Музыкально-теоретические дисциплины -важный компонент в обучении музыке. Объектом изучения таких предметов, как «Анализ музыкальных форм», «История музыки» выступают произведения мирового музыкального искусства. Освоения подобного рода дисциплин влечет усвоение большого объема информации, затрагивающей как само произведение, так и сведения о композиторе, эпохе, музыкальных явлениях, также других сферах музыкальной культуры.
Материалами новых методов обучения выступают так называемые мультимедийные образовательные ресурсы. К таким ресурсам относятся: электронные библиотеки, энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии, виртуальные музеи (в том числе музеи музыкальных инструментов), каталоги обучающих музыкальных программ, электронные пособия, разработанные в виде учебного курса с приложенными к нему тестовыми заданиями. Эти ресурсы могут не только дополнять лекции преподавателя, но и выступать основой для самостоятельного освоения курса по музыкальным историко-теоретиче-
ским дисциплинам. В последнем случае материал должен быть грамотно структурирован и организован. Преподаватель выступает в роли консультанта и контролера усвоенных знаний.
Информационно-образовательные ресурсы на базе Интернет-технологий отличаются формами предоставления материалов, контроля и проверки знаний, взаимодействия преподавателя и ученика.
Программные средства обучения музыке условно можно разделить на следующие группы:
- музыкальные проигрыватели;
- программы для пения караоке;
- музыкальные конструкторы;
- музыкальные энциклопедии;
- обучающие программы;
- программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.
Разработка и внедрение в учебный процесс таких информационных ресурсов, включая ресурсы Интернета, существенно расширяет границы обучения, делает его более эффективным и разнообразным.
УДК 378.147
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Е.С. Старко
В данной статье делается вывод о том, что в условиях информационно-образовательной среды вуза большую значимость приобретает тестовый контроль. Это приведет к более эффективной работе, откроет доступ к электронным ресурсам библиотек, даст возможность дистанционной диагностики знаний, подготовки к экзаменам в форме компьютерного тестирования.
Ключевые слова: тестирование, информационно-образовательная среда вуза, дистанционная диагностика знаний.
Информатизация образования представляет собой процесс внедрения достижений информатики и информационных технологий в обучение, управление образованием и научные исследования. Информатизация образования основана на использовании компьютерных средств хранения, переработки и представления информации в разнообразном виде. Заметим, что перечисленные выше основные направления в образовании взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.
В педагогической и методической литературе выделяются преимущества использо-
вания информационных технологий в условиях информационно-образовательной среды вуза: осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой и оценкой результатов; выполнение самоконтроля и самокор-рекции; обеспечение возможности выполнения тренировочных заданий; индивидуализация и дифференциация процесса обучения за счет возможности поэтапного продвижения к цели по содержательным линиям различной сложности; наглядность в демонстрации динамики изучаемых процессов; усиление мотивации обучения за счет изобрази-
1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации
тельных средств программы или за счет игровых ситуаций; формирование у студентов стратегий усвоения учебного материала.
Основным техническим компонентом в информационно-образовательной среде является компьютер, использование которого позволяет усилить мотивацию учения, развить познавательные потребности.
С развитием информационно-образовательной среды у преподавателя расширяется возможность выбора средств обучения.
Особое место в учебном процессе, как известно, занимает проверка и оценка знаний студентов. Без нее невозможно полноценное усвоение знаний. Поэтому в условиях информационно-образовательной среды вуза система организации тестового контроля знаний студентов приобретает особую значимость. Наличие ответов в тестах поможет им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа ошибки, ее причины, выявления уже возникших и потенциальных затруднений, сбоев в операционном составе действия и т.д. Таким образом, тестовые задания выступают для студентов не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Тестирование организует непрерывный и быстрый контроль знаний, который выполняет роль обратной связи в системе «преподаватель - студент», обеспечивает объективность оценки, широкий охват материала. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению определенных способов действий. Одни задания организуют наблюдения студентов за информационными явлениями, другие необходимы для усвоения нового материала, третьи помогут установить последовательность умственных действий.
