СоВетНиК, 2019 № 1
УДК 65
Е. К. Титов
Информационное ситуационное
управление
Статья анализирует информационное ситуационное управление как технологию и новое направление. Показано, что информационное ситуационное управление является интеграцией трех направлений: информационных технологий в управлении, ситуационного менеджмента и информационного управления. Доказано, что модель информационной ситуации является эффективным инструментом информационного ситуационного управления. Показано, что в современных условиях ситуация и информационная ситуация являются независимыми объектами управления. Статья описывает характеристики информационной ситуации. Отмечено различие ситуационного управления в области искусственного интеллекта и в области практического менеджмента. Показано, что ситуационное управление создает дополнительные факторы управления ресурсами. Показано, что ситуационное управление создает явную возможность мягкого управления. Статья выделяет основные направления развития информационного ситуационного управления.
Ключевые слова: управление, ситуационное управление, информационное управление, информационная ситуация, информационная модель, ситуационный анализ
E. K. Titov
Information situational management
The article analyzes information situational management as a technology and a new direction. The paper proves that information situational management is the integration of three areas: information technology in management, situational management and information management. The information situation model is an effective tool for information situational management. In modern conditions, the situation and information situation are independent objects of management. The article describes the characteristics of the information situation. The paper describes the difference in situational management in the field of artificial intelligence and practical management. Information situational management creates additional resource management factors. Information situational management creates a clear opportunity for soft control. The article highlights the main directions of development of information situational management.
Keywords: management, situational management, information management, information situation, information model, situational analysis
Введение
итуационное управление применяют в различных вариантах. В теории искусственного интеллекта основой ситуационного управления являются семиотические модели [1]. В сфере транспорта [2; 3] ситуационное управление основано на использовании информационных моделей или специальных управленческих моделей информационных ситуаций [4]. Доказано [5; 6], что информационная ситуация может служить инструментом управления. Однако модель и моделирова-
ние разные понятия. То же самое, технология управления более широкое и более сложное понятие по сравнению с моделью. Информационное управление [7; 8] как феномен, обсуждается достаточно часто, хотя в этом направлении существуют разные подходы. В тоже время ситуационное управление как направление в области искусственного интеллекта было известно много раньше [1]. Однако ситуационное управление в области искусственного интеллекта не способствовало развитию практических технологий в менеджменте. За рубежом ситуационный менеджмент развивался [9] и развивается [10] в другом направле-
No. 1
The State Counsellor, 2019
нии в рамках школы управления при непредвиденных обстоятельствах [11]. Многообразие подходов привело к разным формам реализации ситуационного управления Ситуационное управление может быть интеллектуальным [12], организационным, субсидиарным [13] и эвристическим [14]. И во всех случаях используют разные информационные модели. Даная статья посвящена исследованию направления информационного ситуационного управления.
Модель информационной ситуации
Описание информационное ситуации как специфической информационной модели встречается достаточно часто [15; 16]. Информационную ситуацию можно определить как отражение реальной ситуации [17] и как модель, включающую совокупность объектов, связей между ними и их окружения.
Ситуация может быть описана с помощью дескриптивной или прескриптивной информационных моделей. Дескриптивная информационная модель формально и есть модель информационной ситуации. При рассмотрении информационной ситуации как информационной модели в ней выделяют ключевые показатели и связи, и исключают второстепенные. Применительно к управлению информационная ситуация характеризует состояние объекта управления и оценку достижения им целевого состояния.
По отношению к внешней среде информационная ситуация может характеризовать совокупность наиболее существенных связей и отношений с микросредой средой, которые влияют и определяют состояние и динамику объекта управления в этой микросреде. По отношению о к конкурирующим или сотрудничающим объектам информационная ситуация может характеризовать совокупность наиболее существенных связей и отношений с этими объектами, которые определяют позицию объекта управления в этой информационной ситуации
В аспекте мотивации и развития информационная ситуация может быть рассмотрена как совокупность условий, мотивирующих к развитию, достижению цели и борьбе за выживание.
