вступил на путь скаутинга и хочет овладеть конкретными умениями, техниками, технологиями скаутской работы. Третья стратегия обращена к педагогам, принимающим решение идти или не идти по «скаутскому пути». В этом случае до знаний и умений или вместе с ними необходимо формировать личностно-профессиональную позицию, соответствующую скаутизму.
Эффективное инновационное обучение педагогов, направленное на формирование инновационной позиции и освоение новых способов работы, требует последовательного осуществления трех учебно-развивающих задач:
формирование настроя обучающихся на соответствующие инновационные идеи (в нашем случае на идеи и принципы скаутизма);
модельное, учебное освоение нового способа работы;
освоение такого способа в условиях реальной деятельности, с детьми.
Есть три пути становления «идейной» позиции скаутского педагога: через создание проблемных ситуаций, ведущих к переосмыслению своих профессиональных и личных позиций; благодаря включению в яркие, эмоционально привлекательные события скаутской жизни, способствующие эмоциональному принятию скаутизма; формируя опыт действия «по-скаутски»: тогда у педагогов возникает чувство успешности, результативности. Разные люди приходят к инновационному действию по-разному: кто-то через изменение мышления, кто-то — эмоционально, кто-то — исходя из своего успешного опыта.
Успешный путь «внедрения» скаутизма в школе (как и ряда других воспитательных инноваций) чаще всего проходит этапы: появления инновации «для себя»; консолидации первоначальной группы под инновацию; предъявления группы школе; нахождение инновационной группой места в сфере жизни подростков и в педагогическом пространстве.
Первый этап осуществляется не только благодаря увлекательному рассказу о скаутизме или привлекательному показу «заезжими скаутами» фрагментов скаутской жизни, но и возникновению у инициатора или инициаторов введения скаутизма в данной школе чувства уверенности в возможности действовать. Второй этап — первое скаутское дело в школе с заинтересовавшимися ребятами и педагогами, но дело «внутреннее»: акцент делается на том, что это интересное, сплачивающее возникающие патруль, отряд, объединение, событие. Третий этап — это предъявление нарождающегося объединения «другим»: одноклассникам, другим классам, школе.
Если и первый, и второй, и третий этапы требуют неоднократных действий, то для реализации четвертого этапа — по определению своей задачи — нужно немало времени и усилий, поэтому анализировать и рассматривать его стоит отдельно.
Цель статьи — показать возможности применения понятий и закономерностей педагогической инноватики к анализу проблемы распространения российского скаутизма как инновационного явления для сфер педагогики и детства.
Примечания
1 ПригожинА.И. Нововведения: стимулы и препятствия: социальные проблемы инноватики. М., 1989.
УДК 371
В.В. СИБИРЕВ
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
E-mail: [email protected]
Информационные потоки инновационной деятельности личности
В работе на основе процессного и синергетического подходов изучается система «инновационная деятельность личности». Приводится типология процессов — элементов системы и отвечающих им информационных потоков. Описаны информационные потоки в стадиях становления и стабильного функционирования системы. Ключевые слова: личность, инновационная деятельность, процесс, информационный поток.
© Сибирев В.В., 2011
V.V. SIBIRYOV
Information Flows of Innovational Activity of the Person
In this article system «innovational activity of the person» is studied on the basis of process and synergetics approaches. Processes — elements of system and information flows corresponding to them are classificated. The stage of becoming and stable functioning of system are described.
Key words: person, innovational activity, process, information flow.
При изучении информационных потоков
как средства управления инновацией в общеобразовательном учреждении автором на основе системного, процессного и сине-ргетического подходов построена соответствующая модель1. В процессе исследования выяснилось, что модель допускает перенесение на более высокие и более низкие уровни управления, причем системы разных уровней определенным образом сопряжены друг с другом, модель допускает перенос на произвольные педагогические системы2. Приведем соответствующие построения для системы «инновационная деятельность личности».
Термин «инновация» (лат. ¡п — в, поуив — новый), согласно «Современному словарю иностранных слов», трактуется как нововведение. По А.И. Пригожину, нововведение «выступает как форма управляемого развития и есть такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения новые, относительно стабильные элементы. Последние могут быть чисто материальными или социальными, но каждый из них сам по себе представляет лишь новшество, т. е. предмет нововведения. Нововведение же суть процесс, т. е. переход некоторой системы из одного состояния в другое»3.
Согласно этому определению различные виды деятельности человека (в том числе — психическую), результатом которых является создание новых устойчивых образований на уровне личности, будем называть «инновационной деятельностью личности»: например, деятельность личности по освоению информационных технологий, осознание подростком модели взрослого поведения, умение водить машину, создание художественного произведения или научной работы и т. д. Термин «инновационная» подчеркивает новизну стабильного новообразования для данной системы, хотя соответствующая деятельность может быть инновационной и в более глобальном масштабе (например создание теории относительности А. Эйнштейном).
