изученных языковых явлений); 3) фоновые знания (то есть построение схем как ориентировочной основы дальнейшей практической деятельности посредством предварительных заданий); 4) общую структуру программы и возможности ее применения. Целью исследования была разработка инструмента оценки, основанного на теоретическом подходе к использованию программного обеспечения для правильного выбора преподавателем обучающих программ для студентов с разным уровнем языковой и коммуникативной компетенции.
В заключение можно сказать, что использование компьютерных технологий в обучении не обещает чудес, но может предложить альтернативу обычным аудиторным занятиям. Компьютеры могут быть очень полезны во многих аспектах языкового об-
разования и должны превратиться в эффективный инструмент в умелых руках преподавателя. Для этого необходимо, чтобы и студенты, и преподаватели умели пользоваться этим инструментом, для чего должны иметь хотя бы основы компьютерной грамотности. Положительные результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями при оценке эффективности обучения с помощью компьютерных технологий, должны поощрить преподавателей иностранных языков использовать компьютеры на своих занятиях не потому, что это новое модное увлечение, а для достижения положительных и скорых результатов в своем преподавании.
Литература
1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. - М., 1985.
2. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход: предпосылки, проблем, трудности. -М., Знание, 1969.
3. Зазнобина Н.П. Особенности процесса теоретических обобщений при системном типе ориентировки в предмете: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. - М.: МГУ, 1986.
4. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных дей-стий.//Исследование мышления в советской психологии. - М.: Наука,1966.
5. Макарова Е.А. Значение системной ориентировки в предмете изучения для формирования его научного понимания: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. - М.: МГУ, 1992.
6. Решетова З.А., Сергеева Т. А., Кисель И.А., Лях О. Д., Ткач А.А. Методические указания по изучению курса общей химии в логике системного подхода (для студ. нехим. спец-й). - Одесса, 1982 .
7. Решетова З.А. Формирование системного мышления в обучении. - М. 2002.
8. Решетова З.А., Шамсутдинова И.Г. Значение метода системного анализа для эвристического решения задач студентами. - М.,1984.
9. Hoffman S. Computer and instructional design in foreign language /ESL instruction. TESOL Journal, 1996, 5(2), 24-29.
10. Preisinger, R., Sargeant, K., & Weibel, K. An evaluation of reading software according to schema theory. (Eric Document Reproduction Services No. ED 298761, 1988).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
К. К. Колин, д.т.н., проф., Заслуженный деятель науки Российской Федерации Институт проблем информатики РАН http://www.ipiran.ru
About a problem of preparation of new generations to effective creative interaction in structure of network communities. About necessity of development and introduction for an education system of the new information social technologies based on last achievements of computer science of computer facilities and social psychology.
1. Актуальность ноосферной ориентации образования на современном этапе развития цивилизации
Современный этап развития цивилизации многими учеными России и мира вполне обоснованно квалифицируется как гло-
бальный кризис, который ставит под угрозу дальнейшее существование не только человеческого общества, но и самого человека как биологического вида. Для столь пессимистической оценки современных результатов развития цивилизации сегодня, к со-
жалению, есть все основания. Это и быстро нарастающая угроза глобальной экологической катастрофы, и вновь появившаяся опасность применения оружия массового поражения (в том числе - ядерного) в результате обострения геополитических конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, и, наконец, духовная деградация самого человека, деформация его традиционных нравственных ценностей, утрата им смысла жизни и веры в будущее.
Исследования показывают, что существует единственный путь выхода из сложившейся ситуации, который еще дает надежду на спасение. И этот путь связан не с решением социально-экономических, экологических или же геополитических проблем, а с необходимостью радикального изменения сознания людей, их мировоззрения и нравственных ценностей.
Другими словами, для преодоления глобального кризиса цивилизации необходимо, в первую очередь, разрешить духовный кризис современного общества, который и является главной первопричиной всех остальных проблем человечества, с особой остротой проявляющихся в последние годы.
Конструктивной концепцией стратегии преодоления глобального кризиса цивилизации и обеспечения ее дальнейшего безопасного и устойчивого развития является концепция целенаправленного формирования ноосферной цивилизации. При этом, по определению А.Д Урсула, под ноосферной цивилизацией следует понимать «ее качественно новое состояние, при котором на пути своих интенсивных трансформаций социум войдет в коэволюцию с природой, приоритетными станут гуманитарно-общечеловеческие ценности, и интегральный интеллект человечества обеспечит его переход от стихийного сползания к глобальной катастрофе к выживанию и эффективно управляемому, устойчивому и безопасному развитию» [1].
