Ю. Н. ПОЗНАНСКИЙ,
старший преподаватель кафедры управления органами расследования преступлений (Академия управления МВД России)
Yu. N. POZNANSKY, Senior Lecturer at the Department of Management of Crimes Investigation Bodies and Units (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 004:343.102
Информационные технологии как средство повышения эффективности деятельности руководителей органов предварительного следствия в системе МВД России
Information Technologies as Means for Raising
for to Commanding Officers of Pre-Trial Investigation Units
of the System of the Ministry of the Interior of Russia
В статье рассматриваются проблемы использования автоматизированной информационной системы органов предварительного следствия в системе МВД России и применения ее руководителями следственных подразделений в целях обеспечения законности, качества и сроков расследования преступлений.
Автоматизированная информационная система, законность, органы предварительного следствия, организация расследования, расследование уголовных дел.
The author analyzes the functioning of the automated information system of the pre-trial investigation units of the system of the Russian Ministry of the Interior. The focus is on how commanders of investigation units can use this information system to do their job with good quality, in compliance with the law and in time.
Automated information system, legality, pre-trial investigation units, organization of investigation, crimes' investigation.
Конституция Российской Федерацией (далее — Конституция РФ) провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства [1, ст. 2, 17, 18]. Государство, реализуя заложенные Конституцией РФ положения, создает правоохранительную систему, одним из важных элементов которой являются органы предварительного следствия (далее — ОПС) в системе МВД России.
Руководством МВД России и Следственного департамента МВД России принимаются меры к созданию условий для обеспечения законности, качества и сроков расследования
преступлений подчиненными сотрудниками. Однако, несмотря на прилагаемые усилия к недопущению случаев нарушений норм уголовно-процессуального законодательства, практика расследования уголовных дел свидетельствует о наличии ряда проблем, связанных с привлечением лиц к уголовной ответственности, соблюдением сроков расследования и др. Так, согласно данным статистической отчетности, в 2016 г. были признаны необоснованными решения о заключении под стражу 208 лиц, УД в отношении которых расследовались следователями ОПС (+65,1 %) [2].
Как отмечается заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации — на-
чальником Следственного департамента МВД России генерал-майором юстиции А. В. Романовым — число УД, возвращенных для дополнительного расследования прокурором и судом, в 2016 г. возросло на 7 %, а их удельный вес составил 5,2 %. Почти каждое пятое УД окончено в срок свыше двух месяцев [8].
Руководители ОПС, возглавляя соответствующие следственные подразделения на разных уровнях управления, обязаны обеспечивать законность, качество и сроки расследования УД своими подчиненными.
Анализ научной литературы показал, что основными причинами нарушения конституционных прав граждан, как правило, являются несоблюдение требований уголовно-процессуального закона, выражающееся в неполноте проведенного расследования; непринятие необходимых мер к сбору доказательств, достаточных для привлечения к ответственности виновных лиц; нарушение прав обвиняемых на защиту; пренебрежение требованиями уголовно-процессуального законодательства при оформлении протоколов следственных действий и др. Некачественное расследование УД является следствием нарушения требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), технических ошибок и невнимательности следователей, а также нарушения методики расследования.
К причинам низкой оперативности следственной работы, которая приводит к продлению процессуальных сроков, безусловно, следует отнести обстоятельства, связанные с необходимостью проведения большого объема следственных действий, назначения трудоемких экспертиз, получения материалов в порядке международной правовой помощи, однако нередко встречаются и случаи волокиты. Как отмечает в своем докладе начальник Следственного департамента, по итогам 2016 г. удельный вес оконченных УД в срок свыше установленного УПК РФ в целом по России увеличился до 18,9 %, а в отдельных регионах — до 30—35 % [8].
Допущение вышеуказанных нарушений, как правило, обусловлено ненадлежащим ведомственным и процессуальным контролем со стороны руководителей ОПС на всех стадиях расследования УД, в том числе за принятием таких наиболее важных процессуальных решений, как возбуждение УД в отношении конкретного лица, привлечение в качестве обвиняемого, избрание меры пресечения.
Вышеизложенное позволяет выделить следующие основные задачи, решение которых позволит руководителям ОПС достигнуть положительной динамики в обеспечении системного и комплексного контроля за деятельностью подчиненных сотрудников ОПС на каждом
этапе расследования УД; предоставлении руководителям ОПС возможности своевременного ознакомления с материалами проверки или УД.
