города. В-третьих, как изменилось благосостояние людей, количественные и качественные параметры их уровня жизни.
Такой комплексный подход охватывает главные стороны жизнедеятельности города, его дееспособность и позволяет судить о конечной результативности управления им в целом или отдельными его подсистемами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Проблемы теории и практики управления. 1997, № 2. С. 74.
2. Российская газета. 1997. 27 сентября.
3. Труд. 1998. 17 июня.
4. Российская газета. 1998. 27 июня.
Васильев М. Е.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ: СИСТЕМНЫЕ АСПЕКТЫ
В конце двадцатого века Россия, по ряду предельно-критических показателей социально-экономического развития, оказалась у «последней черты».
Резкое ухудшение экономической, социальной и политической ситуации в стране послужило причиной кризиса межнациональных отношений, обострения противоречий между субъектами федерации, а также ими и центром.
Отсутствие сильной и эффективной государственной власти, противостояние друг другу различных ее ветвей, непрогнозируемая и непредсказуемая политика в высших эшелонах власти, несовершенство и противоречивость нормативно-правовой базы функционирования и взаимодействия органов государственной власти и управления на всех уровнях препятствуют выходу страны из затянувшегося кризиса.
Характеризуя нынешний кризис как системный, необходимо отметить его сложный, комплексный характер, проявляющийся во взаимосвязи и взаимообусловленности кризиса власти, потере управляемости на всех уровнях государственности, ухудшении социально-экономических условий, демографической ситуации, разрушении и утрате системы культурных и духовных ценностей.
Необходима радикальная корректировка проводимого курса реформ, решение ряда важнейших проблем государственного устройства, в числе которых и обеспечение высокоэффективной работы органов государственного и муниципального управления. Цена ошибок и риск реформ в современных условиях значительно возрастают.
В этих условиях объективно возрастает роль и ответственность регионов в преодолении негативных последствий модернизации российского общества.
Государственное и муниципальное управление призваны обеспечивать и гарантировать реализацию целей и функций государства и его субъектов, соучаствовать в управлении общественными процессами и делами. Следовательно, государственное и муниципальное управление необходимо исследовать и изучать в связи с теми процессами и изменениями, которые происходят в ключевых сферах российского общества и в обществе в целом.
Поиск эффективных способов и путей преодоления нынешнего кризиса, решение важнейших вопросов строительства и реформирования
системы государственного и муниципального управления, выживания и сохранения России как целостного, независимого и суверенного государства предопределяет системный, комплексный характер научных методов и подходов, применяемых для решения этих проблем. Следовательно весь спектр обозначенных проблем может и должен быть исследован с позиций системного, структурно-функционального анализа, достижений теории организации и самоорганизации и ситуационного анализа.
Рассматривая государственное и муниципальное управление с этих позиций, можно утверждать:
1. Социальное управление всегда выступает как системное в том смысле, что предполагает наличие по меньшей мере двух подсистем: управляемой, которую обычно именуют объектом управления, и управляющей — субъекта управления. Будучи системами сами по себе, они при определенных условиях образуют самоуправляемую систему, в которой объект и субъект управления выступают уже в качестве подсистем.
Эти условия в достаточной степени присущи региональному и в особенности муниципальному уровню социальной организации. Собственно, это тот уровень социального объединения и функционирования, где процессы целеполагания и целесообразного воздействия неразрывно связаны с реальными, конкретными интересами людей, членами этого социального объединения, готовыми нести ответственность за положение дел в этом объединении.
Важной составляющей социального управления на этом уровне является социальная самоорганизация как особая форма самоуправления, при определенных условиях усиливающая целенаправленное управленческое воздействие. К числу этих условий можно отнести: выборность руководителей, усиление действия регуляторов, ориентированных на позитивное социальное действие в сравнении с директивными, коллективную деятельность образованных и профессионально подготовленных людей, движимых сознанием личной ответственности.
Именно на этом уровне, где доминируют местные системы норм, стандартов, ценностей и приоритетов, где проблемы формирования устойчивой социальной и природной среды наиболее конкретны и актуальны, эффективно формируется активная социальная позиция населения, способствующая интеграции экономических, социальных, и природоохранных процессов, достижению социальной справедливости.
