УДК 378.016:811.111
Матвеенко Ирина Алексеевна Irina Matveenko
Надеина Луиза Васильевна Luiza Nadeina
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИНСТИТУТЕ ГЕОЛОГИИ И НЕФТЕГАЗОВОГО ДЕЛА)
INFORMATION TECHNOLOGIES IN TEACHING OF SPECIFIC-BRANCH ENG-LISH (BY THE EXAMPLE OF EDUCATION IN GEOLOGY AND PETROLEUM ENGINEERING INSTITUTE)
Lù
Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы применения компьютерных технологий на занятиях по профессиональному иностранному языку на конкретном примере обучения студентов Института геологии и нефтегазового дела Томского политехнического университета, где реализуется программа углубленной языковой подготовки. Применение 1Т технологий позволяет оптимизировать обучение иностранному языку, повысить мотивацию студентов технических специальностей, увеличить эффективность организации самостоятельной работы студентов, разнообразить формы и виды деятельности на практических занятиях
Ключевые слова: информационные технологии, профессиональный иностранный язык, самостоятельная работа студентов, мотивация, источники информации, инновационные методы преподавания иностранного языка
The article deals with the problem of computer technology application at the ESP classes by the example of students’ training in the Geology and Petroleum Engineering Institute, Tomsk Polytechnic University, where the program of intensive language teaching has been realized. IT application allows for optimization of foreign language teaching, increase in motivation of engineering students, efficiency of students’ autonomous work, diversification in forms and types of activities at practical classes
Key words: information technologies, specific-branch English, students’ autonomous activity, motivation, sources of information, innovation methods in teaching foreign language
Следует отметить, что контингент обучаемых в Институте геологии и нефтегазового дела (далее ИГНД) весьма разноуровневый в отношении базовых знаний по иностранному языку, что затрудняет обучение по вузовской программе, тем более, по программе углубленной языковой подготовки, реализуемой в Томском политехническом университете. Помимо многих факторов, большой разброс в качестве
обучения обусловлен тем, что упор в школе делался на получение знаний и в меньшей степени — навыков.
Современные тенденции в методике обучения выдвигают на первый план коммуникативный, когнитивный и личностный подходы, в рамках которых больше внимания уделяется усвоению коммуникативных навыков, т.е. языковой практике. Это способствует появлению мотивации к изуче-
нию иностранных языков. «У нас зачастую учат просто пересказывать прочитанное. Надо менять концепцию обучения иностранным языкам. В основе коммуникации лежит мысль. Коммуникация — это, прежде всего, обмен мыслями. Преподаватель должен быть провокатором, чтобы провоцировать учеников на общение и обсуждение, возбуждать мысль. Кроме того, и дети, и педагоги испытывают трудности при работе с информацией — анализе, обобщении, формулировке выводов, видении проблем и их решении»[1; С. 23].
Особое место в плане формирования мотивации отводится современным технологиям. Очевидно, надо искать привлекательные для студентов пути использования популярных информационных источников — Интернета и ТВ. В связи с использованием Интернета возникают новые задачи. Какие же возможности глобальной сети позволяют их эффективно решать? Размышляя над этим вопросом, так или иначе, приходим к необходимости взглянуть на сеть Интернет как на глобальную коммуникационную среду, ибо Интернет способен обеспечить не только доступ к информации, но посредством сети можно выстроить взаимодействие студентов и преподавателей, что является основополагающим фактором организации обучения, соответствует среде общения как особому уровню компьютерной среды дидактической системы.
Компьютер и всемирная сеть Интернет начинают активно использоваться в новых сферах преподавания, меняя свои функции в зависимости от целей, задач, этапов обучения. В лингводидактический процесс для обучения и контроля включаются тренажеры, тесты, словари, мультимедийные словари и энциклопедии, электронные учебники, которые, в отличие от традиционных печатных учебных материалов, обладают значительно большими дидактическими и методическими возможностями: они более динамичны, виртуальны, сложноконструи-руемы, имеют значительно больше возможностей по организации индивидуального обучения, организации обратной связи и
т.д. Для публикации и обмена информацией в данный процесс включены Веб- и файловый доступы, блоги, Вики, социальные фото- и видеосервисы. Электронная почта, аудио- и видеоконференции, чаты, форумы, обсуждения используются как средства общения и источник получения информации.
В контексте языкового образования применение таких средств ведет к рассмотрению возможностей современных технологий или «информационных и коммуникационных технологий» в отношении создания технологической учебной среды. Все варианты технологической основы, предлагаемые в методической литературе, следует разделить на две категории — предоставление пространства, внутри которого происходит обучение, т.е. учебной среды, и инструментария, посредством которого осуществляется обучение.
К первой категории относятся:
1) микропорталы;
2) закрытые учебные платформы (например, WebCT);
3) интернет-сайты.
Ко второй категории относятся:
1) коммуникационные ресурсы Интернет;
2) специализированные лингводидактические программные обеспечения (как, например, Hot Potatoes, ToolBook) и материалы, размещенные на CD-ROM (REWARD и др.);
3) программные приложения общего типа (Word, PowerPoint, Excel и т.д.).
