Научная статья на тему 'Информационные технологии как инструмент совершенствования бизнес-процессов'

Информационные технологии как инструмент совершенствования бизнес-процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
799
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATIONAL TECHNOLOGIES / МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / BUSINESS-PROCESS / ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / ТОРГОВЛЯ / TRADE / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гумеров Марат Фаридович, Коломота Екатерина Алексеевна

Статья посвящена информационным технологиям, применяемым в современном операционном менеджменте. В первую очередь рассмотрено развитие облачных технологий в экономике. На основе анализа ситуации с использованием информационных технологий как инструмента совершенствования бизнес-процессов в сфере логистики и складского хозяйства, сделан вывод, что для их более широкого внедрения необходимо изменение менталитета российских топ-менеджеров, понимание ими необходимости перехода к интенсивному росту отечественных компаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как инструмент совершенствования бизнес-процессов»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Для цитирования: Гумеров М.Ф., Комота Е.А. Информационные технологии как инструмент совершенствования бизнес-процессов. // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 3. №1, 2018. С. 52-58.

Авторы: ГУМЕРОВ М.Ф., КОЛОМОТА Е.А.

ГУМЕРОВ Марат Фаридович - к.э.н., преподаватель колледжа Российского государственного социального университета. Адрес: 107150, Москва, ул. Лосиноостровская, д. 40, корп. 2. E-mail: m. f. gumerov.kki@mail. ru.

КОЛОМОТА Екатерина Алексеевна - студент колледжа Российского государственного социального университета. Адрес: 107150, Москва, ул. Лосиноостровская, д. 40, корп. 2. E-mail: [email protected]. E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена информационным технологиям, применяемым в современном операционном менеджменте. В первую очередь рассмотрено развитие облачных технологий в экономике. На основе анализа ситуации с использованием информационных технологий как инструмента совершенствования бизнес-процессов в сфере логистики и складского хозяйства, сделан вывод, что для их более широкого внедрения необходимо изменение менталитета российских топ-менеджеров, понимание ими необходимости перехода к интенсивному росту отечественных компаний.

Ключевые слова: информационные технологии, менеджмент, бизнес-процессы, логистика, торговля, цифровая экономика

Информационные технологии являются устройством внутреннего обслуживания работников управленческих служб, и выполняет функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень, как когда-то телевидение, а еще раннее - печатное дело. Сейчас все мы живем в период, когда именно информационные системы играют главную роль и имеют большое значение во всех сферах человеческой жизни и современного общества: политике, производстве, науке, экономике и управлении. Информационные технологии в современном обществе - один из важнейших инструментов управления.

Цель применения информационной технологии - снижение трудоёмкости использования информационных ресурсов и удовлетворение потребности конечного пользователя (человека или технической системы) в определенной информации [Шанченко]. Использование новейшей компьютерной техники привело к реформированию менеджмента и его усовершенствованию. В

настоящее время формируются высокоэффективные управленческие технологии с новыми радикальными изменениями [Ченышев, Никулин... ].

Облачные технологии как основной тренд развития ИТ

У каждой организации и частного лица есть важные документы и жизненно необходимая информация. Чтобы всегда иметь при себе эти данные, нужно иметь возможность зайти в сеть с любого чужого компьютера, из любой точки мира, в любой момент создать свое личное хранилище для этих сведений, доступное в сети интернет. Это хранилище называется «облаком». С помощью этого инструмента можно скачать и загрузить информацию, требуется только подключение к сети и гаджет.

Существует три вида облачных технологий [Бастриков, Пономарев]:

■ Sass (Software as a Service) - модель обслуживания, предоставляется готовое прикладное программное обеспечение, обслуживаемое провайдером;

■ Pass (Platform as a Service) - это расширение для популярных интернет браузеров Chrome, Mozilla, Internet Explorer;

■ Iaas (Infrastructure as a Service) — это вычислительная инфраструктура, управляемая через Интернет.

На рис. 1 представлена схема распределения наиболее известных современных интернет-брендов в зависимости от используемой облачной технологии.

в зависимости от используемой облачной технологии [Матвейкин,

Дмитриевский. ]

Также можно разделить на основные модели развёрнутого облака:

1. Частные облака - службы предприятий. Находятся в пределах общей сети;

2. Публичные облака - облачные услуги, которые предоставляет поставщик. Находятся за пределами сети;

3. Гибридные облака - совокупность публичных и частных облаков; Самые популярные хранилища на сегодня - это Google Drive;

Яндекс.Диск; OneDrive. Практика показывает, что главное - это не только грамотно использовать имеющуюся информацию, но и обеспечить качественную защиту этой информации всеми доступными способами.

