результаты любых выборов, как в регионе, так и в России. Надо чаще организовывать встречи известных политиков и политологов со студенческой средой, чтобы студенты знали содержание идеологических и экономических платформ партий и кандидатов и с открытыми глазами шли на выборы с учетом собственного видения будущего региона и страны. Тогда не будет политической инфантильности студентов и победы строки в избирательном бюллетене «против всех».
Следует обратить внимание на исключительно высокое уважение и американцев, и европейцев к собственной конституции. У нас этому аспекту не уделяется должного внимания в образовательном процессе университета, что размывает политические взгляды студентов на цели общества, заложенные в главном документе страны. И совершенно не изучаются в вузе основополагающие документы субъекта федерации.
В нашем регионе практически не функционируют общевузовские студенческие образования, что не способствует организации студенческой молодежи на решение общерегиональных молодежных проблем, не выявляет лидеров из студенческой среды, не позволяет молодежи иметь своих представителей во власти при выработке стратегии региона. Думаю, что Совет ректоров области в этой части не делает все возможное.
Неотъемлемой частью образовательной деятельности вузов является подготовка молодого специалиста к работе в рыночной экономике. Практика показывает, что значительное число выпускников, которых готовят для работы на промышленных предприятиях, идут в малый и средний бизнес. Многие студенты совмещают учебу с работой именно в малых фирмах. Если выпускники экономического факультета в целом готовы к этому, то выпускники технических специальностей явно будут в малом бизнесе чувствовать себя неуютно. Конечно, предпринимательская жилка - это врожденная черта, но знания в развертывании бизнеса имеют все же приоритет. На мой взгляд, для технических специальностей необходимо в учебный процесс включить курсы по экономике малого бизнеса.
Вместе с этим перед университетами стоит проблема пополнения вузовского бюджета за счет внебюджетной деятельности, учитывая явную недостаточность госбюджетных средств. Существующий курс на ежегодное увеличение студенческого контингента за счет коммерческого набора себя не оправдывает. Коммерческий набор чреват своими недостатками: резко понижается уровень успеваемости в группах, коммерциализация обучения увеличивает коррупцию и безнравственность, что особенно страшно для молодежи, которая и дальше не будет верить в честность и искренность своих руководителей. Учебный процесс все более свертывается в связи с нехваткой материальной базы и преподавательского состава. Учебная перегрузка преподавателей приводит к снижению качества учебного процесса и максимальному упрощению содержания учебной дисциплины.
Думаю, что в сегодняшних условиях выходом из этого положения будет не увеличение коммерческого набора абитуриентов, а системная платная переподготовка инженерных, экономических и управленческих кадров предприятий и организаций в вузах. Для этого необходимо совместное решение администрации области, Совета предпринимателей и промышленников, директорского корпуса и Совета ректоров. Следует отметить, что проблема переподготовки или повышения профессиональной квалификации работников предприятий крайне актуальна.
Неотвратимый переход экономики на инновационный путь развития будет все интенсивнее толкать «в объятия» вузы и предприятия. Для нашего депрессивного региона это актуально в наибольшей степени.
Уверен, что семинар выработает свое отношение и рекомендации по рассматриваемым проблемам.
Ефимов Владимир Васильевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Управление качеством» Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ), ректор УлГТУ (1989-1999). Имеет монографии, учебные пособия и статьи в области менеджмента качества.
И. Б. КОННОВА
ИНФОРМАЦИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА ТРУДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СПЕЦИАЛИСТАХ
Для определения потребности региональной экономики в кадрах по уровням профессионального образования в 2003 г. был проведен мониторинг потребности в кадрах, в котором приняли участие представители всех высших учебных заведений области.
©КонноваИ. Б., 2004
Мониторинг проводился дв^мя лабораториями: НИЦ «Регион» и группой исследователей из УлГПУ, УлГТУ и УлГСХА под руководством профессора Лапина. НИЦ «Регион» были опрошены 97% предприятий, охватывающих рынок труда муниципальной сферы Ульяновска. Вторая группа исследователей опиралась на опрос работодателей среди средних и
крупных предприятий, в соответствии с которым были направлены анкеты 900 юридическим лицам, что составляет 1/3 общего количества предприятий данной группы, зарегистрированных в статистике. Среди обследованных предприятий предприятия разной формы собственности и отраслевой принадлежности.
