УДК 378.1
Копылова Н.А.
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный радиотехнический университет», г. Рязань, Россия
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
АННОТАЦИЯ
В статье обсуждаются теоретические и практические вопросы использования метода проектов в преподавании профессионально-ориентированного иностранного языка в высшем учебном заведении.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Метод; технология; проект; технология проектного обучения; проблемное обучение; информационный проект; телекоммуникационный проект
INFORMATION PROJECTS AS AN INNOVATIVE METHOD OF PROFESSION-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT A TECHNICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTE
Kopylova N.A.
FSBEI of HE "Ryazan State Radio Engineering University", Ryazan, Russia
ABSTRACT
Theoretical and practical issues of project method usage in profession-oriented foreign language teaching at a technical higher education institute are considered in the article.
KEYWORDS
A method; a technology; a project; a project education technology; problem education; an information project; a telecommunication project.
Обучение иностранным языкам сегодня невозможно без инновационнои составляющее В свете современных требовании к целям обучения иностранному языку меняется статус как обучаемого, так и преподавателя, которые переходят от схемы «преподаватель - студент» к инновационным технологиям.
Преподаватели иностранного языка в неязыковом вузе призваны выполнять социальныи заказ общества - подготовить в короткии срок специалиста, хорошо владеющего иностранным языком. Добиться поставленнои задачи - научить студента в течение ограниченного учебными рамками периода говорить, понимать, извлекать информацию различного характера из оригинальных источников - можно, сочетая традиционные и инновационные методы обучения, опираясь на принципы коммуникативного общения.
Традиционное обучение иностранному языку в неязыковом техническом вузе было ориентировано на чтение, понимание и перевод специальных текстов, включая изучение грамматических особенностеи научного стиля. В настоящее время акцент решительно переместился на развитие навыков и умении устнои коммуникации. Устная речь включает в себя слушание или чтение, понимание и репродуктивное воспроизведение прослушанного или прочитанного как в устнои (диалогическои или монологическои), так и в письменнои форме.
Инновационные технологии, основанные на реализации личностно ориентированного, компетентностного, культурологического и коммуникативного подходов, доказали свою эффективность на протяжении многих лет в разных странах мира. К методам и технологиям указанных подходов относится обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение, кеис-технологии, иностранныи язык через театр, дебаты, «языковое портфолио», позволяющие расширить, возможности индивидуальных самоуправляемых процессов усвоения иностранного языка.
Рассмотрим метод проектов более подробно, которыи является эффективным методом освоения иностранного языка. Он возник в начале ХХ века и был направлен на то, чтобы наити способы и пути развития активного самостоятельного мышления учащегося, научить его не просто
запоминать и воспроизводить полученные знания, но уметь применять их на практике. Американские педагоги Дж. Дьюи, У Килпатрик, Э. Коллингс и другие обратились к изучению продуктивности совместнои активнои познавательнои и творческои деятельности обучающихся при решении однои общеи для них проблемы, что требовало знании из различных областеи. Они учли то, что учащиися с большим увлечением выполняет только ту деятельность, которая свободно выбрана им самим [4, т. 1, с. 228-229]. В России эти идеи впервые реализовал С.Т. Шацкии.
По мнению Г.К. Селевко, проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления [4, т. 1, с. 228].
Проект - это:
«1) замысел переустроиства того или иного участка деиствительности согласно определенным правилам. В переводе с латинского «проект» означает «брошенным вперед»;
2) разработанныи план сооружения, конструкции, процесса, мероприятия, изготовления чего-либо. В этом случае «проект» есть результат некоторои - «проектнои, проектировочнои» деятельности, целостныи образ будущего объекта;
3) предварительным, предположительным текст какого-либо документа;
4) определенная форма организации совместнои деятельности людеи по осуществлению крупных, относительно самостоятельных начинании, компании, дел, имеющих определенные цели (пример: «атомный проект»);
5) название организации. В построении и реализации деловых проектов могут участвовать разные специалисты, образуя временную организацию, которую часто именуют также «проектом»» [4, т. 1., с. 228].
Как известно, метод (от греч. methodos — путь исследования или познания) — совокупность относительно однородных приемов, операции практического или теоретического освоения деиствительности, подчиненных решению конкретнои задачи [3].
Технология - это рациональное (стабильное) сочетание нескольких последовательно применяемых операции для получения какого-либо продукта. Технология может восприниматься как логически-операционально воспроизводимое ядро методики. Признаки технологии: постановка целеи, оценивание педагогических систем, обновление планов и программ на альтернативнои основе, операционные компоненты, средства и способы организации деятельности, постоянныи рост эффективности процесса, потенциально воспроизводимые педагогические результаты [1].