Системный подход [15] позволяет описать информационную ситуацию как сложную систему, имеющую системные признаки, системные связи. Системный подход позволяет выявить общие черты между информационной ситуацией и сложной системой. Различие в
связях и границах. Для системы характерны сильные устойчивые связи между ее компонентами и элементами. Для ситуации характерны слабые и часто неустойчивые связи. Соответственно граница системы определяется областью сильных связей, а для информационной ситуации граница определяется по слабым связям. Такое отношение моделей позволяет вкладывать систему в информационную ситуацию. Ситуация может быть рассмотрена как внешняя сложная надсистема, в которую вложен объект управления (система), содержащий части и подсистемы.
Триада «надсистема - система - подсистема» может служить основой анализа и интерпретации динамики информационной ситуации. На рис.1 приведена информационная ситуация с объектом управления (ОУ). Такая информационная ситуация включает три фактора: надсистему, систему и подсистему. Над-системой является внешняя среда с набором элементов среды ЭС1 - ЭСп. Системой является информационная ситуация, которая содержит другие объекты (О1-О3). Подсистемой является объект управления, который содержит свои подсистемы (ПС) и свои элементы. Важным для информационной ситуации является наличие связей и информационных взаимодействий [18]. Эти связи и информационные взаимодействия делятся на внешние и внутренние. Внешние связи - это связи между объектами (ОУ - ОО и связи между объектом управления и микросредой (ОУ-Мс), которая является частью информационной ситуации. Только часть внешней среды, которая образует микросреду и входит в информационную ситуацию.
Внутренние связи - это связи между элементами объекта (Э-Э) и между подсистемами (ПС-ПС). Внутренние связи это также связи между подсистемами и элементами (Э-ПС), которая входят в объект управления. На схеме не показаны информационные отношения [19], которые не являются связями. Однако следует констатировать, что на схемах традиционно показывают только связи, а отношения подразумевают. Информационные отношения играют роль потенциала или неявного фактора, который может создавать связи или оказывать влияние. При анализе пространственной информационной ситуации необходимо учитывать пространственные отношения [20; 21]. В современном понимании элементами информационной ситуации являются информационные единицы.
Модель информационной ситуации дает по-новому выстроить управленческие действия. В
государственный СоВет-ник, 2019
№ 1
ОУ
Э-Э
Э
I
Э-ПС
Э
I
ПС1 ПС-ПС /1-N ПС2
b-И
0У-01
4
А V
О1
0У-02
ОУ-Мс
@ (ЭСП)
Информационная ситуация
Рисунок 1 Модель управленческой информационном ситуации
частности, можно не только воздействовать на объект управления (например, автомобиль), но и на информационную ситуацию (подсыпать песок на дорогу, устранить выбоины для повышения скорости движения, заменить покрытие и т.п.). такое управление требует изучения информационной ситуации для выработки более эффективного управленческого решения.
Особо следует выделить другие объекты, взаимодействующие с объектом управления. Отношение между ними дает основание ввести понятие информационной позиции ОУ и информационной асимметрии ОУ, информационного превосходства ОУ.
Технологические особенности информационного ситуационного
управления
Следует рассматривать информационное ситуационное управление как интеграцию трех направлений. Первое направление применение информационных технологий в управлении [23] как инструмента поддержки управления. Второе направление развитие информационного управления как специфического механизма управления [8]. Третье направление развитие собственно ситуационного управления безотносительно к тому является оно информационным или нет [9]. Следует отметит,
что в ситуационном управлении выделилось направление управления самой ситуацией [9]. В частности, выделают специальные ситуации: аномальные [24], нештатные [12], чрезвычайные [17], которые требуют своего управления.
Начиная с 2005 года проходит ежегодный семинар SIMA в США по ситуационному управлению [5]. Современное ситуационное управление рассматривает вопросы ситуационного управления в динамических системах [5; 9]. Исследования в области ситуационного управления определяет основные концепции ситуационного управления и ключевые технологии в этой области. Несмотря на то, что отмечается особое значение информационных моделей при моделировании ситуации, в зарубежных работах по-прежнему не рассматривают модель информационной ситуации как инструмент управления, что тормозит развитие ситуационного управления. В то же время создан ряд направлений ситуационного управления, которые в отечественной литературе не рассматриваются. Это ситуационное исчисление, ситуационная семантика, ситуационное следование, ситуационная осведомленность и другие [5]. Кроме того, в ситуационном управлении используют подход к управлению ситуацией, основанный на мультиагентных системах, корреляции событий и рассуждениях на основе базы фактов [9].
