быстро обеспечить учебный процесс информацией, справочными материалами, средствами контроля и коммуникации. Новые информационные технологии обучения не вытесняют традиционные и инновационные педагогические технологии. Они, скорее всего, дополняют и усиливают друг друга, «поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях» [9].
Для успешного использования компьютера в обучении химии нами создан комплект дидактических материалов по курсу неорганической и органической химии для средней школы. Он представляет собой несколько презентаций, которые являются последовательностью слайдов, связанных между собой общей темой, и мультимедийных фрагментов, которые показывают динамику различных химических процессов (трудных для понимания учащимися). Это механизм электролитической диссоциации, механизмы химических реакций разных типов, механизмы образования химических связей, гибридизация электронных облаков и др. В настоящее время ведётся дальнейшая разработка дидактических материалов и обучающих программ на базе Power point, приложения к Microsoft Office.
В заключение следует отметить, что технологический подход к обучению требует от педагогов не только профессиональной компетентности в своей предметной области, но и новых педагогических знаний и умений, которым они должны быть специальным образом обучены. Однако этого будет недостаточно, если не создать условий для технологизации обучения. А это не только разработка технологий, обучение учителей технологичности подготовки и проведения урока, в том числе и с использованием компьютера, но и поддержка творчески работающих педагогов, стимулирование тех усилий, которые они затрачивают на освоение педагогической деятельности совершенно нового качества, дающей положительные результаты.
Примечания
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов. Екатеринбург: Урал-Советы (Весть), 1994. С. 589.
2. Коменский Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. М., 1995.
3. Назарова Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. № 3. С. 25.
4. Там же. С. 26.
5. Кузнецова Н. Е. Педагогические технологии в предметном обучении: лекции. СПб.: Образование, 1995. С. 29.
6. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. М.: Изд. центр «Академия», 2006. С. 4-5, 135-137.
7. Береснева Е. В. Современные технологии обучения химии: учеб. пособие. М.: Центрхимп-ресс, 2004; Береснева Е. В. Подготовка учителя к технологизации обучения химии: монография. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011.
8. О государственных образовательных стандартах второго поколения рассказывают руководители Российской академии образования // Школа и производство. 2009. № 3. С. 3-6.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. М.: Изд. центр «Академия», 2008. С. 15.
УДК 378.147
Т. В. Бобкова
ФОРМИРОВАНИЕ ДИЗАЙНЕРСКОГО СТИЛЯ
У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ ПОИСКА ВИЗУАЛЬНЫХ ИДЕЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье по результатам диагностического тестирования бакалавров университета сделан вывод о недостаточном уровне сформированности у них дизайнерского стиля. С целью повышения его уровня автором разработан и реализован метод поиска визуальных идей в проектной деятельности студентов. Приведены результаты тестирования, демонстрирующие эффективность предлагаемого метода.
In the article on the results of diagnostic testing bachelors University conclusion about an insufficient level of constraint they have a design style. With the purpose of increase of his, the author developed and implemented a method of retrieval of visual ideas in the project activities of the students. Results of testing, demonstrate the effectiveness of the proposed method.
Ключевые слова: стиль, дизайнерский стиль, визуальная идея, метод поиска визуальных идей, проектная деятельность.
Keywords: style, design style, a visual idea, the search method of the visual ideas, project activity.
Изменения в российском обществе, связанные с ростом промышленного производства (конец XIX - начало XX вв.), привели к появлению профессии дизайнера. В 20-е гг. XX в. произошло становление школ профессиональной подготовки дипломированных дизайнеров, и в 1966 г. введены типовые учебные программы по их подготовке [1]. В 1994 г. впервые утверждена специальность
© Бобкова Т. В., 2012
«Дизайн», позднее, с 2002 г., - «Профессиональное обучение (дизайн)» и «Дизайн» (по отраслям). В результате вступления России в Болон-ский процесс с 2009 г. введен в действие федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавриата «Дизайн» [2].