Педагогическая технология — это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система деиствии; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы деиствии, обеспечивающеи гарантированным результат [2, с. 163].
Технология проектного обучения (метод проектов, проектное обучение) представляет собои развитие идеи проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем педагога новых продуктов (товары или услуги), обладающих субъективнои или объективнои новизнои, имеющих практическую значимость [4, т. 1, с. 228].
Метод проектов - это способы организации самостоятельнои деятельности учащихся по достижению определенного результата, это комплексныи обучающии метод, которыи позволяет индивидуализировать образовательныи процесс, дает возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своеи деятельности, ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающеи личности обучаемого, развитие его интеллектуальных и физических возможностеи, волевых качеств и творческих способностеи в деятельности по решению какои-либо интересующеи его проблемы [4, т. 1, с. 229, 367]. Он предполагает одновременное использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальным практическии результат, значимым для обучаемого.
Суть проблемного обучения состоит в том, чтобы учащиися в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание студентом конкретных ситуации преодоления трудностей приобщение его к проникновению в глубь явлении, процессов, конструирование новых объектов, процессов [4, т. 1, с. 229].
Учебным творческии проект - это самостоятельно разработанным и изготовленным продукт (материальныи или интеллектуальныи) от идеи до ее воплощения, обладающии субъективнои или объективнои новизнои, выполненныи под контролем и при консультации преподавателя [4, т.1, с. 229].
Основными целями проектного обучения являются: формирование проектной деятельности, проектного мышления; стимулирование мотивации студентов на приобретение знании; включение всех учащихся в режим самостоятельнои работы; самостоятельное приобретение недостающих знании из разных источников; развитие умении пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач; развитие способности применять знания к жизненным ситуациям; развитие способностеи к аналитическому, критическому и творческому мышлению субъектов деятельности (преподавателя и студентов); развитие важнеиших компетентностеи для современнои жизни: способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, регулировать конфликты ненасильственным путем, оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающеи средои, делать свои выбор, владеть устным и письменным общением, способности учиться всю жизнь как основы непрерывнои подготовки в профессиональнои и общественнои деятельности, а также в личнои жизни; развитие исследовательских умении: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения [4, т. 1, с. 230].
Основными концептуальными идеями проектного обучения являются:
• принцип гуманизма: в центре внимания учащийся, развитие его творческих способностей;
• принцип личной заинтересованности студента в теме проекта. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучаемого; это повышает его мотивацию в учении;
• деятельностный подход: процесс обучения для студента - это процесс работы над проектом своего будущего;
• индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
• принцип сотрудничества обучаемых и педагога при решении разнообразных проблем;
• комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций студента;
• принцип четкого осознания преподавателем и учащимся, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за их счет универсального использования в разных ситуациях;
• принцип уважения к иной точке зрения;
• принцип обеспечения ответственности за результат;
• использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания [4, т. 1, с. 231-232].
Как известно, однои из основных задач обучения иностранным языкам в среднеи и высшеи школе является формирование коммуникативнои компетенции на основе лингвистическои компетенции определенного уровня. Коммуникативная (языковая) компетентность предполагает умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения [4, т. 2, с. 11]. Целью обучения является не знание системы языка, а иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодеиствия. Язык функционирует в рамках определеннои культуры. Каждое занятие иностранного языка — это перекресток культур и его эффективность зависит от множества факторов: условии и культуры общения, правил этикета, знания невербальных форм выражения (мимики, жестов), наличия глубоких фоновых знании и многого другого. Следовательно, студент должен быть знаком с особенностями иноязычнои культуры и особенностями функционирования в неи иностранного языка, т.е. важно формирование страноведческои компетенции, т.е. совокупности знании о стране изучаемого языка. Наличие таких знании (фоновых) обеспечивает определенным уровень навыков и умении использования в целях общения национально-культурного компонента языка, речевого этикета и невербальных средств общения. Страноведческая компетенция часто рассматривается как часть (компонент) социокультурнои компетенции.
Предметом речевои деятельности является мысль. Язык - средство формирования мысли. Следовательно, чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить учебныи процесс коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить студентам возможность мыслить, решать какие-либо проблемы и задачи, порождающие мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем для того, чтобы акцентировать внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своих основных функциях - формирования и формулирования мысли.
Чтобы студенты воспринимали язык как средство межкультурного взаимодеиствия,
необходимо не только знакомить их со страноведческои тематикои, но и искать способы включения их в активныи диалог культур, чтобы учащиеся на практике могли познавать особенности функционирования языка в новои для них культуре. Акцент, таким образом, следует переносить с различного вида упражнении на активную мыслительную деятельность студентов, что требует владения определенными языковыми средствами. Именно по этои причине обращаться к методу проектов следует на этапе творческого применения языкового материала.
