ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 378.6:378.147 ББК 74.58
Анисимова Алла Викторовна
преподаватель кафедра технологий социальной работы Уральский государственный педагогический университет
г. Екатеринбург Тоистева Ольга Сергеевна кандидат педагогических наук, доцент
кафедра технологий социальной работы Уральский государственный педагогический университет
г. Екатеринбург Anisimova Alla Viktorovna Lecturer
Chair of Social Work Technologies Ural State Pedagogical University Ekaterinburg Toisteva Olga Sergeevna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Social Work Technologies Ural State Pedagogical University Ekaterinburg
Информационное сопровождение практики как фактор успешности профессиональной подготовки будущих социальных педагогов Practice Information Support as a Success Factor of Future Social Teachers’ Professional Training
В статье рассматривается профессиональная подготовка будущего социального педагога к профессиональной деятельности через успешность и информационное сопровождение практики.
The article considers future social teachers’ professional training for the professional work through the success and information support of practice.
Ключевые слова: педагогическая практика, успех, успешность, информация, сопровождение, профессиональная подготовка.
Key words: student teaching, success, successfulness, information, support, professional training.
В связи с процессом вхождения России в мировое образовательное пространство отечественная педагогическая наука решает вопросы, связанные с повышением уровня эффективности и качества образования; с выходом на новые рубежи открытости, вариативности, гибкости системы образования.
В связи с этим повышаются требования, предъявляемые как к содержанию деятельности социального педагога, так и к его подготовке.
Результатом профессиональной подготовки является готовность будущего социального педагога к профессиональной деятельности. Этот факт фиксируется вручением сертификата. Результатом профессионального образования является профессиональная компетентность. Этот факт формально зафиксирован быть не может, поскольку результата как такового нет - есть процесс, результаты которого отзовутся в тех, с кем сведёт выпускника послевузовская жизнь... «в нём самом» [8, с. 36]. Эти две составляющие главным образом взаимосвязаны задачами, соотносясь между собой как цель и как средство.
Готовность к социально-педагогической деятельности включает вхождение в профессию, овладение стандартами профессионального социальнопедагогического образования, т.е. всё то, что поддается нормированию и техно-логизации.
Любая профессиональная деятельность требует от человека развития определенных качеств, обеспечивающих успешность этой деятельности.
Понимание успеха и успешности как социальных явлений зависит от стереотипов общественного сознания, особенностей менталитета в определенный период жизни общества.
Традиционно в контексте российской ментальности успех определяется как удача в достижении чего-то. Именно так определяется это понятие в словарях С. И. Ожегова и Н. Ю Гольдич, смысл успешности выражается через удач-ность, фортуну, фарт, счастье, талант. Таким образом, доминирует в понятии не аспект деятельностного достижения и признания, а аспект удачи и везения. Сам человек в таком понимании выступает не субъектом, творцом успеха, а объектом внешних обстоятельств-везений.
В противоположность российской модели успеха американское понимание этой категории сложилось в системе ценностей протестантизма: с помощью упорного труда и стремлениям к богатству как награде за труд и общественной ценности. Критерием успеха в данном случае выступает реальный доход и гордость за достижения в труде [12].
Успех - это реальная живая энергия, которой человек владеет. С помощью которой он притягивает к себе других людей. Создавая вокруг себя некий вихрь обстоятельств, возможностей, препятствий и способов их разрешения [6, с. 12].
Успех - категория обширная и вмещает в себя понятия личной жизни, самореализации, карьеры, здоровья всего того, чего добивается человек при взаимодействии с обществом, его культурой, самим собой. Постепенное формирование и развитие личности происходит в глубинном социальном пространстве, где формируются условия взаимодействия, функционирования и мобильности людей, а также реализуются их жизненные интересы и претензии не только на жизненный, но и на социальный успех [2, с. 34].
Обобщая упомянутые представления можно предложить следующее определение: «успехом называется явление своевременного достижения личностью осознанно поставленной цели, вызывающее удовлетворенность личности результатами своей деятельности, направленной на достижение этой цели».
Успешность личности, в отличие от фрагментарного, порой случайного, ее успеха, принципиально обусловлена систематическим характером, устойчивостью достижения осознанно поставленных целей.
Успешный человек - это человек, ставящий перед собой перспективные цели и умеющий грамотно их достигать: своевременно, с минимальными затратами энергии, в гармонии с жизнью и обстоятельствами. Если человек добивается своих целей с огромным трудом, его можно назвать успешным, но с определёнными оговорками и поправками [10, с. 87].