В процессе профессиональной подготовки дизайнеров осуществлялось внедрение в образовательный процесс новых технологий, методов и средств, но проведенный анализ теории и практики показал, что методика обучения основам дизайна и проектирования базируется на использовании традиционных подходов и формального преподавания соответствующих дисциплин. Проблема профессионального становления бакалавров дизайна отражена в работах исследователей Е. Б. Анфимовой, А. В. Могильной, Л. М. Тухбатуллиной и других [3].
В условиях перехода к новой образовательной парадигме основными задачами выступают формирование профессиональных компетенций, опора на личностно-ориентированный подход, внедрение современных образовательных технологий, обновление содержания образования и другие процессы, которые определяют ведущие идеи и тенденции развития современного высшего дизайнерского образования [4].
В связи с данными задачами существенным является противоречие между новой парадигмой образования и требованиями современного рынка труда к компетенциям дизайнера. Модернизация системы профессионального образования требует приведения его в соответствие с реальными запросами рынка труда [5]. Учитывая растущее значение дизайна в современном обществе, повышающийся спрос на профессионалов, способных предлагать оригинальные продукты и услуги, удовлетворяющие самым разнообразным пожеланиям потребителей, представляется необходимым формирование у студентов университета дизайнерского стиля.
Теоретический анализ научно-педагогической литературы позволил рассмотреть стиль как многоаспектное явление, отражающее манеру поведения [6]; систему языковых средств и идей [7]; совокупность средств и приемов, свойственных чему-либо (кому-либо) [8]; интегральную характеристику сферы индивидуальности человека [9].
Под стилем мы понимаем проявление индивидуальных характеристик личности в определенном виде деятельности.
Для того чтобы рассмотреть проявления стиля в сфере дизайна, нами выявлена его структура: стиль предметной среды определенной эпохи (готический стиль, классицизм, барокко и др.); стиль художественных направлений и школ («Баухауз-стиль», «Браун» стиль и др.); стиль продуктов или компонентов дизайна (техно, поп-арт, хай-тек и др.); стиль дизайнера.
Особое значение из данных типологических структур в нашем исследовании имеет стиль дизайнера. Для определения, сущности которого мы уточнили, в чем заключается его деятельность.
Деятельность дизайнера направлена на преобразование и гармонизацию всего окружающего человека мира в целом, эта деятельность является проектной, включает постановку задач, изучение аналогов, поиск формы различных объектов и воплощение их в определенный дизайн-проект. Основам проектной деятельности посвящены труды В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковского, Л. М. Тухбатул-линой и др.
Формирование стиля дизайнера происходит на этапе его профессиональной подготовки, поэтому с данным понятием тесно связано понятие «дизайнерский стиль» студента. Он находит свое выражение в нестандартных способах решения задач, в оригинальных приемах оформления работ, в склонности к поисковой, исследовательской деятельности, к инициативе, к высказыванию собственных предложений, замыслов и характеризуется цельностью взглядов и подходом к решению творческих проблем.
Таким образом, рассматриваемое понятие определено как проявление индивидуальных характеристик личности в проектно-художественной деятельности, обеспечивающее накопление его опыта собственными нестандартными решениями, наработками и отражающее готовность использования данного опыта в профессиональной деятельности.
На основе особенностей дизайнерской деятельности и требований, предъявляемых к ней, были выявлены основные содержательные характеристики рассматриваемого феномена. Это позволило нам представить содержание исследуемой дефиниции как взаимосвязь компонентов: легкость генерирования идей; самостоятельный поиск решения проблем; эстетическое оценивание и видение взаимосвязей объектов; оперирование зрительными образами.
Таким образом, формирование дизайнерского стиля осуществляется в проектной деятельности в результате активизации его основных компонентов.
