Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ратиер Наталья Игоревна

Рассматриваются вопросы возможностей современных информационных технологий, в частности при обучении химии в высшей школе; дается описание педагогической целесообразности применения программных средств; актуализируется значение дидактического принципа «не навреди» в контексте информатизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES OF TEACHING AT HIGHER EDUCATION SCHOOL

The article considers the issues of modern information technologies performance capabilities, in particular when teaching chemistry at higher school. A description of pedagogical expediency of software application is given and the value of didactic principle «do not harm» is being actualized in the context of education informatization.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

обучения поднимает мотивацию к изучению фундаментальных дисциплин, в данном случае химии, и позволяет преподавателю объективно отслеживать выполнение самостоятельной внеаудиторной работы студента.

Применение в учебном процессе интерактивных мультимедийных обучающих ресурсов существенно расширяет возможности преподавания, повышает доступность и наглядность учебного материала, экономит время занятий. Преподаватели, активно разрабатывающие новые образовательные ресурсы, закладывают фундамент будущего образования «без границ», так как современные технологии позволят получать образовательные услуги студентам не только из отдаленных регионов страны, но и расширить сферу образовательных услуг до международного уровня.

Список литературы

1. Паравина М. Н. Обеспеченность учебной литературой и наглядными пособиями в гимназиях Казанской губернии во второй половине XIX начале XX веков // Вестник ЧГУ. - 2006. - № 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru /article /n/obespechennost-uchebnoy-literaturoy-i-naglyadnymi-posobiyami-v-gimnaziyah-kazanskoy-gubernii-vo-vtoroy-polovine-xixnachale-xx-vekov (дата обращения: 06.05.2015).

2. Афанасьев О. Е. Географические игральные карты Константина Грибанова Х1Х века и их учебно-просветительская роль в распространении знаний о родной стране // Псковский регионологический журнал . - 2010. -№ 9. - С.125-135.

3. Менг В. А. Учебный фильм в отечественной педагогике: от истоков зарождения к новым возможностям использования в современном образовании // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2012. - N° 153-1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/uchebnyy-film-v-otechestvennoy-pedagogike-ot-istokov-zarozhdeniya-k-novym-vozmozh nostyam-ispolzovaniya-v-s ovremennom-obrazovanii (дата обращения: 06.05.2015).

4. Папуловская Н. В. Программирование графических приложений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://media.ls.urfu.ru/435

5. Папуловская Н. В. Методы обработки графической информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://media.ls.urfu.ru/517

Сведения об авторе

Папуловская Наталья Владимировна, к. пед. н., доцент кафедры «Информационные технологии», Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, тел. 79193858012, e-mail: [email protected].

Papulovskaya N. V., Candidate of Science in Pedagogy, associate professor of the chair of information technologies, the Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, phone: 8(343)3754145, e-mail: [email protected]

УДК 378.016:54:004

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES OF TEACHING AT HIGHER

EDUCATION SCHOOL

Н. И. Ратиер

N. I. Ratier

Ключевые слова: информационные технологии; информатизация образования; дидактический принцип; компьютерное моделирование; виртуальная экскурсия Key words: information technologies; informatization of education; didactic principle; computer simulation; virtual excursion

Рассматриваются вопросы возможностей современных информационных технологий, в частности при обучении химии в высшей школе; дается описание педагогической целесообразности применения программных средств; актуализируется значение дидактического принципа «не навреди» в контексте информатизации образования.

The article considers the issues of modern information technologies performance capabilities, in particular when teaching chemistry at higher school. A description of pedagogical expediency of software application is given and the value of didactic principle «do not harm» is being actualized in the context of education informatization.

Перемены, характерные для современного этапа развития России, обусловливают необходимость ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих как государственные, так и личностные потребности и интересы. Основной целью российской государственной политики в области образования на современном этапе является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. В

94

профессиональном образовании одной из приоритетных выступает задача модернизации содержания и образовательных технологий. Такую же задачу выдвигает перед педагогами высшей школы компетентностный подход, зафиксированный в проекте ФГОС третьего поколения [1].

