Научная статья на тему 'Информационные институты в системе «Государство-общество-личность»'

Информационные институты в системе «Государство-общество-личность» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
327
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ СМИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ПОТРЕБНОСТИ / FUNCTIONS OF MEDIA / POLITICAL COMMUNICATION / VALUES / NEEDS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Олейников Сергей Викторович

Уменьшение числа «переделов» информации, конвергенция разных средств или каналов доставки информации потребителю, индивидуализация информации в соответствии с запросами пользователя рассматривается как необходимое условие сбалансированного развития современного общества. Представленный подход анализа инфокоммуникативной сферы современного государства может выступать индикатором степени кризисности общественного сознания и противоречивости отношении к властным структурам со стороны населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION INSTITUTIONS IN THE SYSTEM ‘STATE-SOCIETY-PERSON’

The modern humanity science actively influences on the developing social relations and largely determines the development of society. However, there is a high degree of declaring certain provisions of the theoretical researches, which results and conclusions are quite difficult to relate to the actual practice of various social institutions. The objective view on problems of parity interaction of elements of state-society-personality system would promote not only to permission of the existing psychological barriers between political elite and mass audience having excluded a distortion in system of values of various segments of the population, but also to the prevention the informational gaps, having given to dynamics of sociocultural development stronger impulse. The functional dependence of modern social institutions on the financial and political elite doesn’t raise doubts, it affects the vector and specificity of their activities, which, as a rule, explicitly associated with the solution of urgent social problems, but implicitly addresses the needs of a limited number of persons. That is why the problems in the area of information relations, forming information resources and their use are exacerbated due to the political and economic competition not only on intra-, but also international level. Reducing the number of “added value” of information, the convergence of different media or channels of information delivery to the consumer, the individualization of information in accordance with the user query is regarded as a prerequisite for a balanced development of modern society. The presented method of analysis informational field of the modern state can serve as an indicator of crisis degree public’s consciousness and contradictory attitude towards the government structures of the population.

Текст научной работы на тему «Информационные институты в системе «Государство-общество-личность»»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 103-112.

УДК 341.231.5+070, ББК Х400.51+Ч860.2

С. В. Олейников

информационные институты в системе «государство-общество-личность»

Уменьшение числа «переделов» информации, конвергенция разных средств или каналов доставки информации потребителю, индивидуализация информации в соответствии с запросами пользователя рассматривается как необходимое условие сбалансированного развития современного общества. Представленный подход анализа инфокоммуникативной сферы современного государства может выступать индикатором степени кризисности общественного сознания и противоречивости отношении к властным структурам со стороны населения.

Ключевые слова: функции СМИ; политическая коммуникация; система ценностей; потребности.

Функциональное состояние информационной сферы государства и средства его диагностики рассматривается современной наукой как системообразующий фактор жизни общества, которая активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности государства [1. С. 68].

Информационная среда современного общества в большинстве случаев находится в перманентном процессе разрешения проблем, связанных либо с нарушением или ограничениями прав и свобод отдельных групп населения, либо с ненадлежащим исполнением обязанностей и безответственностью отдельных социальных, государственных институтов на получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности, с формированием правового статуса всех субъектов информационных отношений. Степень информатизации общества напрямую связана с демократизацией власти [2. С. 173].

Формирование информационной инфраструктуры идет в трех главных направлениях: уменьшение числа «переделов» информации, т. е. устранение барьеров на ее пути от поставщика к потребителю; конвергенция разных средств или каналов доставки информации потребителю; индивидуализация информации в соответствии с запросами пользователя [5. С. 19-35]. Необходимо отметить, что функциональная нагрузка информационных институтов варьирует в зависимости от того, на чьи интересы они ориентированы. Так, интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации,

на использование информации в интересах осуществления: незапрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею. Следует также учитывать и задачи государства по обеспечению незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Возрастание роли информации и информационных ресурсов в развитии граждан, общества и государства, задачи построения гражданского общества как общества информационного выводят на первый план в аспекте национальной безопасности вопросы информационной защищенности [2. С. 178].

