Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Дата публикации: 1.01.2018 № 6 (30). С. 155-161.
УДК 656.078 К. В. Рюм кин
Информационные технологии управления в транспортной сфере
Статья исследует применение технологий информационного управления в транспортной сфере. Раскрывается содержание информационного подхода, как основы технологий информационного управления. Раскрывается содержание технологий информационного управления. Описана диверсификация технологий информационного управления. Показана связь технологий информационного управления с компьютерным и информационным моделированием.
Ключевые слова: информация, философия информации, управление, информационные модели, информационные технологии
Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Accepted: 15 November 2017 Published: 1 January 2018 No. 6 (30). pp. 155-161.
K. V. Ryumkín
Information technologies of management in transport
The article explores the application of information management technologies in the transport sector. The article reveals the content of the information approach as the basis of information management technologies. The article discloses the content of information management technologies. The article describes the diversification of information management technologies. The article shows the connection between information management technologies and computer and information modeling.
Keywords: information, information philosophy, management, information models, information technology, transport
Введение
овременное управление транспортом [1] / характеризуется применением автомати-
V__<- зированных и информационных систем
и расширением использования когнитивных технологий. Наряду с информационными системами для управления транспортом широко применяют информационные технологии, которые разделяют на информационные технологии управления и информационные технологии поддержки управления. Выделяют направление информационного управления, которое включает информационные технологии управления и методы управления, предназначенные для работы в области информационного поля. Информационные технологии управления (ИТУ) занимают место между автоматизированным
и интеллектуальным управлением. Информационные технологии управления не сводится к использованию информационных технологий и информационных систем. Они опираются наряд специфических принципов, методов и информационный подход [2].
Эти методы [3] включают создание и использование ряда специальных информационных моделей: информационной ситуации, информационной позиции, информационной конструкции, информационных единиц, информационной неопределенности, ситуационного информационного управления, многоцелевого управления. Необходимость улучшения управления транспортом - это актуальная проблема, которая постоянно существует и будет существовать время [4]. Решение данной проблемы обусловливает необходимость исследование информационных технологий управления на транспорте. Информа-
ционные технологии управления на транспорте охватывают управление подвижными объектами [5] и управление транспортной инфраструктурой [6]. В настоящее время информационные технологии управлении является одним из ключевых средств повышения эффективности управления транспортом. Они органически перетекают в интеллектуальные технологии управления и является основой формирования интеллектуального управления [7] и снижения рисков [8]. Необходимость совершенствования информационных технологий управления требует постоянного анализа. Такой анализ возможен на основе изучения практики и опыта уже существующих информационных технологий управления как в сфере транспорта, так и в других направлениях.
_Материалы и методы
В основе исследования использованы существующие описания информационных технологий, технологий управления и информационного управления. В качестве методов использован системный анализ, структурный анализ и пространственный анализ.
Диверсификация информационных технологий и методов управления
Информационные технологии управления на транспорте и в других направлениях имеют множество форм реализации. Это требует их группировки и группового анализа. Необходимо разграничивать применение трех информационных компонентов в управлении: информационные системы [9], информационные технологии [10] и информационные модели [11] в управлении транспортом. Кроме того, во всех компонентах применяют информационное проектирование [12] и информационное моделирование.
Информационное проектирование весьма важный аспект создания информационных технологий и информационного управления, которому в Российских публикациях уделяют мало внимания. В то же время за рубежом в силу важности этого направления выпускают журнал «Информационное проектирование» (Information design) [13, 14]. Информационные технологии выражают технологический аспект. Информационные системы включают технический и технологический аспекты управления. Информационные методы содержат концептуальные, логические и методические аспекты управления. Все компоненты управления дополняют друг друга. Методы задают основу применения технологий и техники [3]. Применение информационных технологий управления имеет множество реализаций, связанных с решением различных прикладных задач.
