Научная статья на тему 'Этносоциальная ситуация в Улаганском районе республики Алтай'

Этносоциальная ситуация в Улаганском районе республики Алтай Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
164
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MO «ULAGANSKY AREA» / РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ / МО «УЛАГАНСКИЙ РАЙОН» / КУЛЬТУРА / ЯЗЫК / БРАК / СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ALTAI REPUBLIC / CULTURE / LANGUAGE / MARRIAGE / FAMILY / SOCIO-ECONOMIC STATUS / SOCIO-POLITICAL SITUATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чемчиева А. П.

Комплексная оценка этносоциальной ситуации в районах компактного проживания коренных народов Российской Федерации является значимой научной проблемой. В рамках данной статьи рассматривается этносоциальная ситуация в муниципальном образовании «Улаганский район» Республики Алтай, населенном коренным малочисленным народом теленгитами. На основе материалов социологического исследования, проведенного в Улаганском районе в августе 2012 г., проанализированы экономические, демографические, политические и социокультурные проблемы, стоящие перед коренным населением района. Проведенное исследование зафиксировало хорошую сохранность традиций коренного населения, слабый уровень адаптации коренного населения к современным социально-экономическим условиям и рост у коренных жителей района ожиданий улучшения дел в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чемчиева А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-SOCIAL SITUATION IN THE ULAGAN DISTRCT, REPUBLIC OF ALTAI

Complex evaluation of the socio-ethnic situation in the areas of compact settlement of indigenous peoples in Russian Federation is a valid scientific problem. This paper examines socio-ethnic context in Ulagansky District of Altai Republic, which is inhabited by the Telengits, small-numbered indigenous peoples. On the basis of sociological research, conducted during August 2012, there were considered the economic, demographic, political and sociocultural problems of the district''s indigenous inhabitants. This research has confirmed the high level of preseration of indigenous traditions, side by side with a weak adaptation to modern socio-economic conditions and growing expectations for improvement in country''s situation.

Текст научной работы на тему «Этносоциальная ситуация в Улаганском районе республики Алтай»

а газеты и журналы практически перестали их в этом смысле интересовать. Читать книги, газеты, журналы продолжают в тех семьях, где заложена традиция чтения. С целью сохранения исторической памяти следовало бы, с нашей точки зрения, поддерживать традицию чтения книг, развивать моду на чтение у молодежи. Хорошим способом сохранения такой традиции могут стать конкурсно-игровые мероприятия, проводимые в масштабе школы, села, города, района, края.

Для каждого третьего выпускника из числа опрошенных разговоры с членами семьи являются одним из основных источников информирования о прошлом своей страны. Чаще всего школьники говорят о прошлом с папой, бабушкой или дедушкой. Преимущественно в патриархальной и расширенной семье обеспечивается формирование повседневных практик воспроизводства исторической памяти.

Несмотря на то, что более половины выпускников проводят свое свободное время с друзьями, обмен исторической информацией между ними осуществляется редко. Частый обмен информацией о прошлом своей страны реализуется в группе учащихся, заинтересованных историей. У остальных выпускников происходят «вспышки» обсуждения по поводу значимых государственных праздников или новостных вещаний, когда СМИ актуализируют какое-то важное историческое событие. При этом, если обсуждение прошлого происходит активно и в кругу друзей, сопровождается выражением эмоций, то оно запечатлевается в памяти.

Это же происходит, когда учащиеся сами рассказывают о событиях и фактах исторического прошлого своей страны. Особенно отметим, что почти половина выпускников испытывают при этом чувство гордости. Испытание школьниками гордости за историческое прошлое своей страны расценивается как проявление гражданской идентичности. Желание быть причастным к событиям прошлого, гордится им - это также показатель пат-

Библиографический список

риотических чувств у выпускников. Однако рассказывать о событиях и фактах прошлого приходится учащимся не так часто: в школе, как правило, на уроках истории или же в кругу друзей по конкретному информационному поводу.

