Научная статья на тему 'Информационные технологии и компьютерные средства в образовании'

Информационные технологии и компьютерные средства в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3351
589
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / компьютерные средства
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г И. Кирилова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии и компьютерные средства в образовании»

Educational Technology & Society 4(1) 2000 ISSN 1436-4522

Информационные технологии и компьютерные средства

в образовании

Г.И. Кирилова

Лаборатория естественно-математической и общепрофессиональной подготовки

ИСГТО РАО, Казань, Россия [email protected]

Аннотация

Определено соотношение понятий "информационные технологии" и "компьютерные средства". Предложен подход к рассмотрению

-

гармоничного взаимодействия информационных технологий и компьютерных .при различных соотношениях информационных технологий и компьютерных .

Ключевые слова

информационные технологии, компьютерные средства, информационно,

Введение

-,

внедрение в обучение новых информационных технологий следует рассматривать не

,,

,.

,

. . ,

. . , . . , . . , . . , . . ,

В.А.Новикова, В3.^бцова, А.Я.Савельева, Н.Ф.Талызиной.

Присущие в той или иной мере всем сферам деятельности человека -,

.

,

.

информационной и компьютерной составляющей подготовки и соответствие этого

,

,

и компьютерной составляющих содержания общеобразовательной и

.

,-

-

,.

оптимизация содержания подготовки, осуществляемая за счет:

- смены акцентов в информационной нагрузке;

- сокращения узкоепециальных знаний;

- ,

;

-

-.

Постепенное все более полное осуществление возможностей коммуникации

-

.

:; объекта; как знание о проектировании объекта. [А.Я.Савельев, В.А.Новиков, Ю.И.Лобанов,1986]

Информационная технология

,

конкретно и методично координируемую систему организации определенного вида

.

,,

,

стороны информационной сферы социума или его подсистем (регион, отрасль, звено управления, ввд человеческой деятельности), образуя о^еделенную целостность.

Рисунок 1. Зарождение информационных технологий

( . 1).,

,

-.

.

(

целенаправленный, конкретно и методично координируемый) процесс,

,,

разнообразных сферах жизни и деятельности человека за счет разработки и использования современных возможностей технических и прикладных программных .

Повышенный и все повышающийся уровень информационного и компьютерного развития обеспечивает новые необходимые для системы образования

,

.

Понимание технологии в образовании формировалось постепенно и в настоящее время продолжает развиваться. Термин “технолога обучения” первоначально возник в рамках практики использования технических средств обучения и

.

,,

,,

.

.

,

технологий обучения [Мах^тов М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А.,1993]:

- ,

( , , );

-

принципов и правил с определенной практической целью или процесс

;

- ;

( ) ( ) проектирования инновационных технологий обучения [Мухаметзянова Г.В. и др.,1999]. Первая груши принципов (диагносттное целеполагание, минимизация

.)

;-

.

,

:; (самоанализ) проекта; апробация технологии и ее корректировка; внедрение

.

С учетом названных принципов становится возможным осуществлять выбор из шести видов педагогических технологий [Мах^тов МЛ., Ибрагимов ГЛ., Чошанов М.А.,1993] (мо^льной (блочной и проблемной), информационной,

, , )

.

Информационные технологии и компьютерные средства занимают все более

. , , по многим параметрам и направлениям сегодня перекрывает возможности других .

,

.

-

модульном подходе связан в первую очередь с пересмотром содержания образования

,

.

[ . . ,

В.А.Новиков, ЮЛ.Лобанов, 1986] - это одна из наиболее сложных и трудоемких .

информационных технологий и компьютерных средств их преимуществ и

,,

.

Компьютерные средства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информатизация общества сегодня предполагает широкое внедрение

,

специалистам творчески применять в своей информационной деятельности опыт ,.

Когда развитие информационных технологий достигло определенного ,-компьютерные средства (рис. 2).

Рисунок 2. Зарождение компьютерных средств

Имеет смысл говорить о технических и программных компьютерных .

,

..

- Демонстрационные программные компьютерные средства - средства,

,

- Имитационные программные компьютерные средства (системы) -представляют определенный аспект реальности для изучения его

.

- -

,,

ситуации (как реальных, так и "в^^альных"), и средства для обучения .

- Программы для контроля (самоконтроля) - направлены на измерение

.

- Средства коммуникаций - переписка, доски объявлений,

.

- Средства организации быта и досуга - домашни библиотека, экономика для всех, сбавочники, игры, развлечения.

- - -

"^ои^ывания" учебных ситуаций (на^имер, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной ).

- - , направленные на широкий круг вычислительных задач или

,.

- Средства поиска информации - базы и банки данных.