Как показало исследование, работодатели в основной своей массе придерживаются все еще прежнего подхода к удовлетворению потребности в кадрах, рассматривая персонал в качестве одной из разновидностей низкозатратных материальных ресурсов, которого в избытке имеется на региональном рынке труда, в то время как рынок труда сменил свой характер с трудоизбыточного на трудодефицитный, что подтверждается и данными мониторинга. Это приводит к тому, что на предприятиях отсутствуют прогнозы и перспективные программы удовлетворения потребностей предприятий в квалифицированной рабочей силе, статус отделов кадров по-прежнему низок и они рассматриваются менеджментом в качестве вспомогательных второстепенных подразделений предприятия. Поэтому их деятельность направлена на решение только текущих задач организации. Перспективное планирование потребности в кадрах нас срок более 3 лет имеют только 25% организаций, от 1 года до 3 лет - 27%. В 55% организаций отсутствует перспективное планирование потребности в кадрах. Причем, основная причина появления вакансий - это замена уволившихся (67,5), а появление вакансий за счет технологического переоснащения предприятий отметили 1,7% организаций и 9,8% - за счет расширения объемов производства.
В большинстве отраслей региональной экономики продолжается сокращение персонала на фоне роста объемов производства, что в условиях крайне низкого обновления фондов и вредных условий работы означает превышение допустимых санитарно-гигиенических норм. Так, в 2003 г. с крупных и средних предприятий области были уволены 58 тыс. человек (14% от среднесписочной численности). Из общего числа уволенных лишь 2,4 тыс. человек были освобождены в связи с сокращением, а 44,9 или 76,7% ушли по собственному желанию. За этот же период времени в организациях области были приняты 51,1 тыс. человек, т. е. выбытие кадров компенсировалось приемом лишь на 87,3%. Широкое распространение получает ненормированный рабочий день, что ведет к необоснованному и повышенному износу рабочей силы, ухудшению здоровья и воспроизводственных возможностей населения.
В то же время в области достаточно динамично развивается сектор малого бизнеса и частного предпринимательства. Так на 1 октября 2003 г. в статистике было учтено более 56 тыс. индивидуальных предпринимателей, что по отношению к аналогичному периоду 2002 г. количество увеличилось почти в 7 раз, т. е. мы можем говорить о прохождении определенного бума интереса к регистрации бизнеса в форме индивидуального предпринимательства. Сейчас в Ульяновской области количество индивидуальных предпринимателей превышает количество организа-
ций в 2,3 раза, в то же время и они являются потребителями кадров.
Остается напряженной ситуация с занятостью молодежи. Так в целом по области из общего числа безработных доля молодежи в возрасте от 15 до 29 лег достигает 24,7% (в 2002 году 35%). Доля выпускников учебных заведений, пришедших на рынок труда Ульяновской области в 2003 г., составила 14,5%, а среди всех зарегистрированных каждый десятый с высшим, каждый третий со средним профессиональным образованием. В 2003 г. в службу занятости обратились 316 выпускников с начальным профессиональным образованием, 1136 со средним и 249 с высшим образованием. Трудоустроены 37% с начальным, 35% со средним и 45% с высшим профессиональным образованием.
Как и в прошлом году, так и в 2003 г. мониторинг региональной потребности в кадрах показал, что в регионе ощущается отчетливый дефицит рабочей силы. Большинство имеющихся вакансий (более 80%) на рынке труда Ульяновской области относится к рабочим массовых профессий, однако в структуре их подготовки они занимают около 30%, т. е. регион характеризуется значительным несоответствием параметров работы рынков труда и образовательных услуг. Анализ распределения выпускников профессиональных учебных заведений говорит о том, что ни по объемам, ни по профессиональной структуре оно не соответствует текущим и перспективным потребностям отраслей экономики области. Прямые договоры на подготовку кадров с вузами имеют лишь 12% организаций, с сузами - 10,3%, с профтехучилищами - 9,4%. Целевое распределение по договорам учебных заведений с предприятиями имеют в среднем 20% выпускников, 56% осуществляют самостоятельный поиск. В целом на региональном рынке труда квалифицированной рабочей силы сохраняется тенденция абсолютного перепроизводства молодых специалистов, для которых работодатели не стали основными заказчиками подготовки кадров. Но необходимо отметить, что 10% предприятий готовы платить деньги за подготовку кадров, причем затрачивая на одного работника в год более 5 тыс. рублей.
Анализ нынешнего текущего состояния кадрового потенциала Ульяновской области выявляет недостатки в области подготовки квалифицированных кадров. По результатам мониторинга лишь 36 % предприятий считают, что уровень подготовки молодых специалистов вузов соответствует требованиям работодателей, у выпускников сузов - 33,7%. у выпускников профтехучилищ - 31,3%.