Несмотря на достаточно широкий перечень источников информирования выпускников об историческом прошлом, содержащаяся в них историческая информация, по мнению самих выпускников, подвержена искажению, фальсификации. 89% учащихся указали на то, что в современных источниках информации Отечественная история искажается (62% ответили «отчасти искажается», 25% - «во многом искажается», 2% - «полностью искажается»). На наш взгляд, попытки в 1990-е годы переосмыслить социально-исторический опыт предшествующих поколений, переписать отдельные этапы истории, сопровождавшиеся фальсификацией по многим направлениям, жанрам и аспектам, транслируясь по разным каналам информирования, отложились в памяти современных выпускников.

Таким образом, выбор учащимися источников информации об историческом прошлом обусловлен условиями их жизнедеятельности, общим уровнем и темпом развития общества. Как показали результаты социологического исследования, российское общество должно и может регулировать информированность молодежи об историческом прошлом своей страны, определяя приоритеты источников информирования на разных этапах социализации подрастающего поколения. Доминирующими источниками информирования выпускников являются уроки истории в школе, Интернет и телевидение. Они играют ключевую роль в процессе формирования исторической памяти учащейся молодежи и способствуют воспроизводству из поколения в поколение основополагающих элементов содержания исторической памяти народа России - памяти о Великой Отечественной войне 1941-45 гг. и великих людях в разные периоды Отечественной истории.

1. Романовский, Н.В. Новое в социологии - «бум памяти» // СОЦИС: социол. исслед. - 2011. - № 6.

2. Бойков, В.Н. Состояние и проблемы формирования исторической памяти // СОЦИС: социол. исслед. - 2002. - № 8.

3. Тощенко, Ж.Т. Историческое сознание и историческая память: анализ современного состояния // Новая и новейшая история. - 2000.

- № 4.

4. Саралиева, З.Х. Отечественная война в памяти трех поколений / З.Х. Саралиева, С.С. Балабанов // СОЦИС: социол. исслед. - 2005.

- № 11.

5. Синявский, А.С. Историческая память о войнах XX века как область идейно-политического противостояния / А.С. Синявский, Е.С. Синявская // Отеч. история. - 2007. - № 2.

6. Черемошкина, Л.В. Психология памяти. - М., 2002.

7. Афанасьев, А.И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян / А.И. Афанасьев, В.И. Меркушин // СОЦИС: социол. исслед. - 2005. - № 5.

8. Утенков, В.М. Об историческом сознании студенческой молодежи / В.М. Утенков, А.С.Закалин // СОЦИС: социол. исслед. - 2000. -№ 6.

9. Кулиш, В.В. Особенности функционирования исторической памяти учащейся молодёжи // Образование и общество. - 2011. -№ 1 (66).

Bibliography

1. Romanovskiyj, N.V. Novoe v sociologii - «bum pamyati» // SOCIS: sociol. issled. - 2011. - № 6.

2. Boyjkov, V.N. Sostoyanie i problemih formirovaniya istoricheskoyj pamyati // SOCIS: sociol. issled. - 2002. - № 8.

3. Tothenko, Zh.T. Istoricheskoe soznanie i istoricheskaya pamyatj: analiz sovremennogo sostoyaniya // Novaya i noveyjshaya istoriya. - 2000.

- № 4.

4. Saralieva, Z.Kh. Otechestvennaya voyjna v pamyati trekh pokoleniyj / Z.Kh. Saralieva, S.S. Balabanov // SOCIS: sociol. issled. - 2005. -№ 11.

5. Sinyavskiyj, A.S. Istoricheskaya pamyatj o voyjnakh XX veka kak oblastj ideyjno-politicheskogo protivostoyaniya / A.S. Sinyavskiyj, E.S. Sinyavskaya // Otech. istoriya. - 2007. - № 2.

6. Cheremoshkina, L.V. Psikhologiya pamyati. - M., 2002.

7. Afanasjev, A.I. Velikaya Otechestvennaya voyjna v istoricheskoyj pamyati rossiyan / A.I. Afanasjev, V.I. Merkushin // SOCIS: sociol. issled. -2005. - № 5.

8. Utenkov, V.M. Ob istoricheskom soznanii studencheskoyj molodezhi / V.M. Utenkov, A.S.Zakalin // SOCIS: sociol. issled. - 2000. - № 6.