Система «инновационная деятельность личности» является синергетической. Она удовлетворяет критериям: иерархичнос-
ти, гомеостатичности, нелинейности, незамкнутости, неустойчивости, динамической иерархичности, наблюдаемости4. Элементы данной системы — процессы инновационной деятельности личности, которые можно отнести к четырем типам: вертикальные целевые, горизонтальные рабочие процессы, средовые, процессы базовой среды.
Информационный поток определим используя определение информации по Г Каст-леру: «Информация есть запомненный выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных»5. Информационный поток определим как последовательную фиксацию (запоминание) системой результатов выбора одного варианта из нескольких возможных и равноправных вдоль некоторого процесса. В нашей работе обосновывается целесообразность использования этого определения6. Исследуемые процессы сопровождаются информационными потоками. Целевые информационные потоки имеют вид «деревьев», выделим среди них: «дерево целей», «дерево результатов», «дерево волевой целеустремленности». Согласно структурному подходу классической методологии, выделяют три уровня деятельности личности: стратегический, тактический и операционный. Верхние уровни управляют нижними. В нейролинг-вистическом программировании, инновационном менеджменте большое внимание уделяется построению «деревьев целей», их ветвей стратегического, тактического и операционного уровней.
«Дерево волевой целеустремленности» представляет мотивационную и волевую компоненты процессов. Формой ветвей оно повторяет «дерево целей», его роль — быть «двигателем процесса»: оно определяет интенсивность и эффективность инновационной деятельности личности. Несформи-рованность этого «дерева» ведет к тому, что поставленные цели, разработанная стратегия и тактика не реализуются. Нередка ситуация, когда роль «двигателя процесса» (например процесса обучения) берут на себя педагоги, родители или один из членов команды, участвующей в инновационной де-
ятельности. В подобной ситуации рекомендуется сформировать мотивационно-целевые и волевые установки личности, участвующей в инновационном процессе, что повысит эффективность деятельности.
К средовым информационным потокам отнесем:
информацию о внешних по отношению к личности средах и ресурсах: финансовое, материально-техническое обеспечение инновационной деятельности; условия (психофизические, санитарно-гигиенические, эстетические и социальные); информационное обеспечение (библиотечное, научное, доступность компьютерных баз данных, информационно-коммуникационная сеть)7;
компоненты структуры личности, влияющие на инновационную деятельность: направленность, характер и способности (по С.Л. Рубинштейну), темперамент, как психофизиологическую основу личности (по Б.Г Ананьеву, В.С. Мерлину, В.Н. Мясищеву)8.
Влияние сред на процесс инновационной деятельности имеет двойственный характер: это проявляется, во-первых, в существовании целевых информационных потоков на основе сред, их вложенности в среды. Во-вторых, в иерархической пирамиде деятельности информация о средах занимает верхний внутренний этаж, является управляющей для нижних этажей (рис. 1). Действительно, построение «дерева целей» инновационной деятельности зависит от сред, определяется внешними условиями и компонентами структуры личности. Средовые компоненты изменяются медленнее, чем протекает изучаемый процесс; согласно синергетической методологии медленные параметры управляют быстрыми. «Средовую» информацию на протяжении изучаемого процесса или на длительных его участках будем считать постоянной. Иногда целью инновационной деятельности личности является изменение одной из сред: например, целью может выступать воспитание одной из черт характера, что направлено на преобразование внутренних сред, или изменение социальных условий, что направлено на преобразование внешних сред. В этом случае при исследовании выделим изменяемую среду из состава сред и будем считать ее базовой. Чтобы подчеркнуть ее определяющий фоновый характер, изобразим данную среду в виде паутины или грибницы, на фоне которой строится «дерево целей» (см. рис. 1). Будем считать ее изме-
няющейся, в отличие от других сред, которые считаем постоянными. При изучении процесса преобразования этой среды опишем иерархические уровни деятельности соответствующего «дерева целей». Например, цель деятельности личности — достижение спортивных результатов: базовой средой будем считать физическую подготовку спортсмена. Уровень физической подготовки определяет цели дальнейшего развития. Результаты рабочего процесса (тренировок) накапливаются в базовой среде, причем возможен переход количества в качественно новое состояние среды.
В данной работе изучаются информационные потоки. В силу специфики исследования особую роль приобретает информационно-коммуникационная среда, которую выделим из состава других сред и в данном исследовании назовем базовой (см. рис. 1). Одним из основных горизонтальных процессов системы «инновационная деятельность личности» является процесс деятельности операционного уровня, непосредственно направленный на создание новшества (научная работа, направленная на получения научного результата; процесс тренировок и соревнований, направленный на достижение результата спортсменом и т.д.). В дальнейшем будем называть этот процесс «рабочим».