- ,

, , .

- -,.

- -

.

Приведем классификацию программных компьютерных средств по их :

1. ;

2. ;

3. ;

4. средства обеспечения механизмов управления.

Компьютерные средства и образование

Отечественная педагогика, как и педагогика США [Шащюва ДМ., Струкова Л.А., Суфиярова ФР., 1988], исходит го двух крупнейших парадигм, отражающих потребности и перспективы общества: парадигма "вь^швания", парадигма "развития личности". Цели образована яв^штся логическим отражением этих парадигм:

,, ,; мышления, способностей человека. Соответственно, получившие распространение концепции "концепцм общения для выживания" и "концепцм развития мышления" в 80-90 годы в педагогике переводятся на уровень технологий обучения, где каждому виду средств соответствует определенная дидактическая цель и способ ее ..

1. :

- средства подготовки и преобразования текстовой, мафической, и

,,

,

- , изучение теоретических основ разработки вычислительной техники (,

,

применения компьютеров для автоматизации сбора и обработки , );

- ,

литературного и иного творчества с помощью современной

;

-

,

,

;

-

,;

- -

;

2.

,

современного информационного общества при использовании средств автоматизированного обучения и средств совершенствования

.

. - ,

развитие учащихся при использовании методических систем

,

общеобразовательной и профессиональной подготовки будущего

специалиста для формирования умений самостоятельно приобретать знания и оптимального развития профессиональной мобильности и

. - ,

целенаправленного обучения и развития учащихся при использовании

()

,

-

-,

.,

управлением компьютера у будущих специалистов формируется

,

.

,

.

-

обучающей системы как инструмента должно гарантировать основу полученных знаний и дальнейшее сбалансированное саморазвитие в

.

формирования информационной культуры подразумевают подготовку к активному использованию информационных ресурсов и компьютеров в

,

.

,

;

использования информационных языков и алгоритмов работы с .

3. Подготовка к совершенствованию современного информационного общества в областях жизнедеятельности осуществляется за счет

,-

.

,, методов и организационных форм обучения на основе современных

,

,

систем нами рассматривается с точки зрения построения фундамента -.

4.

процессом обучения в системе образования подразумевают

-

:

-

(

-,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

определение оптимальных форм представления информации в

,

,;

-

возможность самостоятельно задавать верхнюю и нижнюю границы области успеваемости с учетом уровня подготовки учащихся и

,,

,

,, чтобы не подавить интерес к учебе { человек выступает в качестве

);

- ,

,

которой происходит накопление данных об успеваемости и управлении учебным процессом, (человек выступает поочередно в качестве управляемой и управляющей системы) (рисунок 3).

- определение параметров информационно-компьютерных систем, определение оптимальных форм представления информации в ,

,;

I этап

III этап

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Прямая связь

Обратная связь

Субъекты образовательного процесса преподаватель и учащийся

Прямая связь

УЧЕБНАЯ СРЕДА

Обратная связь

,

как объект управления

У

Рисунок 3. Средства совершенствования механизмов управления процессом

.

Информационные технологии и компьютерные средства в учебном процессе

Информационная технология и набор одновременно порождаемых ею и обеспечивающих ее компьютерных средств образуют качественно новую -, приобретает информационоо-компьютерная подготовка (рисунок 4).

-компьютерная

подготовка

Рисунок 4. Информационно-компьютерная система

,

-

., ,.

,

.

-

широком плане, надавленные на развитие системы, то на современном этапе,

,

,,

.

должны являться компонентами динамически развивающейся системы

.

Динамически развивающаяся система должна предусматривать поэтапный и

-

,.

-

-,

задающими критерии качества теоретической проработки и практической реализации

:

-,

использованием обособленных компьютерных средств направленных на решение конкретных учебных задач и не предусматривающих информационный обмен по

.

компьютеризации обучения предполагает включение компьютерной техники в

,,

, - .

,

, , , свой предмет и желающих творчески совершенствовать свою педагогическую .

-,

,

внутри которого при использовании одних средств учитывается результаты работы с

,

.

предполагает создание обучающей среды на основе локальных компьютерных , , , проектирования оригинальных компьютерных обучающих программ или адаптации ,.

-

педагогических средств в рамках определенной дисциплины характеризуется максимальным охватом педагогическими программными средствами содержания и

,

технологического их включения в систему автоматизированного управления

.

-,

характеризуется использованием комплексов компьютерных средств

,

,

,

единый стандарт регионального образования для учебных заведений одного .

На основе этих единых критериев весь положительный опыт по созданию и использованию педагогических программных средств плодотворно объединяется в -.

