Научная статья на тему 'Информация Уральского отделения Российской академии образования (УрОРАО)'

Информация Уральского отделения Российской академии образования (УрОРАО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информация Уральского отделения Российской академии образования (УрОРАО)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ИНФОРМАЦИЯ УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ (УРО РАО)

22 апреля 2009 г. состоялось заседание Бюро УрО РАО. Вступительное слово министра общего и профессионального образования Свердловской области А. Б. Соболева было посвящено основным направлениям сотрудничества Министерства с Уральским отделением Российской академии образования, связанным прежде всего с обеспечением интеграции науки и образования.

Первым согласно повестке заседания обсуждался вопрос «Научные школы в контексте инновационной стратегии развития образования». С докладом «Об основных направлениях и результатах научно-исследовательской деятельности Пермской научной психологической школы» выступил член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии Пермского государственного педагогического университета (ПГПУ) Б. А. Вяткин. В докладе была представлена история развития научной школы, основателем которой является видный отечественный ученый-психолог Вольф Соломонович Мерлин. Деятельность Мерлина и его учеников всегда была связана с разработкой концепции интегральной индивидуальности, с изучением проблем индивидуального развития и саморазвития воспитанников дошкольных учреждений, учащихся школ, профессиональных училищ и вузов. Педагогическая проблематика остается приоритетом научной работы Института психологии ПГПУ на протяжении последних десятилетий. Психология индивидуальности - важнейшее направление современного «человекознания», так как исследования в этой области способствуют решению наиболее острых социально-прикладных задач: индивидуализации обучения школьников и студентов; подготовке молодежи к сознательному выбору профессии; становлению профессионала и его совершенствованию; оптимальному взаимодействию человека с техникой и другими людьми; адаптации индивидуальности к коллективу, к условиям труда; научной обоснованности профотбора, подбора и расстановки кадров; профилактике психосоматических расстройств и коррекции отклоняющегося поведения и многих других.

Сегодня развитие Пермской психологической школы идет по линии интеграция науки, образования и практики. Только за 2000-2006 гг. подготовлено и защищено по данной тематике 7 докторских и более 40 кандидатских диссертаций. Результаты исследований регулярно докладыва-

ются на конференциях и опубликованы в коллективных монографиях «Интегральная индивидуальность человека и ее развитие» (М., 1999), «Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в профессиональном образовании» (Екатеринбург, 2000), «Полисистемное исследование индивидуальности» (М., 2005), «Пол и gender в интегральном исследовании индивидуальности» (Пермь, 2008). Кроме того, изданы монографии Хоти-нец «Этническое самосознание» (СПб., 2000), Волочкова «Активность субъекта и развитие учащихся» (Пермь, 2003), Исмагиловой «Психология стиля психологического общения» (Пермь, 2003), Хрусталевой «Педагогическая одаренность» (Пермь, 2004); учебное пособие: Вяткина «Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека» (М., 2007), Вяткина, Ждановой «Психология познания индивидуальности» (М., 2007). Результаты исследований пермских ученых постоянно печатаются в центральных психологических журналах «Мир психологии», «Вопросы психологии», «Психологические журнал», «Психология в образовании» и др.

Бюро УрО РАО одобрило научно-исследовательскую деятельность Института психологии ПГПУ и рекомендовало представить материалы о научной школе в готовящееся издание УрО РАО «Научно-образовательные школы Урала, 2000-2010».

В рамках вопроса «Роль научно-образовательных Центров УрО РАО в интеграции науки и практики образования» был заслушан доклад «Об основных направлениях и результатах деятельности Пермского научно-образовательного центра УрО РАО» ученого секретаря Центра, доктора технических наук, профессора А. М. Ханова. Миссия Пермского центра -интеграция науки и практики в области непрерывного технологического образования в Пермском крае. Для решения этой задачи определены методы научно-практической деятельности, на базе механико-технологического факультета Пермского государственного технического университета создана экспериментальная площадка «Учебно-демонстрационный центр по металлообработке ПГТУ - Урал-Инструмент Пумори». В Комплексную целевую программу научных исследований на 2009 г. УрО РАО заявлена основная тема исследования «Разработка компетентностной модели выпускника технического вуза с учетом многоуровневой инженерной подготовки и требований регионального рынка труда». Образована Ассоциация педагогов технологического образования, которая способствует развитию горизонтальных связей между учеными и педагогами, занимающимися проблемами технологического образования и инновациями в области образования.