Более подробно рассмотрим категорию учебной среды. Микропортал — это документ, выполненный на основе текстового редактора, например, Word, который несет в себе не только текстовую информацию о заданиях и вопросах для работы учащихся в Интернете, но и гипертекстовые ссылки на ресурсы Интернета, отдельные Интернет сайты, позволяющие выйти из рамок конкретного текста (например, аутентичные аудиоматериалы, видеообразы, картинки; графики, таблицы и т.д.), дополнительные тексты и т.п. В результате часто используе-
мое и, возможно, наиболее известное пользователю такое приложение, как Word, может превратиться в действенный инструмент навигации по Интернету, лежащий в основе учебного пространства. Таким образом, «микропортал — это выполненный в текстовом редакторе документ, используемый в качестве малой электронной платформы для работы исследовательского и эвристического характера» [2; С. 1].
Закрытая учебная платформа, или система управления обучением — это программное обеспечение, управляющее процессом обучения и позволяющее создавать и размещать на платформе учебные материалы, вести учет результатов обучения, осуществлять коммуникацию и т.д. Это структурированная многомерная учебная среда, которая объединяет возможности традиционного обучения с современными информационными технологиями, основанными на автоматизации взаимодействия обучающего и обучающегося. Доступ к платформе защищен паролем и разрешается только уполномоченным пользователям этой платформы и может предоставляться как через Интернет, так и через внутреннюю локальную сеть учебного заведения. В результате возникает закрытое учебное пространство. В настоящее время в числе наиболее популярных можно назвать WebCT, Blackboard, eCollege. Третьим вариантом организации технологической учебной среды является использование Интернет-сайта как пространства для коммуникации и размещения учебных материалов.
Основной целью рабочей программы по профессиональному иностранному языку, реализуемой в Томском политехническом университете, является обеспечение личностно-ориентированной языковой подготовки студентов, направленной на формирование нового качества межкультурной коммуникации профессионального общения, а также интеграции образовательной и научной деятельности университета в мировое академическое пространство. Такая цель предусматривает организацию самостоятельной работы студентов, направлен-
ной на формирование навыков и умений, необходимых для достижения целей, предусмотренных программой. Преимущества самостоятельной работы очевидны в условиях сокращенного количества аудиторных часов и сложности задач, поставленных перед преподавателями иностранного языка, т.к. самостоятельная деятельность студентов значительно увеличивает время языковой практики. В связи с этим использование компьютерных технологий содержит потенциал как для организации автономного обучения, так и для повышения мотивации у студентов старших курсов ИГНД.
Так, организация Интернет-сайтов может предоставить большие образовательные возможности при организации учебного процесса по иностранным языкам. Интернет-сайт может создаваться и поддерживаться самим преподавателем или являться структурной частью официального сайта учебного заведения.
Важно использовать материалы Интернета при работе над проектом. Следует так моделировать деятельность, чтобы результаты группы зависели от вклада каждого студента. Преподаватель может поискать различную, даже противоречивую информацию в сети по исследуемой проблеме. Предлагая подобные материалы студентам в малых группах, преподаватель может поставить задачу — отобрать подходящую для обсуждаемой проблемы информацию, принять к сведению в работе над проектом, либо, напротив, согласиться аргументированно оспорить её, для чего необходимы факты. Проектирование, таким образом, становится совместной деятельностью преподавателя и студентов. Диалог перестает быть запланированной ситуацией на учебном занятии, а становится способом жизнедеятельности субъектов образования.
Можно воспользоваться услугами чата, телеконференцией или электронной почты, чтобы получить мнение носителей языка, граждан страны, язык которой изучается, по той или иной проблеме и обсудить на уроке разные точки зрения на одну и ту же проблему (например, использование иско-
паемого топлива как источника энергии, развитие ядерной энергетики, проблемы энергетического кризиса, мнения о рациональном использовании природных ресурсов и т.д.). При этом можно подобрать необходимые иллюстрации, выстраивая на занятии диалог культур, стимулированный реальными контактами с представителями другой культуры.
При работе над проектом задействованы практически самые разнообразные возможности и ресурсы сети Интернет. Поиск нужной информации приводит участников проекта в виртуальные библиотеки, базы данных, виртуальные кафе и музеи, на различные информационные и образовательные серверы. Необходимость живого общения с реальными партнерами приобщает его участников к использованию электронной почты, телеконференций, чат технологий (ШС). Следовательно, участники коммуникации становятся членами сетевого сообщества, под которым понимается особое социальное объединение в глобальной сети (т.е. объединение на основе общих целей, интересов и потребностей, общих ресурсов, к которым имеют доступ все члены сообщества, общего контекста и языка общения). Необходимость подготовки совместного продукта того или иного проекта, представляемого каждым участником в своей аудитории или на специально созданных для этой цели Web-страницах сети Интернет, требует обращения к текстовым, графическим редакторам, применению различных сетевых программ, позволяющих использовать графику, анимацию, мультипликацию, т.е. мультимедийные средства. Таким образом, проект становится междисциплинарным.