Общую характеристику информационных технологий управления можно дать, используя
парадигму, которую используют в мониторинге
[15]: «наблюдение; анализ; прогноз; управление». Анализ дает возможность выделить «группы технологий управления». Эти группы включают: формирование и применение баз данных; коммуникацию, передачу знаний, управление объектами; управление персоналом, накопление опыта и др.
В настоящее время можно говорить о комплексе информационно-технологического управления, основой которого являются информационные модели ситуации, информационные модели объекта управления, информационные модели коммуникаций, информационные модели позиции объекта управления, информационные модели конкурентного преимущества, модели визуального управления и другие. В частности, метод ключевых показателей управления можно рассмотреть как метод управления с помощью информационной модели, параметрами которой являются ключевые показатели. При этом такие показатели должны быть информационно определяемыми показателями. Информационно определяемые показатели - это показатели, значение которых в явном виде определяется на основе сбора информации, измерений или прямых вычислений по первичным данным.
Информационные технологии управления связаны с оптимизацией использования предприятием всех его ресурсов, персонала, оборудования, материальных ресурсов, финансовых ресурсов, интеллектуального потенциала. Соответственно этому выделяют разные виды менеджмента: информационный, управление персоналом, оперативный менеджмент, информационный финансовый менеджмент, управление ресурсами, информационная поддержка принятия решений и т. д. Это задает диверсификацию информационных технологий управления.
Современное управление невозможно без применения компьютерной технологии управления, основанной на современных программных решениях, позволяющей упорядочить информационные потоки, предоставить доступ к актуальным данным и обеспечить необходимые средства для поддержки принятия обоснованных управленческих решений. Одним из путей повышения эффективности управления деятельностью транспортного предприятия является технология информационного управления, выполненная с системных позиций.
В обобщенном плане говорят об информационном управлении. Поэтому большую актуальность приобретает проблема рационального использования информационных подходов методов и технологий в интересах управления и развития социально-экономических систем
[16]. Существует различие в теоритическом, методическом и техническом аспекте применения информационного управления. Исследования в
теоретической области и в плане технического применения информационного управления ведутся в институте проблем управления им. В. А. Трапезникова. Следует отметить работы в этом направлении Кононова Д. А., Кульба В. В., Шубина А. Косяченко С. А. [16] и др. Однако эти работы имеют технический аспект и не направлены на технологическое внедрение методов информационного управления в сфере управления транспортными предприятиями.
В реальной практике существует разновидность информационных технологий управления как средства технологическими процессами на основе специализированных программных средств. Такое управление является проблемно ориентированным [17] и оно привязано к программным средствам и специализированным информационным системам. Эти технологии можно охарактеризовать как «специализированные» технологии информационного управления.
Важной особенностью технологий информационного управления является создание условий для интеграции разных технологий и методов в единую среду. Такая особенность создает интегрированную среду управления. Свойство интегрированности, наряду со свойством эмер-джентности, является системным сложных систем управления и создает качественное преимущество в управлении и анализе систем и технологий управления.
Информационный подход как основа информационных технологий управления
Информационный подход (information approach) имеет более чем полувековую историю [18, 19]. Он применяется в моделировании [2], в образовании, в психологии, в управлении, в философии [20], в системном анализе и пр. В настоящее время информационный подход рассматривается, прежде всего, как инструмент познания окружающего мира, что делает его необходимым средством научного исследования. Информационный подход содержит системные, технологические и описательные характеристики. В системном понимании информационный подход включает следующие системные составляющие: применении информационных технологий, формировании информации об окружающем мире, анализ этой информации, построение информационных моделей, применение информационных моделей для решения практических задач. При этом в практической деятельности человек использует содержательную информацию или знания.
Информационный подход служит базисом моделирования и в технологиях информационного управления. Распространение информационных технологий управления связано не только с появлением компьютеров, сколько с появлением новой информационной среды. Эта среда фор-
мирует новые отношения в обществе, которые называются информационными отношениями [21]. Именно данная среда создает возможность интеграции технологий в единый технологический управленческий комплекс.