Изучение исследуемой проблемы в высшем учебном заведении позволило сделать вывод о том, что он требует целенаправленных действий по его формированию у студентов, под которым мы понимаем процесс овладения, накопления и активизации изменений в содержании компонентов дизайнерского стиля, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
Для определения уровня сформированности дизайнерского стиля и его основных компонентов разработаны диагностические задания. Подход в организации диагностического исследования заключался в комбинированном применении
существующих в психолого-педагогическои литературе тестов, методик и анализа продуктов проектноИ деятельности студентов. В исследовании приняли участие студенты-бакалавры направлении «ДизаИн» и «Профессиональное обучение (профиль декоративно-прикладное искусство и дизаИн)».
Оценка уровня сформированности стиля определялась по четырем критериям, выявленным с учетом содержательных компонентов основноИ категории исследования. На основе критериев были определены уровни сформированности стиля: низ-киИ,средниИ, высокиИ.
Диагностические задания условно разделены на четыре блока, каждыИ из которых соответствовал определенному компоненту дизаИнерско-го стиля: первыИ блок характеризовал уровень сформированности способности к легкому генерированию идеИ (Б^; второИ блок - уровень сфор-мированности способности к самостоятельному поиску решения проблем (Б2); третиИ блок - уровень сформированности способности к видению взаимосвязеИ и эстетического оценивания объектов (Б3); четвертым блок - уровень сформирован-ности способности к оперированию зрительными образами (Б4).
Результаты диагностики исходного уровня сфор-мированности дизаИнерского стиля бакалавра приведены на рис. 1.
60^
-, 36%
ш
8% ■ 8%
■н ■н
□ Низкий
■ Средний
■ Высокий
Рис. 1. Диаграмма уровня сформированности дизайнерского стиля (исходный уровень)
Полученные результаты свидетельствовали о недостаточном уровне сформированности основных компонентов дизаИнерского стиля: студенты испытывали трудности в выработке новых идеИ, использовали узкиИ круг приемов и средств для решения задач, им трудно было выделить части объекта, соотнести их, самостоятельно представить и изобразить информацию в виде рисунка, были нацелены на поиски типового результата.
Результаты позволили сделать вывод об актуальности поиска и научного обоснования методики формирования дизаИнерского стиля у студентов университета. Результаты анализа требованиИ, предъявляемых к проектноИ деятельности студентов, обусловили поиск способов интенсификации их творческого воображения, то есть поиск методов, которые бы усиливали процесс самостоятельного создания новых образов.
БольшоИ вклад в развитие методик порождения творческих идеИ внесли такие ученые, как А. Осборн, У. Гордон, Ф. Кунце, В. Гильде, К. Д. Штарке, Э. де Боно и другие. Особое значение в данноИ работе имеет положение В. Ниджул-са и Т. Берсена, заключающееся в том, что ди-заИн - это исследование, представляющее процесс поиска в трех областях: поиск понимания, поиск идеИ и поиск решениИ [10].
Объектом настоящего исследования стал процесс поиска идеИ в проектноИ деятельности, так как во время проектирования дизаИнер ищет идеи, способные помочь придать продукту определенную форму. Учитывая, что дизаИнеры в большеИ степени переводят свои замыслы в визуальную форму, то их поиск направлен на получение визуальных идеИ.
Изучение опыта обучения студентов дизаИнер-ских направлениИ показало, что процесс поиска новых идеИ является неполным, незаконченным и не включает в себя этап сознательноИ исследова-тельскоИ деятельности по созданию визуальных идеИ, основным средством отображения которых является исследовательскиИ набросок. Он представляет собоИ графическое изображение, отражающее замыслы, мысли на визуальном языке.
ТеоретическиИ анализ по данноИ проблеме, изучение творческих приемов и способов поиска идеИ позволили разработать метод по созданию и улучшению визуальных идеИ у студентов университета для решения творческих задач проектирования. Под методом поиска визуальных идеИ мы понимаем способ, направленныИ на поиск графических изображениИ, отражающих замысел дизаИнера.
