УДК 51(07):001.8:378 ББК 22.1р30:73:74.480.26
Суховиенко Елена Альбертовна
доктор педагогических наук кафедра математики и методики обучения математике Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Sukhovienko Elena Albertovna Doctor of Pedagogics of the chair of mathematics and methods of teaching mathematics Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected] Информационные технологии в диагностике методической подготовки будущего учителя математики Information technology in the diagnosis of methodical preparation of future teachers of mathematics В статье описан один из подходов к реализации компьютерной диагностики методической подготовки студентов-математиков. Установлено, что информационные технологии эффективны в диагностике методической подготовки будущих учителей математики на начальном уровне формирования их профессиональных компетенций.
This paper describes an approach to the implementation of computer diagnostics methodical training students in mathematics. Found that information technologies are effective in the diagnosis of methodical preparation of future teachers of mathematics at the primary level of formation of their professional competence.
Ключевые слова: методическая подготовка, компетенции, диагностика, информационные технологии.
Key words: methodological training, competence, diagnostics, information technology.
В условиях реализации «Закона об образовании в Российской Федерации», новых федеральных государственных образовательных стандартов различного уровня возрастает роль методической подготовки учителя общеобразовательной школы. Поэтому представляется важным отслеживание процесса методической подготовки будущего учителя математики в педвузе.
Методическая подготовка учителя математики направлена на овладение
методологически значимыми, системообразующими и инвариантными
знаниями и умениями в области теории и методики обучения математике. Ее
результатом является готовность к обучению школьников основам математики и реализация творческого потенциала учителя, сформированность потребности в непрерывном самообразовании и саморазвитии.
С позиции компетентностного подхода в процессе методической подготовки будущих учителей математики необходимо сформировать у студентов фундаментальные методические знания и умения и профессионально-личностные качества, которые позволят эффективно применить знания, умения и опыт в профессионально-педагогической деятельности.
Общие цели методической подготовки связаны с подготовкой будущего учителя математики как цельной личности, способной формировать у учащихся предметные знания и умения в единстве с развитием их личности. В составе общих целей теоретико-методические цели направляют методическую подготовку будущих учителей математики на изучение теоретических и методологических вопросов методики обучения школьной математике, а предметно-методические цели - на изучение ее частных вопросов.
Диагностика как деятельность, направленная на изучение педагогических процессов, предназначена для оценки результатов обучения, принятия коррекционных мер, выработки прогноза. В условиях информатизации образования информационные технологии направлены на формализацию предмета диагностики, ее результата, средств, методов и процесса диагностики. Для реализации диагностики на основе информационных технологий необходимо в первую очередь отражение в ее содержании требований федерального государственного образовательного стандарта, выполняющего роль внешней нормы диагностической деятельности, определяющего диагностичную постановку целей методической подготовки студентов.
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование цели методической подготовки выражены в виде общих и про-
фессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников вуза. ФГОС определяет необходимый уровень сформированности компетенций выпускника вуза (бакалавра). Мы полагаем важным диагностирование компетенций в процессе их формирования. Формирование компетенций в рамках изучения дисциплин профессионального цикла проходит следующие уровни:
• первый уровень деятельности студентов - знание - связан с непосредственным воспроизведением по памяти изученного материала и его узнаванием;
• второй уровень - умение - предполагает понимание и применение знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с четко обозначенными правилами;
• третий уровень - владение - включает применение знаний в измененной или незнакомой ситуации.
Например, уровни сформированности компетенции ПК-1 (способен реа-лизовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях) описываются следующими дескрипторами:
• знает программы и содержание учебного материала базовых и элективных математических курсов;
• умеет планировать учебный материал базовых и элективных математических курсов в различных образовательных учреждениях;
• владеет методикой преподавания базовых и элективных математических курсов в различных образовательных учреждениях.
В методической подготовке студентов можно условно установить соответствие форм их учебной деятельности и формирования соответствующих компонентов компетенций. 1 ак, на лекциях по методике преподавания математики студенты приобретают знания, на лабораторных работах в ходе воспроизводящей и творческой самостоятельной работы при индивидуальном контроле со стороны преподавателя - умения, во время педагогической практики, написания курсовых и квалификационных работ, участия в НИРС
овладевают определенными видами профессиональной деятельности.
Технологии разработки диагностических средств предполагает построение заданий на основе структуры учебного материала, представленной в виде модулей, и декомпозиции компетенций.
На физико-математическом факультете Челябинского государственного педагогического университета была создана рейтинговая система контроля методической подготовки студентов. Содержание теоретической подготовки было разбито на несколько модулей: «Общая методика», «Методика изучения числовых множеств», «Методика обучения алгебре в основной школе», «Методика обучения геометрии в основной школе», «Методика изучения алгебры и начал анализа», «Методика обучения стереометрии». Информационные технологии получения диагностических данных требуют формализации предъявления студентам заданий и фиксирования их ответов. Традиционным методом сбора диагностической информации на основе информационных технологий является компьютерное тестирование.
По каждому модулю был составлен тест, охватывающий основные положения лекционного курса. Приведем пример тестового задания по модулю «Общая методика» (рис. 1).