Однако не следует идеализировать роль СМИ в политической системе общества, возвышая их в ранг самостоятельного субъекта политического процесса [10]. Сущность информационных институтов как средства реализации властных интенций исключает возможность их интерпретации не только в качестве

одной из ветвей государственной власти, но даже самостоятельного субъекта политической системы общества. СМИ призваны отражать идеи различных политических сил, общественных движений (общества, государства, партий и др.), которые собственно и являются элементами политической системы [8. С 155].

Очевидно, что являясь исключительно каналом и средством распространения определенной идеологии, СМИ и их функции варьируют в зависимости от политической и финансовой принадлежности их учредителей, а также общественной формации в целом. Общий вид функциональной зависимости СМИ от статус-ности и положения их учредителей в политической системе общества представлен на рис. 1.

Наиболее важной функцией для государственных СМИ является идеологическая функция. Журналисты таких масс-медиа становятся прямыми трансляторами идеологии государства. Не менее значима для этого типа СМИ и социокультурная функция. Это означает, что наряду с идеологией СМИ формируют и социокультурную ситуацию, во многом определяя вектор ее развития. На практике это отражается в новостных выпусках, где первые материалы посвящены, как правило, политике и экономике государства, после которых освещается социальная и культурная жизнь страны. К примеру, в Приднестровье республиканский телеканал в своих репортажах довольно

часто использует элементы государственной символики, в большинстве случаев, государственного флага и герба. В среднем в течение одного выпуска новостей на телеканале «Первый республиканский», который длится 30 минут, изображение флага ПМР можно заметить около 20 раз. Таким образом, независимо от тематики новостей и их жанровых особенностей государственные СМИ, используя подобные невербальные средства коммуникации, реализуют идеологическую функцию.

Психологическая функция для государственных СМИ стоит на третьем месте и в большей степени проистекает из социокультурной, обеспечивая устойчивость общественных процессов. Важно отметить, что в той или иной степени психологическое состояние социума корректируется всеми СМИ независимо от формы собственности. Экономическая функция государственным средствам массовой информации в меньшей степени присуща, поскольку государственная поддержка и защита, определенные гарантии служащим государственных СМИ исключают коммерциализацию данного типа СМИ, а привлечение финансовой прибыли посредством рекламы товаров и услуг становится скорее достаточным, чем необходимым условием. Социально-ориентированная (стратифицирующая) функция практически не реализуется государственными СМИ, поскольку население воспринимается

Государственные СМИ -Коммерческие СМИ ~~ - Общественные СМИ

Рис. 1. Зависимость функциональной нагрузки СМИ от формы собственности

ими исключительно как общность объединенных единой государственной идеей людей. В этой ситуации скорее действует принцип консолидирования граждан страны посредством актуализации некоей единой национальной идеи, нежели их стратификации.

В отличие от государственных, функциональная нагрузка коммерческих СМИ складывается несколько иначе. К примеру, для коммерческих СМИ основной функцией является социально-ориентированная (стратифицирующая). Как правило, данные СМИ всячески стараются позиционировать отрасли производства, предприятия, выступающие в роли учредителей этих средств массовой информации. Безусловно, продвигая собственные бренды, коммерческие СМИ особое внимание уделяют и экономической функции, получая не только определенный доход от рекламы товаров и услуг, но и компенсируя таким образом учредителям затраты на содержание самих СМИ. Как уже говорилось ранее, психологическая функция реализуется практически так же, как и государственными СМИ, однако и здесь прослеживается акцент на отдельные отрасли производства и предприятия, которые нередко представлены в образе панацеи от большинства социальных проблем.

Социокультурная и идеологическая функции коммерческих СМИ в сравнении с остальными заметно уступают, что связано, скорее всего, с политической и финансовой зависимостью данного типа средства массовой информации.

В современных условиях особое внимание уделяется развитию общественных СМИ, которые являются неким средним звеном между государственными и коммерческими. Сочетание общественной и государственной формы собственности, смешанного финансового обеспечения и независимого общественного регулирования информационной политики позволяют данному типу СМИ балансировать между государственными и коммерческими интересами, избирая в качестве приоритета интересы не столько государства и бизнеса, сколько каждой личности в отдельности и всех граждан страны в целом. Для общественных средств массовой информации определяющей является психологическая функция, поскольку они призваны в первую очередь быть «зеркалом», адекватно отражающим процессы общественного бытия. Все остальные функции являются производными и также способствуют формированию

оптимальной психологической атмосферы в обществе.