Целью использования метода в проектноИ деятельности студентов-дизаИнеров является активизация основных компонентов дизаИнерского стиля. Основными направлениями его использования в про-ектноИ деятельности явились поиск и создание визуальных идеИ в проектировании предметно-про-странственноИ среды; решение творческих задач в дизаИне; исследование предметноИ области.
РазработанныИ автором метод поиска визуальных идеИ является результатом объединения и комбинирования творческих приемов, способов, целесообразных деИствиИ, направленных на упорядочение проектного процесса, и состоит из двух основных этапов.
ПервыИ этап включает выбор отправных точек и инструментов для создания наброска. Отправными точками явились слова, фразы, словосочетания или ранее созданные наброски, выбранные с помощью стратегии X. Куртиса «таргетинг темы» [11], С. СагмеИстера и методики Э. де Боно и др. В выборе инструментов было определено основное требование: не следует придерживаться только одноИ поверхности и инструмента рисования. На данном этапе поиск идеИ для решения творчес-
ких задач, как показала практика, заканчивается: из созданных набросков студенты выбирали один-два и доводили их до совершенства. Для решения были предложены задачи на создание конечного продукта и задачи на нахождение недостающих данных, на исправление, на дополнение.
В результате применения первого этапа метода поиска визуальных идей было проведено повторное тестирование у студентов (рис. 2).
□ Низкий
■ Средний
■ Высокий
Рис. 2. Диаграмма уровня сформированное™ дизайнерского стиля (промежуточный срез)
Данные его свидетельствовали о том, что студенты стали более уверенно подходить к решению задач, но еще испытывали трудности в анализе своих идей и набросков, недостаточно видели взаимосвязь между объектами набросков, эстетически не могли оценить их, у более 50% студентов возникали трудности с оперированием зрительными образами.
Итак, полученные результаты позволили предположить, что первый этап является подготовительным ко второму - этапу создания исследовательских набросков. Он направлен на улучшение визуальных идей, на поиск рационального результата, который заключается в анализе и группировке набросков и их отдельных элементов, по различным критериям и принципам. Были предложены способы их интеграции Н. Рукесом и Б. Еберлей. Овладев техникой рисования и способами объединения, студенты стали разрабатывать собственные методы интеграции. Результатом оценки и объединения явился первый набор исследовательских набросков, после, основываясь на новом понимании, были созданы вторые и третьи наборы. Цель создания нескольких наборов исследовательских набросков - лучше понять природу проекта. На данном этапе были определены основные требования к созданию набросков: выполнять их быстро и непрерывно; не использовать компьютер и цвета для первых набросков, исключение только тогда, когда цвет неразрывно связан с исследуемой концепцией; выделять время на размышление между циклами создания набора набросков.
После решения дизайнерских задач с применением двух этапов метода было проведено заключительное тестирование студентов (рис. 3).
□ Низкий
■ Средний
■ Высокий
Рис. 3. Диаграмма уровня сформированности дизайнерского стиля (заключительный срез)
Полученные результаты показали, что студенты научились искать разные подходы к решению проблем, самостоятельно находить методы, давать оценку в выборе лучшего решения, уверенно переводить понятия в визуальную форму, стали понимать особенности общей группы предметов, их целостность, легко оперировать зрительными образами, уходить от привычных шаблонов.
Таким образом, уровень сформированности способности к легкому генерированию идей увеличился на 58%; уровень сформированности способности к самостоятельному поиску решения проблем - на 42%; уровень сформированности способности к видению взаимосвязей эстетического оценивания объектов - на 32%; уровень сформи-рованности способности к оперированию зрительными образами - на 56%. Полученные данные подтвердили наличие положительной динамики в формировании дизайнерского стиля у студентов в процессе поиска визуальных идей в проектной деятельности.
Одним из недостатков метода является то, что применение его в начале профессиональной подготовки студентов дизайнерских специальностей требует много времени и вызывает у студентов трудности поиска визуальных идей. Это связано с тем, что студенты еще недостаточно владеют техникой и особенностями рисования, мало ознакомлены со стратегиями выбора отправных точек, способами группировки и интеграции объектов. Поэтому им необходимо предварительно объяснить содержание основных этапов метода и способов поиска визуальных идей.