9. Kulish, V.V. Osobennosti funkcionirovaniya istoricheskoyj pamyati uchatheyjsya molodyozhi // Obrazovanie i obthestvo. - 2011. - № 1 (66).

Статья поступила в редакцию 20.11.13.

УДК 316.347

Chemchieva A.P. ETHNO-SOCIAL SITUATION IN THE ULAGAN DISTRCT, REPUBLIC OF ALTAI. Complex evaluation of the socio-ethnic situation in the areas of compact settlement of indigenous peoples in Russian Federation is a valid scientific problem. This paper examines socio-ethnic context in Ulagansky District of Altai Republic, which is inhabited by the Telengits, small-numbered indigenous peoples. On the basis of sociological research, conducted during August 2012, there were considered the economic, demographic, political and sociocultural problems of the district's indigenous inhabitants. This research has confirmed the high level of preseration of indigenous traditions, side by side with a weak adaptation to modern socio-economic conditions and growing expectations for improvement in country's situation.

Key words: Altai Republic, MO «Ulagansky area», culture, language, marriage, family, socio-economic status, socio-political situation.

А.П. Чемчиева, канд. филос. наук, н.с. Института археологии и этнографии Сибирского отделения

Российской академии наук, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В УЛАГАНСКОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ*

Комплексная оценка этносоциальной ситуации в районах компактного проживания коренных народов Российской Федерации является значимой научной проблемой. В рамках данной статьи рассматривается этносоциальная ситуация в муниципальном образовании «Улаганский район» Республики Алтай, населенном коренным малочисленным народом - теленгитами. На основе материалов социологического исследования, проведенного в Улаганском районе в августе 2012 г., проанализированы экономические, демографические, политические и социокультурные проблемы, стоящие перед коренным населением района. Проведенное исследование зафиксировало хорошую сохранность традиций коренного населения, слабый уровень адаптации коренного населения к современным социально-экономическим условиям и рост у коренных жителей района ожиданий улучшения дел в стране.

Ключевые слова: Республика Алтай, МО «Улаганский район», культура, язык, брак, семья, социальноэкономическое положение, социально-политическая ситуация.

Этносоциологическим исследованием было охвачено семь поселений Улаганского района: Балыктуюль, Балыкча, Кара-Ку-дюр, Паспарта, Саратан, Чибиля, Улаган. Социологический опрос был проведен методом формализованного интервью. Число респондентов составило 153 человек, из них 47% мужчин и 53% женщин. В социологическом опросе приняли участие респонденты в возрасте от 18 до 75 лет.

Общая характеристика обследованного района. Муниципальное образование «Улаганский район» находится на востоке Республики Алтай, имеет горный рельеф и из-за суровости климатических условий приравнен к районам Крайнего Севера. По материалам Всероссийской переписи населения 2010 г. численность населения Улаганского района составляет 11388 человек. В этническом составе населения преобладают алтайцы 77,1%. Из других этнических групп наиболее многочисленны русские (16%) и казахи (4,5%).

Сфера этнической культуры и языка. Важно отметить, что алтайцы Улаганского района представляют собой один из шести алтайских субэтносов. Их историческое самоназвание - те-ленгиты. В советские годы теленгиты не выделялись из алтайского этноса, но уже в 2000 г. наряду с другими алтайскими субэтносами (кумандинцами, тубаларами, челканцами, телеута-ми) были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. Признание теленгитов коренным малочисленным народом до настоящего времени остается в республике дискутируемым вопросом. Сами теленгиты преимущественно обладают биэтнической идентичностью: продолжают считать себя частью как своей этнической группы, так и алтайского этноса в целом.

В ходе социологического опроса представителям коренного населения Улаганского района был задан следующий вопрос: «Как Вы считаете, алтайцы - это один народ или разные народы?». По итогам опроса, 65% опрошенных ответили, что все алтайские этнические группы являются одним народом. С ними не согласилось 31% опрошенных.