No. 1
The State Counsellor, 2019
Большое внимание в современном ситуационном управлении уделяют сетевым технологиям и сетям, как среде ситуационного управления [5]. Отдаленно развитие ситуационного управления идет по пути обработки изображение, поскольку в нем используют схожие технологии: получение знаний о ситуации, обучение и распознавание ситуаций, структурное и поведенческое моделирование сенсорных сетей, роботизированные датчики и мобильные сенсорные сетки, передовые архитектуры для понимания ситуации и управления ситуацией, ориентированной на человека.
Можно выделить ряд ключевых направлений при изучении и развитии информационного ситуационного управления. Эти направления в разной степени отражаются на семинарах SIMA:
• Мониторинг информационной ситуации и уровень информированности о ней.
• Семантические веб-технологии, ситуационное моделирование и онтологии
• Интеграция информации и знаний в ситуационном управлении.
• Многоагентные системы и распределенное управление ситуациями (DSM)
• Сетецентрическое управление и обеспечение.
• Ситуационное управление в решении задач национальной безопасности
• Ситуационное управление как инструмент реагирование на стихийные бедствия и кризисное управление
• Ситуационное управление в интеллектуальном транспорте, промышленности и здравоохранении
• Ситуационное управление в развитии инфраструктуры и кибербезопасности
• Автоматизированные методы обучения, распознавания и выявления ситуаций
• Моделирование динамических ситуаций, анализ рисков и угроз
• Качественные и логические рассуждения о ситуациях и принятии решений
• Коррелятивный анализ событий
• Автономные и самоорганизующиеся системы
• Ситуационные языки и инструменты
• Разработка программного обеспечения DSM в реальном времени
• Управление ситуациями в специальных, сенсорных и мобильных сетях
Можно отметить, что источниками информации при ситуационном управлении являются объект управления и информационная ситуация, в которой он находится. Поэтому фактору информационное управление может быть жестким, направленным на объект управления. такое управление переводит объект силовым образом из одного состояния в другое. Управление может мягким [25], направленным на ситуацию. Такое управление создает условия для объекта управления, и оно переходит в нужное состояние по ситуации. Общий вывод модель информационное ситуации дает четко различать и использовать жесткое и мягкое управление.
Внешняя среда воздействует на объект управления стохастически и функционально. Информационная ситуация может быть рассмотрена как функциональной среда объекта управления. Граница информационной ситуации - это граница функциональной среды, которая оказывает существенной влияние на поведение объекта управления. Общим для объекта управления и информационной ситуации являются информационные единицы [26], которые связывают эти понятие только при информационном управлении.
Заключение
Современное ситуационное управление является объективной необходимостью решения задач управления в сложных и трудно прогнозируемых ситуациях. С позиций информационного воздействия информационная ситуация выступает как оболочка по отношению к объекту управления. Этим разгружается информационная нагрузка на объект управления. В некоторых случаях требуется управление ситуацией, а не объектом. Модель информационной ситуации и информационное ситуационное управление позволяют реализовывать мягкое управление, которое является более устойчивым в сравнении с детерминированным управлением. Ситуационное информационное управлении позволяет дифференцировать управленческие ресурсы по ситуации и по объекту. Это приводит к более эффективному использованию ресурсов. Следует констатировать. что современное состояние информационного ситуационного управления в России отстает от зарубежного и требует внимания и развития.
Го-с^ударстВеННЫй СоВетНиК, 2019 № 1
ЛИТЕРАТУРА
1. Поспелов Д.А. Ситуационное управление: теория и практика. М.: Наука 1986.
2. Коваленков Н.И. Ситуационное управление в сфере железнодорожного транспорта // Государственный советник. 2015. No. 2. С. 42-46.
3. Левин Б.А., Цветков В.Я. Объектные и ситуационные модели при управлении транспортом // Наука и технологии железных дорог. 2017. No. 2 (2). С. 2-10.