Тестовые задания могут быть реализованы в закрытой (выбор правильного ответа из нескольких предложенных вариантов) или открытой форме. Если к заданиям даются готовые ответы на выбор (обычно один правильный и остальные неправильные), то можно угадать правильный вариант. Вероятность угадывания одного верного ответа при двух вариантах ответов составляет ', при трех - */з, при четырех - % и т.д. Но если требуется указать не
один верный ответ, а три из пяти вариантов ответов, то без знания учебного материала угадать ответ маловероятно. При этом информационная ценность задания увеличивается.
Радикальную возможность устранения догадки дает вторая (открытая) форма, где готового ответа нет: каждому испытуемому во время тестирования ответ приходится вписывать самому, в отведенном для этого месте.
Таким образом, варианты проведения тестирования различны, и подготовка к каждому виду тестирования несет в себе определенные проблемы. В частности, как показала практика, компьютерное тестирование - достаточно специфичная форма осуществления проверки, ставящая перед участником тестирования следующие проблемы:
1) отсутствие систематизации знаний;
2) ограниченность во времени при выполнении заданий;
3) неуверенность при работе с компьютером;
4) недостаточное умение концентрировать внимание при считывании информации с монитора и введении информации в компьютер;
5) отсутствие опыта (особенно у студентов из сельской местности) выполнения тестов в электронном виде.
Поэтому студенты, претендующие на высокие баллы, должны полностью овладеть технологией осуществления проверки в данной форме. Немаловажна и психологическая подготовка, позволяющая уменьшить влияние стресса и создать более комфортную среду во время проведения тестирования.
Существуют значительное число компьютерных программ тестирования. Широкое распространение у будущих студентов получила программа МуТе81;, которая легка и удобна в использовании. Все студенты быстро и легко осваивают ее. Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой студент, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTest и использовать их на практике.
При наличии компьютерной сети можно организовать централизированный сбор и обработку результатов тестирования, используя модуль журнала MyTest. Результаты выполнения заданий выводятся студенту и отправляются преподавателю, который мо-
жет оценить или проанализировать их в любое удобное для него время.
Программа MyTest работает с восемью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, указание истинности или ложности утверждения.
Каждый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Поэтому в настройках теста предусмотрено ограничение времени выполнения как всего теста, так и любого ответа на задание (для разных заданий можно выставить разное время).
Параметры тестирования, задания, изображения к заданиям - все хранится в одном файле теста. Никаких баз данных, никаких лишних файлов - один тест - один файл. Файл с тестом зашифрован и сжат.
И, наконец, при правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения.
Таким образом, несмотря на такое разнообразие программ для разработки тестов, большинство из них имеют определенную структуру:
1. Красочная заставка. Титульный лист. Он может возникать и на фоне заставки.
2. Инструкция к тесту должна кратко сообщать о целях тестирования и о том, как следует вводить ответы на предложенные вопросы.
3. Программа состоит из двух модулей (Генератора тестов и Тестера).
4. Интерпретация является результатом обработки накопленных баллов по ключу теста. Она может быть не только в виде текста, но и в виде схем, графиков, профилей личности.
5. Результаты тестов записываются в отдельный файл.
На основании всего вышеописанного можно сделать вывод, что в условиях информационно-образовательной среды вуза большую значимость приобретает тестовый контроль. Это приведет к более эффективной работе, откроет доступ к электронным ресурсам библиотек, даст возможность дистанционной диагностики знаний, подготовки к экзаменам в форме компьютерного тестирования.
Но нельзя забывать, что в основе информационно-образовательной среды вуза лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты преподавателя, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Очень важно, чтобы новые информационные технологии применялись не вместо, а вместе с традиционными, классическими образовательными технологиями.
УДК 372.891
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ЭКОЛОГИИ МОСКВЫ
О.А. Тауль
В статье рассматриваются основные преимущества, которые дает использование на уроках географии и экологии Москвы программы Power Point и электронных учебных пособий «Библиотека электронных наглядных пособий «География в 6-10 классах», «Образовательная коллекция по географии 6-10 классов».
Ключевые слова: информационные технологии, электронные учебные пособия, уроки географии и экологии.
В современном информационном обществе большое значение имеют новые ИКТ и новые способы деятельности, которые подразумевают развитие у школьников комплекса умений и навыков поиска необходимой информации, ее обработки, представления
одноклассникам и учителям, а также моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования своих действий. Применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе -явление закономерное. А вот эффективность
S3