В то же время большинство опрошенных высказалось в поддержку решения о наделении теленгитов статусом коренного малочисленного народа. Совокупная доля лиц, «полностью одобряющих» и «скорее одобряющих» данное решение составила 82%. Данные опроса показали, что коренные жители обследованного района связывают со статусом малочисленного народа большие надежды на улучшение своей жизни.

По результатам опроса коренное население Улаганского района достаточно хорошо сохраняет свою традиционную культуру. Так, 51% опрошенных отметили, что хорошо знают обычаи и традиции своего народа, 39% опрошенных заявили, что осведомлены о наиболее характерных обычаях и традициях. При этом, большинство опрошенных (54%) заявило, что всегда стремятся придерживаться народных традиций. 39% респондентов указали на то, что придерживаются традиций лишь частично.

В обследованном районе практически все коренные жители являются билингвами. Они свободно владеют как родным,

так и русским языком. По данным опроса престиж родного языка очень высок, в связи с чем большинство респондентов (90%) выступают за обязательное изучение учащимися школы алтайского языка.

По данным опроса 81% респондентов отметили себя верующими людьми, 14% отнесли себя к атеистам. Следует отметить, что очень часто коренные жители рассматриваемого района, одновременно придерживаются как традиционных алтайских верований, так и православия. По мнению 38% опрошенных религиозные организации играют в жизни их села высокую роль, по мнению других 32% опрошенных - среднюю, по мнению 8% -незначительную, а по мнению 9% - не играют никакой роли.

В то же время 70% опрошенных отметили, что относятся к деятельности религиозных организаций положительно. Отрицательное отношение выразили 12% опрошенных.

Сфера брака и семьи. По данным социологического исследования средний возраст коренных жителей района при вступлении в первый брак составляет 22,7 лет (у женщин - 22,3 лет, у мужчин - 23,2 лет). В перспективе возраст вступления в брак жителей района может повыситься. На это указывают ответы респондентов о наилучшем возрасте для брака. По данным опроса наилучшим возрастом для брака у женщин был назван 23,1 года, у мужчин - 25 лет.

В обследованном районе основная масса коренного населения заключает гомогенные в этническом отношении браки. Прежде всего это связано с высокой этнической однородностью населения района. Кроме того, для значительной части жителей района принадлежность к одному этносу до сих пор является важным условием стабильности брака. Так, чуть более половины опрошенных (53%) согласилось с мнением о неустойчивости межэтнических браков. В то же время 45% респондентов не поддержала это мнение.

Результаты обследования показали, что у коренного населения Улаганского района ценность брака традиционно остается высокой: 56% опрошенных не одобряют незарегистрированные в государственном порядке браки. Тем не менее, доля лиц, высказывающихся в поддержку незарегистрированных браков растет и составляет 28%.

Обратим внимание, что на протяжении многих веков одним из важнейших регуляторов семейно-брачных отношений алтайского этноса является институт рода (алт. сеок). В традиционном алтайском обществе каждый человек имел четкое представление о своем роде. В алтайском роде строго соблюдалась родовая экзогамия, не допускавшая заключения брака между представителями одного рода, считавшимися близкими родственниками.

Материалы социологического исследования показали, что практически все коренное население Улаганского района осведомлено о своей родовой принадлежности. Вследствие этого большинство (80%) жителей района имеют четкую ориентацию на родовые ценности и считают недопустимым нарушение обычая родовой экзогамии. О возможности заключения

браков между представителями одного рода высказалось только 16% опрошенных.

По данным опроса среднее число рожденных детей в семьях респондентов составляет 2,34 детей. При этом показатели рожденных детей заметно различаются у отдельных возрастных групп. Так, на долю респондентов старше 50 лет приходится 3,26 рожденных детей, на долю респондентов в возрасте 30-49 лет -2,25 детей, а на долю молодежи до 30 лет всего 1,57 детей.

В то же время, представления жителей района об идеальном числе детей в семье (о наилучшем числе детей в семье вообще, без учета конкретной жизненной ситуации и личных предпочтений) значительно выше показателей фактического числа детей. Показатель идеального числа детей в семье равен 3,6 детям. При этом в репродуктивных установках мужчин и женщин наблюдаются различия. Мужчины проявляют склонность к большему числу детей - 3,63 детей. Установки женщины немного ниже - 3,57 детей.