В области интенсивно развивается негосударственный сектор ВПО, и в 2003 г. в нем обучался 1% от общего количества студентов вузов. Следует отметить, что в данных официальной статистики представлена только информация по аккредитованным филиалам негосударственных вузов. На самом деле в области действуют еще более 20 представительств государственных и негосударственных вузов. Поэтому реальное количество студентов в негосударственном сегменте ВПО оценивается в пределах 8-10 тыс.
человек. Таким образом, по результатам мониторинга 2003 г. общая потребность в кадрах составляет более 28 тыс. человек, в 2004 г. - 20,6 тыс. человек. Наиболее востребованы: инженеры всех специальностей -2300, системные администраторы - 555, бухгалтеры -530, учителя - 525, менеджеры - 290, юристы - 240, врачи - 300, экономисты - 300, агрономы - 320, ветеринары - 235, зоотехники - 215, электронщики - 125, руководители всех рангов - 420, технологи - 430, механики - 275, медицинские работники - 265, музыкальные работники - 205 человек. Среди рабочих специальностей наиболее востребованы: швея-мотористка - 2145 человек, тракторист-машинист -1965, слесарь - 1125, электромонтеры - 940, электрогазосварщики - 935, токари - 920, водители - 815, скотники - 595, доярки - 555, электрики - 460, сантехники - 425 человек и т. д. Слабо востребованы на рынке труда: библиотекари, товароведы, закройщики, кондитеры, психологи, социальные работники, искусствоведы, дизайнеры, микробиологи, экологи, редакторы, звукооператоры, звукорежиссеры, модельеры, геодезисты. По муниципальным предприятиям Ульяновска численность занятых сократилась за последние три года на 2000 человек. Большинство малых и средних предприятий сохраняют относительную стабильность численности занятых.
Рынок труда муниципальной сферы отличается высокой текучестью кадров. Ежегодная текучесть кадров составляет более 20% от численности занятых в сфере, т. е. каждый пятый. Причем замена пенсионеров в этом потоке составляет не более 5%. Остальные рабочие места освобождаются добровольно. Увеличение рабочих мест в 2003 г. произошло лишь только на двух предприятиях: МУП «Городской теп-лосервис» и «Ульяновский водоканал». Из 140 вновь появившихся рабочих мест в связи с увеличением объемов работ 65 вакансий приходится на тепдосер-вис, 70 - на водоканал. Общая тенденция последних лет показывает, что лишь 1% вакансий обусловливается расширением деятельности предприятий.
Отличительной особенностью рынка труда муниципального сектора является низкая потребность в специалистах-работниках со специальным профессиональным образованием. Данные за последние три года показывают, что порядка 90% вакансий занимают неквалифицированные работники. В структуре спроса на специалистов 60-75% составляют работники с начальным профессиональным образованием, на специалистов со средним и высшим образованием приходится 10-20%. Рост спроса на работников с высшим образованием в 2002 г. имеет ситуационный характер. Он объясняется реорганизацией двух предприятий МУП «Гортеплосеть» и МУП «Городской теплосервис», в ходе которого были приняты 49 специалистов с высшим образованием. В целом отмечается отсутствие перспективного прогнозирования потребности в кадрах.
Как показывают данные исследования, спрос на выпускников учебных заведений со стороны предприятий муниципальной сферы очень низкий. Ежегодно трудоустраиваются порядка 30 молодых спе-
циалистов, что составляет менее 1% от общего приема работников. В целом, потребность предприятий в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием закрывается работниками со стажем. На предприятиях муниципальной сферы отсутствует практика наставничества и тесного сотрудничества с учебными заведениями.
Вместе с тем предприятия муниципальной сферы имеют достаточно стабильную потребность в специалистах с высшим образованием по следующим направлениям: экономика и управление, технические науки, энергетика и энергомашиностроение, электротехника, строительство и архитектура, юриспруденция. По всем востребованным направлениям специальностей ведется подготовка в высших учебных заведениях. Однако спрос на выпускников вузов низкий. Например, по специальностям экономика и управление на предприятии, и электротехника, электромеханика и электротехнологии в исследуемый период не было принято ни одного молодого специалиста. Обращает на себя внимание полное отсутствие спроса на выпускников специальности «Муниципальное и государственное управление».
По выпускникам сузов спрос по трем специальностям: «энергоснабжение», «бухгалтерский учет, налоги и налогообложение», «строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Трудоустройство этих специалистов составляет 1-2 человека в год.
По выпускникам профтехучилищ регулярно принимаются на работу водители автомобиля, электромонтеры и слесари санитарно-технических систем. Стабильный ежегодный прием выпускников этих профессий 10-12 водителей, 1 электромонтер и 1 слесарь в год.
