Рис. 4. Компьютерный имитатор-тренажер для подготовки крановщиков (фрагмент 2)
Более детально с приведенными разработкам можно познакомиться на сайте http ://canegor. urc. ac .ru/machine/index.html.
=10- Литература
1. Мазеин П.Г. Применение имитаторов оборудования и технологических процессов в лицеях / П.Г. Мазеин., А.П. Погодин, М.С. Гаврилов // Инновации в образовательных системах: материалы I Всероссийской дистанционной научно-практической конференции. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009.
2. Мазеин П.Г. Оборудование с компьютерными системами ЧПУ / П. Г. Мазеин, А.В. Гордейко // Теоретические и прикладные вопросы современных информационных технологий: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009. Ч. 1.
3. Мазеин П.Г. Виртуальное оборудование для подготовки машиностроителей / П.Г. Мазеин, С.С. Панов, А.М. Швай-гер // Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. № 9.
Информационные технологии в преподавании русского языка и литературы
Макарова Татьяна Геннадьевна ([email protected])
ГОУРМЭ «Лицей-интернат п. Ургакш»
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы модернизации учебного процесса школы средствами информационных технологий. Автор обосновывает необходимость применения информационных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время и делится опытом создания уроков с использованием электронных презентаций.
Сегодня трудно представить урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что использование новых технологий, перспективных методов обучения направлено на процесс интеллектуального, творческого, нравственного и эстетического развития школьника.
В свете решения этой задачи мы в течение нескольких лет постоянно используем в процессе обучения информационные технологии, стараясь оптимально и органично ввести новые технологические средства в традиционный урок.
Какова цель использования ИКТ на уроках? Это, прежде всего, повышение мотивации обучения, развитие познавательной активности учащихся, стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.
При внедрении информационных технологий в образовательный процесс работа ведется по следующим направлениям:
- использование готовых программных продуктов;
Информационные технологии в обучении
135
- работа с программами MS Office (Word, Power Point, Publisher);
- работа с ресурсами Интернет;
- участие в семинарах и конференциях по актуальным проблемам преподавания русского языка и литературы, подготовки к ЕГЭ, организованных Фондом поддержки образования посредством ВКС (видеоконференцсвязи).
Использование ИКТ на уроках постепенно привела в систему, которую можно представить в виде схемы:
- дидактические материалы, в т. ч. в программе MS Publisher;
- презентации;
- фильмотека экранизаций программных произведений литературы;
- электронные библиотеки и аудиокниги;
- электронные учебники, энциклопедии, программы-тренажеры;
- ресурсы сети Интернет;
- сеансы видеоконференцсвязи.
Дидактические материалы. Современные технические средства дают возможность подготовить дидактический материал по различным темам изучаемого предмета. Это могут быть такие привычные средства активизации познавательной деятельности, как карточки-задания, карточки-инструкции, алгоритмы, логико-смысловые схемы, таблицы и т. п.
Например, при изучении «Слова о полку Игореве» в 9 классе используется опорный конспект-таблица, выполненный в программе MS Publisher, в которой четко прослеживается логическая структура урока и представлены основные выводы.
В программе MS Word создаем раздаточный материал для работы на уроке, содержащий информацию, дополняющую материалы учебника, а также карточки-задания для групповой или индивидуальной работы (например, при подготовке к уроку по «Донским рассказам» Шолохова).
К созданию таких материалов привлекаются учащиеся старших классов (например, выпуск газеты к уроку «Литература периода войны»). Подобные детские работы ценны тем, что отражают результаты самостоятельно проведенного исследования, демонстрируют интересный дополнительный материал по изучаемой теме.
Презентации. В своей практике автор статьи использует созданные специально для конкретных уроков мультимедийные презентации, содержащие краткий текст (цитаты, выводы и т. д.), иллюстрации, аудио- и видеофрагменты. Использование презентации на уроке литературы позволяет значительно расширить и обогатить иллюстративный материал, помогающий созданию художественного образа, усилить эмоциональное восприятие изучаемого произведения. Обучающиеся получают возможность услышать авторское слово, побывать на родине писателя (например, при изучении творчества И. Тургенева ребята совершают виртуальную экскурсию в усадьбу писателя Спасское-Лутовиново).