Многообразие форм общественной организации связано не только с различным социальным содержанием государства, особенностями национального состава, быта, общественной психологией, традициями и другими факторами самобытности народов. Оно обусловлено также поисками таких моделей, которые обеспечивают более совершенное государственное руководство обществом, достижение лучших результатов с меньшей затратой «управленческой энергии», оно вызвано необходимостью полнее учесть в формах государственности особенности народов, их бытия [6. С. 125]. С другой стороны, социальные институты также играют немаловажную роль в развитии общественно-политической ситуации. Анализ их функционального диапазона позволяет моделировать картину социальной жизни, контролировать развитие социальных связей и социальных объектов, а также корректировать протекающие в них процессы.

Социальная природа осуществления государственного управления вытекает из закономерной взаимосвязи социальных явлений, действий и событий, в результате которых происходит организующе-властное согласование общественных волеизъявлений [3. С. 590]. Институциональность социального регулирования политической системы выражается в непосредственном (через субъект государственного управления) и опосредствованном (через объекты управления) влиянии на содержание и структуру государственного управления, в то время как функциональная природа социального механизма отражается в вариативных формах и методах его реализации, определении их целесообразности и эффективности.

В настоящее время в Приднестровье определились основные направления социально-экономических преобразований, в большей степени связанных с реформированием принципов административного управления, предпринимаются попытки создания эффективной системы социальных институтов, активно использующих информационные технологии и современные коммуникативные средства для продвижения положительного имиджа республики за рубежом. Динамичный контент сетевых информационных ресурсов государственных учреждений и постоянно обновляемые личные страницы в социальных сетях большинства представителей исполнительной вет-

ви власти республики стали базовым принципом взаимодействия государства и общества, демократизации управления, а также расширения официальной политики до уровня публичной.

Развитие Приднестровской Молдавской Республики, как и большинства государств постсоветского пространства, можно описать тремя основными векторами, каждый из которых в той или иной степени затрагивает вопросы интенсификации процессов взаимодействия общества и власти.

Практика открытости государственных институтов и готовности не только обсуждать, но и принимать критику общества во многом способствует повышению эффективности государственного управления, и также реализации прав и свобод граждан именно государством, которое в современных условиях остается главным, а иногда и единственным субъектом управления обществом. Отметим, что стремление государства максимально удовлетворить потребности всех групп населения, является одним из главных критериев укрепления национального согласия в обществе [4. С. 368-374].

Реализация нынешнего потенциала государства возможна при условии адекватного воздействия СМИ на массовое политическое сознание и формирование гражданского общества. Отметим, что Указ Президента ПМР «О стратегии развития информационного общества в республике» подтверждает значимость и приоритетность информационной сферы республики.

В современном обществе можно выделить три основные модели влияния СМИ на общественное сознание в зависимости от восприимчивости аудитории к транслируемой информации.

1. Жестко-мотивирующая модель основана на прямой зависимости эффективности информационной сферы от процессов расширения средств, каналов и способов получения информации. В такой ситуации политически и социально активная часть населения, которая по оценке экспертов составляет около 15 % всего населения, в большей степени мотивирована к поиску наиболее предпочтительных источников информации, тем самым влияя на динамику рейтингов того или иного СМИ. Именно динамичность рейтинговой оценки информационных каналов является индикатором их постоянного профессионального роста и поиска средств и методов вовлечения аудитории в сферу своих информационных пото-

ков, что подтверждается повышением доверия и одобрения их деятельности. Необходимо отметить, что уровень образования и возраст аудитории являются основным фактором, определяющим степень востребованности социально-политической информации.