Успешность - это баланс между удовлетворённостью и желанием улучшить что-либо [9].
Успешность - это способность человека добиваться успеха в течении длительного времени [7].
Таким образом, успешность можно определить как «осознаваемое личностью ее свойство систематически достигать осознанно поставленных целей в значимых для личности направлениях, и масштабах ее жизненных проявлений».
Возвращаясь к вопросу профессиональной подготовки, необходимо отметить, что для успешного осуществления профессиональной подготовки специа-
лист должен обладать определенным набором, личностных и профессиональных характеристик. Данные характеристики служат основой, позволяющей будущему специалисту гибко ориентироваться в мире своей профессии, быть конкурентоспособным на рынке труда, подготовленным к продолжению обучения, быть готовым к самообучению.
Результатом профессиональной подготовки является готовность будущего специалиста к педагогической деятельности.
Одной из важнейших составляющих профессиональной подготовки любого специалиста является практика. Она позволяет студенту практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях.
Педагогическое образование имеет богатые традиции. Несмотря на существенные изменения, обусловленные реформой образования, в целом система подготовки педагогических кадров в средних и высших профессиональных учебных заведениях сохраняет свою традиционную структуру, в которой большое значение придается организации практики студентов.
О.А. Абдуллина, рассматривая сущность педагогической практики, подчеркивает необходимость ее взаимосвязи с изучением теоретических курсов, актуализации ранее усвоенных знаний, их синтезирования, выделяет необходимость целостного характера руководства практикой [1, с. 4].
П.В. Пегов в своём исследовании подчёркивает, что основой становления педагогической практики как целостной системы являются: во-первых, рассмотрение и проведение практики как определённого органического компонента учебно-воспитательного процесса в вузе; во-вторых, усилении профессионально-педагогической направленности всей образовательно-воспитательной работы; в-третьих, обеспечение единства теории и практики в учебной и воспитательной деятельности.
За последние годы появились новые педагогические специальности, организация учебного процесса в рамках их нового содержания, включая и практическую подготовку, в целом осуществляются на основе традиционных подходов.
Ограничивая рамки нашего исследования, мы рассматриваем информационное сопровождение как фактор успешности профессиональной подготовки студентов.
В философском энциклопедическом словаре «информация» - от лат. т-Аогтайо - (ознакомление, разъяснение) - информация рассматривается как одна из центральных категорий, наряду с понятиями связи и управление. Отмечается, что понятие информации стало общим для всех частных наук, а информационный подход включающий в себя совокупность идей и комплекс математических средств превратился в общенаучное средство исследования.
В новом словаре иностранных слов «информация» - обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом.
В педагогических словарях и энциклопедиях данному понятию не уделено внимания. Между тем оно широко применяется педагогами, которые по-разному его трактуют. Анализ литературы позволяет выделить следующие точки зрения по этой проблеме.
По мнению Н. Винера: «Информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств».
С точки зрения А. Берга, информация - это отражение в сознании людей объективных причинно-следственных связей в окружающем нас реальном мире.
В. Глушков определяет: «Информация в самом общем ее понимании, представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы».
Среди основных форм передачи информации выделяют: дистантную (заочную) и очную формы коммуникации; языковую (речевую) коммуникацию и цифровую коммуникацию (визуально-текстовую и сетевую); программную и ситуативную формы.
Разнообразие определений понятия информации свидетельствует о его сложности, многоаспектности и служит причиной возникновения и формирования раз-
личных по своей направленности теорий информации, причем сами теории высвечивают лишь часть граней некоторой системы знаний, которую можно назвать общей теорией информации или "информологией" - наукой о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации.
Продолжая анализ сущностных характеристик информационного сопровождения рассмотрим понятие сопровождение.
В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля «сопровождать значит провожать, сопутствовать, идти вместе с кем, для проводов, провожатым, следовать» [3, с. 272].
В толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова «сопровождение то, что сопровождает какое-нибудь явление, какой-нибудь процесс» [11, с. 387].