Таким образом, главным объектом и, в то же время, основным средством ноосфер-ных преобразований должен стать сам человек, его человеческие качества [2]. Начинать необходимо именно с этого, а уже потом решать все другие глобальные проблемы
современности. Отсюда логически следует и актуальность, и стратегическая важность ноосферной ориентации всей системы образования и воспитания людей, которая и должна стать сегодня самой приоритетной проблемой для всего человечества.
2. Становление ноосферологии как научной базы формирования ноосферной цивилизации
За те тринадцать лет, которые прошли после известной международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро, в практическом плане мало что сделано в области предотвращения глобальной экологической катастрофы. Однако этот период не прошел даром для ученых России. Активизировалась деятельность по научному осмыслению глобальных проблем развития цивилизации. Были созданы научные основы ноосферогенеза - процесса становления ноосферной цивилизации, выделены его основные этапы и определена их связь с процессом глобальной информатизации общества. Наука о ноосфере - ноосфе-рология - стала приобретать черты самостоятельного научного направления [1].
Исключительно важную роль в решении этих задач сыграли исследования и научно-организационная деятельность академика РАЕН и АН Молдовы профессора А.Д. Урсула, который возглавил группу российских и зарубежных исследователей в области ноосферной проблематики и существенным образом развил это научное направление, переосмыслил его с позиций современной науки. Если в известных работах Леруа, Тейяра де Шардена и затем В.И. Вернадского было впервые введено понятие ноосферы и показана ее роль в процессе эволюции природы и общества, то в научных статьях и монографиях А.Д. Урсула не только уточнено и расширено само понятия о ноосфере, но также определены основные стадии формирования ноосферной цивилизации, показана неразрывная связь этого процесса с процессом глобальной информатизации общества.
По инициативе А.Д. Урсула в 1991 году в России была создана Академия ноосферы - новая общественная научная организация, которая затем была преобразована в Международную академию ноосферы (устойчивого развития). Сегодня эта организация объединяет более 100 ученых из различных стран мира, которые изучают различные аспекты проблемы становления ноосферной цивилизации. В результате их совместной деятельности уже изданы десятки моногра-
фий и научных статей по данной проблематике, которые опубликованы как в России, так и за рубежом и представляют собой научную базу ноосферологии как самостоятельного научного направления.
Именно эта научная база и может стать основным информационным ресурсом для изучения ноосферных аспектов развития цивилизации в системе образования.
3. Основные черты и задачи ноо-сферного образования
Существо ноосферной концепции образования было определено А.Д. Урсулом еще в 1993 году в его монографии «Путь в ноо-сферу»[1]. Оно заключается в формировании ноосферного сознания людей, которое должно быть основано на приобретении ими ноосферных знаний и выработке ноосферного мировоззрения.
Если же говорить об основных задачах ноосферного образования, то они логически следуют из приведенного выше определения понятия «ноосферная цивилизация». Ключевыми словами в этом определении являются:
□ коэволюция (совместное согласованное развитие) человечества и природы;
□ приоритет гуманитарно-общечеловеческих ценностей;
□ интегральный интеллект человечества;
□ эффективно управляемое, устойчивое и безопасное развитие.
Изучение этих основных проблем процесса становления ноосферной цивилизации и должно стать исходной предпосылкой для определения содержания основных педагогических целей и задач в системе образования, модернизация которой осуществляется сегодня не только в России, но и ряде других стран мира (США, Японии, Великобритании, Германии, Китае).
Хотелось бы особо подчеркнуть также и необходимость развития прикладных аспектов ноосферного образования, которые заключаются в изучении и практическом освоении новых ноосферных технологий практической деятельности человека в экономике, промышленности, сельском хозяйстве, добыче и использовании природных ресурсов, а также новых социальных технологий общественно-политической деятельности и организации коллективного творческого сотрудничества людей из различных стран и регионов мира. Ведь именно это и должно ускорить формирование интегрального интеллекта человечества.
Хотелось бы отметить также и важность усиления естественнонаучного и математического направлений в образовании[3] и, в особенности, его экологических и нравственно-воспитательных аспектов. Ведь именно хорошее естественнонаучное образование позволит людям лучше познавать основные законы организации и функционирования биосферы нашей планеты и использовать их в своей практической деятельности.