2. Специфика слабо-мотивирующей модели влияния СМИ заключается в отсутствии зависимости содержания и качества информационных потоков от реакции общества. Данная модель становится особенно актуальной при анализе информационных потребностей той категории населения, которая демонстративно отвергает социально-политический контент. Отметим, что аудитория, атрофированная в восприятии политически окрашенной социально значимой информации, немногочисленная и не превышает 5 % населения. Это обусловливается тем, что в современном мире довольно проблематично дистанцироваться от действий государственных и общественных институтов, СМИ, низкий уровень доверия к которым в данном случае сопряжен с уверенностью отдельных слоев населения в невозможности и неспособности влияния на социокультурный процесс.

3. Демотивирующая модель информационного влияния СМИ связана с избирательной чувствительностью определенной категории населения - «вынужденных» граждан, которые не имеют потребности в социально-политической информации, но вынуждены получать эту информацию (около 24 %). Это, преимущественно, молодежь, которая менее образована или учится, старается либо приспосабливаться к действиям властных структур, либо держаться от них на расстоянии, ориентируясь преимущественно на информацию развлекательного направления [7].

Таким образом, воздействие СМИ как социально-политического института неоднозначно коррелирует не столько с действиями самих масс-медиа, но и с уровнем информационной потребности самого населения, его субъективными характеристиками, представлениями и ценностными ориентациями. Иными словами, можно сказать, что граждане ведут себя под воздействием СМИ весьма по-разному, и при построении информационно-политических технологий требуется очень тщательно учитывать, какой из типов влияния СМИ является доминирующим в каждой конкретной целевой аудитории.

Выстраивание оптимального взаимодействия «народ-власть» нередко бывает затруд-

нено вследствие недостаточного доверия граждан к госструктурам. Также немаловажную роль играет и знание того, насколько реальны представления политэлиты о социально-демографическом портрете приднестровского социума, а также о его отношении к власти и процессам, происходящим в государстве. Мониторинг вопросов, касающихся взаимного доверия, отношения к социально-экономическим и политическим процессам, происходящим в республике, степени уверенности в завтрашнем дне, доверия социальным институтам, является одним из базовых условий стабилизации общественно-политической ситуации.

Социологические исследования показывают, что уверенность, спокойствие, желание действовать, оптимизм испытывают от 60 до 70 % граждан (около 60 % - среди «бюджетников» и около 70 % - среди работников коммер-

ческого сектора). И даже среди безработных эта цифра почти дотягивает до 50 %.

Согласно результатам экспертного опроса, 45 % опрошенных представителей исполнительной власти ПМР положительно оценивают душевное состояние приднестровцев, т. е. политическая элита республики более критично настроена, что должно положительно отразиться на ее желании изменить к лучшему социально-экономическое положение в республике. На вопрос о его оценке приднестровцы проявили свойственное им качество «социального оптимизма». Экономическую ситуацию готовы назвать благоприятной либо стабильной в среднем около 30 % граждан, в то же время политическая элита дала более осторожную оценку (22 %). Отметим, что боле ранние исследования показывали катастрофический отрыв элитарного и массового сознания в оценке

%

Очень В какой-то Не очень Совсем не Затрудняюсь доверяю степени доверяю доверяю ответить

-население -элита

%

Очень В какой-то Не очень Совсем не Затрудняюсь доверяю степени доверяю доверяю ответить

-население -элита

Рис. 2. Доверие Президенту

Рис. 3. Доверие Кабинету министров

социально-экономической ситуации в государстве. Именно эта оторванность от интересов населения, незнание и непонимание общего настроя граждан в целом и отдельных их групп и привели к провалу пиар-кампании первого президента ПМР на выборах 2011 года.

И все же современная политическая элита не лишена иллюзий. В вопросе доверия населения властным структурам представители последней высказали слишком оптимистичные настроения (рис. 2, 3).

Переоценка степени доверия народа к власти так же губительна для представителей элиты, как и попытка убедить в этом себя - или вышестоящую власть. Так, по мнению многих экспертов, на президентских выборах в ПМР в 2011 году итог во многом определил именно такой настрой элиты: оценка ситуации окружением первого президента (либо же выдача желаемого верхушкой элиты за действительность) в немалой степени и привела к краху

избирательной кампании действующей на тот момент власти.