Следует отметить, что представления респондентов об идеальном числе детей в семье имеют выраженную тенденцию понижения показателей при переходе от одного поколения к другому. Так, у возрастной группы старше 50 лет идеальное число детей составляет 4,47 детей, у респондентов в возрасте 30-49 лет - 3,77 детей, у молодежи до 30 лет всего 3,12 детей.

Социально-экономическое положение. Материалы социологического опроса позволяют проанализировать основные источники денежных доходов членов семей опрошенных нами респондентов. По данным опроса главным источником денежных доходов большинства респондентов является заработок членов семьи на постоянном месте работы. На это указали 44% опрошенных. Также значимыми источниками доходов, входящими в первую тройку, являются различные виды пенсионных выплат (по старости, по инвалидности, по потере кормильца) - 43% и сбор кедрового ореха - 23%.

Уровень жизни населения обследованного района достаточно отчетливо характеризуют показатели покупательной способности их денежных доходов. По нашей просьбе респонденты оценили свое материальное положение по четырехступенчатой шкале. По итогам опроса около половины опрошенных (47%) имели денежные доходы, позволяющие приобретать товары длительного пользования (холодильник, телевизор и т.д.), но недостаточные для покупки более дорогих вещей. 37% опрошенных отметили, что имеют доходы, позволяющие им обеспечить себя лишь необходимыми продуктами питания и одеждой. 4% респондентов указали, что их доходов не хватает даже на приобретение продуктов питания. Наивысший уровень самооценки денежных доходов, при котором можно приобретать дорогостоящие товары и ни в чем себе не отказывать, был присущ 7% опрошенных.

Также респондентам было предложено оценить, как изменилось материальное положение их семьи по сравнению с прошлым годом. На данный вопрос были получены следующие ответы: 33% опрошенных отметили, что материальное положение их семьи не изменилось, 5% отметили, что немного ухудшилось, 26% - немного улучшилось, 31% - существенно улучшилось.

По данным опроса 63% респондентов вели личное подсобное хозяйство. Свои ограниченные экономические возможности они компенсируют расширением производственной функции семейного домохозяйства. Основная масса респондентов, ведших личное подсобное хозяйство, высаживали картофель и другие овощные культуры, разводили домашних животных. Часть продукции подсобного хозяйства жители района потребляли внутри домохозяйства (28%), частью делились с родственниками (8%), часть сдавали частным скупщикам (33%), часть реализовывали самостоятельно (7%).

Кроме того, вкратце отметим, что по мнению опрошенных наиболее важную роль в поддержании экономического развития их села играют, прежде всего, личные подворья (72%) и крестьянские (фермерские) хозяйства (42%). 61% опрошенных указали на то, что в их селе крупные сельскохозяйственные организации (СПК) практически не играют никакой роли. Тем не менее, жители района связывали перспективы развития своих сел не только с личными подворьями (51%) и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (27%), но и подъемом крупных сельскохозяйственных организаций (28%).

В ходе опроса респондентами были названы наиболее актуальные проблемы их поселений. 75% опрошенных отметили безработицу, 66% - пьянство, 55% - плохое состояние дорог, 26% - рост преступности, 11% - рост смертности и сокращение рождаемости, 3% - распространение бедности, нищеты.

Землепользование. По данным опроса основная масса жителей района имеет в индивидуальном пользовании те или иные виды сельскохозяйственных угодий. Преимущественно жители района обладают земельными участками для сенокошения (74%) и в гораздо меньшей степени пастбищами для выпаса скота (10%) и пашнями (1%).

Что касается имущественных прав населения на земельные угодья, то большинство респондентов являлись землепользователями. Земельные участки были предоставлены либо сельской администрацией (12%), либо лесхозами (3%), часть земель была взята в аренду (12%), часть земель находились в частной собственности (14%). Около 29% опрошенных пользовались земельными участками без каких-либо оснований, на правах «родовых угодий».

