т
Теория и история государства и права
www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/retarded.shtml (дата обращения: 27.01.2017).
4. Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 дек. 1982 г. П. С (7) [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/
(дата обращения: 27.01.2017).
5. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 дек. 1993 г. Правило 6 «Образование» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/disabled (дата обращения: 27.01.2017).
6. Саламанкская декларация лиц с особыми потребностями. Принята Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.prpc.ru/ds/ds_02.shtml (дата обращения: 27.01.2017).
7. Гамбургская декларация об обучении взрослых. Принята пятой Международной конференцией по образованию взрослых, Гамбург, Германия, 14-18 июля 1997 г. П. 22 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/hamburg_decl.shtml (дата обращения: 27.01.2017).
V. G. Sushentcova, M. V. Burkova LAW REGULATION OF THE INCLUSIVE EDUCATION: INTERNATIONAL EXPERIENCE
The article is devoted to the international normative-legal act, which fixes the rights of citizens to the realization of the right to receive education. The implementation of these legal acts is of great importance for the formation of the right to inclusive education. The author notes the need to comply with international instruments in the development of public policy in this area.
Key words: Persons with disabilities, handicapped people, inclusive education, persons with special needs.
SUSHENTCOVA Valentina Georgievna - Candidate of History, Associate Professor of the Department of the Theory and History of State and Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]
BURKOVA Maria Vladimirovna - Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]
УДК 34.06
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Чернышев Павел Михайлович,
преподаватель кафедры правового обеспечения государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: chernyshe v_pashka @mail. ru
В статье рассмотрены задачи, роли информационной и телекоммуникационной среды в современном образовании, вопросы использования информационных и телекоммуникационных технологий преподавателями и обучающимися, рассмотрены причины и проблемы эффективного использования информационных и телекоммуникационных технологий в обучающейся среде и важность информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, для качественного образования.
Ключевые слова: образование, телекоммуникационные технологии информационные технологии, информационные системы, информационное общество, интернет, интернет-ресурсы.
В последнее время быстрое развитие информационных и телекоммуникационных технологий в образовательной сфере позволяет открывать новейшие возможности и новые взгляды на образовательный процесс. Информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) получили массовое распространение как среди учебных заведений среднего образования, так и в учебных заведениях высшего образова-
ния. На современном этапе развития общества сложно представить человека, который бы ни разу в своей жизни не использовал ИТТ, поскольку они окружают нас везде.
Слово «технология» имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов, алгоритм преобразования некого сырья, изначального материала в конечный продукт, в предмет потребле-
Чернышев П. М.
1ф
ния [5]. Таким предметом потребления в ИТТ в основном является информация. В ИТТ она предстает перед нами в разных видах, посредством разных преобразований, разными приборами и способами. Информационные и телекоммуникационные технологии - это обобщающее понятие, которое объединяет в себе совокупность методов и различных алгоритмов сбора, переработки, обработки, распространения и хранения информации.
Внедрение ИТТ в нашу жизнь и сферу образования необходимо для оптимизации жизненных и рабочих процессов. Упрощение и сокращение алгоритма неких действий посредством ИТТ ведет за собой ускорение данных процессов, что в свою очередь ведет к повышению уровня работоспособности всего общества. Различные современные средства ИТТ, применяемые в образовательных процессах, позволяют расширять свой кругозор, приобретать навыки работы с тем или иным способом и средством данных технологий.
На данный момент в нашем обществе возрастает потребность в специалистах высокого уровня профессионализма и мастерства. Для современного преподавателя должно быть обычным делом использование сети Интернет, работа с электронной почтой, выполнение и размещение каких либо заданий в корпоративных порталах, работа с коллегами из других стран при помощи ИТТ, порой даже решение каких либо задач в социальных сетях с помощью переписки, голосовых сообщений или видеосвязи. Информационная культура преподавателя с каждым годом все больше и больше становится неотъемлемой частью общей педагогической культуры. Профессионализм преподавателя включает в себя различные компетентности, в том числе и умение пользоваться ИТТ. С каждым годом возрастает статус преподавателей, которые способны интегрировать в образовательный процесс не только методики «классического преподавания», но и методики с использованием средств ИТТ.
Роль телекоммуникационной среды в образовании, безусловно, огромна. В последнее время преподаватель - далеко не единственная ступень несения истины, поскольку возможности телекоммуникационной среды в образовании с использованием компьютерных технологий уже давно стали конкурентоспособными на рынке образовательных услуг. Как показывает практика, с помощью использования ИТТ учащимся проще заниматься самообразованием, проявляется больший интерес к учебному процессу, поскольку некоторые занятия могу проходить вне стен того заведения, где это обычно происходило. Рабочая обстановка в такие моменты создается самими обучающимися, и поскольку они знают, что от этого зависит результат их деятельности, они в любом случае стараются сделать ее комфортной. Помимо этого
в большинстве случаев учащиеся не имеют строгого ограничения по времени, что способствует более качественному исполнению задания. Они знают, что если задание выполнено не до конца, то его можно доделать, находясь в другом месте, главное - иметь рядом средства ИТТ.
Использование ИТТ способствует выработке определенных навыков по выполнению некоторых заданий, развитию качественного мышления у обучающихся, а так же формированию определенной базы знаний и умений по работе с определенными средствами ИТТ [2].
