Научная статья на тему '«Информационные войны» в прессе современной Армении'

«Информационные войны» в прессе современной Армении Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
137
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ АРМЕНИЯ / MODERN ARMENIA / ПРЕССА / PRESS / МАНИПУЛЯЦИЯ / MANIPULATION / "ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА" / "INFORMATION WAR" / ГАЗЕТА "АРАВОТ" / THE NEWSPAPER "ARAVOT" / ГАЗЕТА "ГОЛОС АРМЕНИИ" / THE NEWSPAPER "GOLOS OF ARMENIA" / ГАЗЕТА "РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ" / THE "RESPUBLIKA ARMENIA"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алексанян Кристине Мгеровна

В статье анализируется сегодняшнее состояние печатной периодики Армении. Отдельные публикации газет, как проправительственных («Республика Армения», «Голос Армении»), так и независимых («Аравот»), показывают, что газеты сегодня работают не для общества, а для отдельных властных и подвластных структур, «идеологически воюющих» между собой. Для представления иллюзорной картины политики, газеты применяют всевозможные приемы, стремясь формировать «нужное» впечатление о кандидате, партии. Это явление рождает «информационную войну» в медиапространстве. Что касается интерпретации события, следует подчеркнуть, что в армянской печатной периодике практикуется метод выборочности информации: освещение малозначительных эпизодов, умалчивание о важных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information wars in modern Armenian press

In the article today`s state of Armenian printed media is analyzed. A number of publications both in pro-governmental ("Respublika Armenia", "Golos of Armenia") and independent ("Aravot") periodicals shows that the newspaper of today responds not to the interests of society, but to that of separate power-holding structures and those subjected to the former, waging "ideological internecine wars". All possible methods are used to depict an illusory picture of political process and to create "necessary" impression of a candidate or a party. This phenomenon gives birth to "informational war" in media sphere. As for the interpretation of event, it should be noted that the Armenian printed periodicals usually practice the so-called "selection of information": high-lightening insignificant episodes they hold back those actually important.

Текст научной работы на тему ««Информационные войны» в прессе современной Армении»

К.М. Алексанян

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ» В ПРЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ АРМЕНИИ

В статье анализируется сегодняшнее состояние печатной периодики Армении. Отдельные публикации газет, как проправительственных («Республика Армения», «Голос Армении»), так и независимых («Аравот»), показывают, что газеты сегодня работают не для общества, а для отдельных властных и подвластных структур, «идеологически воюющих» между собой. Для представления иллюзорной картины политики, газеты применяют всевозможные приемы, стремясь формировать «нужное» впечатление о кандидате, партии. Это явление рождает «информационную войну» в медиапространстве. Что касается интерпретации события, следует подчеркнуть, что в армянской печатной периодике практикуется метод выбо-рочности информации: освещение малозначительных эпизодов, умалчивание о важных.

Ключевые слова: современная Армения, пресса, манипуляция, «информационная война», газета «Аравот», газета «Голос Армении», газета «Республика Армения».

Известно, что СМИ обладают мощными манипулятив-ными ресурсами. Несмотря на то обстоятельство, что в армянской действительности слухи, информация от соседей, родственников, друзей, одним словом, неформальные источники образуют вариативную интерпретацию событий и могут в чем-то противостоять СМИ, тем не менее роль СМИ доминирует во всех отношениях.

Политическая сфера специфична. За многими процессами, происходящими в политике, граждане следят не непосредственно, находясь в рамках политического поля, а опосредованно, становясь объектами влияния поля информационного1. Информационное по-

© Алексанян К.М., 2010

ле диктует свои правила. Здесь на первый план выходит формат издания. Под форматом в данном случае мы понимаем совокупность характеристик издания, которыми оно отличается от других. Из совокупности характеристик особо выделим концепцию, так как цель издания воплощается именно в концепции2. В ней реализуется замысел учредителя, его основные идеи. Это индивидуальный образ газеты, система взглядов, другими словами - внутриредакционная цензура, с которой так или иначе журналисты считаются.