Горизонтальные информационные потоки имеют вид цикла, отвечающего одному из уровней деятельности. Их наполнение — фактическая информация соответствующего процесса (например рабочего процесса): тезаурус; информация, возникающая как результат процесса; информация о его характеристиках. При движении вдоль цикла фактическая информация инновации подвергается критическому осмыслению, апробации, контрольным мероприятиям и корректировке.
Система «инновационная деятельность личности» формируется поэтапно, причем информационные потоки каждого этапа принципиально различаются. Система проходит стадии становления и стабильного функционирования, первую в синергетике принято называть кризисом, выделим его этапы.
Этап 1. «Противоречия между потребностями личности и возможностью их удовлетворения, между возросшими физическими и духовными возможностями и ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; противоречия между требованиями со стороны общества или группы
и фактическим уровнем развития личности» приводят личность к кризису, к осознанию необходимости формирования новой программы гомеостаза9. «Гомеостаз — это явление поддержания программы функционирования системы в некоторых рамках, позволяющих ей следовать своей цели»10.
При этом уровень сред (внешних и внутренних) взаимодействует с операционным и тактическим уровнями деятельности, минуя стратегический (рис. 2). На этом этапе осознается недостаточная развитость операционного, а затем тактического уровня деятельности: «Я не умею делать то-то. Я не знаю, как спланировать свою деятельность, чтобы научиться». Например, подросток осознает неумение вести «взрослый» диалог (остальное может не осознаваться, так как взрослая модель поведения еще не построена), художник осознает плохую технику владения рисунком и т.д. Согласно синергетическому принципу динамической иерархичности, взаимодействие уровня сред с операционным и тактическим уровнями ведут к перестройке стратегического уровня11. Начинается процесс стратегического целеполагания. Формируется стратегический уровень «дерева целей» (см. рис. 2).
Этап 2. «Стратегическое планирование» — горизонтальный информационный поток
фактической информации стратегического уровня деятельности (рис. 3). Привлекается тезаурус, отвечающий поставленным стратегическим целям; производится проверка стратегических целей на непротиворечивость, осмысление «экологических последствий» целей для личности; происходит упорядочение стратегических целей по значимости и пространственно-временное; создается стратегический план. Формируется канал обратной связи между «деревом целей» и «деревом результатов».
Этап 3. Перевод стратегических целей в цели тактического уровня. Стратегический уровень приходит во взаимодействие с операционным (рис. 4), что ведет к перестройке тактического уровня, на котором формируются тактические ветви «дерева целей».
Этап 4. «Самооценка личности в контексте новой стратегии и тактики» — горизонтальный информационный поток функционального уровня. Он позволяет осуществить обратную связь между целью-эталоном-идеалом стратегического и тактического уровней и реальными данными, существующими в настоящий момент (рис. 5). Формируется «дерево результатов», характеризующее начальные данные инновационной деятельности. Оно, по определению, несовершенно, имеет лишь стратегический и тактический
Рис. 1. Вертикально-горизонтальный цикл инновационной деятельности личности в период стабильного функционирования
уровни, так как еще не освоен операционный уровень деятельности и до конца не ясно, «что с себя спрашивать», но его построение необходимо, чтобы сознательно зафиксировать начальное состояние и конечный результат деятельности.
Этап 5. Приходят во взаимодействие операционный уровень деятельности, демонстрирующий при самооценке свое несовершенство, и уровень сред. При этом обостряются противоречия, приведшие к кризису. Взаимодействие операционного уровня и уровня сред ведет к перестройке средних — стратегического и тактического уровней — к созданию на них соответствующих ветвей «дерева волевой целеустремленности», которое в дальнейшем будет играть роль «двигателя» процесса «инновационная деятельность личности» (см. рис. 6).
Этап 6. Горизонтальный информационный поток тактического уровня, обеспечивающий обратную связь «дерева волевой целеустремленности» с «деревом результатов» (см. рис. 7).
Этап 7. Перевод тактических целей в цели операционного уровня. Базовая среда, рассматриваемая здесь как нижний уровень по отношению к «дереву целей», приходит во взаимодействие с тактическим уровнем, что ведет к перестройке среднего уровня, к построению операционного уровня «дерева целей» (см. рис. 8).