Часто уроки литературы сопровождаются видеофрагментами, что очень оживляет урок и привлекает внимание учеников, дает возможность сравнить авторский текст и режиссерскую трактовку какого-либо эпизода. (В презентации к уроку по повести С. Алексиевич «Цинковые мальчики» использован фрагмент из фильма Ф. Бондарчука «9 рота», а при изучении романов Ф. Достоевского «Преступление и наказание», И. Гончарова «Обломов», М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и др. использованы фрагменты экранизаций этих произведений.)
Очень помогает использование презентаций и на уроках русского языка. Учитель получает широкие возможности для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического или пунктуационного правила. Здесь используются разнообразные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов, алгоритмов и т. д. Слайды демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффектов анимации, «оживления» иллюстраций и так далее, а это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его более интересным и результативным.
Аудиокниги и электронные библиотеки. Прослушивание аудиозаписей авторского и актерского чтения художественных произведений способствует развитию навыков выразительного чтения.
Очень помогает использование ресурсов электронных библиотек в сети Интернет (Allbest.ru ; Lib.ru) и на СБ-диске, особенно при проведении уроков внеклассного чтения по литературе XX века, т. к. фонды библиотеки не всегда располагают достаточным количеством нужных произведений.
Электронные учебники, энциклопедии, программы-тренажеры. В старших классах дополнительные занятия и консультации по подготовке к ЕГЭ иногда проводятся в компьютерном классе, где ребята имеют возможность работать с обучающими программами в индивидуальном режиме. Обучающая программа дает возможность наглядно представить результат своих действий. Это могут быть различного рода тренинги по отдельным орфографическим и пунктуационным темам или же тренинги обобщающего характера (обучающие программы); работа с целью контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа «Репетитор»).
Ресурсы сети Интернет. В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в обра -зование. На сегодняшний день существует множество сайтов, без которых деятельность учителя была бы неполной. При подготовке к урокам часто обращаемся к материалам, размещенным на различных образовательных сайтах. Помимо работы с различного рода информацией при подготовке к урокам, мы имеем возможность работать с тестами и интерактивными диктантами в режиме онлайн. Вот лишь малая часть интернет-ресурсов, используемых нами при подготовке к урокам: Ьйр:/^сЬоо1-co11ection.edu.ru; http://www.gramota.ru; http://1anguage.edu.ru; http://www.co11ection.edu.ru.
Системное использование информационных технологий на уроках имеет следующие результаты:
- повышение интереса к изучаемому предмету;
- повышение познавательной активности учащихся;
- улучшение организации урока;
- повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразные его формы;
- активизация творческого потенциала ученика и учителя;
- повышение эффективности обучения, улучшение качества образования.
Глубоко убеждены в том, что современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование.
Использование мультимедийных приложений в современных УМК по английскому языку
Малева Наталья Ивановна ([email protected])
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Йошкар-Олы»
Аннотация
Использование мультимедийных приложений к учебно-методическим комплектам по английскому языку выполняет несколько функций: четкий алгоритм выполнения заданий, отработка и быстрое закрепление навыков на заданном материале, формирование индивидуальной образовательной траектории учащегося, создание благоприятных условий для формирования у школьников навыков с учетом их особенностей психического развития, мышления, внимания.
Какой учитель требуется сегодняшней школе? К чему следует ему готовиться, переступая школьный порог? Как правильно выбрать учебник, заинтересовать своего ученика? Как? Как? Как? Ученик XXI века не задает много вопросов, он сам отыскивает ответы на них в Интернете. Он больше играет и общается с компьютером, чем с родителями или друзьями. Взрослые разговаривают на языке прошлого, поэтому они архаичны, то ли дело посидеть в чате, прильнув к любимой «аське». Вам знакомы такие ответы? Поэтому современный учитель, особенно в Год учителя, ясно понимает, что необходимо искать новые пути обучения, новые способы повышения мотивации, новые технологии проведения уроков и внеклассных мероприятий. Необходимость новых подходов диктуется спектром трудностей, испытываемых учителями иностранных языков (ИЯ). Прежде всего, это:
1) большая наполняемость классов и неделение на подгруппы;
2) малая недельная нагрузка учителя, а стало быть, и низкая заработная плата;