Проправительственные газеты «Республика Армения», «Голос Армении» и нейтрально-оппозиционная «Аравот» по формату совершенно разные издания. Следует подчеркнуть, что армянские издания в большинстве случаев не имеют формализованных стандартов создания конечной продукции (исключая газету «Аравот», где существует документ, излагающий принципы, которыми руководствуется газета, однако эти принципы относятся лишь к этической стороне). Издания опираются на интуицию, логику, исследование рынка, но никак не на документ, где были бы прописаны требования, которые предъявляют редакторы журналистам при выпуске номера. А те издания, у которых есть подобный внутрифирменный «кодекс», ограничивают к ним доступ.

В современных условиях армянского медиарынка печатное издание - это не просто источник информации. Оно также товар3. А для успешного существования этого товара на рынке нужен не только качественный текст, но и качественные связи с аудиторией. Ведь качественная связь - залог эффективной манипуляции. Н.С. Леонов справедливо отмечает:

Информация, как никогда, стала инструментом власти. Когда была обнаружена восприимчивость человеческой психики к внушению, информация в форме пропаганды и агитации стала главным рычагом управления людьми. Она постепенно заменила собой грубую силу, насилие, которое долгое время считалось единственным и непременным орудием управления. <....> президент США Ричард Никсон, выступая однажды в Совете национальной безопасности по вопросу бюджетных расходов, сказал, что он считает 1 доллар, вложенный в информацию и пропаганду, более ценным, чем десять долларов, вложенных в создание систем оружия, ибо последнее вряд ли будет когда-либо употреблено в дело, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно4.

Власть над информацией - прерогатива прессы. Газеты не только отбирают сведения, поставляемые информационными агентствами, но сами добывают, оформляют и комментируют их. Здесь

очень важно, в какой контекст газета монтирует факты, какими словами опишет их, что подчеркнет, о чем умолчит, как оценит. Ведь от этого зависит уровень контроля отдельных изданий над информационным полем.

Манипулятивных приемов, применяемых прессой, достаточно много. В «Республике Армения», «Голосе Армении», «Аравоте» в предвыборный период (президентские выборы 2003 г.) интенсивно использовался такой прием, как повтор информации. Например, компетентность Р. Кочаряна во всем, его безусловное лидерство, успехи внешней политики, относительно стабильное состояние республики постоянно упоминались в каждом номере «Республики Армения» («Четыре года президентства Роберта Кочаряна: плюсы и минусы» - 2002, № 38 (80), «Евразия сегодня, от выживания к развитию» - 2002, № 71 (113)).

Исследование показывает, что армянская пресса часто грешит выборочностью информации: освещают малозначительные эпизоды, умалчивая о важных. И политики, и деятели современной прессы часто заявляют, что пресса не использует прямой лжи, руководствуясь афоризмом: «Какой смысл лгать, если того же результата можно добиться, тщательно дозируя правду?»

Также актуально в газетах привлечение «лидеров мнений» - авторитетных экспертов, актеров, а также людей из массовки, работу которых заранее оплачивают для того, чтобы они говорили нужные слова. Эффективна и публикация статистических и социологических данных.

Весь этот арсенал манипулятивных технологий газеты используют, стремясь сформировать «нужное» впечатление о кандидате. Например, в предвыборных номерах (2002 г.) «Республики Армения» и «Голоса Армении» глава государства, Роберт Кочарян, представал перед аудиторией исключительно в положительном контексте. Подчеркиваются его безусловное лидерство и способность консолидировать различные политические позиции во имя решения общенациональных проблем. Важную роль играет иллюстративный материал. Мы видим внешнюю политику, дипломатические достижения Кочаряна, успехи в переговорах, о чем наглядно свидетельствуют фотографии встреч с лидерами и известными персонами из разных стран («Республика Армения», 2002, № 71 (113); 2002, № 60 (102)).

