НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ИНФОРМАЦИЯ УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ (УРО РАО)
22 апреля 2009 г. состоялось заседание Бюро УрО РАО. Вступительное слово министра общего и профессионального образования Свердловской области А. Б. Соболева было посвящено основным направлениям сотрудничества Министерства с Уральским отделением Российской академии образования, связанным прежде всего с обеспечением интеграции науки и образования.
Первым согласно повестке заседания обсуждался вопрос «Научные школы в контексте инновационной стратегии развития образования». С докладом «Об основных направлениях и результатах научно-исследовательской деятельности Пермской научной психологической школы» выступил член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии Пермского государственного педагогического университета (ПГПУ) Б. А. Вяткин. В докладе была представлена история развития научной школы, основателем которой является видный отечественный ученый-психолог Вольф Соломонович Мерлин. Деятельность Мерлина и его учеников всегда была связана с разработкой концепции интегральной индивидуальности, с изучением проблем индивидуального развития и саморазвития воспитанников дошкольных учреждений, учащихся школ, профессиональных училищ и вузов. Педагогическая проблематика остается приоритетом научной работы Института психологии ПГПУ на протяжении последних десятилетий. Психология индивидуальности - важнейшее направление современного «человекознания», так как исследования в этой области способствуют решению наиболее острых социально-прикладных задач: индивидуализации обучения школьников и студентов; подготовке молодежи к сознательному выбору профессии; становлению профессионала и его совершенствованию; оптимальному взаимодействию человека с техникой и другими людьми; адаптации индивидуальности к коллективу, к условиям труда; научной обоснованности профотбора, подбора и расстановки кадров; профилактике психосоматических расстройств и коррекции отклоняющегося поведения и многих других.
Сегодня развитие Пермской психологической школы идет по линии интеграция науки, образования и практики. Только за 2000-2006 гг. подготовлено и защищено по данной тематике 7 докторских и более 40 кандидатских диссертаций. Результаты исследований регулярно докладыва-
ются на конференциях и опубликованы в коллективных монографиях «Интегральная индивидуальность человека и ее развитие» (М., 1999), «Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в профессиональном образовании» (Екатеринбург, 2000), «Полисистемное исследование индивидуальности» (М., 2005), «Пол и gender в интегральном исследовании индивидуальности» (Пермь, 2008). Кроме того, изданы монографии Хоти-нец «Этническое самосознание» (СПб., 2000), Волочкова «Активность субъекта и развитие учащихся» (Пермь, 2003), Исмагиловой «Психология стиля психологического общения» (Пермь, 2003), Хрусталевой «Педагогическая одаренность» (Пермь, 2004); учебное пособие: Вяткина «Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека» (М., 2007), Вяткина, Ждановой «Психология познания индивидуальности» (М., 2007). Результаты исследований пермских ученых постоянно печатаются в центральных психологических журналах «Мир психологии», «Вопросы психологии», «Психологические журнал», «Психология в образовании» и др.
Бюро УрО РАО одобрило научно-исследовательскую деятельность Института психологии ПГПУ и рекомендовало представить материалы о научной школе в готовящееся издание УрО РАО «Научно-образовательные школы Урала, 2000-2010».
В рамках вопроса «Роль научно-образовательных Центров УрО РАО в интеграции науки и практики образования» был заслушан доклад «Об основных направлениях и результатах деятельности Пермского научно-образовательного центра УрО РАО» ученого секретаря Центра, доктора технических наук, профессора А. М. Ханова. Миссия Пермского центра -интеграция науки и практики в области непрерывного технологического образования в Пермском крае. Для решения этой задачи определены методы научно-практической деятельности, на базе механико-технологического факультета Пермского государственного технического университета создана экспериментальная площадка «Учебно-демонстрационный центр по металлообработке ПГТУ - Урал-Инструмент Пумори». В Комплексную целевую программу научных исследований на 2009 г. УрО РАО заявлена основная тема исследования «Разработка компетентностной модели выпускника технического вуза с учетом многоуровневой инженерной подготовки и требований регионального рынка труда». Образована Ассоциация педагогов технологического образования, которая способствует развитию горизонтальных связей между учеными и педагогами, занимающимися проблемами технологического образования и инновациями в области образования.