Метод проектов позволяет решить поставленные дидактические задачи и превратить занятие по иностранному языку в дискуссионным, исследовательскии клуб, в котором решаются интересные, практически значимые и доступные студентам проблемы с учетом особенностеи культуры страны и на основе межкультурного взаимодеиствия. Для решения проблемы, лежащеи в основе проекта, студентам требуется не только знание иностранного языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знании. Кроме того, студентам следует владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Это, прежде всего, умения работать с информациеи, с текстом (выделять главную мысль, умение наити нужную информацию в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, находить не одно, а много вариантов решения проблемы, прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям относятся умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс с собеседником, лаконично излагать свою мысль.
Метод проектов может использоваться по любои теме, имеющеи практическую значимость для студентов. Можно выделить следующие типологические признаки и соответствующие типы проектов:
1) доминирующие в проекте метод или вид деятельности: исследовательскии, творческии, ролево-игровои, информационныи, практико-ориентированныи и т.п.;
2) предметно-содержательная область: монопроект (в рамках однои области знания) и межпредметныи проект;
3) характер координации проекта: с открытои, явнои координациеи (непосредственным) и со скрытои координациеи (неявныи, имитирующии участника проекта);
4) характер контактов (среди участников однои группы, одного города, региона, однои страны, разных стран мира): внутреннии, или региональным, и международным;
5) количество участников проекта (личностные, парные, групповые проекты);
6) продолжительность проекта (краткосрочныи, среднеи продолжительности, долгосрочныи).
Исследовательские проекты требуют хорошо продуманнои структуры, обозначенных целеи, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации и т.д.
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработаннои структуры совместнои деятельности участников, которая только намечается и далее развивается, подчиняясь принятои группои логике совместнои деятельности, интересам участников проекта.
В ролево-игровых проектах их структура остается открытои до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемои проблемы.
Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этои информациеи, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкои аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманнои структуры, возможности систематическои корректировки в ходе работы над проектом.
Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенныи с самого начала результат деятельности участников проекта, которыи обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданныи на основе полученных результатов исследования) Такои проект требует хорошо продуманнои структуры, сценария всеи деятельности его участников с определением функции каждого из них, предполагает четкие результаты совместнои деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта.
Монопроекты проводятся в рамках одного учебного предмета. Работа над монопроектами предусматривает применение знании из разных областеи для решения тои или инои проблемы. Подобныи проект также требует тщательнои структуризации с четким обозначением не только целеи и задач проекта, но и тех знании, умении, которые его участники предположительно должны в результате приобрести.
Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеучебное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.
В реальнои практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, например, одновременно практико-ориентированные и исследовательские. Каждыи тип проекта имеет тот или инои вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или инои проект, надо учитывать признаки и характерные особенности каждого из них. Очень важны координация проектов и организация внешнеи оценки, т.к. хорошо известно, что лучшая импровизация - это та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если преподаватель решил использовать при изучении какого-либо раздела или темы учебнои программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, проработать, просчитать.
В исследовательском плане при работе над проектами необходимо следовать таким правилам:
а) тему формулировать проблемно;
б) обеспечивать разнообразные виды деятельности;
в) учитывать практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов.
При подготовке проектных работ необходимо проити несколько этапов организации и проведения проектнои деятельности:
1. Выбор темы, типа проекта, определение основных целеи и задач, определение количества студентов в группе.
2. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.
3. Знакомство с моделями лексического и грамматического оформления устнои и письменнои речи во время презентации проекта.
4. Сбор информации.
5. Работа в группах (определение ролевых функции).
6. Координация деиствии преподавателем (регулярные отчеты о проделаннои работе, во время которых студенты сообщают о промежуточных результатах, преподаватель оценивает, комментирует проделанную работу, корректирует ошибки).
7. Анализ собраннои информации, координация деиствии внутри групп.
8. Подготовка презентации проекта - доклад, изготовление буклетов, постеров с комментариями на языке, компьютерная презентация.
9. Демонстрация проекта.
10. Обсуждение с оппонентами результатов проекта, экспертиза, результаты внешнеи
оценки.
11. Оценка проекта - содержание проекта, темы, конечныи результат, участие каждого студента группы в организации проекта.
12. Самооценка - умение работать в сотрудничестве, оценка языковых компетенции (улучшились ли с момента начала работы над проектом).