4. Цветков В.Я., Охотников А.Л. Информационная управленческая ситуация на транспорте // Государственный советник. 2018. No. 2. С. 27-33.
5. Jakobson G. et al. Overview of situation management at SIMA 2005 // Military Communications Conference, 2005. MILCOM 2005. IEEE. 2005. С. 1630-1636.
6. Ожерельева Т.А. Информационная ситуация как инструмент управления // Славянский форум, 2016. No. 4(14). С. 176-181.
7. Кульба, В.В., Малюгин, В.Д., & Шубин, А.Н. Информационное управление (предпосылки, методы и средства) // Проблемы управления. 2003. No. 1. С. 62-67.
8. Корнаков А.Н. Концептуальная модель процессов информационного управления промышленной организации // Вестник Московского государственного областного университета: серия «Экономика». 2010. No. 2. С. 95-100.
9. Jakobson G., Buford J., Lewis L. Situation management: Basic concepts and approaches // Information Fusion and Geographic Information Systems. Springer, Berlin, Heidelberg, 2007. pp. 18-33.
10. George S.M. et al. DistressNet: a wireless ad hoc and sensor network architecture for situation management in disaster response // IEEE Communications Magazine. 2010. V. 48. No. 3. pp. 23-29.
11. Цветков В.Я. Развитие технологий управления // Государственный советник. 2015. No. 4(12). С. 5-10.
12. Vedam H., Dash S., Venkatasubramanian V. An intelligent operator decision support system for abnormal situation management // Computers & Chemical Engineering. 1999. V. 23. pp. S577-S580.
13. Цветков В.Я. Применение принципа субсидиарности в информационной экономике // Финансовый бизнес. 2012. No. 6. С. 40-43.
14. Ожерельева Т.А. Организационное эвристическое управление // Государственный советник. 2014. No. 4. С. 69-75.
15. Розенберг И.Н. Информационная ситуация как сложная система // Образовательные ресурсы и технологии. 2017. No. 3 (20). С. 69-77.
16. Tsvetkov V.Ya. Information Situation and Information Position as a Management Tool // European Researcher. 2012. Vol. (36), No. 12-1. pp. 2166-2170.
17. Kim M.C. et al. Development of a standard communication protocol for an emergency situation management in nuclear power plants // Annals of Nuclear Energy. 2010. V. 37. No.. 6. pp. 888-893.
18. Майоров А.А. Информационные взаимодействия в прикладной геоинформатике // Образовательные ресурсы и технологии. 2016. No. 3 (15). С.123-129.
19. Tsvetkov V.Ya. Information Relations // Modeling of Artificial Intelligence, 2015, Vol. 8, Is. 4. рp. 252-260.
20. Васютинская С.Ю. Пространственные отношения в кадастре // Образовательные ресурсы и технологии. 2015. No. 4 (12). С. 91-96.
21. Цветков В.Я. О пространственных и экономических отношениях // Международный журнал экспериментального образования. 2013. No. 3. С. 115-117.
22. Абросимова М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2011. 256 с.
23. Chitrapu P. R., Kaewell Jr J. D. Mobile wireless presence and situation management system and method : пат. 7395055 США. 2008.
24. Bullemer P. T., Nimmo I. Understanding and supporting abnormal situation management in industrial process control environments: a new approach to training // Systems, Man, and Cybernetics, 1994. Humans, Information and Technology., 1994 IEEE International Conference on. IEEE, 1994. Т. 1. С. 391-396.
25. Ознамец В. В. Мягкое ситуационное управление // Славянский форум. 2018. No. 2(20). С. 57-62.
26. Романов И.А. Применение информационных единиц в управлении // Перспективы науки и образования. 2014. No. 3. С. 20-25.
REFERENCES
1. Pospelov D.A. Situational management: theory and practice. Moscow, Science Publ., 1986. (in Russ.)
2. Kovalenkov N.I. Situational management in the field of railway transport. State Councellor. 2015. no. 2. pp. 42-46. (in Russ.)
3. Levin BA, Tsvetkov V.Ya. Object and situational models in transport management. Science and technology of railways. 2017. no. 2 (2). pp. 2-10. (in Russ.)