Следует отметить, что в ходе опроса 31% опрошенных выразили опасение, что их земельные угодья могут быть переданы в пользование другим лицам. С ними не согласилось 45% опрошенных.

Данные опроса показали, что большинство опрошенных (59%) поддерживают частную собственность на землю. В поддержку государственной собственности на землю высказались 25% респондентов.

Оценка социально-политической ситуации. Материалы опроса показали, что 41% респондентов оценивали политическую обстановку в стране как спокойную или скорее спокойную, 26% - как неопределенную, а 23% - как напряженную или скорее напряженную.

В ходе опроса респондентам было предложено оценить, как изменилась политическая ситуация в стране за минувший год. На данный вопрос были получены следующие ответы: 27% опрошенных отметили, что политическая ситуация в стране существенно улучшилась, 34% отметили, что немного улучшилась, 28% - что не изменилась.

Оценивая развитие ситуации в стране в целом 52% респондентов выразили мнение, что страна развивается скорее в правильном направлении, 29% респондентов - в совершенно правильном направлении и 16% респондентов - скорее в неправильном направлении.

В этой связи 57% опрошенных полагали, что их жизнь в ближайшем будущем изменится к лучшему, 20% выразили мнение, что их жизнь останется без изменений, 6% респондентов ожидали изменений к худшему. При этом на вопрос о том, от какого уровня властей они ожидают социальную поддержку в первую очередь, большинство респондентов (49%) указали на федеральный уровень. От районной администрации ожидали поддержки 15% опрошенных, от сельской администрации - 16%, а вот от республиканских властей ожидали поддержки лишь 10% респондентов.

Следует отметить, что 48% респондентов считали, что правительство прилагает усилия по подъему российского села. С ними не согласилось 29% опрошенных, полагавших, что правительство бросило село на произвол судьбы.

О работе органов местной власти были хорошо информированы лишь 14% респондентов, 83% респондентов считали свою информированность недостаточной. При этом 79% опрошенных полагали, что главы муниципальных образований и сельских поселений должны избираться населением.

По данным опроса 70% опрошенных поддерживали партию «Единая Россия», 4% - партию «Справедливая Россия», 3% -Коммунистическую партию.

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:

1. Коренное население Улаганского района сохраняет свою этническую культуру;

2. Представления респондентов об идеальном числе детей в семье значительно выше показателей фактического числа рожденных детей;

3. Респонденты отмечают определенную стабилизацию экономической ситуации в районе;

4. Основными источниками денежных доходов населения являются заработная плата, пенсионные выплаты, сбор кедрового ореха;

5. Значительная часть населения имеет низкий уровень доходов, не позволяющий им удовлетворять свои основные материальные потребности;

6. Наиболее актуальной проблемой жителей Улаганского района является безработица;

7. Отсутствие работы способствует повышению хозяйственной активности населения на личном подворье;

8. Большинство респондентов поддерживает частную собственность на землю, но на практике лишь меньшинство владеет земельными угодьями на правах частной собственности;

9. Жители района недостаточно информированы о деятельности органов исполнительной власти;

10. Большинство респондентов выразило мнение, что страна развивается скорее в правильном направлении и их жизнь в ближайшем будущем изменится к лучшему.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 13-01-00170а).

Статья поступила в редакцию 01.11.13

УДК 314

Yaitakova A.V. ACTUAL PROBLEMS OF THE INSTITUTION OF THE FAMILY IN THE CONDITIONS OF POSTINDUSTRIAL SOCIETY. The article considers the major transformation processes of institution of the family in post-industrial society using the analysis of the statistical data for the specified period of time. On the basis of the author's sociological research features of transformation of institution of the family in one of the regions of the Russian Federation - the Altai Republic - are revealed. Interconditionality of the family and demographic policy and need of realization of vitalistic model of social management is reflected.

Key words: nuclear family, patriarchal family, family institution, transformational processes, post-industrial society.

