УДК 811.111:378.662.147.88
Розанова Яна Викторовна
Старший преподаватель кафедры иностранного языка физико-технического института Национального исследовательского Томского политехнического университета, ioannastar@list.ru, Томск
организация проектной работы студентов технических специальностей на английском языке с помощью образовательной платформы moodle
Аннотация. В статье обосновывается необходимость использования сети Интернет, как эффективного способа повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка в области профессиональной коммуникации. Кроме того, в статье рассматривается принцип реализации проектной работы студентов технических специальностей посредством информационных и коммуникационных технологий. Проектная работа представлена в качестве метода активного обучения. Также, в работе описываются преимущества электронной учебной платформы MOODLE, которая является одним из видов современных информационных и коммуникационных технологий, используемых в обучении иностранным языкам. Представлена характеристика основных инструментов данной образовательной среды.
Ключевые слова: e-leaming, проектная работа, образовательная платформа MOODLE, английский язык в области профессиональной деятельности.
Rozanova Yanah Victorovna
Senior Teacher of Foreign Languages Department of Physics and Technology Institute in National Research Tomsk Polytechnic University, ioannastar@list.ru,Tomsk
organization of project work in english with students of technical specialization with help of educational
environment moodle
Abstract. The reasons for Internet application as effective tool to increase students' motivation in learning. English for professional communication are described in the article. The project work organization by means of information technology is considered for technical students. Project work is treated in the article as the method of active learning. Also, in the work the advantages of the electronic educational environment MOODLE as example of modern information and communication technology are presented; some characteristics of MOODLE instruments which are widely used for English studies are given.
Keywords: e-learning, project work, electronic educational program MOODLE, English for professional communication.
Для эффективной работы в современных условиях необходимо использовать технологии, которые позволяют эффективнее работать с информацией, планировать свою работу, поддерживать коммуникацию со студентами и коллегами, расширяют возможности учебной и научной деятельности. После утверждения государственной программной политики об информатизации образования в настоящее время продолжает набирать популярность различные инструменты и технологии реализации обучения в сети Интернет (e-learning).
В преподавании иностранного языка в
области профессиональной коммуникации непрерывный поиск путей совершенствования методов обучения и повышения мотивации обучающихся является актуальным вопросом повседневности. Использование элементов дистанционного обучения в сети Интернет в аудиторное и внеаудиторное время в обучении иностранным языкам постепенно привлекает все большую аудиторию преподавателей. Как справедливо отмечает В. П. Сысоев: «несмотря на то, что информационные коммуникационные технологии относительно недавно вошли в методику обучения иностранному языку, тем не менее, в
научной и учебно-методической литературе уже сформировался внушительный корпус работ по данной тематике» [4, с. 5].
В качестве примера приведем учебную среду в сети Интернет, которая называется MOODLE. Данная среда располагает инструментами, позволяющими разрабатывать контент, распространять через Интернет и использовать встроенные средства совместной работы, совмещать работу и обучение в одном процессе. Применению системы MOODLE для реализации методов активного обучения иностранному языку в области профессиональной деятельности стоит уделить особое внимание, так как для обучающихся представляется возможным в реальном времени осуществлять иноязычную коммуникативную деятельность, организованную преподавателем посредством, например, ве-бинаров, что является средством проведения виртуальных мероприятий. Возможность диалога через встроенную аудиосвязь и чат, а также возможность организации опросов и голосований обеспечивают полноценную обратную связь от слушателей к докладчику. В случае отсутствия возможности синхронного взаимодействия или отсутствия студента на вебинаре возможно записать встречу и оставить для просмотра теми студентами, кто не присутствовал в виртуальной комнате.
Кроме того, платформа MOODLE позволяет обучающимся оценить прогресс обучения, в интерактивном режиме проверять свои знания по дисциплине «Профессиональный иностранный язык». После завершения задания обучающийся мгновенно получает ответ на иностранном языке от преподавателя по выполненному заданию с комментариями, что особенно ценно в условиях, когда обучающиеся имели возможность увидеть только свои результаты в бальном выражении без объяснения оценки. Таким образом, можно сделать вывод, что реализация индивидуального и личностно-ориентированного подходов в обучении имеет место быть, так как доступность к электронному журналу успеваемости студентов позволяет последним быть осведомленными о своих академических достижениях, а со стороны преподавателя - возможность статистической оценки динамики успеваемости студентов.
