 31
экскурсии, музеи 25
газеты, журналы 17
общение с друзьями 14
радио 4
общение с незнакомыми (случайными) людьми 2
Остановимся на подробном анализе двух самых популярных источников информирования - «уроки истории в школе»
и «Интернет». Ключевыми на уроках истории в школе являются, прежде всего, установки на запоминание научно-обоснованных, концептуально выверенных исторических знаний. Это самые значимые исторические события, знания о которых передаются от поколения к поколению. Однако такие установки, как правило, модифицируются из-за множественности подходов к преподаванию отечественной истории.
Ответы на вопрос: «С какими источниками информации Вам наиболее интересно работать на уроках истории в школе?» -вносят определенную ясность в общественную дискуссию о концепции преподавания «Отечественной истории», которая ляжет в основу единого школьного учебника. С текстом параграфа учебника интересно работать только 19% выпускников. Школьникам больше всего интересны лекции учителя (75%). Таким образом, не учебник, а личность учителя остается ключевым фактором в процессе формирования исторической памяти учащихся. Несмотря на то, какой учебник будет утвержден в итоге, качество преподавания будет зависеть, прежде всего, от профессионализма учителя. За учителем наряду с трактовкой и изложением официального курса истории России остается право выбора методических пособий, личной оценки, интерпретации очевидных и самых спорных исторических фактов.
Так как наиболее интенсивное информирование учащихся школы об историческом прошлом своей страны осуществляется непосредственно на уроках истории, обратимся к анализу результатов социологического исследования, отражающих содержательную составляющую исторической памяти выпускников.
Результаты опроса показывают, что 74% учащихся проявляют интерес к историческому прошлому России (26% - «очень интересуются», 48% - «скорее интересуются, чем нет»). Однако обращают на себя внимание мотивы интереса выпускников школ к прошлому своей страны. Только 30% респондентов считают своим долгом изучать историю своей страны. С одной стороны, наблюдается личностный вектор долженствования в сохранении своей гражданской, социальной, этнической идентичности, выраженной в интересе к истории. С другой стороны, для 24% выпускников интересоваться историей своей страны рекомендуют родные, близкие, а 22% респондентов указали, что их заставляют учителя. Эти данные указывают на «социальное давление» со стороны близкого окружения учащихся. Более 70% выпускников просто вынуждены интересоваться историей своей страны. Только 17% респондентов ответили, что проявлять интерес к истории своей страны побуждает их профессиональный интерес, и для стольких же увлечение историей является хобби. Следовательно, для этих выпускников (34%) интерес к истории России является внутренней потребностью, определенной гедонистической составляющей жизнедеятельности.
По распределению ответов на вопрос: «Что в истории России вызывает у Вас наибольший интерес?» - видно, что преимущественно сохраняется в исторической памяти выпускников. Наибольший интерес учащиеся проявляют к событиям военной истории (41%) и великим людям российской истории (40%). Это можно объяснить следующими фактами. Во-первых, на протяжении всей истории России государство вело войны, вызванные различными причинами - оборона Отечества, реализация имперских амбиций, покровительство и защита других народов, геополитические причины и др. Во-вторых, самые значимые для нашей страны войны заканчивались победой нашего народа и носили они оборонительный характер, характер Отечественной войны. В-третьих, любая победа в войне сопровождается вспышкой сильных положительных эмоций и в то же время не-
гативных переживаний по поводу потери своих соотечественников. В психологической литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, что лучше запоминается - приятное или неприятное. По данным одних исследователей запоминается преимущественно приятное (З.Фрейд), по данным других - неприятное (П. Блонский). При прочих равных условиях, эмоционально насыщенное будет сильнее запечатлеваться, чем эмоционально нейтральное, но в одних случаях лучше будет запомнить приятное, в других - неприятное, в зависимости от того, что именно в данном конкретном случае более актуально, более значимо в силу отношения к личности человека или событию [6].
Основополагающим элементом, запечатленным в исторической памяти учащихся из событий военной истории, является Великая Отечественная война 1941-1945 гг. На это указывают результаты социологического исследования. В ответах на открытый вопрос: «Какими событиями в истории России Вы гордитесь?» - 74% респондентов отметили Победу в Великой Отечественной войне 1941 -45гг., 8% - Победу в Отечественной войне 1812г., 6% - Победу во Второй мировой войне.