Этап 8. «Планирование рабочего процесса операционного уровня инновационной деятельности» — горизонтальный информационный поток соответствующего уровня. Происходит пространственно-временное упорядочение целей операционного уровня, вырабатываются способы и мероприятия, направленные на реализацию этих целей. Про-
исходит построение идеального образа рабочего процесса операционного уровня (рис. 9), который затем будет посылать системе «корректирующие сигналы, не позволяющие ей сбиться с курса. Корректировка осуществляется за счет <...> обратных связей, подавляющих любое отклонение в программе поведения, возникшее под действием внешних воздействий среды»12. На девятом и десятом этапах закладываются механизмы, отвечающие за корректировку рабочего процесса.
Этап 9. Происходит разработка способов измерения и анализа основных показателей рабочего процесса операционного уровня, при этом формируются операционный уровень «дерева волевой целеустремленности» (рис. 10) и информационный канал «дерева результатов».
Этап 10. Выработка системы самоконтроля, корректирующих и предупреждающих мероприятий, осознание несоответствий рабочего процесса операционного уровня — горизонтальный информационный поток операционного уровня. Этот поток, наклады-ваясь на информационный поток рабочего процесса, связывает его с «деревом волевой целеустремленности» (рис. 11). Система построена, происходит ее выход из стадии становления на стадию стабильного функционирования.
Первый этап является «погружением в хаос», со второго по четвертый характеризуют «бытие в хаосе», где у системы еще нет четко определенной траектории развития, имеется множество вариантов. При этом мал «горизонт предсказуемости»13. Участник процесса видит перспективы лишь на ближайший период. Разбиение стадии кризиса на этапы отвечает временному шагу, на котором процесс для личности предсказуем.
Рис. 2. Этап 1
Рис. 3. Этап 2
Рис. 4. Этап 3
Рис. 5. Этап 4
Рис. 6. Этап 5
(А — стратегический, В — тактический, С — операционный уровень деятельности)
Рис. 7. Этап 6
ttttt
Базовая среда
Рис. 8. Этап 7
Рис. 9. Этап 8
Рис. 10. Этап 9
Рис. 11. Этап 10
На пятом-седьмом этапах осуществляется переход от хаоса к порядку, рождение нового, пока слабого аттрактора (траектории развития). На этих этапах закладываются механизмы, отвечающие за гомеостаз системы, т. е. удержание ее на новом аттракторе. Этапы с восьмого по десятый отвечают за выход системы на намеченную траекторию развития и удержание ее там, т. е. за поддержание новой программы гомеостаза.
В стадии стабильного функционирования процесс «инновационная деятельность личности» и соответствующие информационные потоки имеют вид вертикально-горизонтального цикла (см. рис. 1). Информационный поток рабочего процесса снизу замыкает в петлю «дерево целей» и «дерево результатов». По «дереву целей» информация движется сверху вниз, по «дереву результатов» из информационного потока рабочего процесса снизу вверх движется результативная информация, образуя интег-
ральные критерии на каждом вышестоящем уровне, подвергаясь анализу. Из потока рабочего процесса фактическая информация пополняет базовую среду, количественное накопление может вызвать качественное изменение среды.
Сверху вертикальные целевые потоки замыкаются в петлю. Это происходит при сравнении целей и результатов деятельности. Если не требуется корректировки, то система повторяет прохождение горизонтальной петли цикла вновь и вновь, при каждом прохождении обогащая операционный уровень деятельности новым опытом. При этом рабочий процесс операционного уровня приобретает вид спирали.
Если требуется корректировка, то система возвращается к первому этапу, проходя вновь весь вертикально-горизонтальный цикл с корректировкой «деревьев целей» или планов горизонтального рабочего процесса.
Примечания
1 Сибирев В.В. Классификация информационных потоков при внедрении в общеобразовательном учреждении // Психология и педагогика : сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Новосибирск, 2009. Ч. 1. С. 237-242.
2 Сибирев В.В. Сопряжение информационных потоков при внедрении инновации в общеобразовательном учреждении // Вестник Челябинск. гос. пед. ун-та. 2009. № 4. С. 143-151.
3 ПригожинА.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М., 1989.
4 Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М., 2008.
5 Цит. по: ЧернавскийД.С. Синергетика и информация (динамическая теория информации). М., 2004. С. 13.
6 Сибирев В.В. Определение информационных потоков на примере системы «внедрение инновации в образовательном учреждении» // Инновационные технологии : сб. науч. работ 6-й Междунар. конф. Ульяновск, 2010. № 1. С. 80-86.
7 Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами / под ред. Т.И. Ша-мовой. М., 2005.
8 Клиническая психология / под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 2006.
9 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика : в 2 ч. Ч. 1 / под ред. В.А. Сластенина. М., 2003.
10 Буданов В.Г. Указ. соч. С. 49.
11 Там же.
12 Там же.
13 Буданов В.Г. Указ. соч.