С помощью среды MOODLE появляется возможность быстрой связи с преподава-
телем, постоянное владение информацией, касающейся учебного процесса (новостная лента, чат, блог, форум), так как организационные документы (программа курса, рейтинг листы для обучающихся, журналы преподавателя и т.д.) размещаются в самом курсе, созданном на данной образовательной платформе. Представление этих документов на иностранном языке является дополнительной языковой нагрузкой для студентов, возможностью расширить терминологический словарь по теме «Education».
Немаловажным преимуществом данного ресурса является разнообразная форма подачи материала как чтение текстового материала, сочетание визуальной и аудио информации, её обсуждение с другими, возможность объяснения учебного материала другому.
К основным особенностям MOODLE можно отнести простой, интуитивно понятный интерфейс, совместимость с большинством широко используемых баз данных, структурирование курса по категориям, модульная архитектура, мультиязычность, поддержка основных стандартов SCORM, IMS. Безусловно, насыщенность учебного курса по профессиональному иностранному языку мультимедийными элементами, использование только учебных интернет ресурсов, социальных сервисов не гарантирует успешного усвоения этого курса, если преподаватель не сможет подобрать наиболее удачное сочетание всех доступных форм подачи материала. Однако «применение дистанционной поддержки, позволяет не только избежать нарушения целостности образовательного процесса, но и дополнить его содержание, путем предоставления преподавателю и студенту возможности организации совместного диалога, обмена лекционными и дополнительными учебными материалами в процессе дистанционного взаимодействия, реализуемого посредством информационных и коммуникационных технологий» [2, с. 91].
Проектная деятельность студентов, как метод активного обучения, демонстрирует такой способ организации обучения, где можно сочетать аудиторное и внеаудиторное время учебного процесса, групповую и индивидуальную форму работы, урочную и самостоятельную деятельность обучающихся, текстовую информацию, представленную на экране монитора и напечатанного на бумаге
как раздаточный материал, сочетать визуальный и аудио материал, обсуждать информацию с другими и излагать эту же информацию индивидуально, в виде письменной работы. MOODLE помогает преподавателю выстроить алгоритм выполнения проектной работы со студентами как целую систему поэтапных действий, направленных на достижение поставленных педагогических и дидактических целей, как, например, развитие «учебной автономии», увеличение роли познавательной и самостоятельной деятельности студентов на иностранном языке.
На первом этапе выполнения проектной работы, который предполагает выбор её темы эффективно использовать вебинар. Инструмент «электронная доска» или «белая доска» при проведении вебинара позволяет посредством мозгового штурма собрать ответы и определить наиболее интересующие обучающихся темы для исследования, погрузить студентов в начало работы над проектом, вызвать ассоциативные связи. Так как во время вебинара все участники находятся «на связи», работают синхронно, преподаватель может обеспечить обучающихся какой-либо иноязычной информацией по темам проектных работ, дать теоретическую справку. Кроме того, использование инструмента голосования определит самые популярные профессиональные области для исследования на иностранном языке для проектной работы и самые мало интересующие. На втором этапе происходит планирование и обсуждение формы конечного продукта, планирование и структурирование содержательной части. В данном случае, преподаватель в режиме вебинара может провести синхронный Web-тур, перемещая всех участников на Web-сайты, которые преподаватель подготовил в качестве ссылок для обучающихся, необходимых для выполнения проектных работ. Стоит подчеркнуть тот факт, что использование профессионального иностранного языка для разработки курса на учебной платформе MOODLE будет невольно погружать студентов в дополнительную языковую практику при выполнении заданий и просто работе над проектом во внеаудиторное время. С помощью записи демонстрационных роликов и флэш-роликов в виртуальном режиме вниманию студентов можно представить примеры разнообразных
по структуре, конечному продукту проектные работы на иностранном языке технической направленности, как российских исследователей, так и зарубежных.