Аналогичным образом можно организовать работу по любой профессиональной теме, изыскав необходимое количество краткой информации в сети Интернет. Если речь идет о некоем обобщающем уроке, разным подгруппам студентов можно предложить короткие сообщения на различные профессиональные темы. Например, изучая тему «Компании нефтегазовой
отрасли» на этапе ее введения, студентам предлагается несколько вариантов описания структуры нефтяных компаний. После тщательного изучения предложенных моделей им дается задание найти самостоятельно информацию по структуре любой другой действующей нефтегазовой компании. Найдя необходимую информацию, студенты обмениваются сообщениями по изучаемой теме. Таким образом, студентам предоставляется возможность овладеть необходимыми для последующего трудоустройства знаниями, научиться ориентироваться в сложной иерархии современной компании, узнать основные сайты нефтяных организаций.
/П о о
Сравнение возможностей закрытой учебной платформы и открытого Интернет-сайта позволяет сделать следующие выводы:
1) на веб-сайте информация часто предъявляется односторонне, в то время как учебная платформа предполагает интерактивное взаимодействие и активность обучающих;
2) неупорядоченная организация World Wide Web требует умений вести поисковую работу, при этом структурированное пространство учебной платформы предназначено для выполнения определенных видов заданий;
3) на Интернет-сайте практически отсутствует защищенность материалов, на платформе степень безопасности высокая, поскольку доступ на нее открыт только для зарегистрированных пользователей;
4) на общедоступных веб-сайтах может иметься только ограниченный инструментарий, в то время как учебная платформа имеет набор специальных инструментов, разработанных для преподавателей, обучающихся и администраторов.
Все документы, размещаемые на вебсайте, находятся в открытом доступе, независимо от стадии их готовности к публикации, в отличие от учебной платформы, что накладывает высокую степень ответственности на качество выполняемой работы на всех ее этапах. Однако именно открытость
сайта способствует созданию ситуации реальной коммуникации.
Предложенные пути создания технологической учебной среды не являются взаимоисключающими. В зависимости от возможностей учебного заведения и конкретного преподавателя допустимы любые сочетания описанных вариантов. Одним из перспективных путей является подготовка микропортала, который размещается на учебной платформе для проведения необходимых подготовительных видов работы, а затем публикация конечного продукта на веб-сайте.
Таким образом, наиболее мощным фактором обучения профессиональному иностранному языку становятся ресурсы и средства общения, предоставляемые Интернетом, поэтому предстоит решение задачи включения в учебный процесс этого мощного средства повышения мотивации, моделирования языковой среды. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю значительно разнообразить процесс обучения, делая его более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет учителя, а только
дополняет его.
Используя информационные ресурсы сети Интернет и интегрируя их в учебный процесс, можно более эффективно решать ряд дидактических задач непосредственно на уроке:
1) совершенствовать навыки и умения чтения на основе звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных преподавателем;
2) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем материалов сети;
3) совершенствовать умения письменной речи, составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений и т.д.
Несомненно, что качество обучения иностранным языкам напрямую зависит от того, как часто преподавателями используется вспомогательный материал, в роли которого выступает Интернет и мультимедиатехнологии. С полной уверенностью можно сказать, что их использование сделает учебный процесс более эффективным, ярким и познавательным.
Литература
1. Полат Е.С. Интернет на уроках английского языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. — 2001. — № 2. — С. 17-28.
2. Смольянникова И.А. Ресурсы ИКТ как технологическая составляющая учебной среды для формирования иноязычной компетенции / И.А. Смольянникова. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ito.edu.rU/2003/II/2/II-2-2196.html.
3. Хортон У. Электронное обучение: инструменты и технологии / У. Хортон, К. Хортон. — М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005. - 640 с.
Коротко об авторах_
Briefly about the authors
Матвеенко И.А., канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков в области геологии и нефтегазового дела института геологии и нефтегазового дела, Томский политехнический университет (ТПУ)
I. Matveenko, Candidate of Philological Science, Associate Professor of Foreign Lan-guage Department in the Field of Geology and Petroleum Engineering, Institute of Ge-ology and Petroleum Engineering, Tomsk Polytechnic University
Научные интересы: методика преподавания Areas of expertise: ESP teaching, computer
иностранного языка в высшей школе, компьютер- technologies, innovation methods in teaching foreign ные технологии, инновационные методы обучения language
Надеина Л.В., канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков в области геологии и нефтегазового дела института геологии и нефтегазового дела, Томский политехнический университет (ТПУ) [email protected]
Научные интересы: методика преподавания
иностранного языка в высшей школе, компьютерные технологии, инновационные методы обучения
L. Nadeina, Candidate of Philological Science, Associate Professor of Foreign Lan-guage Department in the Field of Geology and Petroleum Engineering, Institute of Ge-ology and Petroleum Engineering, Tomsk Polytechnic University
Areas of expertise: ESP teaching, computer
technologies, innovation methods in teaching foreign language