Одним из универсальных инструментов, способствующих решению указанных задач, является внедрение в управленческую деятельность руководителей ОПС автоматизированной информационной системы следственного подразделения (далее — АИС СП), модернизированной и интегрированной в виде прикладного сервиса в единую систему информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (далее - ИСОД МВД России).
Руководство Следственного департамента МВД России на постоянной основе занимается повышением результативности деятельности подчиненных подразделений с использованием вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования. Началом одного из последних этапов активного внедрения информационных технологий (далее — ИТ) в деятельность ОПС можно считать 2002 г., когда Следственный комитет при МВД России начал подготовку к комплексной информатизации подчиненных подразделений, которая сопровождалась реализацией единых мер в области создания нормативно-правового, информационного, программно-технического и организационного обеспечения деятельности ОПС на основе использования новых информационных и телекоммуникационных технологий, формирования единых стандартов и профилей [7].
Для развития данного направления деятельности в 2004 г. Следственный комитет при МВД России принял участие в реализации Программы МВД России «Создание Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел» (далее — ЕИТКС ОВД). С этого времени началась системная работа по комплексному внедрению ИТ в деятельность ОПС. Необходимо отметить, что Следственным комитетом при МВД России была избрана автоматизация основных управленческих функций руководителей ОПС в системе МВД России путем внедрения АИС СП.
В научной литературе выделяют ряд основных целей, которые направлены на автоматизацию управления. Как правило, к ним относят следующее:
— повышение научной обоснованности и качества принимаемых решений благодаря использованию математических методов и моделей;
— повышение гибкости управления и его способности реагировать на изменение условий деятельности органов внутренних дел;
— повышение оперативности управления за счет своевременной и целенаправленной подготовки информации для принятия управленческих решений;
— повышение производительности труда лиц, принимающих решения;
— снижение затрат на управленческую деятельность;
— изменение технологий работы руководителей [6].
Для достижения вышеперечисленных целей Следственным комитетом при МВД России было организовано проведение опытно-конструкторской работы (далее — ОКР) для разработки АИС СП, которая была окончена в 2006 г. Подготовленное программное обеспечение (далее — ПО) АИС СП централизованно было установлено на всех аппаратно-программных комплексах, поставленных в ОПС в рамках Программы МВД России «Создание ЕИТКС ОВД» в 2005-2008 гг.
Вместе с тем значительные изменения в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, произошедшие в 2007-2010 гг., привели к тому, что использование программного средства АИС СП стало практически невозможным. Указанные факты, препятствующие возможности ввода в эксплуатацию АИС СП, послужили причиной реализации ОКР по модернизации рассматриваемой системы. Данная работа проводилась в 2011- 2012 гг., в ходе которой было полностью переработано ПО в целях устранения выявленных ограничений на возможность внесения изменений, необходимых при изменении уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
В результате модернизированная АИС СП приобрела способность повысить эффективность деятельности руководителей ОПС при решении следующих основных задач:
— повышение действенности оперативного контроля за ходом расследования по каждому УД, находящемуся в производстве;
— обеспечение своевременного предоставления информации о возможности или фактах нарушения установленных сроков следствия и содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых;
— повышение объективности и сокращение сроков и трудозатрат на получение аналитических справок;
— ежедневное обеспечение руководителя всей необходимой информацией для принятия обоснованных управленческих решений по организации работы в следственном подразделении и оценке ее результатов;
— налаживание единой технологии учета и накопление следственной информации при широкомасштабном внедрении и использовании программных комплексов.
Однако, несмотря на функционал модернизированной версии АИС СП, сложность ее интеграции в ИСОД МВД России не позволила внедрить ее в служебную деятельность ОПС.
Предварительные результаты проводимых исследований по использованию руководителями ОПС ИТ показывают, что подавляющее большинство (95 %) респондентов считают, что внедрение программного продукта, имеющего удобный интерфейс, а также высокое быстродействие, позволяющее автоматизировать отдельные направления их управленческой деятельности (учет, отчетность, автоматизированный поиск необходимых данных, планирование работы, прямая и обратная связь с подчиненными сотрудниками для осуществления контроля путем удаленного доступа к материалам УД и т. п.), способствуют повышению эффективности работы не менее чем на 50 %.
Помимо этого, анализ полученных результатов исследования позволил сделать вывод о том, что сложности, образовавшиеся в ходе внедрения АИС СП в управленческую деятельность руководителей ОПС, с одной стороны, и необходимость «минимальной» автоматизации отдельных управленческих процессов — с другой, привели к неорганизованной самостоятельной адаптации и использованию ПО, позволяющего оптимизировать отдельные направления деятельности руководителей ОПС.