Когда респондентам был предложен открытый вопрос: «Какое место для Вас является памятным?», - то таких мест оказалось не так мало. Это родное село, родной город, памятники (Пушкину, Шукшину, Ленину, Цою), мосты, улицы, проспекты, площади в Барнауле (Сахарова, Октября, Демидовская), площади в районных центрах края. Однако среди более двух десятков мест памяти выделилась группа мест памяти, посвященных событиям Великой Отечественной войны 1941-45 гг. На эти места указали почти половина выпускников (49%): «Мемориал памяти» в Барнауле (23%), «Вечный огонь» (8%), памятники воинам, установленные в селах и райцентрах края (7%), площадь «Победы» (6%), «Аллея Славы» (5%). Также в ответах на открытый вопрос: «Какие эпохи в истории России особенно интересны для Вас?» - 66% учащихся указали период Великой Отечественной войны 1941-45 гг.
Повышенный интерес к теме Великой Отечественной войны 1941-45 гг. характерен для разных поколений россиян. Так, в 2005 году, в канун 60-летия Победы социологи института РАН Приволжского федерального округа провели опрос населения на тему: «Великая Отечественная война 1941-45 гг. в памяти поколений» (объем выборки 1460 человек). Результаты показали, что 80% опрошенных представителей трех поколений интересуются историей Великой Отечественной войны, причем 70% респондентов, так или иначе, не раз затрагивают эту тему в общении с окружающими, а самым распространенным источником знаний о Великой Отечественной войне у учащейся молодежи являются уроки Отечественной истории (82%) [7].
Повторяющиеся результаты независимых социологических исследований позволяют утверждать о преемственности исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941-45 гг. у ныне живущих поколений и воспроизводстве ее в среде российской молодежи. Знания о Великой Отечественной войне 194145 гг. и ее оценки, хранящиеся в исторической памяти, продолжают служить мощным консолидирующим фактором всего населения России.
Наряду с военной историей выпускники проявляют также наибольший интерес и к великим людям России (40%), а в вопросе: «Какие эпохи в истории России особенно интересны для Вас?» - 36% выпускников ответили - «эпоха Петра I». В социологическом исследовании «Историческое сознание российского населения», проводимом сотрудниками социологического центра Российской академии государственной службы в мае 1990 года (объем выборки 2196 человек) прогрессивное значение Петра I отметили 72% респондентов [2], а в аналогичном исследовании того же центра в июне 2001 года (объем выборки 2401 человек) высоко оценили реформы Петра 90% россиян [2]. В другом социологическом исследовании «Историческое сознание современной студенческой молодежи», проведенном сотрудниками кафедры социологии и политологии Московского государственного открытого педагогического университета в 1991 году (объем выборки 481 человек) 51% отпрошенных указали, что их интересует жизнь замечательных людей: выдающихся ученых, деятелей, полководцев [8]. Таким образом, воспроизводящаяся из поколения в поколение память о выдающихся деятелях Отечества образует основу исторической памяти народа. Знания о деятельности великих людей в разные периоды истории России и ее оценки помогают сегодня сделать выпускникам правильный выбор жизненных стратегий, рефлексировать современное состояние общества.
Подводя итог анализу содержания исторической памяти выпускников, отметим в ней те же тенденции, которые присущи исторической памяти всего населения России. В исторической памяти выпускников школ Алтайского края в большей степени сохраняются знания о событиях военной истории и великих людях России. Из поколения в поколение остается преемственность этих знаний, а память о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. является основополагающим содержательным пластом исторической памяти россиян.
Вторым по значимости источником информирования выпускников об историческом прошлом является Интернет. Этот источник совсем недавно стал позиционироваться как инновационный транслятор информации. Однако, если проследить частоту обращения к Интернету за исторической информацией, то можно заметить, что он не является повседневным источником обращения молодежи к историческому прошлому. Как показывают результаты исследования, в отличие от учебника истории, традиционного для учащихся источника информации, только 9% выпускников обращаются к Интернету каждый день, 18% - 2-3 раза в неделю, 43% - несколько раз в месяц, 19% - несколько раз в полгода, а 8% вообще не обращаются к Интернету. В 66% случаях учащиеся обращаются к глобальной сети для подготовки домашнего задания по истории.
Следовательно, Интернет может рассматриваться только как вспомогательный источник информирования выпускников о прошлом, который может усиливать, дополнять информационный эффект школьного урока истории. Интернет - автономный источник информирования о прошлом, содержащий немало привлекательного для учащихся исторического материала. Среди опрошенных 48% выпускников отмечают, что в глобальной сети содержится интересная информация о прошлом. «Сидеть в Интернете» с целью поиска информации о прошлом -один из вариантов свободного времяпрепровождения для 20% выпускников. Однако содержание исторического материала в сети вызывает неоднозначную оценку.
