АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н. С. Баранова
Торгово-технологический колледж, г. Йошкар-Ола Результаты апробации программы «1С Колледж»
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
В 2011 году Торгово-технологический колледж, первый среди образовательных учреждений Республики Марий Эл, выступил в роли экспериментальной площадки для апробации новой автоматизированной системы управления (АСУ) «1С Колледж», разработанной на базе известной платформы «1С Предприятие 8.2».
Значительный период апробации программы — с октября 2011 по июль 2012 года — позволил раскрыть многофункциональный потенциал данной АСУ в полном объеме. Последний этап апробации, запланированный на май-июль 2012 года, ставит целью использование программы в рамках проведения приемной комиссии 2012-2013 гг.: данная АСУ автоматически отслеживает количество поданных заявлений, соотносит их с количеством запланированных мест, систематизирует анкеты абитуриентов, составляет рейтинг и др.
Программа состоит из следующих основных разделов: приемная комиссия, деканат, учебная часть, воспитательная работа, производственное обучение, справочники, сервис и администрирование. Для корректной работы всех разделов необходимо первоначальное заполнение раздела «Справочники» (ноябрь-декабрь 2011 г.), который представляет собой базу данных по обучающимся и преподавателям колледжа, включает в себя фонд аудиторий и специальных кабинетов, факультеты и отделения колледжа и др.
При заполнении раздела «Учебная часть» были выделены важные для колледжа преимущества. Одним из них является то, что структура стандарта и учебных планов в программе приведены в соответствии с ФГОС-3. «1С Колледж» поддерживает профессиональные модули и междисциплинарные курсы, позволяет создавать учебные планы по ФГОС-3, в программе реализована поддержка компетентностного подхода как в государственных стандартах, так и в учебных планах.
В итоге уже проведенных этапов апробации было доказано, что «1С Колледж» имеет ряд неоспоримых преимуществ, позволяя учебному заведению:
• комплексно автоматизировать учебный процесс;
• оперативно управлять учебно-методическим процессом, производственными практиками;
• отслеживать изменения контингента;
• предоставить возможность накопления информации для анализа и дальнейшего принятия эффективных управленческих решений, что повысит качество предоставляемых услуг.
Таким образом, автоматизированная программа «1С Колледж» — это комплексная система для управления образовательным учреждением на всех уровнях управленческой деятельности — от работы приемной комиссии до выпуска студента.
Р. Г. Гарифуллин
Строительно-промышленный колледж, Республика Марий Эл Информационный ресурс современного колледжа
В статье дана характеристика дидактических свойств информационного ресурса, представлен опыт работы колледжа по формированию информационного ресурса.
Проходящие процессы интеграционных изменений в образовании, внедрения современных образовательных технологий, нормативных принципов финансирования, поиска более адекватных моделей оплаты и стиму-
Р. Г. Гарифуллин
53
лирования труда обуславливают необходимость дальнейшего совершенствования информационной основы подготовки и принятия управленческих решений в данной приоритетной сфере.
Информация и знания, легкодоступные для непосредственного использования, составляют информационный ресурс колледжа. В отличие от материальных и технических ресурсов общества, информационный ресурс практически неисчерпаем, его запасы по мере развития общества и степени его потребления растут. Этот ресурс возникает в результате творческого умственного труда и выступает формой включения науки в состав производительных сил общества [3].
Информационное обеспечение колледжа ориентировано на потребителей педагогической информации. В числе основных групп выделяются коллективные, включающие в себя коллектив учебного заведения; групповые — администрация, творческие группы, методические объединения; индивидуальные — директор, заместители директора, методисты, преподаватели, учащиеся. Сегодня можно констатировать, что колледж развивается в направлении информатизации образования, о чем свидетельствует наличие локальной вычислительной сети, увеличение затрат на приобретение современной компьютерной техники, наличие связей внутри информационно-образовательного пространства города, инициирующее взаимодействие со школьным образованием, с библиотеками, научными и культурными сообществами, социальными службами. Одним из факторов, обеспечивающих успешность и эффективность работы современного колледжа, является использование сетевого ресурса — это дидактический, программный и технический комплекс, предназначенный для обучения с преимущественным использованием среды Интернет/Интранет, независимо от расположения обучающих и обучающихся в пространстве и во времени.