Основные символы, которые используются при конструировании подобного имиджа в газете, - рукопожатия Кочаряна с иностранными лидерами; строительство (Кочарян либо в роли строителя, с каской на голове, либо, что особенно характерно, в позе, которая ассоциируется со знаменитым памятником архитектору А. Таманя-

ну, склонившемуся над макетом города Еревана - «Республика Армения», 2002, № 76 (118)). Или же - военный контекст, где президент предстает в форме, с оружием в руках, в окружении солдат, рядом с министром обороны Сержем Саркисяном. Или же - фотографии, где президент разрезает красные ленты, посещает вновь открывшиеся заводы и различные новостройки («Республика Армения», 2002, № 61 (103); 2002, №74 (116); 2002, № 7-8 (120)).

Однако необходимо подчеркнуть, что чрезмерное восхваление политического лидера, постоянное подчеркивание его положительных черт может дать и обратный эффект5. По данным социологических опросов, усердно конструируемый положительный образ Р. Кочаряна обусловил появление формулировок «разрезатель ленточек», «надсмехающийся», «чужак». Г.Г. Почепцов правильно отмечает: «Человек сам не в состоянии объективно оценивать свое участие в массовой коммуникации, поскольку он привык работать в рамках коммуникации индивидуальной»6. Поэтому столь сильным желанием угодить заказчику определенные средства массовой информации иногда оказывают медвежью услугу.

В основе манипулирования обычно лежит внедрение с помощью печати в массовое сознание различных социально-политических мифов - иллюзорной картины мира, содержащей в себе простое объяснение сложных политических процессов. Люди под воздействием мифа не желают разбираться в сложных хитросплетениях жизни, зато ищут и легко находят врагов.

На страницах газеты «Аравот» применяются политические анекдоты, высмеивающие действующую власть. Несмотря на то что анекдот всегда дает утрированное, «сгущенное» изображение действительности, долю правды в нем игнорировать нельзя. Политические анекдоты - едва ли не самый универсальный тип анекдотов, бытующих у народов, которые живут в самых разных условиях и в разных политических системах. Именно «сгущенностью» явления, сопровождаемой сатирой, иронией, сарказмом, с одной стороны, и общедоступностью с другой, объясняется мощное влияние анекдотов.

Анекдот фиксирует конфликт с официально насаждаемой картиной мира7. Доверие к анекдотам выше, чем доверие к прямой политической рекламе, и следует подчеркнуть, что больше всего на восприятие политического имиджа влияют именно анекдоты.

Анекдот 1

Роберт Кочарян посещает школу. Один из учеников обращается к нему с тремя вопросами: «Правда ли, что "27 октября" организовали Вы? Правда ли, что в кафе "Арагаст" Ваш телохранитель убил человека за то, что тот поздоровался с Вами? Правда ли, что Вы

дали указание свалить убийство Тиграна Нагдаляна на оппозицию?» «Как тебя зовут, мальчик?», - спрашивает Кочарян. «Гуго», -отвечает ученик. В это время раздается звонок. После перемены встреча продолжается. Руку поднимает другой ученик. «У меня пять вопросов к президенту. Первый - это три вопроса Гуго. Четвертый: «Правда ли, что Вы в действительности не избирались президентом республики?» И пятый: «Где Гуго?»8

Анекдот 2

Летят вместе Буш, Путин и Кочарян. Входит пилот и сообщает, что самолет терпит катастрофу, а парашют один. Приходится решать вопрос спасения одного из сих высоких государственных персон голосованием между ними, по-демократически. В итоге Ко-чарян одевает парашют и прыгает вниз. Озадаченный Буш говорит Путину: «Странно, нас было всего трое, откуда этот Кочарян набрал 30 голосов?»9

Анекдот 3

Жители Апарана приходят на выборы вместе с детьми, так как слышали, что там организовали карусель10.