Управление бизнес-процессами логистики и торговли на основе

современных ИТ

Современные ИТ вносят весомый вклад в прогресс во всех сферах экономики. Но особенно ощутимо их влияние в сфере торговли, складирования и логистики, где внедрение новых ИТ позволяют поднять сферу торговли на качественно новый уровень.

Наиболее значительными инновациями в сфере управления бизнес-процессами являются [Братченко, Гумеров]:

1. Имитационное моделирование, позволяющее определить необходимое количество трудовых ресурсов, оборудования и т.д.;

2. Системная интеграция, основная идея которой заключается в слаженной работе людей и специальной техники при построении склада и установке складского оборудования;

3. Средства автоматизации складских процессов, наиболее известными среди которых являются:

3.1. SCM - управление цепями поставок;

3.2. CRM -управление взаимоотношениями предприятий с представителями внешнего мира;

3.3.WMS - управление складскими процессами и др.

Эти системы позволяют улучшить все операции с товарами, увеличить скорость комплектации и доставки заказов, получать точную информацию о местонахождении товаров и т.д. А реализуются эти возможности, благодаря различным технологиям, таким как, штриховое кодирование, охранное видеонаблюдение и другие.

Постоянное развитие информационной логистики связано с растущей ролью информации в хозяйственном процессе; с развитием компьютерной техники и средств связи; с непрерывным ростом объемом данных, которые подлежат обработке; обеспечить товародвижение и взаимодействие между подразделениями компании, фирмами в процессе закупки и распределения товаров [Усманова: 181].

В складской логистике одним из важнейших конкурентных преимуществ и целей оптимизации, основной показатель деятельности предприятия, которые

используют складские помещения - время. Автоматизация всех процессов логистики склада помогает оптимизировать также и затраты, связанные с содержанием большего количества персонала. Были разработаны специальные логистические концепции. Например, MRP I (Material Requirements Planning) -одна из наиболее популярных программ в мире. Разработана с целью предотвращении основной массовой проблемы в процессе производства с запаздыванием или опережением поступления комплектующих, сырья и материалов, также, со снижением эффективности производства на складах возникает избыток (дефицит) материалов, поступивших раньше или позже намеченного срока [Братченко, Гумеров].

Таким образом, применение логистики позволило повысить конкурентоспособность за счет оперативности управления, повышения качества продукции и снижению издержек.

Тенденции развития мирового рынка ИТ и интернет-торговли

Прогресс в развитии ИТ и интернет-торговли привел к тому, что по итогам 2016 года в десятке самых прибыльных компаний мира большинство мест (6 из 10) заняли компаний, работающие в этих сферах, существенно потеснив компаний из в традиционных секторах экономики (таблица 1).

Таблица 1. Рейтинг 1 0 самых прибыльных компаний мира по итогам 2016

Компания Рыночная стоимость, млрд. $ Сфера деятельности

Google 229.2 ИТ

Apple 228.5 ИТ

Microsoft 121.8 ИТ

AT&T 107.4 Связь и коммуникации

Facebook 102.5 ИТ

Visa 100.8 Финансовый сектор

Amazone 99.0 Интернет-торговля

Verizone 93.2 Связь и коммуникации

McDonald's 88.7 Общественное питание

IBM 86.2 ИТ

Сегодня Google, Amazon, Facebook по своей совокупной стоимости превышают ВВП Российской Федерации, рассчитанный по текущему валютному курсу. Взлет интернет-гигантов имеет иной вид, чем на рубеже тысячелетий. В то время их выручка была небольшой, большинство dot.com оперировали в убыток. Сейчас он прочно стоят на ногах и имеют многомиллиардный денежный поток.

Внедряя современные ИТ логистики и торговли, современные успешные компании развиваются за счет органического роста, увеличения клиентской базы, совершенствования набора предоставляемых услуг и продуктов и повышение интенсивности бизнеса и производительности персонала [Усманова, Хасанова.: 210-214]. Не менее важным вопросом выглядит и пространственная

ориентация традиционных и инновационных технологий. Практически все компании, которые входят в мировой бизнес получают со своих национальных рынков менее половины доходов.

Проблемы развития современных ИТ в практике отечественного

менеджмента

В России в настоящее время внедрение современных ИТ в значительной степени тормозится не столько из-за ограниченности доступа на их рынок, сколько из-за неправильного мышления топ-менеджеров ведущих отечественных компаний. Большинство из них не заинтересованы в подобных технологиях, т.к. они предполагают повышение прозрачности бизнеса, в условиях которой стоимость бизнеса на рынке увеличивается, а издержки снижаются. Но российские менеджеры, как правило, напрямую заинтересованы в завышении издержек, в которых «зашиты» их коррупционные доходы. И разумеется, в этих условиях отечественный топ-менеджмент слабо заинтересован в повышении прозрачности своего бизнеса за счет современных ИТ.