Цели обучения иностранному языку, качественное достижение которых необходимо усилить использованием информационно-коммуникационных технологии: практическое овладение языком; лингвистическое и филологическое развитие учащихся; ознакомление с культурологическими (страноведческими) знаниями; обучение ситуативному общению (коммуникативная сторона).
Телекоммуникационным проект как средство ИКТ представляет собои относительно законченныи комплекс деятельности (учебно-познавательнои, исследовательскои, творческои или игровои), организованнои на основе компьютернои телекоммуникации. В ходе данного вида работы предполагается полное изучение материала по тои или инои теме с использованием разного рода воздеиствии.
В настоящее время используется следующая типология телекоммуникационных проектов, реализуемых при обучении и размещенных в сети Интернет:
I. Языковые телекоммуникационные проекты:
1. Обучающие проекты, направленные на овладение языковым материалом и на формирование речевых навыков и умений;
2. Лингвистические проекты:
• изучение языковых особенностей;
• изучение языковых реалий (неологизмов, фразеологизмов, поговорок);
• изучение фольклора.
3. Филологические
• изучение этимологии слов;
• литературные исследования.
II. Культурологические (страноведческие телекоммуникационные проекты:
1.исторические
• изучение истории страны, города;
2. географические
• изучение географии страны, города;
3. этнографические
• изучение традиций и быта народа;
• изучение народного творчества;
• изучение национальных особенностей культуры разных народов;
4. политико-экономические
• ознакомление с государственным устройством стран;
• ознакомление с общественными организациями;
• посвященные законодательству страны;
• посвященные финансовой и денежной системам;
5. искусствоведческие
• посвященные проблемам искусства, литературы, архитектуры, культуры страны изучаемого языка.
III. Игровые:
1. Социальные (учащиеся исполняют различные социальные роли);
2. Деловые (моделирование профессиональных ситуаций);
3. Драматизированные (изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где учащиеся выступают в роли персонажей);
4. Воображаемые путешествия (обучение речевым структурам, клише, специфическим терминам, диалогам, описаниям, рассуждениям и т.п.).
Таким образом, все вышеперечисленные проекты (при том условии, что они ведутся на иностранном языке) представляют для преподавателя интерес, поскольку они создают условия для реальной языковой среды, на базе которой формируется потребность общения на иностранном языке и, как следствие, потребность в изучении иностранного языка.
На наш взгляд, работа с проектами - наиболее удачный, оптимальный вариант изучения лексики, фонетики. Трудоёмкость при подготовке компенсируется результатом: студентам интересна такая форма работы, и, соответственно, создаётся мотивация к учёбе, к изучению иностранного языка. Кроме того, существует огромное количество материала, который можно использовать при подготовке к проекту: от таблиц и иллюстраций до фильмов и сценариев.
В заключение следует отметить, что в современных условиях проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а вместе с ним как компонент образовательных систем. Обучение студентов по проектнои методике позволяет: опираясь на профессиональное обучение, повысить мотивацию к изучению иностранного языка, использовать на практике приобретенные в процессе обучения иностранному языку знания и умения, расширить образовательныи кругозор, создать условия для формирования навыков профессионального общения. Метод проектов формирует инициативность, умение взвешивать все обстоятельства, рассчитывать силы, формировать наблюдательность, настоичивость, самостоятельность, способность работать в команде. Применение данного метода направлено не только на профессиональное обучение, но и влияет на личностное развитие обучаемого. Применение инновационных методов в учебном процессе является показателем высокои квалификации преподавателя, качественно нового уровня преподавания.
Литература
1. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Терминологический словарь. Педагогические технологии. - М., 1999.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М.: Айрис-Пресс, 2008. — 256 с. —
(Высшее образование).
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров Ю.Ю. Педагогический словарь. - М. - Ростов-на-Дону: Издательский центр
«МарТ», 2005.
4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
References
1. Grebenyuk O.S., Rozhkov M.I. Terminologicheskiy slovar'. Pedagogicheskie tekhnologii. - M., 1999.
2. Kodzhaspirova G.M. Pedagogika V skhemakh, tablitsakh i opornykh konspektakh. - М.: Ayris-Press, 2008. — 256 s. — (Vysshee obrazovanie).
3. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov Yu.Yu. Pedagogicheskiy slovar'. - М. - Rostov-na-Donu: Izdatel'skiy tsentr «МагТ», 2005.
4. Selevko G.K. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologiy: V 2 t. - М.: N11 shkol'nykh tekhnologiy, 2006. - 816 s.
Поступила 20.10.2016 г.
Об авторах:
Копылова Наталья Александровна, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Рязанский государственный радиотехнический университет», кандидат педагогических наук, доцент, nakopylova@yandex.ru.