Глобальное медийное пространство, созданное цифровыми технологиями, делает историческую память универсальной, подвижной, мобильной, изменчивой и эфемерной. Возник даже новый концепт «сетевая публика», заменивший собой понятие «аудитория», с которым традиционно связывают представление о пассивном потреблении. На сегодняшний день пока еще нет социально-правового механизма отслеживания на сайтах Интернета случайной, достоверной, фальсифицированной информации. Трудно определить достоверность, объективность выложенной в сеть исторической информации. При этом результаты исследования показывают, что 58% выпускников в поиске информации о прошлом не обращают внимание даже на название сайтов. Только треть учащихся целенаправленно заходят на специальные сайты: 15% - на сайт по истории Отечества, 11% - на сайт по истории России, 7% - на сайт лекций по истории, 5% -на сайт по истории для абитуриентов вузов. Есть опасения в том, что Интернет как конкурирующий с учебником по Отечественной истории информационный ресурс может превратиться в “засоренный” источник хранения и воспроизводства исторической памяти народа.
Таким образом, глобальное медийное пространство является одним из значимых, популярных источников информирования выпускников о прошлом своей страны, но существует проблема отбора содержания исторического материала на сайтах. Необходимо, с нашей точки зрения, разработать более эффективный механизм работы учащихся школ с сайтами по истории, методику работы с Интернет-ресурсами об исторических проблемах. Не следует исключать также фактор государственного контроля за содержанием этих ресурсов.
Анализ других источников информации о прошлом своей страны показывает, что телевидение является довольно ограниченным источником информации для выпускников школ. Из всего многообразия телевизионных каналов респонденты выбрали пять: 1 канал, канал «Звезда», канал «Культура», канал «Россия 1», НТВ. Доминирующим средством привлечения аудитории к исторической информации является интересный способ подачи информации. Наиболее интересной для выпускников школ формой получения исторической информации по телевидению является документальный фильм.
Художественная историческая литература как источник информирования выпускников об историческом прошлом своей страны начинает терять свою значимость среди молодежи,
а газеты и журналы практически перестали их в этом смысле интересовать. Читать книги, газеты, журналы продолжают в тех семьях, где заложена традиция чтения. С целью сохранения исторической памяти следовало бы, с нашей точки зрения, поддерживать традицию чтения книг, развивать моду на чтение у молодежи. Хорошим способом сохранения такой традиции могут стать конкурсно-игровые мероприятия, проводимые в масштабе школы, села, города, района, края.
Для каждого третьего выпускника из числа опрошенных разговоры с членами семьи являются одним из основных источников информирования о прошлом своей страны. Чаще всего школьники говорят о прошлом с папой, бабушкой или дедушкой. Преимущественно в патриархальной и расширенной семье обеспечивается формирование повседневных практик воспроизводства исторической памяти.
Несмотря на то, что более половины выпускников проводят свое свободное время с друзьями, обмен исторической информацией между ними осуществляется редко. Частый обмен информацией о прошлом своей страны реализуется в группе учащихся, заинтересованных историей. У остальных выпускников происходят «вспышки» обсуждения по поводу значимых государственных праздников или новостных вещаний, когда СМИ актуализируют какое-то важное историческое событие. При этом, если обсуждение прошлого происходит активно и в кругу друзей, сопровождается выражением эмоций, то оно запечатлевается в памяти.
Это же происходит, когда учащиеся сами рассказывают о событиях и фактах исторического прошлого своей страны. Особенно отметим, что почти половина выпускников испытывают при этом чувство гордости. Испытание школьниками гордости за историческое прошлое своей страны расценивается как проявление гражданской идентичности. Желание быть причастным к событиям прошлого, гордится им - это также показатель пат-
Библиографический список
риотических чувств у выпускников. Однако рассказывать о событиях и фактах прошлого приходится учащимся не так часто: в школе, как правило, на уроках истории или же в кругу друзей по конкретному информационному поводу.
Несмотря на достаточно широкий перечень источников информирования выпускников об историческом прошлом, содержащаяся в них историческая информация, по мнению самих выпускников, подвержена искажению, фальсификации. 89% учащихся указали на то, что в современных источниках информации Отечественная история искажается (62% ответили «отчасти искажается», 25% - «во многом искажается», 2% - «полностью искажается»). На наш взгляд, попытки в 1990-е годы переосмыслить социально-исторический опыт предшествующих поколений, переписать отдельные этапы истории, сопровождавшиеся фальсификацией по многим направлениям, жанрам и аспектам, транслируясь по разным каналам информирования, отложились в памяти современных выпускников.