4. Tsvetkov V.Ya., Okhotnikov A.L. Information management situation in transport. State Councellor. 2018. no. 2. pp. 27-33. (in Russ.)
No. 1
5. Jakobson G. et al. Overview of the situation management at SIMA 2005 // Military Communications Conference, 2005. MILCOM 2005. IEEE. 2005. p. 1630-1636.
6. Ozhereleva T.A. Informational situation as a management tool. Slavic Forum, 2016. no. 4 (14). pp. 176-181. (in Russ.)
7. Kulba, V.V., Malyugin, V.D., & Shubin, A.N. Information management (prerequisites, methods and means). Problems of management. 2003. no. 1. pp. 62-67. (in Russ.)
8. Kornakov A.N. A conceptual model of the processes of information management of an industrial organization. Bulletin of the Moscow State Regional University. 2010. no. 2. pp. 95-100. (in Russ.)
9. Jakobson G., Buford J., Lewis L. Situation management: Basic concepts and approaches. Information Fusion and Geographic Information Systems. Springer, Berlin, Heidelberg, 2007. pp. 18-33.
10. George S.M. et al. DistressNet: IEEE Communications Magazine. 2010. vol. 48. no. 3. pp. 23-29.
11. Tsvetkov V.Ya. Development of management technologies. State Councellor. 2015. no. 4 (12). pp. 5-10. (in Russ.)
12. Vedam H., Dash S., Venkatasubramanian V. An intelligent operator decision support system. Computer & Chemical Engineering. 1999. vol. 23. pp. S577-S580.
13. Tsvetkov V.Ya. The application of the principle of subsidiarity in the information economy. Financial business. 2012. no. 6. pp. 40-43. (in Russ.)
14. Ozhereleva T.A. Organizational Heuristic Management. State Councellor. 2014. no. 4. pp. 69-75. (in Russ.)
15. Rosenberg I.N. Informational situation as a complex system. Educational resources and technologies. 2017. no. 3 (20). pp. 69-77. (in Russ.)
16. Tsvetkov V.Ya. Information Situation and Information Position as a Management Tool. European Researcher. 2012. vol. (36), no. 12-1. pp. 2166-2170.
17. Kim M.C. et al. Development of a standard communication protocol in an emergency power situation. Annals of Nuclear Energy. 2010. vol. 37. no. 6. pp. 888-893.
18. Mayorov A.A. Informational interactions in applied geoinformatics. Educational resources and technologies. 2016. no. 3 (15). pp. 123-129. (in Russ.)
19. Tsvetkov V.Ya. Information Relations. Modeling of Artificial Intelligence, 2015, vol. 8, Is. 4. pp. 252-260.
20. Vasyutinskaya S.Yu. Spatial relations in the cadastre. Educational resources and technologies. 2015. no. 4 (12). pp. 91-96. (in Russ.)
21. Tsvetkov V.Ya. On the spatial and economic relations. International Journal of Experimental Education. 2013. no. 3. pp. 115-117. (in Russ.)
22. Abrosimova M.A. Information technology in state and municipal management: Textbook. Moscow, Knorus, 2011. 256 p. (in Russ.)
23. Chitrapu P. R., Kaewell Jr. J. D. Mobile wireless system and method: US Pat. 7395055 United States. 2008
24. Bullemer P. T., Nimmo I. Understanding and supporting a new approach to training // Systems, Man, and Cybernetics, 1994. Humans, Information and Technology., 1994 IEEE International Conference on. IEEE, 1994. vol. 1. pp. 391-396.
25. Osnamets V. V. Soft Situational Management. Slavic Forum. 2018. no. 2 (20). pp. 57-62. (in Russ.)
26. Romanov I.A. The use of information units in management. Perspectives of science and education. 2014. no. 3. pp. 20-25. (in Russ.)
Информация об авторе Титов Евгении Константинович
(Россия, Белгород) Исполнительный директор ООО «Функция ИТ» E-mail: [email protected]
Information about the author
Evgeny K. Titov
(Russia, Belgorod) Executive Director "IT Function" LLC
E:mail: [email protected]