Информационный подход как основа информационных технологий управления включает такие компоненты: интеграция данных и технологий, комплексный информационный анализ процессов и технологий, информационное описание объекта управления, информационное описание структуры управленческих потоков, построение информационных моделей, информационное моделирование.
Обращает на себя внимание термин «информационное описание». Особенность его в том, что в контексте информационных технологий и информационного подхода это информационное описание не произвольно, а выполняется в форме пригодной для обработки в компьютерных технологиях. Следовательно, речь идет об информационных описательных моделях или о дескриптивных информационных моделях [22].
Следует подчеркнуть различие между информационным моделированием и построением информационных моделей. Оно обусловлено тем, что информационное моделирование выполняется на нескольких уровнях и как предшествует построению моделей, так и использует уже построенные модели. Информационное моделирование в управлении используют в разных уровнях: концептуальном, технологическом, операционном.
На концептуальном уровне [23] осуществляют поиск концепций и методов решения задач управления. На концептуальном уровне предполагают, что информационные модели описывают классы или обобщения предметной области. Например, в управлении применяют когнитивный визуальный подход, который приводит к применению таких терминов в анализе как «взгляд», «точка зрения», «снимок», «облик» и др. Этот этап анализа предшествует построению информационных моделей и служит основой для выбора концепции их построения и реализации. На этом этапе формируют концептуальное описание объектов, отношений и связей. Этот уровень можно назвать уровнем концептуального построения.
Технологический уровень формирования информационных технологий управления включает переход он концепций к технологии управления конкретного объекта. Он включает построение прескриптивных и дескриптивных моделей [24]. Динамическое информационное моделирование состоит в нахождении описаний процессов. Операционный уровень информационного управления состоит в практической реализации управленческих воздействий с помощью информационных потоков, информационных моделей. информационных единиц. Таким образом, в ин-
формационном управлении информационные модели и информационное моделирование тесно взаимосвязаны и образуют сложную систему, благодаря которой удается решать задачи управления промышленными предприятиями.
Информационные технологии управления расширяют среду управления подвижными объектами в область инфраструктуры. Информационные технологии управление часто включают и используют сетевые технологии. Основные задачи этих технологий следующие.
• применение информационных технологий для повышения надежности и улучшения деятельности управления;
• применение полезной информации для получения конкурентного преимущества;
• применение компьютерного моделирования для ускорения принятия решений и управления;
• расширенное использование и создание информационных ресурсов для управления.
Основными составляющими информационных технологий управления являются: информация, информационная потребность [25], информационные ресурсы, информационные модели.
Информационные ресурсы представляют собой совокупность, данных, массивов информации, информационных моделей, программ, интеллектуального капитала, которые способствуют или служат основой производства материальных или информационных продуктов или накоплению знаний и увеличению интеллектуального капитала. Общество, организации и отдельные потребители испытывают необходимость в различных видах информационных продуктов и услуг, что приводит к появлению информационных потребностей.
Информационная потребность представляет собой необходимость [25] в получении информационных продуктов и услуг для поддержания жизнедеятельности и развития человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Информационные потребности динамичны, на базе удовлетворенных возникают новые, что связано с включением личности в различные сферы и формы деятельности. Таким образом, они образуют многоуровневую иерархию.
Информация становится источником и объектом производства; объектом собственности; объектом обмена и продажи; объектом накопления и хранения; средством получения новых знаний и прибыли; средством увеличения капитализации фирм; объектом защиты и объектом национального значения. Многоаспектное значение информации определяет динамику ее существования и связанные с этим различные процессы. Поскольку технология состоит из процессов, то становится необходимым определить информационные процессы как составную часть информационных технологий.
В основе большинства методов обработки и анализа в информационных технологиях применяют понятие информационной модели. Информационная модель отражает объекта управления. Информационная модель включает: набор параметров, отношения связи между параметрами, а также правила ее построения, изменения и использования.