В настоящее время большинство преподавателей и студентов владеет средствами ИТТ [6]. В основном это, конечно, умение работать за компьютером. И уровень этого умения варьируется по-разному как порой в пользу студентов, так и порой в пользу преподавателя. Это создает большие сложности в обучении студентов. Если же уровень владения преподавателя средствами ИТТ низок по отношению к студенту, то такой образовательный процесс малорезультативен, так как знания студента не приобретают никакой прогрессии. Если же уровень владения преподавателя средствами ИТТ слишком высок по отношению к студенту, то это чревато тем, что студент, возможно, не сможет освоить тот поток информации, который пытается ему донести преподаватель.
В современном образовании достаточно часто сталкиваются с проблемами эффективного использования ИТТ. Причиной тому является низкий уровень пользователя владения навыками. К числу наиболее типичных проблем пользователей относятся [4]:
- отсутствие навыков десятипальцевого набора текста;
- незнание возможностей операционной системы;
- использование ограниченного числа прикладных программ;
- использование ограниченного набора функций, предоставляемых программами;
- незнание (и игнорирование) норм общения в электронной среде;
- отсутствие навыков представления информации в электронном виде, который требует не только особого стиля изложения, но и использования средств визуализации текста (инфографики).
Причины такого положения носят как объективный, так и субъективный характер. Среди них:
- недооценка или переоценка своих навыков в работе пользователя для эффективной работы;
- подготовка пользователей, ориентированная на обучение элементарным навыкам работы на компьютере, а не на интенсивное обучение, требующее усвоения больших объемов информации;
- ограниченный период времени подготовки пользователей;
m
Теория и история государства и права
- многофункциональность программных продуктов и не всегда доступный для пользователей язык интерфейса ресурсов и справочной информации;
- отсутствие постоянной практики;
- психологическая неготовность к необходимости освоения новых ресурсов при работе со специалистам;
- разный уровень владения различными программными продуктами, связанный с конкретными условиями деятельности (например, отсутствием доступа в Интернет, использованием устаревшего оборудования).
Между тем, отсутствие необходимых навыков использования ИТТ приводит к значительным потерям времени как самих пользователей, так и всех тех, кому приходится корректировать их работу или восстанавливать последствия их деятельности.
Появление и внедрение новых средств ИТТ способствует постоянному совершенствованию образования. Изменяются содержания и методы обучения, структура занятий, преподаватель постепенно превращается из простого обычного лектора в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых навыков, знаний и умений. Существенным фактором информатизации образования является наличие образовательных информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет [3], которые в свою очередь позволяют:
- использовать информацию, размещенную на учебных и научных сайтах сети Интернет ^еЬ-сайтах), для подготовки учебно-методических материалов, рефератов, курсовых и научных работ;
- организовать информационную страницу учебного заведения в сети Интернет;
- создать сайт, посвященный содержанию какой-либо дисциплины и разместить его в сети Интернет;
- размещение личных Web-сайтов преподавателей и студентов.
Полезным в образовании могут оказаться самые разные информационные ресурсы сети Интернет.
Среди таких ресурсов можно выделить образовательные Интернет-порталы, которые сами являются каталогами ресурсов, сервисные и инструментальные компьютерные программные средства, электронные представления бумажных изданий, электронные учебные средства и средства измерения результатов обучения, ресурсы, содержащие новости, объявления и средства для общения участников образовательного процесса.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, педагоги смогут более эффективно управлять учебной деятельностью учащегося, оперативно отслеживать результаты обучения и воспитания, принимать обоснованные и необходимые меры по повышению уровня обучения и качества знаний учащихся, целенаправленно совершенствовать педагогическое мастерство, иметь оперативный адресный доступ к требуемой информации учебного, методического и организационного характера [1]. Педагоги, занимающиеся разработкой собственных информационных ресурсов, приобретают дополнительную возможность использования фрагментов образовательных ресурсов, опубликованных в сети.
Литература
1. Полонский В. М. Образовательные ресурсы и возможности сети Интернет: методическое пособие. М., 2005. 64 с.
2. Пфаненштиль И. А., Борисенко И. Г. Роль информационных технологий в преодолении трансформационных процессов в российском образовании // Философия образования. 2012. № 4 (43).
3. Резникова Ф. А. Быстро и легко осваиваем работу в сети Интернет: практ. пособие. М.: Лучшие книги, 2000.
4. Решек А. М. Развитие Интернет в целях образования [Электронный ресурс].
5. Советов Б. Я. Информационная технология. М.: Высшая школа, 2001.
6. Усков В. Л. Информационные технологии в образовании. М., 2004.
P. M. Chernyshev
INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES IN MODERN EDUCATION
In article tasks, roles of the information and telecommunication environment are given in modern education. Use of information and telecommunication technologies by teachers and students. The reasons and problems of effective use of information and telecommunication technologies in the studying environment and importance of the information resources published on the Internet for quality education are also considered.
Key words: education, telecommunication technologies, information technology, information systems, information society, Internet, Internet resources.
CHERNYSHEV Pavel Mihailovitch - a teacher of the Department of legal support of State and Municipal management of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]