Рассматривая педагогический аспект сопровождения можно остановиться на мнении И.А. Липского, что это сопровождение не общего, а отдельного уровня, «которое, с одной стороны, несет в себе черты социального взаимодействия, но, с другой стороны, имеет свою специфику, проявляющуюся в первую очередь в специфике функций окружающих человека других людей. Эта специфика заключается в педагогическом характере сопровождения, целью которого становится целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения, подготовки) в их институциональном (структурном) оформлении. При этом существуют конкретные социальные роли, которые, например, по отношению к ребенку проявляются в обществе как роли «родителей», «наставников», «руководителей», «учителей», «воспитателей» и т.д.» [4, с. 280].
А.Н. Маркова рассматривает подготовку учителей к руководству педагогической практикой студентов. Руководить практикой, как отмечает автор , означает создавать внешние и и внутренние условия для успешного формирования личности будущего учителя, рационально использовать образовательные и воспитательные возможности работы. Руководство - это процесс взаимодействия педагога и студентов. Главным итогом в руководстве практикой является
оценка деятельности студента. Анализ уровня его подготовленности и рекомендации [5, с. 9].
Таким образом, суммируя смысл содержательных характеристик информационного сопровождения и практики можно сказать, что информационное сопровождение производственной практики включает в себя систему педагогических действий преподавателя - руководителя практики от вуза (тьютора), связанной с нейтрализацией прогнозируемых трудностей на различных этапах практики (учебной, производственной или какой-либо другой), оказание оперативной помощи во время выполнения работы и внесение корректив в любые значимые элементы процесса прохождения практики студентом (организацию практики, деятельность студента, информационный фон и т.д.).
Акцентируя внимание на функционале инициатора сопроводительного процесса, отметим, что при разработке стратегии создания информационной среды необходимо учитывать, диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации. Что это значит? На наш взгляд в процессе информационного сопровождения нельзя сужать представление о системе передачи информации до технических средств, облегчающих хранение и воспроизведение электронного варианта информационного массива.
Рассмотренный теоретический материал, нашёл своё отражение в реализующейся на протяжении трёх лет программе информационного сопровождения практики студентов 4 - 5 курса специальности «Социальная педагогика» и «Социальная работа», на базе Уральского государственного педагогического университета. Поводом для создания данной программы послужили многочисленные запросы от студентов практикантов тьютору на информацию по различным проблемам практики.
Целью данной программы является оптимизация процесса получения информации, значимой на различных этапах практики.
В задачи программы включены:
- распространение значимой информации на всех этапах процесса прохождения практики студентом;
- помощь студентам в работе с учебной информацией, связанной со сбором, обработкой и доставкой необходимой профессионально значимой ее составляющей;
- обеспечение студентов «супер»-информированностью в поле ЗУНов, актуализирующихся по мере вхождения ими в каждодневную практику деятельности по профессии;
- обеспечение студентов необходимой информацией в максимально удобном виде;
- активизация интеллектуальной деятельности студентов.
В рамках реализуемой программы процесс информационного сопровождения студентов в период прохождения практики идет по двум каналам:
первый канал собственно преподаватель - студент (назовем его информирование студента), содержательно это учебный теоретический канал, а преподаватель является транслятором объема учебной информации (в контексте «должно быть»);
второй канал профильное учреждение - студент, содержательно это учебный эмпирический канал в контексте «это происходит так», а преподаватель координирует когнитивную деятельность студента по освоению профессиональных практик.
Ресурсами информационного сопровождения в рамках данной программы являются:
информационный потенциал тьютора, который реализуется через непосредственное общение в режиме консультаций по методическим дням и ментора (руководителя практики от учреждения), реализация которого идет в процессе практической деятельности на рабочем месте;
цифровые ресурсы - поисковые системы, сайты отечественных вузов, страницы свободного доступа сайтов библиотек страны. Для владеющих иностранными языками спектр сайтов расширяется. Основные форматы файлов ресурсов - DjVu и PDF (Portable Document Format). Данные визуально текстовые
форматы наиболее приемлемы, т.к. очень удобны в использовании и приняты мировым сообществом по стандартам сканированных документов.
В программе учтены сложившиеся в процессе прохождения студентами производственной практики и способствующие её информационной открытости формы взаимодействия:
- обратная связь: система получения информационных запросов или конкретных вопросов студентов посредством электронной почты или при личном контакте;
- вопрос-ответ: учет в консультационной деятельности преподавателя наиболее часто задаваемых вопросов, важно уделять внимание актуальным вопросам и темам, которые интересуют студентов, и комментировать их на группу в режиме превенции;
- публичные мероприятия: установочная и итоговая конференции, печатные издания по результатам работы;
- веб-конференция: возможность проведения в режиме on-line интерактивных встреч со студентами-коллегами из других вузов.