Параметры могут образовывать разные группы: определяемые и вычисляемые; допустимые и критические; качественные и количественные, управляющие и констатирующие и др. Связи могут задаваться аналитическими выражениями, словесными формулировками, ограничениями, статистическими характеристиками и т.д. Это означает, что информационная модель является более широким объектом, чем формализованная информация. Она может использоваться при наличии неформализованной информации. Кроме того связи в информационной модели - динамичны. Это позволяет, задавая одни параметры, менять другие.
_Информационные управленческие модели
В информационных технологиях обязательно применяют информационные модели. их делят на две большие группы: дескриптивные и пре-скриптивные [22, 24]. Дескриптивные выполняют функции описаний объектов, процессов, технологий, ситуаций. Прескриптивные модели содержат функции, предписывающие определенные действия. То есть по существу прескриптивные модели осуществляют управление.
Применяют и другие модели, которые, в общем, имеют ряд особенностей. Поскольку модель отражает лишь существенные признаки объекта моделирования, то в зависимости от аспекта рассмотрения могут формироваться разные существенные признаки. Наборы разных существенных признаков приводят к тому, что на один объект в зависимости от выбора аспекта рассмотрения может быть сформировано несколько разных информационных моделей.
В аспекте информационного взаимодействия особенностью информационной модели является то, что она служит единицей взаимодействия и единице учета в базах данных, единицей анализа в системах анализа. Значение информационных моделей в технологиях управления обусловлена тем, что в технологиях и в информационном менеджменте используется не информация, а различные информационные модели.
При этом информационные управленческие модели должны образовывать связанный комплекс информационных управляющих моделей (КИУМ), который включает как минимум четыре группы моделей: концептуальные модели (Км), функциональные модели (Фм), ресурсные модели (Рм) циклические модели (Цм). Комплекс управленческих моделей включает четыре груп-
пы моделей, и может быть формально представлен как
КИУМ= <Км, Фм, Рм, Цм> (1)
Концептуальная модель (Км) имеет высший уровень иерархии и предназначается для постановки задачи и поиска концептуального решения. Концептуальная модель служит для разработки концепций, базовых принципов и основ управления подвижными объектами и инфраструктурой.
Функциональная модель (Фм) имеет более низкий уровень иерархии и предназначается для технологического решения задач управления.
Функциональная модель занимает технологический уровень управления при проектировании и построении технологий. При ее формировании осуществляется функциональный анализ и декомпозиция структуры объекта управления. В этой модели формируется структура и типы информационных управленческих потоков. В аспекте решения задачи функциональная модель связана с оптимизацией решения задачи.
Ресурсная модель имеет более низкий уровень иерархии по отношению к функциональной модели. Она предназначается для обеспечения ресурсами функционального решения и для создания резерва на случай возможных непредвиденных обстоятельств. Она обеспечивает минимизацию риска в технологиях управления. Ресурсная модель является зависимой от наличия ресурсов управления. Поэтому она может влиять на функциональную модель в аспекте ограниченности ресурсов.
Циклическая (Цм) или операционная модель имеет самый низкий уровень иерархии. Названием она обязана тому, что подавляющее количество технологий управления информационных или организационных в качестве основы управления используют некий цикл [26], который повторяется в системе управления. Циклическая модель связана с реализацией управления. В аспекте решения задачи управления циклическая модель осуществляет применение технологического решения на практике.
Концептуальная модель управления [23] является основой построения других моделей и технологий управления. Она может быть представлена в виде совокупности принципов, имеющих вид
Км = <Цо, Ис, Сс, Вс, Цу, Кг> (2)
В этой зависимости базовыми принципами являются: целевая определенность (ЦО), информационное соответствие (ИС), структурное соответствие (СС), технологическое соответствие (Тс), временное соответствие (ВС), ресурсное соответствие (Рс), цикличность управления (ЦУ).
Первым принципом концептуальной модели информационного управления является целевая
определенность. Он требует четкого определения цели управления и четкого описания этой цели.