Выполнение студентом этого задания позволяет судить о сформирован-ности компетенции СК-4 (готов использовать знания элементарной математики, умеет анализировать элементарную математику с точки зрения высшей) на третьем уровне (владеет методами решения задач школьной математики), компетенции ОК-1 (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения) на третьем уровне (демонстрирует применение форм мышления: анализа, синтеза, сравнения, аналогии, сопоставления, обобщения, моделирования, выдвижения гипотезы; подбирает задания на применение таких форм) и на первом уровне компетенции ПК-2 (готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного
процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения): знает способы организации обучения учащихся общему подходу к решению задач (анализа задачи с выделением ее структурных элементов и этапов решения, определение способов решения учебной задачи).
Установите правильную последовательность применения восходящего анализа к поиску решения задачи: «Докажите: если через точку, взятую внутри круга, проведены две хорды, то произведение длин отрезков одной из них равно произведению длин
о тр езко в друго й хорды». о
1. Чтобы доказать подобие треугольников АОС и BOD. докажем равенство углов CAO и BDO, АОС и BOD.
СО ов
2. Чтобы доказать, что CO OD=AO ОВ. докажем, что — = —.
АО OD
3. Углы АОС и BOD равны как вертикальные, углы CAO и В DO равны, т.к. опираются на одну и ту же дугу СВ.
4. Чтобы доказать пропорцию— = —, докажем подобие
АО OD"
треугольников АОС hBOD.
Ответ:
Рис. 1. Тестовое задание для диагностики компетенций ПК-2, ОК-1 и СК-4 Следующее задание (рис. 2) диагностирует достижение второго уровня в
формировании компетенции СК-4 «Умеет анализировать учебный материал
школьной математики» и первого уровня компетенции ПК-1 «Владеет
методикой преподавания базовых и элективных математических курсов в
различных образовательных учреждениях»:
Укажите возможную разъяснительную часть в теореме Пифагора 1 Для любого прямоугольного треугольника
2. Для любой фигуры.
3. Для любого треугольника
4. Для любого многоугольника
Рис. 2. Тестовое задание для диагностики компетенций ПК-1 и СК-4 Студенты отвечают на вопросы теста в интерактивном режиме. В
процессе обработки информации подсчитывается количество верных ответов
по тесту в целом и по каждому заданию отдельно.
Компьютерная программа позволяет преподавателю просмотреть результаты каждого студента по тесту в процентах (число правильных ответов к общему числу заданий) (рис. 3), результаты выполнения группой студентов отдельных заданий теста (рис. 4).
Рис. 3. Результаты диагностики студентов
Статистика тестовых заданий по модулю "Планиметрия"
Количество Качество Текст вопроса
Всего: 32
Аксиомы не доказываются, т.к.
85%
Установите соответствие учебных пособий по геометрии и преобладающих в них методов доказательств.
Установите соответствие школьных учебных пособий по геометрии и их основных свойств
Установите правильную последовательность этапов решения задач на построение:
91%
Установите соответствие этапов решения задач на построение и содержания этих этапов:
Установите правильную последовательность построений циркулем и линейкой при решении задачи деления отрезка пополам.
Установите правильную последовательность доказательства в решении задачи деления отрезка пополам.
Установите правильную последовательность построений циркулем и линейкой треугольника по двум сторонам Ъ и с и медиане т, проведенной к третьей стороне:
Установите правильную последовательность шагов доказательства в решении задачи на построение треугольника по двум сторонам Ъ и с и медиане т, проведенной к третьей стороне:
Рис. 4. Результаты диагностики по отдельным заданиям теста
Возможность просмотра ошибок каждого студента (рис. 5) позволяет осуществлять коррекционную работу.
□ >
Гулькин Александр Васильевич, группа 511
Тип ляплния: ^лкпмтн
Рис. 5. Анализ ошибок студента
Отметим, что тестирование по теории не исключало контроля формирования умений: успешное выполнение заданий на практических занятиях являлось необходимым условием выставления экзаменационной оценки по результатам серии тестов.
Информационные технологии показали свою эффективность в диагностике методической подготовки будущего учителя математики на начальном уровне ее формирования - воспроизведения знаний.
Библиографический список
1. Аванесов, В. С. Композиция тестовых заданий: учеб. книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов [Текст] / В. С. Аванесов. - М.: Адепт, 1998. - 217 с.
2. Суховиенко, Е. А. Информационные технологии педагогической диагностики в обучении : теория и практика: моногр. [Текст] / Е. А. Суховиенко. - Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 2005- 238 с.
3. Суховиенко Е.А. Теория и методика обучения математике: общая методика: учебное пособие [Текст] / Е.А. Суховиенко, З.П. Самигуллина, С.А.
Севостьянова, Е.Н. Эрентраут. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. - 65 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Утв. Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 788 [Электронный ресурс] / минобрнауки.рф / документы / 924
Bibliography
1. Avanesov, V.S. Composition of tests: studies. Book for high school teachers, school teachers and students of pedagogical institutes [Text] /V.S. Avanesov. -Moscow: Adept, 1998. - 217 p.
2. Sukhovienko, E.A. Information Technology educational assessment for learning: theory and practice: the monograph. [Text] / EA Sukhovienko. - Chelyabinsk South Ural book publishers, 2005 - 238 p.
3. Suhovienko, E.A. Theory and methods of teaching mathematics: General procedure: a manual [Text] / E.A. Sukhovienko, Z.P. Samigullina, S.A. Sevostyanova, E.N. Ehrentraut. - Chelyabinsk: Izd IIUMTS "Education", 2010. - 65 p.
4. Federal state educational standard of higher education in the field of training 050100 Teacher Education (qualification (degree) "Bachelor"). Approved Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 22 December 2009 № 788 [electronic resource] / minobrnauki.rf / documents / 924