Современный выпускник вуза должен быть квалифицированным специалистом соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособным на рынке труда, компетентным, свободно владеющим своей профессией и ориентирующимся в смежных областях деятельности, готовым к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Подготовка такого выпускника будет невозможна без обращения преподавателя к богатому арсеналу современных образовательных технологий, созданных педагогической наукой. В качестве таких технологий выступают, прежде всего, информационно-коммуникационные, где источниками информации выступают электронные средства, в первую очередь глобальные телекоммуникационные сети интернет.

Проведение учебных занятий с использованием ИКТ позволяет представить материал более наглядно, красочно, информативно, интерактивно; экономит время, позволяет работать студенту в своем темпе, педагогу — дифференцированно и индивидуально; дает возможность оперативно контролировать и оценивать результаты обучения.

С позиции дидактических принципов информационные технологии дают возможность реализовать следующие методические цели:

• построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому студенту собственную траекторию обучения; формировать системное мышление;

• рационально организовать познавательную деятельность студентов в ходе учебного процесса;

• осуществлять контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;

• осуществлять самоконтроль и самокоррекцию;

• проводить лабораторные работы в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента;

• развивать определенный вид мышления (наглядно-образное, теоретическое);

• повышать мотивацию учебной деятельности посредством использования принципиально новых познавательных средств;

• формировать культуру учебной деятельности, информационную культуру.

Например, при обучении химии использование ИКТ позволяет изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и химических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; представить в удобном для изучения масштабе различные физические и химические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью; проводить лабораторные работы в условиях имитации реального опыта или эксперимента. Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только преподаватель может проверить знания студента, используя систему тестирования, но и сам обучающийся может контролировать степень усвоения материала. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор студентов и облегчает понимание сути химических производств и процессов, происходящих в живых организмах.

Одно из главных достоинств компьютерного проектирования на лабораторных занятиях по химии — его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов; всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья студентов; и также возможность повтора эксперимента, фрагментарно или полностью [4].

Формы использования ИКТ в высшей школе могут быть разнообразными:

• использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность преподавателя и студента, повысить качество обучения дисциплине; отразить существенные стороны изучаемых явлений, реализовав принцип наглядности;

• использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память студентов;

• использование ресурсов сети интернет. Сеть интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, студенты приобретают навыки целенаправленного нахождения информации и систематизации ее по заданным признакам, видения информации в целом, а не фрагментарно, выделении главного в информационном сообщении;

• использование интерактивной доски и программного обеспечения ACTIV board (программное обеспечение, предназначенное для интерактивной доски) [3].

Вместе с тем, рассматривая педагогические аспекты проблемы информатизации образования и результаты исследований в этой области психологов и методистов, следует выделить приоритетность дидактического принципа «не навреди». По этой причине необходимо особое внимание уделить возможным негативным последствиям использования информационных средств, в частности компьютера. В условиях глобальной компьютеризации и информатизации никто уже ни в силах ограничить применение компьютерной техники на производстве, в науке, образовании, быту. К предполагаемым негативным последствиям использования средств современных информационных технологий можно отнести, во-первых, возможный вред здоровью, так как работа за компьютером связана с высоким эмоциональным напряжением. Во-вторых, педагогически немотивированное их использование, например использование средства только ради самого факта его применения, преобладание игровой компоненты над учебной. Так, применение программных средств в учебных целях, ориентированных на игровую деятельность, сводит работу к автоматическому нажатию клавиш и выполнению примитивного набора команд. Такая деятельность не только не способствует усвоению учебного материала, но развивает азарт и приводит к компьютеромании. Использование компьютерных программ, представляющих на экране текст книги для ее прочтения, трудно считать педагогически оправданным, так как возможности средств современных информационных технологий позволяют обеспечить осуществление таких видов учебной деятельности, которые раньше известными педагогике средствами обеспечить было нельзя. Методисты и психологи констатируют, что при работе с компьютерной программой, а также в процессе «экранного творчества» пользователь подменяет объекты реального мира либо моделями, изображениями объектов, либо символами, обозначающими объекты или отношения между ними. При этом восприятие реального мира подменяется опосредованным восприятием последнего, что зачастую приводит к утрате предметной деятельности, к оторванности от действительности. Не менее важной является необходимость оградить личность от возможной персонификации, «одушевления» технического средства, в частности компьютера [2].