Таким образом, выбор учащимися источников информации об историческом прошлом обусловлен условиями их жизнедеятельности, общим уровнем и темпом развития общества. Как показали результаты социологического исследования, российское общество должно и может регулировать информированность молодежи об историческом прошлом своей страны, определяя приоритеты источников информирования на разных этапах социализации подрастающего поколения. Доминирующими источниками информирования выпускников являются уроки истории в школе, Интернет и телевидение. Они играют ключевую роль в процессе формирования исторической памяти учащейся молодежи и способствуют воспроизводству из поколения в поколение основополагающих элементов содержания исторической памяти народа России - памяти о Великой Отечественной войне 1941-45 гг. и великих людях в разные периоды Отечественной истории.
1. Романовский, Н.В. Новое в социологии - «бум памяти» // СОЦИС: социол. исслед. - 2011. - № 6.
2. Бойков, В.Н. Состояние и проблемы формирования исторической памяти // СОЦИС: социол. исслед. - 2002. - № 8.
3. Тощенко, Ж.Т. Историческое сознание и историческая память: анализ современного состояния // Новая и новейшая история. - 2000.
- № 4.
4. Саралиева, З.Х. Отечественная война в памяти трех поколений / З.Х. Саралиева, С.С. Балабанов // СОЦИС: социол. исслед. - 2005.
- № 11.
5. Синявский, А.С. Историческая память о войнах XX века как область идейно-политического противостояния / А.С. Синявский, Е.С. Синявская // Отеч. история. - 2007. - № 2.
6. Черемошкина, Л.В. Психология памяти. - М., 2002.
7. Афанасьев, А.И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян / А.И. Афанасьев, В.И. Меркушин // СОЦИС: социол. исслед. - 2005. - № 5.
8. Утенков, В.М. Об историческом сознании студенческой молодежи / В.М. Утенков, А.С.Закалин // СОЦИС: социол. исслед. - 2000. -№ 6.
9. Кулиш, В.В. Особенности функционирования исторической памяти учащейся молодёжи // Образование и общество. - 2011. -№ 1 (66).
Bibliography
1. Romanovskiyj, N.V. Novoe v sociologii - «bum pamyati» // SOCIS: sociol. issled. - 2011. - № 6.
2. Boyjkov, V.N. Sostoyanie i problemih formirovaniya istoricheskoyj pamyati // SOCIS: sociol. issled. - 2002. - № 8.
3. Tothenko, Zh.T. Istoricheskoe soznanie i istoricheskaya pamyatj: analiz sovremennogo sostoyaniya // Novaya i noveyjshaya istoriya. - 2000.
- № 4.
4. Saralieva, Z.Kh. Otechestvennaya voyjna v pamyati trekh pokoleniyj / Z.Kh. Saralieva, S.S. Balabanov // SOCIS: sociol. issled. - 2005. -№ 11.
5. Sinyavskiyj, A.S. Istoricheskaya pamyatj o voyjnakh XX veka kak oblastj ideyjno-politicheskogo protivostoyaniya / A.S. Sinyavskiyj, E.S. Sinyavskaya // Otech. istoriya. - 2007. - № 2.
6. Cheremoshkina, L.V. Psikhologiya pamyati. - M., 2002.
7. Afanasjev, A.I. Velikaya Otechestvennaya voyjna v istoricheskoyj pamyati rossiyan / A.I. Afanasjev, V.I. Merkushin // SOCIS: sociol. issled. -2005. - № 5.
8. Utenkov, V.M. Ob istoricheskom soznanii studencheskoyj molodezhi / V.M. Utenkov, A.S.Zakalin // SOCIS: sociol. issled. - 2000. - № 6.
9. Kulish, V.V. Osobennosti funkcionirovaniya istoricheskoyj pamyati uchatheyjsya molodyozhi // Obrazovanie i obthestvo. - 2011. - № 1 (66).
Статья поступила в редакцию 20.11.13.
УДК 316.347
Chemchieva A.P. ETHNO-SOCIAL SITUATION IN THE ULAGAN DISTRCT, REPUBLIC OF ALTAI. Complex evaluation of the socio-ethnic situation in the areas of compact settlement of indigenous peoples in Russian Federation is a valid scientific problem. This paper examines socio-ethnic context in Ulagansky District of Altai Republic, which is inhabited by the Telengits, small-numbered indigenous peoples. On the basis of sociological research, conducted during August 2012, there were considered the economic, demographic, political and sociocultural problems of the district's indigenous inhabitants. This research has confirmed the high level of preseration of indigenous traditions, side by side with a weak adaptation to modern socio-economic conditions and growing expectations for improvement in country's situation.