Анекдот 4

Буш и Кочарян стоят у края пропасти и заключают пари о том, чей телохранитель больше предан своему шефу. Буш зовет своего охранника и приказывает ему прыгнуть в пропасть. Тот начинает умолять: «Позвольте не прыгать - у меня семья, дети, братья... ». И не прыгает. Кочарян зовет своего телохранителя и тоже приказывает ему прыгнуть в пропасть. Телохранитель сразу прыгает. На дне пропасти к нему подходят друзья и спрашивают, почему он согласился выполнить приказ. Телохранитель отвечает: «Как же я мог не прыгнуть - у меня семья, дети, братья...»11

В первом анекдоте обыгрываются: теракт 27 октября 1999 г. в армянском парламенте, убийство Тиграна Нагдаляна, убийство По-госа Погосяна, совершенное телохранителем Роберта Кочаряна в кафе «Арагаст». Отметим, что ключевыми вопросами предвыборных дебатов между действующим президентом и кандидатами от оппозиции были именно эти события.

Второй и третий анекдоты представляют президентские выборы как «торжество демократии». Газета неоднократно обращалась к теме столичных муниципалитетов и сельских администраций, обеспечивающих на выборах массовые фальсификации, подкуп избирателей. Кроме того, во втором анекдоте содержится намек на то,

что избирательская активность оказалась значительно выше, чем это было оглашено сразу после выборов. Это - те самые «тридцать голосов», по поводу которых выражают изумление Буш и Путин12.

В четвертом анекдоте говорится о различии между западным и азиатским менталитетом. Не секрет, что Армения несет в себе два менталитета - западный и восточный: западный рационализм мышления и восточный иррационализм и мистицизм13. Помимо западного и восточного, газета «Аравот» приписывает армянам еще и азиатский менталитет: «Когда в нашем азиатском регионе правитель решает отомстить кому-либо, то делает это последовательно, до победного конца, истребляя всю семью своего врага»14.

Помимо манипуляции обществом, печать манипулирует еще и субъектами политики. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики, во многом зависят их последующие действия. Так, проправительственная пресса сформировала образ кандидата в президенты С. Демирчяна как «сына своего отца» (К.С. Демирчян - первый секретарь ЦК КП Армянской ССР). Однако штаб Демирчяна переосмыслил этот образ в благоприятном для себя направлении - «достойный сын достойного отца».

Анализ возможностей СМИ вырабатывать политические представления показывает, что эти возможности действительно огромные. СМИ сделали реальными многие проекты, казавшиеся ранее утопичными15. Именно борьба проектов способствует возникновению «информационных войн». Согласно Г.Г. Почепцову, это понятие расшифровывается как коммуникативная технология по воздействию на массовое сознание с кратковременными и долговременными целями16.

«Информационную войну» можно определить как борьбу за информационное влияние в целях управления информационно-коммуникативным пространством и средствами подчинения их собственным целям и интересам.

В условиях тоталитаризма все источники информации полностью контролируются правящей властью; информация в таких условиях лишь официальна, безальтернативна и служит не обществу, а интересам правящей элиты. СМИ в тоталитарных обществах становятся инструментом официальной политической идеологии. Инакомыслящие объявляются «врагами народа». Полный контроль над средствами информации позволяет властям выявлять и наказывать носителя альтернативной точки зрения. Оппозиционные суждения, критика в адрес властей вытесняются в область бытовых коммуникаций, которую трудно контролировать (вспомним советский опыт).

В демократических обществах информационные ресурсы альтернативны: хотя политическая элита и оппозиция контролируют большую часть СМИ, тем не менее сам факт существования оппозиционно настроенных СМИ - свидетельство демократизирован-ности (точнее - некоторой степени демократизированности) страны. Правящая элита не может влиять на общественное сознание в авторитарном порядке, соответственно, не может полностью манипулировать обществом и подчинять его собственной воле и интересам.

Несмотря на то что в Армении большинство СМИ контролируется правительством, существует ряд СМИ, подчиняющихся общественным организациям, партиям и т. д. В результате одно и то же событие освещается альтернативно, так что аудитория получает возможность выбрать не только источник информации, но и наиболее подходящий для себя способ получения информации.