Информационные образовательные ресурсы Интернет, применяемые в колледже, — это средства для наполнения педагогической информацией баз данных: нормативно-правовой (государственные образовательные стандарты, аттестация, нормативные акты); адресной (web-сайты с образовательными ресурсами); тематической (информационные порталы по гуманитарным, естественнонаучным отраслям знаний); рекламно-маркетинговой (сайты с информацией по предоставлению рабочих мест); документально-прогностической, отражающей ведущие прогнозы и стратегические направления развития образовательной сферы; библиотечной системы (электронные газеты и журналы); информационно-справочных систем (сайт колледжа volspk.narod.ru). Эти базы данных позволяют организовать комплекс информационных услуг (информационное обслуживание, консультирование, сопровождение образовательной деятельности колледжа). Развитие сетевой инфраструктуры колледжа как основы для внедрения современных систем коллективной работы и обмена информацией (информационные порталы, почтовые системы, средства документооборота, прокси-сервера и пр.) представлено на рисунке.
к
3
с
£
I
а.
£
т
з:
га
з
т
£
сС
ьи
2009 2010 2011
■Общее число компьютеров
•Число
компьютеров, испо льзуемык с обраэоиател ьном процессе О У
•Число
компьютеров, под к люченных к локальной сети
Развитие сетевой инфраструктуры колледжа
Оперативное управление учебным процессом невозможно без наличия актуальной информации, которая хранится в базах данных информационной среды колледжа. Контроль посещаемости, движение контингента и другая статистическая информация из этих баз выводятся на информационные табло. База данных по кадровому составу облегчает работу с документацией, позволяет эффективно отслеживать уровень повышения квалификации инженерно-педагогического состава, формировать кадровый резерв. Использование электронной базы по контингенту существенно оптимизировало работу по контролю посещаемости, так как дает возможность составлять ежедневную пофамильную электронную сводку по всем подразделениям колледжа. Кроме этого, использование баз данных очень упростило составление различных статистических отчетов.
Дидактические свойства информационного ресурса в процессе обучения позволяют реализовать представление на экранах мониторов персональных компьютеров преподавателей и студентов учебно-методической информации, а также возможность получения твердых копий целенаправленно выбираемой части информации, содержащейся в сетевом ресурсе; диалоговый обмен между участниками образовательного процесса в реальном (online) и отложенном (offline) режиме учебной, методической, научно-образовательной и функциональнопроизводственной информацией и другой, отражающей учебно-методическую и административную информацию (в текстовом, речевом, графическом и мультимедийной вариантах), независимо от расположения участников образовательного процесса в пространстве и во времени; обработку передаваемой и получаемой информации (хранение, распечатка, воспроизведение, редактирование) в реальном и отложенном времени; доступ к различным источникам информации (порталам, электронным библиотекам, базам данных, ресурсам Интернет и т. п.); доступ к удаленным вычислительным ресурсам, лабораторным практикумам, учебным курсам и контролирующим материалам; организацию коллективных форм общения преподавателя со студентами и студентов между собой посредством теле- и видеоконференций; обмен определенной заранее заданной части информации в конфиденциальной форме и регламентированный доступ; техническую консультационная поддержка функционирования сетевого ресурса [1].
Для мониторинга развития сетевой инфраструктуры коллежа были выбраны индикаторы информационной поддержки инфраструктуры повседневной деятельности студентов, преподавателей, сотрудников колледжа (учебной, научной, воспитательной, социальной, хозяйственной), а также для информационной поддержки всех видов инновационной деятельности в колледже.
Отобрать из многообразия информации данные, имеющие для управления существенное значение, — важная и трудная задача.
А. Н. Майоров делит информацию, необходимую для принятия управленческих решений, на три вида: информация о должном, информация о сущем (реальном), информация о возможном. Критерии отбора необходимой информации определяются показателями состояния образовательной системы. К таким показателям относятся релевантность системы (ее соответствие социальным ожиданиям), эффективность (результативность) и рентабельность (под которой в данном случае понимается рациональность использования имеющихся ресурсов) [2]. Содержание информации, соответствующее указанным выше параметрам, заключается в информации о целях, достигнутых результатах, имеющихся проблемах, возможных направлениях развития колледжа. Информация внутреннего порядка обеспечивает взаимодействие между звеньями управления, объединяет их в единое целое, обеспечивает их движение к общей цели. Информация внешнего порядка устанавливает коммуникации колледжа с другими системами, оказывающими на нее различного рода воздействие.
В таблице представлены индикаторы оценки и характеристика эффективности использования информационного ресурса с 2009 года по 2011 год.
