Educational Technology & Society 4(1) 2000 ISSN 1436-4522
Информационные технологии и компьютерные средства
в образовании
Г.И. Кирилова
Лаборатория естественно-математической и общепрофессиональной подготовки
ИСГТО РАО, Казань, Россия [email protected]
Аннотация
Определено соотношение понятий "информационные технологии" и "компьютерные средства". Предложен подход к рассмотрению
-
гармоничного взаимодействия информационных технологий и компьютерных .при различных соотношениях информационных технологий и компьютерных .
Ключевые слова
информационные технологии, компьютерные средства, информационно,
Введение
-,
внедрение в обучение новых информационных технологий следует рассматривать не
,,
,.
,
. . ,
. . , . . , . . , . . , . . ,
В.А.Новикова, В3.^бцова, А.Я.Савельева, Н.Ф.Талызиной.
Присущие в той или иной мере всем сферам деятельности человека -,
.
,
.
информационной и компьютерной составляющей подготовки и соответствие этого
,
,
и компьютерной составляющих содержания общеобразовательной и
.
,-
-
,.
оптимизация содержания подготовки, осуществляемая за счет:
- смены акцентов в информационной нагрузке;
- сокращения узкоепециальных знаний;
- ,
;
-
-.
Постепенное все более полное осуществление возможностей коммуникации
-
.
:; объекта; как знание о проектировании объекта. [А.Я.Савельев, В.А.Новиков, Ю.И.Лобанов,1986]
Информационная технология
,
конкретно и методично координируемую систему организации определенного вида
.
,,
,
стороны информационной сферы социума или его подсистем (регион, отрасль, звено управления, ввд человеческой деятельности), образуя о^еделенную целостность.
Рисунок 1. Зарождение информационных технологий
( . 1).,
,
-.
.
(
целенаправленный, конкретно и методично координируемый) процесс,
,,
разнообразных сферах жизни и деятельности человека за счет разработки и использования современных возможностей технических и прикладных программных .
Повышенный и все повышающийся уровень информационного и компьютерного развития обеспечивает новые необходимые для системы образования
,
.
Понимание технологии в образовании формировалось постепенно и в настоящее время продолжает развиваться. Термин “технолога обучения” первоначально возник в рамках практики использования технических средств обучения и
.
,,
,,
.
.
,
технологий обучения [Мах^тов М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А.,1993]:
- ,
( , , );
-
принципов и правил с определенной практической целью или процесс
;
- ;
( ) ( ) проектирования инновационных технологий обучения [Мухаметзянова Г.В. и др.,1999]. Первая груши принципов (диагносттное целеполагание, минимизация
.)
;-
.
,
:; (самоанализ) проекта; апробация технологии и ее корректировка; внедрение
.
С учетом названных принципов становится возможным осуществлять выбор из шести видов педагогических технологий [Мах^тов МЛ., Ибрагимов ГЛ., Чошанов М.А.,1993] (мо^льной (блочной и проблемной), информационной,
, , )
.
Информационные технологии и компьютерные средства занимают все более
. , , по многим параметрам и направлениям сегодня перекрывает возможности других .
,
.
-
модульном подходе связан в первую очередь с пересмотром содержания образования
,
.
[ . . ,
В.А.Новиков, ЮЛ.Лобанов, 1986] - это одна из наиболее сложных и трудоемких .
информационных технологий и компьютерных средств их преимуществ и
,,
.
Компьютерные средства
Информатизация общества сегодня предполагает широкое внедрение
,
специалистам творчески применять в своей информационной деятельности опыт ,.
Когда развитие информационных технологий достигло определенного ,-компьютерные средства (рис. 2).
Рисунок 2. Зарождение компьютерных средств
Имеет смысл говорить о технических и программных компьютерных .
,
..
- Демонстрационные программные компьютерные средства - средства,
,
- Имитационные программные компьютерные средства (системы) -представляют определенный аспект реальности для изучения его
.
- -
,,
ситуации (как реальных, так и "в^^альных"), и средства для обучения .
- Программы для контроля (самоконтроля) - направлены на измерение
.
- Средства коммуникаций - переписка, доски объявлений,
.
- Средства организации быта и досуга - домашни библиотека, экономика для всех, сбавочники, игры, развлечения.
- - -
"^ои^ывания" учебных ситуаций (на^имер, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной ).
- - , направленные на широкий круг вычислительных задач или
,.
- Средства поиска информации - базы и банки данных.
- ,
, , .
- -,.
- -
.
Приведем классификацию программных компьютерных средств по их :
1. ;
2. ;
3. ;
4. средства обеспечения механизмов управления.