Среди них необходимо выделить следующие:
— отбор, фильтрацию, сосредоточение и первичную обработку данных, необходимых для принятия управленческих решений;
— автоматизацию системы учета отдельных направлений следственной работы;
— определение фактического состояния дел во вверенном подразделении по основным направлениям деятельности ОПС;
— выявление негативных отклонений (тенденций, явлений, процессов), причин и условий таких изменений, а также определение возможных мер по их устранению;
— осуществление прогнозирования состояния подчиненного подразделения на ближайшую перспективу;
— поддержание прямой и обратной связи «руководитель ОПС — следователь»;
— работу с нормативными правовыми актами и другой справочной информацией.
Так, для выполнения отбора данных руководители ОПС, как правило, используют контекстный поиск по ключевым признакам. Данная технология, в зависимости от решаемой задачи, обычно реализуется при помощи отдельных опций операционной системы MS Windows, текстовых редакторов (текстовых процессоров), программных средств обработки табличных документов. Возможности MS Windows предоставляют несколько способов отбора и поиска папок, содержащих ключевые слова — индикаторы относимости той или иной информации к предмету анализа. В це-
лях осуществления отбора данных, необходимых для работы и содержащихся в текстовом формате, руководители ОПС используют возможности текстового редактора Microsoft Word и табличного процессора Microsoft Excel. При этом также применяется технология контекстного поиска.
С целью автоматизации системы учета основных показателей следственной работы и упорядочивания больших массивов структурированных данных руководители ОПС в основном используют специальное ПО — системы управления базами данных (далее — СУБД). Из имеющихся СУБД к наиболее востребованным необходимо отнести Microsoft Access, Microsoft Visual FoxPro 8.0, MS SQL.
Такие ПО позволяют решать поисковые задачи по различным критериям (номеру УД, статьям УК РФ, персональным данным потерпевших и обвиняемых, решениям по УД и др.) в базе данных, содержащей информацию о расследованных и находящихся в производстве УД. Отдельные ПО создаются с целью решения задач учета и систематизации УД, хранящихся в архивах органов внутренних дел.
Однако в связи с отсутствием иной возможности в некоторых ОПС в этих же целях используется ПО, разработанное на платформе СУБД Paradox, не поддерживаемое разработчиком, выпущенное на рынок в конце 80-х гг. ХХ в.
Одним из важных аспектов аналитической деятельности руководителей ОПС является работа с аналитическими таблицами, составленными на основе статистических данных, отраженных в отчетах по формам 1-Е (МВД), 2-Е (МВД), 4-Е. Как показывает практика, в большинстве ОПС эти таблицы формируются в электронном виде. Однако в одних подразделениях используется специальное ПО, позволяющее в автоматическом режиме переводить первичные данные (об УД, материалах, лицах, привлеченных к ответственности) в таблицы, а в других — только при помощи программных средств Excel вручную заполнять таблицы. В регионах предпринимаются различные попытки автоматизировать процесс перевода учетной информации в отчетную, а затем и в аналитическую. Вместе с тем представляется, что до тех пор, пока не будет разработано единое ПО, позволяющее максимально автоматизировать каждое из названных действий, процесс поступления качественной аналитической информации будет постоянно запаздывать [5].
С целью поддержания прямой и обратной связи с подчиненными сотрудниками, а также передачи информации неконфиденциального характера, связанной с деятельностью ОПС (новости; нормативные правовые акты органов
государственной и муниципальной власти; приказы, распоряжения, указания субъектов управления как регионального, так и федерального уровня, касающиеся деятельности ОПС; методические рекомендации по расследованию отдельных категорий УД; аналитические обзоры, информация о передовом опыте расследования преступлений и организации деятельности следственных подразделений; экспресс-информация, планы, графики работы; статистическая информация и т. д.), создаются специализированные Web-сайты. Технологическая среда сайта базируется на одной из немногих бесплатных общепризнанных систем управления контентом е107, состоящим из базы данных для хранения информации (MySQL); сервера, обеспечивающего работу всего сайта в целом и взаимодействие его компонентов (Apache) с использованием языка программирования, необходимого для функционирования некоторых Web-приложений (PHP) [3].
Несомненно, большим подспорьем руководителям ОПС являются сервисы ИСОД МВД России, которые включают в себя:
— прикладные сервисы обеспечения повседневной деятельности подразделений МВД России (далее — повседневные сервисы ИСОД);
— прикладные сервисы обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений МВД России (далее — служебные сервисы ИСОД).