2. Сущность управления состоит в том, что управляющая подсистема, субъект управления систематически, целенаправленно воздействует на управляемую подсистему (объект управления), с тем чтобы привести его к заданному результату, поставленной цели. Установление цели — исходный пункт, начало самого процесса управления. Цель — это прогнозируемый результат, удовлетворяющий потребностям системы, на достижение которого направлено ее функционирование. Фактически постановка цели, а в конечном итоге и сама цель есть фактор самоорганизации, поскольку необходимость достижения общей цели определяет способ взаимодействия компонентов системы по определенным правилам и ведет к формированию социальной системы в целом.
Следовательно, способность органов регионального и муниципального управления целеполагать — ставить реальные, адекватные конкретным потребностям и будущим перспективам цели, отвечающие объективным потребностям развития муниципалитета, региона и общества в целом, является необходимой предпосылкой эффективности управления. Важной формой процесса формирования целей и обеспечения согласия на муниципальном и региональном уровне социальной организации ста-
новятся общественные дискуссии, призванные устранить разрыв между органами управления и населением. От того, какие поставлены цели и как расставлены приоритеты, прямо зависит уровень и качество жизни многих людей этого и опосредованно других социальных объединений.
3. В то же время, цель — это идеальный образ, прогнозируемый результат, желаемое состояние системы, к которому она стремится, и с позиции реализации цели большое значение приобретает фактор уровня достижения цели — конкретного результата. Достигнутый уровень результата соответствующего качества — показатель эффективности функционирования данной системы, показатель того, насколько данный результат способствует достижению целей как самой системы, так и целей системы более высокого уровня, в которую включена данная социальная система.
Таким образом, глубоко продуманная и проработанная программа действий, конкретных механизмов реализации поставленных целей, направленных на обеспечение гарантированного повышения качества жизни населения не только в его материальном выражении, но и в контексте сбалансирования и стабилизации экономических, социальных и природоохранных процессов — основа благополучия и процветания регионов и государства в целом.
4. Социально-территориальная общность функционирует и развивается в условиях постоянно изменяющихся внешней среды и внутренних условий, поэтому ее органы управления должны удовлетворять ряду критериев, обусловленных сложностью общности, разнообразием, интенсивностью и временем воздействия как внешних, так и внутренних возмущающих и дестабилизирующих общность факторов.
Следовательно, органы управления должны быть упорядочены и организованы не менее сложно, чем управляемая общность, быть готовым к восприятию разнообразия возмущающих воздействий различной природы, способны эффективно реагировать (управлять) на те элементы возмущающего многообразия, которые могут нарушить нормальное функционирование общности, а тем более разрушить ее.
В этом определении понятия «упорядочен» и «организован», характеризуя структуру субъекта управления, не сводятся лишь к нормативно закрепленной структуре, структура в этом случае понимается как достаточно устойчивое единообразие, благодаря которому набор элементов, ее составляющих, превращается в связное целое, где каждый элемент оказывается в конечном счете связанным со всеми другими элементами, и его свойства не могут быть поняты без учета этих связей. Причем в реально функционирующую систему включаются только лишь те элементы, которые обладают необходимыми ей, системе качествами, способствующими получению необходимого результата, причем данный результат не может быть достигнут каждым элементом в отдельности или их частичной совокупностью. В то же время, изменения в природе элементов, в характере их взаимодействия (то есть в структуре) с необходимостью вызывают соответствующие изменения в функциях как самих элементов, так и субъекта управления в целом.
5. Объективное ускорение НТП, в основе которого лежит одна из самых грандиозных революций в области компьютерных и информационных технологий, ускорение и усложнение социальных процессов и изменений во всех сферах общественной жизни, с необходимостью требует применения новых подходов и технологий в органах государственного и муниципального управления, предъявляет качественно новые требования к служащим и руководителям этих органов.
Следовательно, повышение эффективности функционирования системы органов государственного и муниципального управления в соответствии с новыми условиями требует от них способности быстро и своевременно адаптироваться к изменениям в социально-политической и экономической сферах, к переменам в структуре и методах самой системы управления. С этих позиций органы государственного и муниципального управления должны быть ориентированы на применение проблемных и системных методов управления, с использованием новых информационных и компьютерных технологий, на постоянное применение инноваций.
Новые технологии систем поддержки управленческой деятельности должны быть масштабируемы не только в техническом отношении, но и в плане ориентации на конкретные виды управленческой деятельности, конкретных ее субъектов. Основу этих технологий должны составлять методы анализа и интерпретаций возникающих управленческих ситуаций, поиска и оценки решений.