Подобная же картина наблюдается и с доверием народа к местным органам власти, правоохранительным органам, политическим и общественным организациям, а также - к оппозиции.

Низкий процент доверия граждан СМИ во многом определяется неадекватной информационной политикой ведущих телеканалов (рис. 4, 5). Практика государственных СМИ свидетельствует об излишней их политизированности (рис. 6) в отличие от потребностей массовой аудитории, которая демонстрирует разнонаправленные интересы (рис. 7). В данной ситуации важно отметить, что этот условный перекос не остается незамеченным и журналистами, и руководством СМИ, однако инертность политической системы не позволяет им предупредить вызревание кризиса в государственной информационной сфере.

%

70 60 50 40 30 20 10 0

Очень В какой-то Не очень Совсем не Затрудняюсь доверяю степени доверяю доверяю ответить

■ население

-элита

Рис. 4. Доверие СМИ

%

50 40 30 20 10

Больше доверяю государственным

Доверяю примерно

одинаково государственным и негосударственным

-население

Больше доверяю Не доверяю ни тем, Затрудняюсь ответить негосударственным ни другим

Рис. 5. Доверие в зависимости от формы собственности СМИ

Необходимо также отметить деструктивную роль приднестровских электронных СМИ в части консолидации общества. В условиях внутриполитического кризиса и противостояния Кабинета министров и Верховного Совета ПМР главным информационным поводом большинства новостных выпусков на государственном телеканале «Первый республиканский» является деятельность исполнительной власти (около 60 % времени информационных выпусков), в то время как на коммерческом телеканале «Телевидение Свободного Выбора» - деятельность законодательной власти

(более 80 %). Причем полярность взглядов ведущих электронных СМИ на социально-политические процессы в обществе, информационная борьба между ними катализирует расслоение общества и рост недоверия как к органам исполнительной, так и законодательной власти.

Поскольку информационная политика местных телевизионных каналов не соответствует предпочтениям приднестровской аудитории, последняя в получении социально значимой информации делает выбор в пользу российских телеканалов (рис. 8).

80706050403020100-

L к

1

■ политика

□ экономика □ социальная сфера □ духовная сфера

Рис. 6. Отражение в информационных программах тематического разнообразия: а - «Первый приднестровский» телеканал; б - «Телевидение Свободного Выбора»

14%

□ Культура

Социальные проблемы Политика

■ Экономика

■ Спорт

■ Молдово-приднестровские отношения

Рис. 7. Наиболее значимые новостные темы для массовой аудитории Приднестровья

12%

24%

□ Российские телеканалы

тсв

■ Первый приднестровский

■ Новости не смотрю

Рис. 8. Предпочтения приднестровцев при просмотре новостных выпусков

Различия телевизионной новостной журналистики ПМР и информационных запросов телезрителей в перспективе могут негативно отразиться на устойчивости политической системы и динамике развития государства в целом. Отметим, что рейтинги новостных программ коммерческого телеканала значительно выше, чем государственного, это зависит и от умеренного освещения политических событий, и от преимущества репортажного жанра, по сравнению с государственным телеканалом, и от большего разнообразия жанровой структуры и форм подачи новостей - возможно, именно в этом кроется причина популярности «Телевидения свободного выбора».

В результате проведенного исследования нами было предложено условно разделить гиперпространство новостных и аналитических программ на необходимое и достаточное. Необходимое гиперпространство - это обязательный набор первых сюжетов по тематике, продолжительности и жанрам. Как показала практика, к нему можно отнести первые пять-шесть материалов, которые либо затягивают аудиторию, либо отторгаются ею.

Дополнительное гиперпространство - это вторая часть новостных выпусков, как правило, отвечающая за духовную составляющую общественного развития. Материалы данного блока в некоторых случаях преследуют цель выполнения релаксирующей функции, формируются из журналистских сюжетов, имеющих отношение к социокультурному измерению, и закладывают основы позитивного или негативного ощущения после просмотра всей передачи в целом.

Результаты экспертного опроса журналистов государственной телерадиокомпании по проблеме иерархии пяти первых материалов новостных выпусков приведены на рис. 9.