В результате Россия по-прежнему остается в числе стран-«сырьевиков», практически все отечественные компании растут за счет скупки собственных конкурентов, и в целом ими взят курс большую замкнутость, ориентированность на собственный рынок23. Для того, чтобы потенциал повышения эффективности бизнес-процессов в отечественной экономике за счет внедрения современных ИТ раскрылся в полной мере необходимо в первую очередь осознание топ-менеджерами отечественных компаний необходимости данного повышения эффективности как инструмента повышения конкурентоспособности.

Источники

Братченко С.А., Гумеров М.Ф. (2016). Операционные проблемы управления логистикой на предприятии // Новые подходы и исследования в операционном менеджменте: монография / колл. авторов под ред. П.В. Трифонова, Ю.С. Лисичкиной. Москва: РУСАЙНС. 154 а

Бастриков М.В., Пономарев О.П. (2005). Информационные технологии управления: Учебное пособие. Калининград: Изд-во Ин-та «КВШУ.

Шанченко Н. И. (2006). Информационный менеджмент. Ульяновск: УлГТУ.

Чернышев И.В., Никулин А.Н. Расторгуев Д.Н. (2009). Информационные системы в экономике. УлГТУ.

Матвейкин В.Г., Дмитриевский Б.С., Садов К.А. (2009). Информационный менеджмент: курс лекций. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та.

23 Иноземцев В. Почему санкции не самое страшное? [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/column/vladislav inozemcev/10812860.shtml

Усманова Т.Х., Хасанова А.И., Хайруллина Л.И. (2017). Инновационные технологии в условиях интеграции экономик в мировое хозяйство // Хроноэкономика. № 1 (3). С. 25-27.

Усманова Т.Х., Хасанова А.И., Хайруллина Л.И. (2016). Коммерциализация инновационных технологий в условиях интеграции экономик в мировое хозяйство. // Международный научно-исследовательский журнал. № 12-5 (54). С. 210-214.

Усманова Т.Х. (2017). Формирование стандартов качества жизни в условиях цифровой экономики. // Экономика и управление: проблемы, решения. Т. 3. № 6. С. 177-181.

INFORMATION TECHNOLOGIES AS AN INSTRUMENT OF BUSINESS-PROCESSES' IMPROVEMENT

For citation: Gumerov M.F., Kolomota E.A. Information Technologies as an Instrument of Business Processes' Improvement. In: Communicology: The Online Scientific Journal. Vol. 3. No.1. 2018. P. 52-58.

Authors: GUMEROV M.F., KOLOMOTA E.A.

GUMEROV Marat F., Candidate of Economic Sciences, lecturer in The Russian State Social University College. Address: 107150, Moscow, Losinoostrovskaya st., 40, 2. E-mail: [email protected].

KOLOMOTA Ekaterina A., student of The Russian State Social University College. Address: 107150, Moscow, Losinoostrovskaya st., 40, 2. E-mail: [email protected].

Abstract. The article is devoted to informational technologies used in modern operational management. First of all, we study development of cloud technologies. We analyze situation with using IT as an instrument of improving business-processes provided with logistics and storage facilities. On the base of this analyze we make conclusion that for more active using of these technologies there should be changes in thinking of Russian top-managers. They should understand importance of intensive growth in their companies.

Keywords: informational technologies, management, business-process, logistics, trade, digital economy.

References

Bratchenko S.A., Gumerov M.F. (2016). Operational Problems of Logistics Management at the Enterprise. In: New Approaches and Research in Operational Management. / ed. P.V. Trifonova... Moscow: Rusays. 154 P. (In Rus.).

Bastrikov M.V., Ponomarev O.P. (2005). Information Technologies of Management: Textbook. Kaliningrad: Publishing House of the Institute KVShU. (In

Rus.).

Shanchenko N.I. (2006). Information Management. Ulyanovsk: UlSTU. (In

Rus.).

Chernyshev I.V., Nikulin A.N. Rastorguev D.N. (2009). Information Systems in Economics. UlSTU. (In Rus.).

Matveykin V.G., Dmitrievsky B.S., Sadov K.A. (2009). Information Management: Course of Lectures. Tambov: Publishing house of Tamb.state.tech.University. (In Rus.).

Usmanov T.Kh., Khasanova A.I., Khayrullina L.I. (2017). Innovative Technologies in the Context of Economic Integration into the World Economy. In: Chronoeconomics. No. 1 (3). P. 25-27. (In Rus.).

Usmanov T.Kh., Khasanova A.I., Khayrullina L.I. (2016). Commercialization of Innovative Technologies in the context of Economic Integration into the World Economy. In: International Scientific and Research Journal. No. 12-5 (54). P. 210-214. (In Rus.).

Usmanov T.X. (2017). Formation of Life Quality Standards in a Digital Economy. In: Economics and management: problems, solutions. Vol. 3. No. 6. P. 177181. (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.