А.В. Яйтакова, исполняющая обязанности главного специалиста 2 разряда Министерства труда и социального развития Республики Алтай; аспирант Горно-Алтайского гос. университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Рассмотрены основные трансформационные процессы института семьи постиндустриального общества с применением анализа статистических данных за указанный период времени. На основе авторского социологического исследования выявлены особенности трансформации института семьи в одном из регионов Российской Федерации - Республике Алтай. Отражена взаимообусловленность семейной и демографической политики и необходимость реализации виталистской модели социального управления.

Ключевые слова: нуклеарная семья, патриархальная семья, институт семьи, трансформационные процессы, постиндустриальное общество.

Становление постиндустриального общества, характеризуемое активным развитием урбанизационных и глобализационных процессов, сопровождается и трансформационными процессами института семьи. Трансформация института семьи подразумевает не только переход от патриархальной к нуклеарной семье, но и изменения в мотивационной структуре рождаемости, брачно-семейного, репродуктивного поведения.

В СССР уже в 1979 г. более 2/3 советского населения жило в нуклеарных семьях и только 20% - в сложных, а менее 10% в неполных семьях [1, с. 128]. Статистические данные свидетельствуют, что уже с конца прошлого столетия активно начинают распространяться среди населения установки на малодет-ность, усилившиеся в настоящее время. По итогам Всероссийской переписи 2010 года в составе домохозяйств, как в городе, так и в селе, по-прежнему, как и в 2002 году преобладают домохозяйства с 1 ребенком. К 2010 г. число семей увеличилось с 28,5 млн. (1959 г.) до 54,6 млн. [2]. Одной из причин, обусловливающей уменьшение количества суммарной рождаемости, является повышение занятости женщин. В результате сегодня принадлежность к определенному социальному классу, уровень образования, род деятельности женщин все больше начинает детерминировать количество детей в семье.

Широкое распространение в нашей стране получает развитие нетрадиционной формы брака, как сожительство. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, из общего числа супружеских пар, количество которых составляет 33 млн., 13% (4,4 млн.) не состоят в зарегистрированном браке, в 2002 г. таковых было 9,7% (3,3 млн.) [2]. Также сегодня наблюдается рост внебрачной рождаемости среди женщин молодых возрастов 15-19 лет и средних возрастных групп 40-44 года. В РСФСР в 1970 г. доля внебрачной рождаемости в общем числе рождений составила 10,57%, в 1980 г. - 10,78%, в 1990 г. - 14,61%, в 2000 г. - 27,96%, в 2005 г. - 29,99%, в 2010 г. - 24,87% [3, с. 98].

Все вышеперечисленные тенденции в институте семьи и брака в корне поменяли демографические процессы населения, в частности изменили репродуктивное поведение, как женщин, так и мужчин, брачно-семейные отношения, а также стали причинами кризиса семейной морали, нравственности. Эти процессы особенно углубились в начале XXI в. Следует отметить, что данные процессы в нашей стране проходят неравномерно, что обусловлено резкой социально-экономической дифференциацией регионов.

В частности, в рамках исследования процессов регионального социального управления демографическими процессами в условиях современности, автором настоящей статьи было проведено социологическое исследование в одном из регионов Сибирского федерального округа - Республике Алтай, направленного на выявление особенностей трансформации института семьи. Исследованием были охвачены все 11 муниципальных образований исследуемого региона с учетом географии расселения, полового, возрастного, национального составов населения республики. Методом анкетного опроса было опрошено 1266 человек. Данные обработаны с помощью специального пакета программ SPSS (Statistical Package for Social Science).

В настоящее время в регионе отмечается увеличение числа семей с несовершеннолетними детьми и многодетных семей. Так, по итогам 2012 года, в республике общая численность семей составляет 49,2 тыс. семей, в сравнении с 2010 годом, отмечается увеличение на 20,3%. Количество многодетных семей с 2010 года увеличилось на 13% и составило 5,2 тыс. семей. Вместе с тем, тревожным остается стабильное сохранение количества малообеспеченных семей, их общее количество, по итогам 2012 года, составило 23,8 тыс. семей, в сравнении с предыдущим годом, наблюдается уменьшение лишь на 0,9%, а в сравнении с 2010 годом - рост на 6,3%. Стабильным остается количество неполных семей, с 2011 года их количество варь-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.