С докладом «Об основных направлениях и результатах деятельности Оренбургского научно-образовательного центра УрО РАО» выступила директор Центра, доктор педагогических наук, профессор В. Г. Рындак.
В структуре Оренбургского центра функционирует 17 подразделений, имеющих свой уникальный опыт работы. Центр не только проводит теоретические исследования, но и выполняет функцию связующего звена между фундаментальной педагогической наукой и образовательной практикой. Решение научно-практических задач осуществляется согласно приоритетным направлениям исследований по естественным и гуманитарным наукам (отраслевые и межотраслевые экспериментальные разработки по естественным и гуманитарным наукам; охрана интеллектуальной собственности ученых; координация научно-исследовательской деятельности в области инновационной педагогики и др.). Наиболее крупные проекты Центра («Концепция региональной семейно-демографической политики Оренбургской области на 2008-2025 гг.», «Педагогическое просвещение родителей», «Концепция развития государственно-обще-
ственного управления образованием в Оренбургской области», «Фронтальная проверка: содержание, структура, методы», Федеральный проект переподготовки директоров школ по программе «Современный образовательный менеджмент») поддерживаются Министерством социального развития и Министерством образования Оренбургской области. Благодаря социальному партнерству в течение последних пяти лет опубликовано 17 монографий, 35 методических пособий, 10 академических докладов, буклеты, альбомы творческих работ, методические пособия с мультимедийным приложением.
Наряду с безусловными достижениями в работе Центра имеются определенные сложности. Отсутствуют реальные механизмы расширения сферы деятельности и диверсификации, недостаточными являются целевое финансирование научных исследований, поддержка публикаций в журналах УрО РАО и международных изданиях, поощрение участников научно-образовательных проектов со стороны научных организационных структур РАО.
По результатам обсуждения, в котором приняли участие академик РАО Г. М. Романцев, министр общего и профессионального образования Свердловской области А. Б. Соболев, член-корреспондент РАО К. Ш. Ахияров, ученый секретарь УрО РАО Л. М. Андрюхина и др., было вынесено решение одобрить и признать эффективной деятельность Пермского и Оренбургского научно-образовательного центров. Опыт работы Пермского центра по развитию непрерывного технологического обучения в школе, системе начального, среднего и высшего профессионального образования и опыт Оренбургского центра по развитию социального партнерства рекомендовано опубликовать в журнале «Образование и наука. Известия УрО РАО», а также в изданиях «Научно-образовательные школы Урала,
2000-2010», «Научно-образовательные Центры УрО РАО, 2000-2010 гг.». Научным коллективам центров предложено сформировать проекты в Комплексную программу научно-исследовательских работ УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций, 2009-2010 гг.».
В связи с вопросом «Подготовка специалиста в условиях интегрированной среды “вуз - колледж”» выступил кандидат химических наук, доцент, директор Машиностроительного института Российского государственного профессионально-педагогического университета А. А. Жу-ченко. В РГППУ ведутся работы по интеграции профессионального образования различных уровней, определены основные направления формирования единого профессионально-образовательного пространства в структуре «вуз - колледж». Однако новообразования в данной интегрированной среде требуют специального изучения. Это касается определения состава и структуры компетенций, создания научно обоснованных интегрированных образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий. Не изученными остаются условия создания интегративного профессионально-образовательного пространства и условия осуществления интегративно-педагогической деятельности. Требует научного обоснования модель технологии формирования интегрированной среды «вуз - колледж».
Бюро признало целесообразной деятельность РГППУ по созданию интегрированной среды «вуз - колледж» как феномена, приходящего на смену традиционному преемственному образованию. Было предложено продолжить изучение проблем, связанных с формированием данной среды; включить в Комплексную программу научно-исследовательских работ УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций, 2009-2010» проект создания и функционирования интегрированной образовательной среды «вуз - колледж» и регулярно освещать результаты исследований в журнале «Образование и наука. Известия УрО РАО».