Принцип информационного соответствия [27] имеет множество реализаций. Он означает, что при разных информационных трансформациях формы (ИС), содержательная часть информационных процессов не должна изменяться. Принцип информационного соответствия означает также , что для управленческих решений необходима информация в нужном объеме и нужного качества. Другим словами отсутствует ситуация, называемая информационной асимметрией или информационной неопределенностью.
Принцип структурного соответствия относится к распределенным системам и структурному управлению. Он означает что структура, по которой протекают нисходящие и восходящие управленческие потоки, должна соответствовать структуре информационных потоков. Другими словами, пропускная способность каналов структуры должна обеспечивать беспрепятственное функционирование информационных потоков. Обратным примером могут служить пробки при движении транспортных средств в мегаполисе.
Принцип технологического соответствия означает необходимость соответствия технологии и технической системы. То есть возможности технической системы должны позволять реализовать данную технологию.
Принцип временного соответствия означает требование того, что время цикла управления не должно превышать время, допустимое для управления данным объектом. Из этого принципа вытекает, что время цикла управления не должно превышать времени, необходимого для достижения подцели, либо времени, необходимого для отклика системы на внешнее воздействие. Это называют временем согласования. При этом время управляющего цикла не должно превышать время существенного изменения состояния объекта управления.
Принцип ресурсного соответствия означает требование того, что технология информационного управления должна использовать реальные ресурсы. которыми обладает система управления.
Принцип цикличности управления состоит в том, что реальная технология управления должна разбиваться на циклы управления. Цикл управления заканчивается с достижением поставленной подцели. Цикл управления транспортной организации требует предварительного формирования временных характеристик (параметров) процесса управления. решения, процесс планирования, процесс выдачи распоряжений, процесс контроля исполнения
Заключение
Информационные технологии управления являются технологическим комплексом. Он включает процессы обеспечения, поддержки,
информационного взаимодействия и информационного воздействия. В технологиях информационного управления особо представлена деятельность, связанная с формированием и использованием информационных ресурсов. В технологиях информационного управления применяют стереотипный подход как альтернативу алгоритмическому, для тех случаев, когда алгоритм управления неизвестен или сложен [28] для разработки.
Практическая значимость технологий информационного управления состоит в создании условий объединения разных (организационных, технических) технологий в единую информационную управленческую среду. Информационные технологии управления позволяет использовать компьютерное моделирование и обработку, а также базовый накопленный опыт на основе стереотипов [28] или прескриптивных моделей [24]. Информа-
ционные технологии управления транспортом позволяют уменьшать проблему «больших данных». Они позволяют работать с большими объемами информации, применять слабоструктурированную информацию, повышать оперативность принятия решений, интегрировать разнообразные типы данных в единую систему. Информационные технологии управления включают не только прямые технологии управления, но и многочисленные технологии поддержки управления или поддержки принятия решений. Применение информационных технологий управления является обязательным фактором развития управления транспортом. Такая поддержка управления включает не только информационные управленческие технологии, но технологии переподготовки специалистов. Применение информационных технологий управления создает системность в управлении транспортом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Розенберг И.Н. О единой транспортной политике // Наука и технологии железных дорог. 2017. № 1(1). С. 22-26.
2. Дешко И.П. Информационный подход в моделировании // Образовательные ресурсы и технологии. 2016. №5 (17). С. 21-26.
3. Елсуков П.Ю. Управление с использованием информационных методов // Государственный советник. 2015. № 2. С. 29-33.
4. Алиева Н.З., Ивушкина Е.Б., Лантратов О.И.. Становление информационного общества и философия управления транспортом. Издательство «Академии естествознания», 2008. 220 с.
5. Tsvetkov V. Ya. Information Management of Mobile Object // European Journal of Economic Studies, 2012, Vol.(1), №1. P. 40-44.
6. Розенберг И.Н., Замышляев А.М., Прошин Г.Б. Совершенствование системы управления содержанием эксплуатационной инфраструктуры с применением современных информационных технологий // Надежность. 2009. № 4 (31). С. 14-22
7. Александров А.В. Интеллектуальное управление // Славянский форум, 2016. № 1(11). С. 15-22.