Результаты реализации программы свидетельствуют о том, что из общего числа студентов 95% подтверждают - процесс получения информации в рамках практики стал для них значительно легче и продуктивнее. Разрешаются основные трудности по информированию студентов практикантов по ключевым вопросам прохождения практики не только для студентов, но и для руководителей.
Таким образом, опыт реализации программы показывает, что информационное сопровождение практики будущих социальных педагогов является одним из факторов регулярного достижения профессионально значимых целей. Информационное сопровождение практики будущих социальных педагогов, обеспечивает минимальные затраты времени и энергии обозначенных целей, как студентов так и руководителей практики, что в свою очередь позволяет поддерживать баланс между свершившимися успехами, и постановкой задач на достижение будущих высот.
Библиографический список
1. Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования [Текст]. - М.: Просвещение, 1990.
2. Бевзенко Л. Смысл жизненного успеха: социально-культурный контекст // Социология: теории, методы, маркетинг. - 2001. - № 1 - С.34-51.
3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]: Т. 1-4. - М.:
Рус. яз., 1989 - 1991. - Т. 4: Р-Y. - 1991. - 683 с., 1 портр.
4. Липский, И.А. Воспитание как социальный институт [Текст] // Теоретикометодологические проблемы современного воспитания. Сборник научных трудов. - Волгоград : Перемена, 2004. - С. 280-287.
5. Маркова, А.И. Педагогическая практика: Метод. рекомендации по организации и прохождению практики [Текст]. - М., 1997. - 37 с.
6. Российская модель успеха // Ведомости. Вып. 6 / Под. ред Бакштановского В.И. Карпухова Н.Н. - Тюмень, 1996.
7. Самоукина Н.В. Психология оптимизма. М., 2001. - 240 с.
8. Санько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования.- М.: академия,
2000. - 234 с.
9. Согомонов А.Ю Успех в «картине мира» постсоветских профессионалов // Россия: трансформирующееся общество / Под. ред. В.Я. Ядова. - М., 2001.
10. Старчер Д. Корпоративная социальная ответственность и успех в бизнесе. -М.1997.
11. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка [Текст]: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Рус. слов. - Т. 4.: С-Я. - 1994. - 754 с.
12. Щепкина Е.В. Российские и американские студенты о профессиональном успехе // Московский университет. № 24. 2003.
Bibliography
1. Abdullina, O.A. General Pedagogical Training of a Teacher in the System of Higher Pedagogical Education [Text]. - М: Prosveshchenie, 1990.
2. Bevzenko, L. Meaning of the Vital success: Socio-Cultural Context // Sociology: Theories, Methods, Marketing. - 2001. - № 1 - P .34-51.
3. Dal, B.I. Explanatory Dictionary of the Live Great Russian Language [Text]: V. 1-4. -
М: Russian Language, 1989 - 1991. - V. 4: R - Ya. - 1991. - 683 p.
4. Lipsky, I.A. Upbringing as a Social Institute [Text] // Theoretical-Methodological Problems of Modern Education. The Collection of Scientific Works. - Volgograd: Peremena, 2004. - P. 280-287.
5. Markova, A.I. Pedagogical Practice: Method. Recommendations on Organizing and Having Practice [Text]. - М, 1997. - 37 p.
6. The Russian Model of Success // Journal, 6th Edition / Under the Editorship of V.I. Bakshtanovsky, Karpukhov, N.N. - Tyumen, 1996.
7. Samoukina, N.V. Psychology of Optimism. М, 2001. - 240 p.
8. Sanko, Yu.V. Humanitarian Bases of Pedagogical Education. - М: Academy, 2000. -
234 p.
9. Sogomonov, А^^ Success in the «Picture of the World» of the Post-Soviet Professionals // Russia: Transforming Society / Under the Editorship of V.Yu. Yadov. - М, 2001.
10. Starcher, Д. Corporate Social Responsibility and Success in Business. - M. 1997.
11. Ushakov, D.N. Explanatory Dictionary of Russian [Text]: In 4 V. / Under the Editorship of D.N. Ushakov. - М: Rus. Words. - V. 4.: «S-Ya». - 1994. - 754 p.
12. Shchepkina, E.V. Russian and American Students About Professional Success// Moscow University. - № 24. - 2003.