Компьютерные средства и образование
Отечественная педагогика, как и педагогика США [Шащюва ДМ., Струкова Л.А., Суфиярова ФР., 1988], исходит го двух крупнейших парадигм, отражающих потребности и перспективы общества: парадигма "вь^швания", парадигма "развития личности". Цели образована яв^штся логическим отражением этих парадигм:
,, ,; мышления, способностей человека. Соответственно, получившие распространение концепции "концепцм общения для выживания" и "концепцм развития мышления" в 80-90 годы в педагогике переводятся на уровень технологий обучения, где каждому виду средств соответствует определенная дидактическая цель и способ ее ..
1. :
- средства подготовки и преобразования текстовой, мафической, и
,,
,
- , изучение теоретических основ разработки вычислительной техники (,
,
применения компьютеров для автоматизации сбора и обработки , );
- ,
литературного и иного творчества с помощью современной
;
-
,
,
;
-
,;
- -
;
2.
,
современного информационного общества при использовании средств автоматизированного обучения и средств совершенствования
.
. - ,
развитие учащихся при использовании методических систем
,
общеобразовательной и профессиональной подготовки будущего
специалиста для формирования умений самостоятельно приобретать знания и оптимального развития профессиональной мобильности и
. - ,
целенаправленного обучения и развития учащихся при использовании
()
,
-
-,
.,
управлением компьютера у будущих специалистов формируется
,
.
,
.
-
обучающей системы как инструмента должно гарантировать основу полученных знаний и дальнейшее сбалансированное саморазвитие в
.
формирования информационной культуры подразумевают подготовку к активному использованию информационных ресурсов и компьютеров в
,
.
,
;
использования информационных языков и алгоритмов работы с .
3. Подготовка к совершенствованию современного информационного общества в областях жизнедеятельности осуществляется за счет
,-
.
,, методов и организационных форм обучения на основе современных
,
,
систем нами рассматривается с точки зрения построения фундамента -.
4.
процессом обучения в системе образования подразумевают
-
:
-
(
-,
определение оптимальных форм представления информации в
,
,;
-
возможность самостоятельно задавать верхнюю и нижнюю границы области успеваемости с учетом уровня подготовки учащихся и
,,
,
,, чтобы не подавить интерес к учебе { человек выступает в качестве
);
- ,
,
которой происходит накопление данных об успеваемости и управлении учебным процессом, (человек выступает поочередно в качестве управляемой и управляющей системы) (рисунок 3).
- определение параметров информационно-компьютерных систем, определение оптимальных форм представления информации в ,
,;
I этап
III этап
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Прямая связь
Обратная связь
Субъекты образовательного процесса преподаватель и учащийся
Прямая связь
УЧЕБНАЯ СРЕДА
Обратная связь
,
как объект управления
У
Рисунок 3. Средства совершенствования механизмов управления процессом
.
Информационные технологии и компьютерные средства в учебном процессе
Информационная технология и набор одновременно порождаемых ею и обеспечивающих ее компьютерных средств образуют качественно новую -, приобретает информационоо-компьютерная подготовка (рисунок 4).
-компьютерная
подготовка
Рисунок 4. Информационно-компьютерная система
,
-
., ,.
,
.
-
широком плане, надавленные на развитие системы, то на современном этапе,
,
,,
.
должны являться компонентами динамически развивающейся системы
.
Динамически развивающаяся система должна предусматривать поэтапный и
-
,.
-
-,
задающими критерии качества теоретической проработки и практической реализации
:
-,
использованием обособленных компьютерных средств направленных на решение конкретных учебных задач и не предусматривающих информационный обмен по
.
компьютеризации обучения предполагает включение компьютерной техники в
,,
, - .
,
, , , свой предмет и желающих творчески совершенствовать свою педагогическую .
-,
,
внутри которого при использовании одних средств учитывается результаты работы с
,
.
предполагает создание обучающей среды на основе локальных компьютерных , , , проектирования оригинальных компьютерных обучающих программ или адаптации ,.
-
педагогических средств в рамках определенной дисциплины характеризуется максимальным охватом педагогическими программными средствами содержания и
,
технологического их включения в систему автоматизированного управления
.
-,
характеризуется использованием комплексов компьютерных средств
,
,
,
единый стандарт регионального образования для учебных заведений одного .
На основе этих единых критериев весь положительный опыт по созданию и использованию педагогических программных средств плодотворно объединяется в -.
,-
среднего профессионального образования включает аспекты содержания
-
.