8. Tsvetkov V. Yа. Information Asymmetry as a Risk Factor // European researcher, Series A. 2014, Vol.(86), № 11-1, pp. 1937-1943. DOI: 10.13187/er.2014.86.1937.
9. Замышляев А.М. Прикладные информационные системы управления надежностью, безопасностью, рисками и ресурсами на железнодорожном транспорте // Надежность. 2013. Т. 143. С. 143
10. Поляков А.А., Цветков В. Я. Информационные технологии в управлении. М.: МГУ факультет государственного управления, 2007. 138 с
11. Охотников А. Л. Информационные модели при управлении транспортом // Наука и технологии железных дорог. 2017. № 2(2). С. 60-67.
12. Jacobson R. E., Jacobson R. (ed.). Information design. MIT press, 2000.
13. Shedroff N. Information interaction design: A unified field theory of design // Information design. 1999. С. 267-292.
14. Dervin B. Chaos, order and sense-making: A proposed theory for information design // Information design. - 1999. - С. 35-57.
15. Цветков В.Я. Геоинформационный мониторинг // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 2005. № 5. С.151-155.
16. Кульба В.В., Д.А. Кононов, С.А. Косяченко, А.Н. Шубин. Методы формирования сценариев развития социально-экономических систем. М.: СИНТЕГ, 2004. 296 с.
17. Цветков В.Я. Разработка проблемно ориентированных систем управления. М.: ГКНТ, ВНТИЦентр, 1991. 131 с.
18. Неймарк Ю. И., Стронгин Р. Г. Информационный подход к задаче поиска экстремума функций. // Изв. АНСССР. Техн. кибернетика. 1966. №. 1. С. 17-26.
19. Theil H. The information approach to demand analysis // Econometrica: Journal of the Econometric Society. 1965. р.67-87.
20. Пеньков В. Е. Информационный подход: философские и методологические основания // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 5. С. 25-27.
21. V. Ya. Tsvetkov. Information Relations // Modeling of Artificial Intelligence, 2015, Vol.(8), Is. 4. - р.252-260. DOI: 10.13187/ mai.2015.8.252 www.ejournal11.com.
22. Ожерельева Т.А. Дескриптивные модели // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 5-4. С. 675-675.
23. Корнаков А.Н. Концептуальная модель процессов информационного управления промышленной организации. // Вестник Московского Государственного Областного Университета. Серия: Экономика. 2010. № 2. С. 95-100.
24. Цветков В.Я. Дескриптивные и прескриптивные информационные модели // Дистанционное и виртуальное обучение.
2015. № 7. С. 48-54.
25. Розенберг И.Н. Информационные революции и информационные потребности // Дистанционное и виртуальное обучение. 2017. № 4. С. 5-12.
Щ6. Riskin M. et al. Cyclic Control of the Surface Properties of a Monolayer-Functionalized Electrode by the Electrochemical
Generation of Hg Nanoclusters // Chemistry-A European Journal. 2006. V. 12. №. 33. p. 8549-8557. |27. Цветков В.Я. Информационное соответствие // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.
2016. № 1-3. С. 454-455.
28. Ожерельева Т. А. Организационное эвристическое управление // Государственный советник. 2014. № 4. С. 69-75.
REFERENCES
1. Rosenberg I.N. About a uniform transport policy. Science and technologies of the railroads. 2017. No. 1(1). Page 22-26.
2. Deshko I. P. Information approach in simulation. Educational resources and technologies. 2016. No. 5 (17). Page 21-26.
3. Elsukov P. Yu. Control with use of information methods. The State councellor. 2015. No. 2. Page 29-33.
4. Aliyeva N.Z., Ivushkina E.B., Lantratov O.I. Formation of information society and philosophy of control of transport. Academies of Natural Sciences publishing house, 2008. 220 pages.
5. Tsvetkov V. Ya. Information Management of Mobile Object. European Journal of Economic Studies, 2012, Vol. (1), No. 1. P. 40-44.