Эффективное функционирование системы «государство-общество-человек» во многом определяется желанием государства взаимодействовать с обществом и реагировать на изменения общественного настроения. Несмотря на то, что результаты исследования демонстрируют изрядный запас «социального оптимизма» и стойкости у приднестровцев, элита в большинстве случаев, как и прежде, склонна завышать реальную степень доверия населения к власти. Возможно, не в последнюю очередь - с подачи СМИ. Как показала практика, такое соотношение мнений способно спровоцировать крах и власти, и государства в целом [9. С. 110].

Элита, пришедшая на смену старой, должна быть заинтересована в том, чтобы добиваться внимания и доверия не только представителей различных политических сил. Ей необходимо укрепить поддержку народа, который дал ей огромный кредит доверия, проголосовав на президентских выборах. Основой для повышения степени согласованности действий элиты и настроений населения должны стать средства массовой коммуникации.

Комплекс представленных результатов наглядно свидетельствует о кризисности общественного сознания и достаточно противоречивом отношении к властным структурам со стороны населения. Мониторинг социальных статусов в предлагаемом разрезе может помочь прогнозировать социокультурный про-

Рис. 9. Иерархия пяти первых материалов новостных выпусков государственной телерадиокомпании (результаты экспертного опроса)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

цесс в обществе и отследить динамику состояния культурно-информационного пространства, а также, грамотно используя СМИ, предупреждать потенциально возможные социальные потрясения и трансформацию массового сознания.

Список литературы

1. Анохин, Ю. В. О методологических подходах к проблеме обеспечения прав и свобод человека и гражданина / Ю. В. Анохин // Юрист. 2005. № 5. С. 64-72.

2. Войтович, И. А. Информационное общество: информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность / И. А. Войтович, М. А. Вус, В. В. Куль-ба. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 212 с.

3. Государственное управление. Основы теории и организации: в 2 т. / под ред. В. А. Коз-баленко. М.: Статут, 2002. Т. 2. 590 с.

4. Гречнева, Е. Ф. Общество и государство: проблемы публичной политики / Е. Ф. Гречне-

ва // Новейшая история (1991-2006 гг.): государство, общество, история: материалы меж-дунар. науч.-теор. конф. Минск: Бел. навука, 2006. 560 с.

5. Кравченко, И. И. Государство и общество / И. И. Кравченко // Вопр. философии. 2007. № 7.С. 19-35.

6. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т. Н. Радько. М.: Проспект, 2010. 176 с.

7. Формы взаимодействия органов государственной власти и СМИ [Электронный ресурс]. URL: http://revolution.allbest.ru/ law/00319306_1.html

8. Цыганков, А. П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика / А. П. Цыганков. М.: Интерпракс, 1995. 295 с.

9. Шматко, Н. А. Феномен публичной политики / Н. А. Шматко // Социол. исслед. 2001. № 7. С. 106-112.

10. Энтин, В. Л. Средства массовой информации в политической системе общества / В. Л. Энтин. М., 1988. 189 с.

Олейников Сергей Викторович - кандидат политических наук, доцент кафедры журналистики Приднестровского государственного университет им. Т. Г. Шевченко, докторант Санкт-Петербургского государственного университета.

[email protected]

Oleynikov S. V., candidate of political science Associate Professor of Journalism Pridnestrovian state university «Taras Shevchenko», Tiraspol, Pridnestrivye, Moldova. [email protected]

information institutions

in the system 'state-society-person'

The modern humanity science actively influences on the developing social relations and largely determines the development of society. However, there is a high degree of declaring certain provisions of the theoretical researches, which results and conclusions are quite difficult to relate to the actual practice of various social institutions. The objective view on problems of parity interaction of elements of state-society-personality system would promote not only to permission of the existing psychological barriers between political elite and mass audience having excluded a distortion in system of values of various segments of the population, but also to the prevention the informational gaps, having given to dynamics of sociocultural development stronger impulse. The functional dependence of modern social institutions on the financial and political elite doesn't raise doubts, it affects the vector and specificity of their activities, which, as a rule, explicitly associated with the solution of urgent social problems, but implicitly addresses the needs of a limited number of persons. That is why the problems in the area of information relations, forming information resources and their use are exacerbated due to the political and economic competition not only on intra-, but also international level. Reducing the number of "added value" of information, the convergence of different media or channels of information delivery to the consumer, the individualization of information in accordance with the user query is regarded as a prerequisite for a balanced development of modern society. The presented method of analysis informational field of the modern state can serve as an indicator of crisis degree public's consciousness and contradictory attitude towards the government structures of the population.