Итак, полученные данные свидетельствуют о низком уровне кадрового планирования на предприятиях муниципального сектора. Большинство опрошенных руководителей кадровых подразделений смогли лишь назвать специальности, по которым возможен прием, а не точное число вакансий. Деятельность предприятий не предполагает привлечение работников новых профессий и специальностей, так как совершенно отсутствуют процессы модернизации и переоснащения. Предприятия муниципальной сферы являются рынком труда, главным образом, для специалистов с начальным профессиональным образованием. В целом же рынок труда Ульяновской области характеризуется в 2002-2003 гг. следующим:
1. Увеличение численности населения трудоспособного возраста на 0,9%, что обусловлено вступлением в трудоспособный возраст значительной части граждан, родившихся в 80-е гг. В 2003 г. отмечался максимальный прирост граждан трудоспособного возраста - на 11 700 человек, после чего он будет постоянно снижаться в 2004 г. - на 9360, 2005 г. - на 4680, а после 2006 г. начнется абсолютное сокращение численности трудоспособного возраста.
2. Сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом. Реформирование экономики, а также участие России в процессах глобализации мирового хозяйства в связи со вступлени-
ем во Всемирную торговую организацию активизирует высвобождение работников, которое не в полной мере будет компенсироваться спросом на рабочую силу с учетом новых рабочих мест.
3. Профессиональный уровень значительной части работников предприятий не соответствует требованиям стандартов, что отрицательно влияет на их конкурентоспособность. Сохраняется тенденция к старению и сокращению кадрового состава высококвалифицированных рабочих, а также сокращению объемов профессионально-технической подготовки кадров на производстве.
4. Недостаточный спрос на рабочую силу при ее дефиците на локальных рынках труда по причине несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, низкой трудовой мобильности населения.
5. Сохранение высокого уровня неэффективной занятости.
6. Недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса.
7. Рост напряженности на рынке труда в сельской местности, обусловленный ростом численности трудоспособного населения и ростом численности общей и регистрируемой безработицы, недостаточное развитие малых форм хозяйствования на земле.
8. Сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий населения (молодежи, женщин, имеющих детей, инвалидов, беженцев, вынужденных переселенцев).
В связи с этим предлагается:
1. Полученные результаты мониторинга должны стать основой для определения параметров подготовки необходимых кадров в 2004-2005 гг.
2. Практиковать использование труда студентов на временных работах в организациях.
3. Содействовать трудоустройству и адаптации требованиям рынка труда выпускников учебных заведений путем расширения практики контрактной подготовки кадров, стимулировав тех работодателей, которые создают рабочие места для молодежи, представляют возможность прохождения производственной практики на предприятиях.
4. Приглашать работодателей на защиту дипломных проектов.
5. Разработать специалистами выпускающих кафедр совместно с работодателями индивидуальные учебные планы целевой дополнительной подготовки.
6. Проводить факультетские встречи с работодателями, дни предприятий и фирм в вузах, презентации новых специальностей с приглашением работодателей.
7. Приглашать высококвалифицированных, специалистов предприятий для участия в процессе преподавания и контроля за уровнем подготовки молодых специалистов.
8. На уровне каждого муниципального образования разработать:
- прогноз потребности в кадрах предприятий территории на среднесрочную перспективу;
- программу профессиональной ориентации молодежи;
- баланс распределения выпускников 9-х и 11-х классов образовательной школы по дальнейшим каналам обучения и формирования планов комплектования образовательных учреждений;
- готовить территориальный заказ на подготовку кадров за счет средств бюджетов соответствующего уровня.
9. Через областной союз промышленников и предпринимателей обеспечить расширение и поддержку вузов с предприятиями. Обсудить на заседании совета вопрос «О сотрудничестве профессиональных учебных заведений с организациями области».
10. Департаменту занятости населения систематически проводить работу по обеспечению студентов оперативной и достоверной информацией о потребности регионального рынка труда и наличии вакантных рабочих мест.
Коннова Инна Борисовна, заместитель начальника Управления по труду Администрации Ульяновской области.
А. Е. ПЕЩАНИЦКИЙ
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ
Правильно выбранная кадровая политика обеспечивает:
• своевременное укомплектование кадрами рабочих и специалистов в целях обеспечения бесперебойного функционирования производства, своевременного освоения новой продукции;
• формирование необходимого уровня трудового потенциала коллектива предприятия при минимизации затрат (экономия в разумных пре-
© Пещаницкий А. Е., 2004
делах издержек, связанных с наймом работников, подготовкой кадров с учетом не только расходов в текущем периоде, но и на последующую переподготовку и повышение квалификации и
т. д.);
• стабилизацию коллектива благодаря учету интересов работников, предоставлению возможностей для квалификационного роста и получения других льгот;