Например, в «Голосе Армении» автор подчеркивает факт зарождения в Армении свободных и справедливых выборов17, основываясь на выборах в органы местного самоуправления (20 октября 2002 г.). Однако газета «Аравот» открывает перед нами альтернативную картину того же события. Факты подтверждают наличие многочисленных случаев голосования за других лиц, в результате чего избиратели, прибывшие на участки, были лишены возможности осуществлять свое избирательное право. Осуществлялось голосование также от имени избирателей, отсутствующих в республике или по состоянию здоровья не участвовавших в выборах18.

Газета «Аравот» приводит и факты подкупа избирателей, что умалчивалось и «Голосом Армении», и «Республикой Армения»:

Жильцы 2-го подъезда дома номер 3 по улице Пушкина обратились к Гагику Бегларяну с просьбой помочь отремонтировать лифт. «Поскольку жильцы нашего подъезда, будучи пенсионерами, не имеют необходимых финансовых возможностей. Со своей стороны мы гарантируем, что будем голосовать за Гагика Бегларя-на», - говорилось в заявлении19.

В статье подчеркивалось, что поставившие подписи 16 человек фактически открыто называли цену своих голосов - отремонтированный лифт. Следует также подчеркнуть, что Избирательный кодекс запрещает кандидатам оказывать гражданам безвозмездные услуги в предвыборный период.

Ссылаясь на принятый 7 августа 2002 г. Национальным собранием закон о внесении изменений и дополнений в Избирательный

кодекс страны, газета «Аравот» сообщает, что прежний состав Центральной избирательной комиссии был распущен и тут же сформирован в новом составе. Вместо прежних 13 членов ЦИК - 9. Согласно новому закону, троих из них назначал президент, остальных шестерых - парламентские фракции. В результате председателем ЦИК стал назначенец президента, его заместителями - член фракции «Дашнакцутюн»20 и представительница правящего «Единства»21. Одним словом, как говорится в газете, «тоже вовсе не чужие Кочаряну люди». Трое членов комиссии - люди президента, еще двое представляют провластные парламентские силы. Таким образом, уже пять человек против четверых членов ЦИК, представленных более или менее независимыми парламентскими фракциями (Компартия22, «Оринац еркир»23, НДС24 и «Право и единение»25).

Расклад сил явно не в пользу демократического плюрализма. Расклад сил явно в пользу президента. Учитывая же то обстоятельство, что и областные (марзовские) избирательные комиссии ЦИК формирует по собственному принципу, нетрудно догадаться, в чью пользу будут разрешаться любые спорные вопросы. И в чью пользу будут организовываться выборы. Даже если четверо членов ЦИК смогут придерживаться отличного от точки зрения властей мнения, они все равно будут бессильны против преданной президенту пятерки. Они в меньшинстве26.

Из статьи следует вывод, что армянские «черные» избирательные технологии, к сожалению, совершенствуются. Становится очевидным тот факт, что не так уж и надо подделывать бюллетени, воровать урны и заниматься примитивным подкупом избирателей. Им на смену приходят более изощренные методы, к тому же подкрепленные законом.

Таким образом, сегодня печатная периодика Армении работает не для общества, а для отдельных властных и подвластных структур, «идеологически воюющих» между собой, применяющих всевозможные методы представления иллюзорной картины политики. Однако такое превращение политики в «транквилизатор» способно лишь на время сохранить лояльность общества по отношению к власти: если проблема реально не решается, ситуация рано или поздно обернется социально-экономическим кризисом. И тогда, несмотря на все могущество СМИ, разрыв между объективной и виртуальной реальностью ничто не сможет заполнить. Наоборот, чем больше механизмов «символической политики» СМИ будет задействовано - тем более жестоким для людей будет шок при столкновении с реальностью.