Повседневные сервисы ИСОД включают в себя:
— сервис электронного документооборота;
— сервис электронной почты;
— ведомственный информационно-справочный портал;
— систему видеоконференцсвязи МВД России.
С их помощью оптимизируется решение
ряда задач руководителей ОПС по передаче информации, получению первичной отчетной информации, проведению оперативных совещаний и т. п., однако они не позволяют автоматизировать управленческую деятельность руководителей ОПС в части обеспечения оперативного контроля за ходом расследования по каждому УД, находящемуся в производстве подчиненных сотрудников, а также выработки единой технологии учета и накопления информации о деятельности ОПС и др.
В состав служебных сервисов ИСОД включены сервисы обеспечения деятельности отдельных подразделений и служб МВД России таких как: охраны общественного порядка; дежурных частей; материально-технического и хозяйственного обеспечения; по обеспечению безопасности дорожного движения территориальных органов; экономической безопасности; НЦБ Интерпола; экспертно-криминалистиче-
ской деятельности; обеспечения государственной защиты лиц; собственной безопасности.
Благодаря функциональным возможностям состава повседневных и служебных сервисов ИСОД решается небольшая часть задач руководителей ОПС по повышению эффективности обеспечения законности, качества и сроков расследования УД подчиненными сотрудниками.
На наш взгляд, создание и внедрение служебного сервиса ОПС в состав ИСОД МВД России могло бы существенно повысить эффективность рассматриваемого направления деятельности, а прототипом такого сервиса может стать АИС СП.
Тем не менее в заключение хотелось бы привести мнение Н. В. Лукашова, который, говоря о внедрении ИТ в управленческую деятельность руководителей, предупреждает, что от их применения управление «инновационным само по себе не становится» [4]. Только правильное понимание руководителем следственного органа места и роли ИТ для осуществления ведомственного и процессуального контроля способствует своевременному выбору и эффективному использованию наиболее оптимальных управленческих решений, направленных на достижение необходимого результата уголовного судопроизводства.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
2. Об объявлении решения итоговой коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 4 апреля 2017 г. № 183.
3. Денисевич К. А. Информационные технологии общего назначения в деятельности следователя // Информационные технологии, связь и защита информации МВД России. 2012. № 1.
4. Лукашов Н. В. Инновационные технологии оперативного управления в органах внутренних дел России // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 3 (35).
5. Организация управленческой деятельности в органах предварительного следствия территориальных органов МВД России на региональном уровне: учеб.-практ. пособие. М., 2013.
6. Основы автоматизации управления в органах внутренних дел: учебник / под. ред. А. П. Полежаева и В. А. Минаева. М., 1993.
7. Основные направления развития комплексной информатизации органов предварительного следствия в системе МВД России на 2002—2006 гг. / М. А. Виноградов [и др.]. М., 2002.
8. Тезисы доклада заместителя Министра — начальника Следственного департамента МВД России генерал-майора юстиции А. В. Романова об итогах служебной деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России за 2016 год и задачах на 2017 год // Информационный бюллетень Следственного департамента МВД России. 2017. № 1 (171).
References:
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by nationwide vote on the 12th of December, 1993) // The legislation's compilation of the Russian Federation. 2009. № 4. Article 445.
2. About the decision announcement of total colleagues of the Interior Ministry of Russia: the order of the Interior Ministry of Russia from the 4th ofApril, 2017. № 183.
3. Denisevich K. A. General appointment informational technologies in activity of an investigator // Informational technologies, communication and information security of the Interior Ministry of Russia. 2012. № 1.
4. Lukashov N. V. Operational management innovation technologies in law enforcement of Russia // The Labors of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2015. № 3 (35).
5. Management activity organization in preliminary investigation bodies of the territorial bodies for Interior Ministry of Russia on the regional level: training practical manual. M., 2013.
6. Management automatization basics in law enforcement: a textbook / edition by A. P. Polezhae-va and V. A. Minaeva. M., 1993.
7. The main development directions of preliminary investigation bodies complex informatization in a system of the Interior Ministry of Russia on 2002— 2006 / M. A. Vinogradov [and others]. M., 2002.
8. Deputy Minister report theses — of a head of Investigation department of the Interior Ministry of Russia, justice general-major A. V. Romanov — about overall results of preliminary investigation bodies service activity in a system of the Interior Ministry of Russia for 2016 and about tasks on 2017: Informational bulletin of Investigation department of the Interior Ministry of Russia. 2017. № 1 (171).
E-mail: [email protected]