Эти технологии должны способствовать созданию условий для реализации активности человека в процессах управления, где все большее внимание уделяется преобразующей роли сознания субъекта управления по отношению к возникающим управленческим ситуациям. Причем под субъектом управления можно понимать различные его формы (личность, группа, организация и др.), а под сознанием — различные формы его проявления (индивидуальное, групповое, и др.).
По сути, ставится вопрос о смене традиционной нормативно ориентированной парадигмы управленческой деятельности на когнитивную и символическую, представляющую собой коллективные формы сознания, проявляющегося в феномене организационных культур. Культура при таком подходе понимается как коллективное сознание, как общая система знаний, правил, норм и символов, определяющих соответствующие коллективные действия и формы поведения.
Таким образом, как нам представляется, проблемы информатизации органов государственного и муниципального управления должны решаться с учетом вышеизложенного, когда в результате информатизации органы управления представляют собой хорошо структурированную, когнитивную систему, функционирующую в форме предсказуемого, организационного поведения, требующего минимум инструкций и контроля для достижения поставленных целей.
6. Управление — непрерывно осуществляющийся процесс целесообразного воздействия на систему. В то же время, сохранить свою качественную определенность и целостность самоуправляемая система может лишь в условиях ограниченных управляющих воздействий. Таким необходимым и достаточным ограниченным воздействием является воздействие информационного сигнала. Значение сигнала состоит в том, что он несет в себе управляющее воздействие, необходимое и достаточное, чтобы система могла функционировать, определенным образом перестраиваться, сохраняя свои существенные качества.
Информационное воздействие с применением новых информационных технологий стало принципиально иным. Государственные и муниципальные органы управления все больше используют в своей практике информационно-психологическое воздействие в качестве координирующего и направляющего фактора.
Следовательно, способность органов государственного и муниципального управления осуществлять управление «малыми сигналами» есть необходимое условие эффективности и системности органов управления.
7. Непрерывность процесса управления обеспечивается непрерывностью движения информации. Субъект управления может воздействовать на управляемую систему только потому, что непрерывно получает информацию о ее состоянии, равно как и о состоянии окружающей среды, об отклонениях в движении системы к заданной цели, перерабатывает эту информацию в команды, передает их объекту управления, корректируя его поведение, обеспечивая реализацию поставленных целей.
Информация становится стратегически важным ресурсом. Поэтому сбор и переработка информации, ее рациональное использование являются необходимым условием эффективного управления на всех уровнях системы управления.
8. В то же время потребность в информации различных звеньев, субъектов управления неодинакова и определяется, прежде всего, теми задачами, которые решает в процессе управления тот или иной субъект, тот или иной руководитель, работник управленческого аппарата, теми функциями, которые он выполняет. Поэтому предоставляемые конкретному субъекту управления средства и ресурсы компьютерных и информационных систем определяются в соответствии с теми функциями, которые он выполняет и с его положением в управленческой иерархии.
9. Одной из существенных сторон процессов управления является наличие в самоуправляемых системах прямых и обратных информационных связей. Очевидно, что, управление может осуществляться только в том случае, если управляющая система будет получать информацию об эффекте, достигнутом тем или иным действием управляемой системы, об уровне достижения запланированного результата.
Следовательно, взаимодействие субъекта и объекта управления с необходимостью должно осуществляться посредством прямых и обратных информационных связей различных типов: СМИ, подразделение сбора и анализа социальной информации, служба «паблик рилейшнз», подразделение по работе с обращениями граждан, общественные дискуссии.
По сути, речь идет о дальнейшей интеграции субъекта и объекта управления на основе использования передовых информационных технологий, обеспечивающих эффективные прямые и обратные связи.
10. Ограничиваясь рамками настоящей статьи и подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить центральную роль, которую играют информационные процессы и технологии на всех уровнях системы социального управления. Более того, можно утверждать, что если информационное преимущество определенных индивидуумов или групп достаточно устойчиво во времени, то оно постепенно трансформируется в экономическое, социальное и политическое. Информационное преимущество становится стратегически важной социальной силой, обеспечивающей его обладателю необходимое перераспределение экономических, социальных и политических ресурсов.
Поэтому наличие развитой информационной инфраструктуры, интегрирующей все уровни органов управления того или иного социального объединения, применение эффективных средств сбора, систематизации, классификации, передачи и хранения больших объемов информации; современных информационных технологий обработки данных: анализа, моделирования, систем поддержки принятия решений, есть необходимое условие эффективности управления на всех уровнях социальной действительности.