С докладом «Об основных направлениях и результатах деятельности Оренбургского научно-образовательного центра УрО РАО» выступила директор Центра, доктор педагогических наук, профессор В. Г. Рындак.

В структуре Оренбургского центра функционирует 17 подразделений, имеющих свой уникальный опыт работы. Центр не только проводит теоретические исследования, но и выполняет функцию связующего звена между фундаментальной педагогической наукой и образовательной практикой. Решение научно-практических задач осуществляется согласно приоритетным направлениям исследований по естественным и гуманитарным наукам (отраслевые и межотраслевые экспериментальные разработки по естественным и гуманитарным наукам; охрана интеллектуальной собственности ученых; координация научно-исследовательской деятельности в области инновационной педагогики и др.). Наиболее крупные проекты Центра («Концепция региональной семейно-демографической политики Оренбургской области на 2008-2025 гг.», «Педагогическое просвещение родителей», «Концепция развития государственно-обще-

ственного управления образованием в Оренбургской области», «Фронтальная проверка: содержание, структура, методы», Федеральный проект переподготовки директоров школ по программе «Современный образовательный менеджмент») поддерживаются Министерством социального развития и Министерством образования Оренбургской области. Благодаря социальному партнерству в течение последних пяти лет опубликовано 17 монографий, 35 методических пособий, 10 академических докладов, буклеты, альбомы творческих работ, методические пособия с мультимедийным приложением.

Наряду с безусловными достижениями в работе Центра имеются определенные сложности. Отсутствуют реальные механизмы расширения сферы деятельности и диверсификации, недостаточными являются целевое финансирование научных исследований, поддержка публикаций в журналах УрО РАО и международных изданиях, поощрение участников научно-образовательных проектов со стороны научных организационных структур РАО.

По результатам обсуждения, в котором приняли участие академик РАО Г. М. Романцев, министр общего и профессионального образования Свердловской области А. Б. Соболев, член-корреспондент РАО К. Ш. Ахияров, ученый секретарь УрО РАО Л. М. Андрюхина и др., было вынесено решение одобрить и признать эффективной деятельность Пермского и Оренбургского научно-образовательного центров. Опыт работы Пермского центра по развитию непрерывного технологического обучения в школе, системе начального, среднего и высшего профессионального образования и опыт Оренбургского центра по развитию социального партнерства рекомендовано опубликовать в журнале «Образование и наука. Известия УрО РАО», а также в изданиях «Научно-образовательные школы Урала,

2000-2010», «Научно-образовательные Центры УрО РАО, 2000-2010 гг.». Научным коллективам центров предложено сформировать проекты в Комплексную программу научно-исследовательских работ УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций, 2009-2010 гг.».

В связи с вопросом «Подготовка специалиста в условиях интегрированной среды “вуз - колледж”» выступил кандидат химических наук, доцент, директор Машиностроительного института Российского государственного профессионально-педагогического университета А. А. Жу-ченко. В РГППУ ведутся работы по интеграции профессионального образования различных уровней, определены основные направления формирования единого профессионально-образовательного пространства в структуре «вуз - колледж». Однако новообразования в данной интегрированной среде требуют специального изучения. Это касается определения состава и структуры компетенций, создания научно обоснованных интегрированных образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий. Не изученными остаются условия создания интегративного профессионально-образовательного пространства и условия осуществления интегративно-педагогической деятельности. Требует научного обоснования модель технологии формирования интегрированной среды «вуз - колледж».

Бюро признало целесообразной деятельность РГППУ по созданию интегрированной среды «вуз - колледж» как феномена, приходящего на смену традиционному преемственному образованию. Было предложено продолжить изучение проблем, связанных с формированием данной среды; включить в Комплексную программу научно-исследовательских работ УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций, 2009-2010» проект создания и функционирования интегрированной образовательной среды «вуз - колледж» и регулярно освещать результаты исследований в журнале «Образование и наука. Известия УрО РАО».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.