Характеристика эффективности использования информационного ресурса колледжа
№ п/п Индикатор 2009 г., % 2010 г., % 2011 г., %
1 Доля кабинетов, обеспеченных информационно-коммуникационным оборудованием 38 43 54
2 Доля преподавателей, имеющих собственный сайт ^еЬ-страницу) и участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ 15 17 19
3 Доля компьютеров, подключенных к единой локальной сети 32 39 54
4 Доля учебной литературы, отвечающей современным требованиям 13,6 16,4 22,9
5 Доля студентов, имеющих доступ к информационным ресурсам колледжа. 10 28 37
В колледже действуют курсы для педагогов: «Мультимедиа в образовании», «Вводный курс в CAD-системы, Юниграфикс», методический семинар для преподавателей «Инновационные технологии в среднем профессиональном образовании». Преподаватели используют и разрабатывают электронные учебные пособия на базе презентаций, созданных в PowerPoint, создают методические материалы, которые используют при разработке проблемно-ориентированных занятий; работают над модернизацией учебных планов по направлениям
подготовки и специальностям конструкторско-технологичного профилей, направленных на формирование профессиональных компетенций в среде современных систем автоматизированного проектирования CAE/CAD; осуществляют разработку методических пособий по формированию информационно-коммуникационной компетентности при изучении дисциплин учебных планов.
Список использованных источников
1. Волкова Ю. В. Методические подходы к оценке информационных ресурсов промышленных предприятий // Вестник СамГУ. — 2010. — № 7 (81). — С. 24-29.
2. Майоров А. Н. Мониторинг в системе информационного обеспечения управления образованием: дис. ... д-ра пед. наук. — СПб., 2003. — 356 с.
3. НегодаевИ. А. Информатизация культуры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: htpp://lib.socio.msu.ru/1/library, свободный.
Р. И. Горохова
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Автоматизированная система анализа результатов
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
На современном этапе развития системы высшего профессионального образования научноисследовательская деятельность студентов приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего учителя.
Научно-исследовательская деятельность — это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний. Одним из приоритетных способов получения новых знаний является педагогический эксперимент как ключевой метод педагогических исследований.
Целью любого педагогического эксперимента является эмпирическое подтверждение или опровержение гипотезы исследования и/или справедливости теоретических результатов, то есть обоснование того, что предлагаемое педагогическое воздействие (например, новые содержание, формы, методы, средства обучения и т. д.) более эффективно (или, возможно, наоборот, — менее эффективно). Для этого, как минимум, необходимо показать, что, будучи примененным к тому же объекту (например — к группе учащихся), оно дает другие результаты, чем применение традиционных педагогических воздействий.
Для этого выделяется экспериментальная группа, которая сравнивается с контрольной группой. Различие эффектов педагогических воздействий будет обосновано, если две эти группы, первоначально совпадающие по своим характеристикам, различаются после реализации педагогических воздействий. Следовательно, требуется провести два сравнения и показать, что при первом сравнении до начала педагогического эксперимента характеристики экспериментальной и контрольной группы совпадают, а при втором после окончания эксперимента — различаются.
Так как объектом педагогического эксперимента, как правило, являются учащиеся, а каждый человек индивидуален, то говорить о совпадении или различии характеристик экспериментальной и контрольной групп можно лишь в чисто формальном, статистическом смысле. Для того, чтобы выяснить, являются ли совпадения или различия случайными, используются статистические методы, которые позволяют на основании данных, полученных в результате эксперимента, принять обоснованное решение о совпадениях или различиях.
Общий алгоритм использования статистических критериев прост: до начала и после окончания эксперимента на основании информации о характеристиках членов экспериментальной и контрольной группы вычисляется эмпирическое значение критерия. Это число сравнивается с известным табличным числом — критическим значением критерия. Если эмпирическое значение критерия оказывается меньше или равно критическому, то можно утверждать, что «характеристики экспериментальной и контрольной групп совпадают с уровнем значимости 0,05 по применяемому статистическому критерию». В противном случае (если эмпирическое значение критерия оказывается строго больше критического) можно утверждать, что «достоверность различий характеристик экспериментальной и контрольной групп по используемому статистическому критерию равна 95 %». Следовательно, если характеристики экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента совпадают с уровнем значимости 0,05, и одновременно с этим достоверность различий характеристик экспериментальной и контрольной групп после эксперимента равна 95 %, то можно сделать вывод, что «применение предлагаемого педагогического воздействия (например, новой методики обучения) приводит к статистически значимым (на уровне 95 % по критерию.) отличиям результатов».
Для организации анализа результатов педагогических исследований была разработана автоматизированная система, в которой реализован алгоритм, представленный на рисунке 1.