Учитывая важность вышесказанного, можно сделать вывод о том, что информационные технологии следует рассматривать как элемент системы средств обучения. Под последней понимается совокупность новых информационных технологий и традиционных средств обучения. Необходимость этого обусловлена специфическими функциями традиционных средств, которые передать с помощью компьютера либо невозможно, либо нецелесообразно с психолого-педагогической или гигиенической точки зрения. Так, демонстрацию статической информации, представляемой для запоминания теоретических положений, а также систематизированные сведения, справочные данные, которые нужно запомнить, следует предъявлять в виде учебных таблиц, схем. Систематически, ежедневно визуально воспринимая демонстрируемую таблицей информацию, студент невольно запоминает ее. В том случае, когда справочный материал не подлежит запоминанию, а нужен лишь для кратковременного использования, его целесообразно выводить на экран с помощью специализированной программы или пользоваться информационно-поисковой системой.

Таким образом, целесообразность применения информационных технологий определяется их использованием в качестве средства визуализации учебной информации, формализации знаний о предметном мире, инструмента измерения, отображения и воздействия на предметный мир. Вместе с

тем компьютерная поддержка позволяет вывести преподавание учебной дисциплины на качественно новый уровень, повысить статус преподавателя, подготовить квалифицированного специалиста, обладающего необходимыми для современного рынка труда компетенциями.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295.

2. Зинченко В. П. Эргономика и информатика // Вопросы философии. - 1986. - N° 7. - С. 53-64.

3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие под ред. И. В. Роберт. -Москва: Дрофа, 2008. - С. 10-25.

4. Основы химии: образовательный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hemi.nsu.ru

Сведения об авторе

Ратиер Наталья Игоревна, к. п. н., доцент кафедры строительства и экономики, Ухтинский государственный технический университет, филиал в г. Воркуте, тел. 89125033504, e-mail: [email protected]

Ratier N. I., Candidate of Science in Pedagogy, associate professor of the chair of building and economics, Ukhta State Technical University affiliate in Vorkuta, phone: 89125033504, e-mail: [email protected]

УДК 378.4:338

ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА TRENDS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN KAZAKHSTAN

Н. Б. Рудица

N. B. Ruditsa

Ключевые слова: трансформация; образование; академическая мобильность; учебная нагрузка; учебные программы Key words: transformation; education; academic mobility; study load; educational programs

В статье рассматривается одна из главных задач образовательной политики Казахстана — качество образования, которое является необходимым в современную эпоху индустрии знаний как интеллектуально-технологическая основа обеспечения выживания, процветания и развития Республики Казахстан.

The article considers one of the main tasks of Kazakhstan educational policy, that is the quality of education, which is urgent in present period of the knowledge industry as an intellectual and technological basis of ensuring the survival, prosperity and development of the Republic of Kazakhstan

Общей приоритетной задачей образовательной политики стран, возникших на постсоветском пространстве, включая Казахстан, является становление качества образования, необходимого в современную эпоху индустрии знаний, являющейся интеллектуально-технологической основой обеспечения выживания, процветания и развития наций. В этом отношении уникальность ситуации состоит в том, что если политическое осознание приоритетности качества образования как сверхзадачи в развитых странах относится еще к середине XX века, то для Казахстана, как для стран СНГ, этот процесс начался приблизительно 10-12 лет назад.

В национальных концепциях и планах развития высшего образования многих постсоветских стран предусмотрено постепенное внедрение двухступенчатой модели и системы академических кредитов. В большинстве стран СНГ степени бакалавра и магистра были введены в практику вузовского образования еще в начале 1990-х годов. Идет процесс разработки нового образца приложения к диплому, в котором будет указываться учебная нагрузка в академических часах и в кредитных единицах, рассчитанных по методикам, совместимым с ECTS. Все эти меры реализуются в свете европейской интеграции постсоветских систем высшего образования в соответствии с принципами Болон-ского процесса [1].

Сопоставляя подход в странах Европейского Союза и в странах, возникших на территории бывшего СССР, можно сказать, что мотивы для проведения реформ в сфере высшего образования на постсоветском пространстве и в странах Западной Европы различны. Пожалуй, единственным сходным мотивом является стремление повысить эффективность и уровень финансирования систем высшего образования, в том числе за счет привлечения иностранных студентов, обучающихся на платной основе [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.