-
компьютерной составляющих общеобразовательной и профессиональной подготовки влияет уровень развития информационной среды при описании содержания образования по дисциплинам общеобразовательного и профессионального цикла в зависимости:
- , систематизируемое™ содержания учебного материала;
-
,,
,;
- ,
,
.
Педагогу необходим достаточно высокий уровень информационной и
,
,
заполнение рынка компьютерных программных средств учебного назначения
.,
,,
,
.
-
,
-,
,
формировал у учащихся положительную психологическую установку на работу с .
Разработка и использование программных педагогических компьютерных средств [К^илова Г.И. 1996.] будет эффективнее при их ориентации:
- на эффективность использования в реальном учебном процессе,
,
;
- ,
,
эффективного их использования не только в специально организованных
,;
- ,
,
;
-
,
поэтапный переход к более высокому уровню информационных педагогических технологий по мере накопления необходимого
;
-
.
Динамичный опережающий характер информационнокомпьютерной подготовки
Информатизация сферы образования должна в определенной мере опережать
,
именно здесь закладываются социальные, психологические, общекультурные, а
,
,.
,
,
,,
,
.
:
- ,
;
- ,
.
-
-.
содержания этой подготовки посвящена общим вопросам корректной организации и осуществления гарантий качества достаточно сложной информационной
,,
.
,
,,
-
-
.
Приведем ориентировочную схему взаимоперехода и взаимоследования в рамках фундаментальных основ информатики содержания учебного материала
()
( ). .
,
.
1. ИТ -> КС
Стратегическая установка: От изучения информационных технологий к освоению компьютерных средств.________________________________________________________
Опорные знания первой очереди Опорные знания второй очереди
. Математические и информационные модели, алгоритмы. Методы разработки и проектирования систем и . . .. Устройства ввода/вывода. Технические средства передачи . обработки данных
2. КС -> ИТ
:
пониманию информационных технологий.__________________________________________
Опорные знания первой очереди Опорные знания второй очереди
.. средства связи и компьютерные телекоммуникационные системы, аудио и ,. , и проектирования информационных систем. Математические и ,. Теоретическая информатика.
3. КС -> КС
:
средств к освоению других.___________________________________________________________________
Опорные знания первой очереди Опорные знания второй очереди
Программные средства ( ), . . ., сервисные оболочки. ,, . . . . , и проектирования информационных .ориентированные системы реализации , , (^ета планирования, убавления, анализа, статистики и т.д.). системы ( ,, диагностические, обучающие и др.) , процессов, систем.
4. ИТ -> ИТ
:
информационных технологий к более глубокому.__________________________________
Опорные знания первой очереди Опорные знания второй очереди
: ввода/вывода, сбора, хранения, передачи и обработки данных, подготовки , технической документации, ,, , , , управления (объектами, процессами, системами). Информационные технологии и , - , предпосылки для интенсификации образовательного процесса как самого популярного вида умственной .
Заключение
На основе изложенного в данной статье понимания основных позиций и
,
-
систем в учебном процессе с позиции гармоничного взаимодействия
.
следует относиться к информационным технологиям и компьютерным средствам в обучении не как к конкуренту, а как к разумному, нужному, хотя не всегда еще ,.
Судьба человечества в период становления информационного общества ,-
,
,,
.
Литература
[Кирилова Г.И., 1996] Кирилова ГЛ. Динамизация процесса обучения как фактор
/ . ,
N3, 1996. стр.45-50.
[Махмутов МЛ., Ибрагимов ГЛ., Чошанов М.А., 1993] Махмутов МЛ., . ., . .
учащихся. - Казань, 1993.
[Мухаметзянова Г.В. и др. 1999] Мухаметзянова Г.В. и др. Научное обеспечения
(
исследований ИСПО РАО последних лет). Казань ЛСПО РАО. 1999, 62 с.
[Савельев А.Я., Новиков В.А., Лобанов ЮЛ., 1986] Подготовка информации для автоматизированных обучающих системм. / А.Я.Савельев, В.А.Новиков,
ЮЛ.Лобанов (под ред. А.Я.Савельева) - М.: Высшая школа, 1986.- 175с.
[Шакирова Д.М., Струкова Л.А., Суфиярова Ф.Р., 1988] Шакирова ДМ., Струкова Л.А., Суфиярова ФР. Системный подход к компьютеризации обучения в профессиональной школе. // XIII Советско-Фран^зсгай семинар. Создание
автоматизированных систем и комплексов для высшей школы на базе персональных ЭВМ (Казань, 10-14 октября 1988г.). Материалы семинара. Том 1.- Казань, 1988.