Keywords: functions of media; political communication; values; needs.

References

1. Anokhin, Yu. V. (2005) "O metodologicheskikh podkhodakh k probleme obespecheniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina" [=About methodological approaches to a problem of ensuring the rights and freedoms of the person and the citizen], in Yurist [=Lawer]. N 5 (in Russ.).

2. Vojtovich, I. A., Vus, M. A. and Kul'ba, V. V. (1999) Informacionnoe obshhestvo : informacionnye vojny. Informacionnoe upravlenie. Informacionnaja bezopasnost' [=Information Society: Information War. Information management. Information security]. Sankt-Petersburg (in Russ.).

3. Gosudarstvennoe upravlenie. Osnovy teorii i organizacii: V 2-h t. (2002) [=Public administration. Basic theory and organization: In 2 Vols.] / pod red. V.A. Kozbalenko, Moskow, Vol. 2 (in Russ.).

4. Grechneva, E. F. (2006) "Obshhestvo i gosudarstvo : problemy publichnoj politiki" [=Society and the State: Challenges for Public Policy], in: Novejshaja istorija (1991-2006 gg.) : gosudarstvo, obshhestvo, istorija : Mater. mezhd. nauch.-teor. konf. [=Recent history (1991-2006): State, society, history: Mater. Int. Scientific-theor. Conf.]. Minsk (in Russ.).

5. Kravchenko, I. I. (2007) "Gosudarstvo i obshhestvo" [=The state and society], in: Voprosy filosofii [=Problems of Philosophy], N 7 (in Russ.).

6. Rad'ko, T. N. (2010) Teorija gosudarstva iprava [=Theory of State and Law], Moskow (in Russ.).

7. Formy vzaimodejstvija organov gosudarstvennoj vlasti i SMI [=Forms of cooperation between state authorities and the media], available at: http://revolution.allbest.ru/law/00319306_1.html, accessed 09.12.2014 (in Russ.).

8. Tsygankov, A. P. (1995) Sovremennye politicheskie rezhimy: struktura, tipologiya, dinamika [=Modern political regimes: structure, typology, dynamics], Moskow (in Russ.).

9. Shmatko, N. A. (2001) "Fenomen publichnoy politiki" [=Phenomenon of public policy], in: Sotsiologicheskie issledovaniya [=Sociological researches], N 7 (in Russ.).

10. Jentin, V. L. (1988) Sredstva massovoj informacii v politicheskoj sisteme obshhestva [=The media in the political system], Moskow (in Russ.).

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 112-118.

УДК 808.41

В. В. Фёдоров

криминально-правовой нарратив в телевизионном журналистском дискурсе как способ идентификации социальной реальности

Новая технологическая среда - лишь один из факторов, определяющих специфику современного журналистского текста. Можно говорить о влиянии массовой культуры, эстетики постмодернизма на журналистику. Следствием этого является функционирование в рамках телевизионного журналистского дискурса так называемого криминально-правового нарратива, программ о криминальных (правовых) преступлениях. В статье рассматривается взаимосвязь процессов демократизации журналистики, массовизации и эстетического запроса и специфики организации криминально-правового нарратива. Данный тип повествовательной структуры становится способом идентификации социальной реальности субъектами массовой аудитории.

Ключевые слова: журналистский дискурс; криминально-правовой нарратив; постмодернизм; массовая культура; эстетический запрос; идентификация; образ социальной действительности.

Введение о демократизации журналистского дискурса.

Общим местом в теории и практике мас- Это объясняется сразу несколькими фактора-совой информации стало утверждение тезиса ми, среди которых и социокультурные, и обще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.