Примечания
1. Михайлов С. М. История дизайна. Становление дизайна как самостоятельного вида проект-но-художественной деятельности. М.: Союз дизайнеров России, 2004. С. 52; Лаврентьев Б. 3. История дизайна: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2007. С. 276-287.
2. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 Дизайн (квалификация (степень) «бакалавр»): приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2009 года.
3. Анфимова Е. Б. Формирование профессионально-творческой позиции бакалавров архитектуры и дизайна в университете: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2011; Тухбатуллина Л. М. Формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2009.
4. Ярмухаметов Р. 3. Переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования в России // Современные наукоемкие технологии. 2008. С. 106-107.
5. Еремина О. В. Возможности бакалавриата в подготовке квалифицированных специалистов // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 144146.
6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов, 7500 фразеологических выражений / АН, Ин-т рус. яз., Рос. фонд культуры. М.: АЗЪ, 1993.
7. Там же.
8. Шкуратова И. П. Стили личности как отражение культуры. Психология и культура: ежегодник РПО. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.
9. Аибин А. В. Стиль человека. Психология. Анализ. М.: Смысл, 1998.
10. Nijhuls W. Compensation between graphic designers and applied behavioral researchers / W. Nijhuls, T. Boersenna // Visual information for Everyday Use / H. Zwaga [et al.] (eds). L.: Taylor & Frands, 1999.
11. Cloninger C. Hot-Wiring Your Creative Process. Peachpit Press, 2006.
УДК 81' 271:378
С. С. Куклина, Н. В. Огородникова
КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ языковой
КОМПЕТЕНЦИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
В статье дается описание структуры языковой компетенции как составляющей иноязычной коммуникативной компетенции студента медицинского вуза с целью выявления условий оптимальной организации учебной деятельности по овладению ею.
The article describes the components of language competence as a constituent part of foreign language communicative competence of a medical college student. It aims at finding out proper educational environment (conditions) for managing students' learning activity to acquire language competence.
© Куклина С. С., Огородникова H. В., 2012 30
Ключевые слова: общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, иноязычная коммуникативная компетенция, языковая компетенция, структура, медицинский вуз.
Keywords: common cultural competences, professional competences, foreign language communicative competence, language competence, components, medical college.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО) выпускник медицинского вуза должен обладать определенным набором общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций. Дисциплина «Иностранный язык» входит в «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» базовой части стандарта. Ее целью является «формирование иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для профессиональной межкультурной коммуникации, овладения устной и письменной формами общения на данном языке как средстве информационной деятельности и дальнейшего самообразования» [1]. Благодаря этому изучение иностранного языка студентами медицинского вуза вносит непосредственный вклад в формирование как профессиональных, так и общекультурных компетенций будущего врача.
Поскольку процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) в медицинском вузе тесно связан с приобретением общекультурных (ОК-6) и профессиональных компетенций (ПК-50), то остановимся на них более подробно. Что касается первой из названных компетенций, то она представляет собой «способность и готовность овладевать одним из иностранных языков на уровне бытового общения». ПК-50, в свою очередь, предполагает «способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования в медицине» [2].
Несомненно, успех формирования этих компетенций во многом зависит от уровня сформиро-ванности ИКК, одной из составляющих которой является языковая компетенция (ЯК), находящаяся в центре нашего внимания. В предыдущей работе мы определили ЯК студента медицинского вуза как готовность и способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении минимальных высказываний на иностранном языке, основанных на усвоенных языковых знаниях и речевых навыках (лексических, грамматических, фонетических), которая, как составляющая ИКК, необходима для овладения деятельностью врача и обусловлена ее ценностными ориентациями [3].
Из определения видно, что компетенция имеет двойственную природу и состоит из готовности субъекта к деятельности и способности выполнять