Третий этап работы можно обозначить как «рабочий» процесс т.е. составление черновика проектной работы, а именно сбор информации, критическая переработка, компиляция. Интерактивные тесты на иностранном языке помогут обучающимся быть готовыми к восприятию грамматических и лексических явлений, которые наиболее типичны для научно-популярной литературы. Именно этот жанр более всего распространен в текстовом материале по профессиональному иностранному языку. Кроме размещения в веб-книге или на веб-странице теоретической информации по правилам цитирования иноязычных источников, рационально использовать гиперссылки, перемещающие обучающихся на внешние ресурсы с on-line упражнениями на перефразирование и компиляцию прочитанного материала во вторичный текст; подобная практика повышает мотивацию студентов к изучению иностранного языка в сфере профессиональной коммуникации. Кроме совершенствования языковых умений и навыков это ещё и «возможность формирования профессиональной компетенции обучающихся через организацию сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса, использование сетевых тестов для контроля и самоконтроля успеваемости обучающихся, использование информационно справочных ресурсов» [1, с. 4-5].
Четвертый этап работы над проектом включает в себя защиту результатов своей исследовательской деятельности. Так как защита проектной работы проходит в реальном времени, следовательно, разработчики MOODLE предлагают применить вебинар для организации данного мероприятия, пригласив в комиссию экспертов и преподавателей профилирующих кафедр, специализирующихся на предмете исследования обучающихся. Привлекательным моментом является тот факт, что при невозможности физического присутствия в комиссии во время представления результатов проектной работы студентами, тот или иной член комиссии может войти в аудиторию в виртуальном режиме. Кроме того, инструмент «вебинар
или виртуальный класс» - это отличная возможность пригласить иностранных студентов, преподавателей, коллег и т.д. поучаствовать в дискуссии после защиты проекта. Более того, вебинар, организованный в MOODLE, позволяет не только расширить аудиторию слушателей на представлении результатов проектной работы, но и возможность «вручную подладить содержимое вэбинара под нужды отдельных учащихся» [5, с. 199].
В заключении, этап рефлексии или оценки проектной работы, возможно, осуществить с помощью инструмента WIKI, создав, в некотором смысле, групповую книгу отзывов и предложений по проектной деятельности каждого обучающегося. По сути, данный инструмент представляет собой набор совместно создаваемых страниц, где каждый участник проектной работы дает критическую оценку работе одногруппника. Автор статьи разделяет взгляд Е. С. Полат, о том, что проектный характер такой работы, формирование единого продукта совместной деятельности наполняют смыслом работу студентов и преподавателей, обеспечивают взаимодействие, обмен мнениями [3, с. 162].
Проектная работа студентов на иностранном языке в MOODLE - один из примеров информатизации языкового образования. Нельзя не признать, что подобная деятельность делает учебный процесс более мобильным (возможность выполнения проектной работы на иностранном языке в любое время и в любом месте), глобальным (взаимодействие с людьми различных культур), независимым (обучение без физического присутствия преподавателя). Подобный дис-
танционный способ взаимодействия - является совместным обучением, где инструктор (преподаватель) управляет учебным процессом, ходом проектной деятельности обучающихся, осуществляет «электронное наставничество», а разработанный преподавателем методический материал для выполнения проектной работы в MOODLE является отличным учебным ресурсом. Проектная работа, организованная подобным образом стимулирует когнитивные способности обучающихся, ориентирует на самообучение, позволяет студентам оценить свои слабые и сильные стороны, знания, способности. Важно осознавать, что «технологические изменения видоизменяют методы реализации обучения и доступа к знаниям» [5, с. 581] к лучшему, а не искажают их.
Библиографический список
1. Евстигнеев М. Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно- коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 9. - С. 4-5.
2. Ломов А. С. Дистанционная поддержка в процессе подготовки студентов высших учебных заведений // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 1. - С. 91-93.
3. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучении. - М.: Академия, 2008. - 162 с.
4. Сысоев В. П. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. - 2012. -№ 3. - С. 5-7.
5. Хортон У., Хортон К. Электронное обучение: инструменты и технологии / пер. с англ. -М.: Кудиц-образ, 2005. - 640 с.