6. Rosenberg I.N., Zamyshlyaev A.M., Proshin G.B. Enhancement of management system the maintenance of operational infrastructure using the modern information technologies. Reliability. 2009. No. 4 (31). Page 14-22
7. Alexandrov A.V. Intellectual control. Slavic forum, 2016. No. 1(11). Page 15-22.
8. Tsvetkov V. Ya. Information Asymmetry as a Risk Factor. European researcher, Series A. 2014, Vol. (86), No. 11-1, pp. 1937-1943. DOI: 10.13187/er.2014.86.1937.
9. Zamyshlyaev A.M. Application-oriented management information systems reliability, safety, risks and resources on railway transport. Reliability. 2013. T. 143. Page 143
10. Polyakov A.A., Tsvetkov V.Ya. Information technologies in control. Moscow, MSU faculty of public administration, 2007. 138 p.
11. Okhotnikov A. L. Information models in case of control of transport. Science and technologies of the railroads. 2017. No. 2(2). Page 60-67.
12. Jacobson R. E., Jacobson R. (ed.). Information design. MIT press, 2000.
13. Shedroff N. Information interaction design: A unified field theory of design. Information design. 1999. Page 267-292.
14. Dervin B. Chaos, order and sense-making: A proposed theory for information design. Information design. - 1999. - Page 35-57.
15. Tsvetkov V. Ya. Geoinformation monitoring. News of higher educational institutions. Geodesy and aerial photography. 2005. No. 5. Page 151-155.
16. Kulba V.V., D.A. Kononov, S.A. Kosyachenko, A.N. Choubin. Methods of formation of scenarios of development of social economic systems. Moscow, SINTEG, 2004. 296 pages.
17. Tsvetkov V. Ya. Development problemno the oriented management systems. Moscow, GKNT, 1991. 131 p.
18. Neymark Yu. I., Strongin R. G. Information approach to the task of search of an extremum of functions. AS USSR. Tekhn. cybernetics. 1966. No. 1. Page 17-26.
19. Theil H. The information approach to demand analysis. Econometrics: Journal of the Econometric Society. 1965. river 67-87.
20. Penkov V. E. Information approach: philosophical and methodological bases. Humanitarian and social and economic sciences. 2008. No. 5. Page 25-27.
21. Tsvetkov V. Ya. Information Relations. Modeling of Artificial Intelligence, 2015, Vol. (8), Is. 4. - river 252-260. DOI: 10.13187/ mai.2015.8.252 www.ejournal11.com.
22. Ozherelyeva T.A. Descriptive models. International log of applied and basic researches. 2016. No. 5-4. Page 675-675.
23. Kornakov A.N. Conceptual model of processes of information control of the industrial organization. Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Economy. 2010. No. 2. Page 95-100.
24. Tsvetkov V. Ya. Descriptive and prescriptive information models. Remote and virtual learning. 2015. No. 7. Page 48-54.
25. Rosenberg I.N. Information revolutions and information needs. Remote and virtual learning. 2017. No. 4. Page 5-12.
26. Riskin M. et al. Cyclic Control of the Surface Properties of a Monolayer-Functionalized Electrode by the Electrochemical Generation of Hg Nanoclusters. Chemistry-A European Journal. 2006. V. 12. No. 33. p. 8549-8557.
27. Tsvetkov V. Ya. Information compliance. International journal of applied and basic researches. 2016. No. 1-3. Page 454-455.
28. Ozherelyeva T. A. Organizational heuristic control. The State councellor. 2014. No. 4. Page 69-75.
Информация об авторе Рюмкин Константин Валерьевич
(Санкт-Петербург, Россия) Начальник отдела Центра стратегического анализа и развития
ОАО «НИИАС» филиал Санкт-Петербург E-mail: [email protected]
Information about the author
Ryumkin Konstantin Valerievich
(St. Petersburg, Russia) Head of Department Center for Strategic Analysis and Development OJSC "NIIAS" branch St. Petersburg E-mail: [email protected]