4. Глобальная информатизации общества и задачи ноосферного образования
Рассмотрим теперь вопрос о том, каким образом процесс глобальной информатизации общества может быть связан с процессом формирования ноосферной цивилизации и какие задачи, исходя из этого, могут быть поставлены перед системой образования. Здесь следует обратить внимание на следующие основные факторы.
1. Глобальная информатизация общества стимулирует широкое использование научных знаний и информационных ресурсов общества, которое может и должно быть использовано в целях экономии и более рационального использования других видов ресурсов (природных, материальных, энергетических и людских). А это - одно из важнейших направлений становления ноо-сферной цивилизации, первой стадией которой, согласно точке зрения А. Д. Урсула, и должно стать глобальное информационное общество [1].
Поэтому одной из актуальных задач перспективной системы образования должна стать информационная ориентация ее содержания, изучение научных основ формирования информационной цивилизации и развитие у людей практических навыков использования новых информационных и коммуникационных технологий.
2. Информатизация общества в глобальном масштабе существенным образом ускоряет процессы информационного взаимодействия между людьми. Это дает надежду на то, что уже в ближайшие годы будет найден адекватный информационный ответ на динамический вызов XXI века, заключающийся в беспрецедентном ускорении развития многих цивилизационных процес-сов[4]. Это также свидетельствует о необходимости усиления информационных аспектов образования [5].
3. Характерной особенностью глобального информационного общества является самоорганизация в его составе сетевых со-
обществ, которые представляют собой виртуальные социальные структуры принципиально нового типа, ориентированные на коллективное решение актуальных проблем развития общества: экономических, политических, научных, образовательных и культурных [6].
Использование сетевых сообществ в интересах решения научных проблем и обеспечения практической деятельности по формированию ноосферной цивилизации открывает принципиально новые возможности для развития и использования социального интеллекта в различных странах и регионах мира. Оно создает реальную основу
для организации корпоративной деятельности ученых в области определения рациональных методов решения многих глобальных проблем современности.
В связи с этим перед системой образования встает новая актуальная задача - подготовки новых поколений к эффективному творческому взаимодействию в составе сетевых сообществ. С этой целью должны быть разработаны и практически внедрены в систему образования новые информационные социальные технологии, основанные на последних достижениях информатики, вычислительной техники и социальной психологии.
Литература
1. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития человечества. -М.:, луч, 1993. - 275 с.
2. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1985. - 312 с.
3. Образование, которое мы можем потерять /Под ред. В.А. Садовничего. - М.: МГУ, 2002. -
288с.
4. Колин К.К. Человек и будущее: динамический вызов //Alma mater (Вестник высшей школы). -1999. - № 10. - С. 3.-10, 40.
5. Колин К.К. Социальные аспекты информатизации образования //Информационные технологии, 2003 № 3. - С. 40-50.
6. Колин К.К., Нилова С.В. Сетевые сообщества - эффективный механизм развития гражданского общества // Научная сессия МИФИ-2004: Сб. н. тр. - Том 6. - М.: МИФИ, 2004.
ЗАМЕТКИ О РАЗВИТИИ АВИАКОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ. СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Г.Г. Малинецкий, д.ф.-м.н., проф., зам. директора, зав. сектором Тел.: (095)250-79-16, E-mail: [email protected]
А. В. Гусев, к.ф.-м.н., с. н. с. Тел.: (095) 250-79-71, E-mail: [email protected] Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН http://www.keldysh.ru
We consider education of specialists for aerospace industry and science. Here discussed system crisis in which is now education in this field in Russia. We propose the exit from this crisis.
В связи с проведением Международного авиакосмического салона МАКС-2005 в городе Жуковском нынешнее и будущее состояние отечественной авиакосмической отрасли оказалось в центре общественного внимания. Цель этих заметок - взглянуть на эту проблему цельно.
Наша точка зрения обусловлена двумя обстоятельствами. Мы оба работаем в Институте прикладной математики им. М.В. Келдыша Российской академии наук. Наш институт более чем за полувековую историю своего существования сыграл
огромную роль в развитии авиакосмического комплекса. Организатором и первым директором Института был выдающийся математик, механик и организатор науки, трижды Герой Социалистического Труда Академик Мстислав Всеволодович