,-

среднего профессионального образования включает аспекты содержания

-

.

-

компьютерной составляющих общеобразовательной и профессиональной подготовки влияет уровень развития информационной среды при описании содержания образования по дисциплинам общеобразовательного и профессионального цикла в зависимости:

- , систематизируемое™ содержания учебного материала;

-

,,

,;

- ,

,

.

Педагогу необходим достаточно высокий уровень информационной и

,

,

заполнение рынка компьютерных программных средств учебного назначения

.,

,,

,

.

-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

,

-,

,

формировал у учащихся положительную психологическую установку на работу с .

Разработка и использование программных педагогических компьютерных средств [К^илова Г.И. 1996.] будет эффективнее при их ориентации:

- на эффективность использования в реальном учебном процессе,

,

;

- ,

,

эффективного их использования не только в специально организованных

,;

- ,

,

;

-

,

поэтапный переход к более высокому уровню информационных педагогических технологий по мере накопления необходимого

;

-

.

Динамичный опережающий характер информационнокомпьютерной подготовки

Информатизация сферы образования должна в определенной мере опережать

,

именно здесь закладываются социальные, психологические, общекультурные, а

,

,.

,

,

,,

,

.

:

- ,

;

- ,

.

-

-.

содержания этой подготовки посвящена общим вопросам корректной организации и осуществления гарантий качества достаточно сложной информационной

,,

.

,

,,

-

-

.

Приведем ориентировочную схему взаимоперехода и взаимоследования в рамках фундаментальных основ информатики содержания учебного материала

()

( ). .

,

.

1. ИТ -> КС

Стратегическая установка: От изучения информационных технологий к освоению компьютерных средств.________________________________________________________

Опорные знания первой очереди Опорные знания второй очереди

. Математические и информационные модели, алгоритмы. Методы разработки и проектирования систем и . . .. Устройства ввода/вывода. Технические средства передачи . обработки данных

2. КС -> ИТ

:

пониманию информационных технологий.__________________________________________

Опорные знания первой очереди Опорные знания второй очереди

.. средства связи и компьютерные телекоммуникационные системы, аудио и ,. , и проектирования информационных систем. Математические и ,. Теоретическая информатика.

3. КС -> КС

:

средств к освоению других.___________________________________________________________________

Опорные знания первой очереди Опорные знания второй очереди

Программные средства ( ), . . ., сервисные оболочки. ,, . . . . , и проектирования информационных .ориентированные системы реализации , , (^ета планирования, убавления, анализа, статистики и т.д.). системы ( ,, диагностические, обучающие и др.) , процессов, систем.

4. ИТ -> ИТ

:

информационных технологий к более глубокому.__________________________________

Опорные знания первой очереди Опорные знания второй очереди

: ввода/вывода, сбора, хранения, передачи и обработки данных, подготовки , технической документации, ,, , , , управления (объектами, процессами, системами). Информационные технологии и , - , предпосылки для интенсификации образовательного процесса как самого популярного вида умственной .

Заключение

На основе изложенного в данной статье понимания основных позиций и

,

-

систем в учебном процессе с позиции гармоничного взаимодействия

.

следует относиться к информационным технологиям и компьютерным средствам в обучении не как к конкуренту, а как к разумному, нужному, хотя не всегда еще ,.

Судьба человечества в период становления информационного общества ,-

,

,,

.

Литература

[Кирилова Г.И., 1996] Кирилова ГЛ. Динамизация процесса обучения как фактор

/ . ,

N3, 1996. стр.45-50.

[Махмутов МЛ., Ибрагимов ГЛ., Чошанов М.А., 1993] Махмутов МЛ., . ., . .

учащихся. - Казань, 1993.

[Мухаметзянова Г.В. и др. 1999] Мухаметзянова Г.В. и др. Научное обеспечения

(

исследований ИСПО РАО последних лет). Казань ЛСПО РАО. 1999, 62 с.

[Савельев А.Я., Новиков В.А., Лобанов ЮЛ., 1986] Подготовка информации для автоматизированных обучающих системм. / А.Я.Савельев, В.А.Новиков,

ЮЛ.Лобанов (под ред. А.Я.Савельева) - М.: Высшая школа, 1986.- 175с.

[Шакирова Д.М., Струкова Л.А., Суфиярова Ф.Р., 1988] Шакирова ДМ., Струкова Л.А., Суфиярова ФР. Системный подход к компьютеризации обучения в профессиональной школе. // XIII Советско-Фран^зсгай семинар. Создание

автоматизированных систем и комплексов для высшей школы на базе персональных ЭВМ (Казань, 10-14 октября 1988г.). Материалы семинара. Том 1.- Казань, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.