История публицистики. Риторика Примечания

1 Зверев А.Л. Характерные черты информационного манипулятивного управления политическими процессами в современной России // Вестник РГГУ. Сер. «Политология. Социально-коммуникативные науки». 2007. № 1. С. 138.

2 Степанян С.К. Новое значение понятия «формат» в современных печатных СМИ // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2007. № 5. С. 40.

3 Там же.

4 Леонов Н.С. Информационно-аналитическая работа в загранучреждениях. М., 1996. С. 78-79.

5 Политические коммуникации / Под ред. А.И. Соловьева. М., 2004. С. 130.

6 Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. Киев, 1999. С. 10.

7 Почепцов Г.Г. Как становятся президентами: избирательные технологии ХХ-го века. Киев, 1999. С. 380.

8 Аравот. 2003. 12 марта. № 46.

9 Там же.

10 Там же.

11 Абрамян А. Месть за «27 октября» // Аравот, 22 марта 2003. № 53.

12 Костер из бюллетеней // Аравот. 2003. 12 марта. № 46.

13 Баренц Р. Геополитика: взгляд изнутри. Ереван, 1999. С. 221.

14 Абрамян А. Указ. соч.

15 А.Л. Указ. соч.

16 Почепцов Г.Г. Информационные войны. М., 2001. С. 20-21.

17 Манвелян Г. Вы слышите: не грохочут сапоги // Голос Армении. 2002. 10 дек. № 136 (18933).

18 Мамиконян Н. К сведению наблюдателей Совета Европы // Аравот. 2002. 23 октября. № 194.

19 Исраелян А. Утром - лифт, вечером бюллетени // Аравот. 2002. 16 октября. № 189.

20 «Дашнакцутюн», «Аи Хегапохакан Дашнакцутюн», «Армянский Революционный Союз») - армянская национальная партия. Создана в 1890 г. в Тифлисе. Основателями Дашнакцутюн и ее лидерами явились Х. Микаелян, С. Заварян, Ростом (С. Зорьян) и другие. На современном этапе партия Дашнакцутюн продолжает считать своей основной задачей решение армянского вопроса, для чего признает необходимым: создать независимую объединенную демократическую Армению; границы объединенной Армении должны соответствовать условиям Севрского договора, включать также Карабах и Нахичеван; на этой территории возможна консолидация армянской нации; факт геноцида армян должен быть признан и осужден современной Турцией, которая должна возместить причиненный армянской нации урон возвращением захваченных территорий, и т. д.

21 Блок «Миаснутюн» («Единство»), основу которого составляли две самые могущественные партии в то время (1999 г.) - Республиканская партия Арме-

нии (РПА) во главе с министром обороны Вазгеном Саркисяном и Народная партия Армении (НПА), созданная бывшим первым секретарем ЦК Компартии Армянской ССР Кареном Демирчяном.

22 Коммунистическая партия Армении - компартия, считающая себя правопреемницей Коммунистической партии Армении в составе КПСС. На съезде КПА в сентябре 1991 г. было принято решение о ее самороспуске. На базе КПА была создана Демократическая партия Армении (ДПА).

23 Партия «Страна Закона», «Оринац Еркир») - центристская политическая партия в Армении, возглавляемая бывшим спикером парламента Артуром Багда-саряном. В 2003-2006 гг. являлась второй по представительству в парламенте партией страны. 25 мая 2003 г. на выборах в парламент получила 12,3% голосов избирателей и 19 мест из 131 в парламенте.

24 Народно-демократический союз, или Национально-демократический союз (НДС), является оппозиционной партией во время всего периода своего существования. В настоящее время партия не представлена в Национальном собрании.

25 Блок «Право и единение» («Иравунк ев миабанутюн»). Блок объединял несколько небольших по численности общественно-политических и общественных организаций (Союз «Конституционное право», «Национальное единство», «Арцах-Айастан », «Гардман» и пр.).

26 ЦИК посчитает // Аравот. 2002. 7 декабря. № 231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.