УДК 37
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ДЕФИНИЦИЯ И ПРИНЦИПЫ
Гендина Н. И., заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, директор НИИ информационных технологий социальной сферы, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: [email protected]
Рябцева Л. Н., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ информационных технологий социальной сферы, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: [email protected]
Авторами предлагаются определения понятий «общее информационное образование» и «специальное информационное образование»; раскрываются принципы информационного образования: культурологического, системного, деятельностного, технологического подходов, а также принципы формализации, интегративности, непрерывности.
Ключевые слова: информационное общество, информационное образование, общее информационное образование, специальное информационное образование, принципы информационного образования.
INFORMATION EDUCATION: THE DEFINITION AND PRINCIPLES
Gendina N. I., Honorary Worker of Science of the Russian Federation, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician of International Academy of Higher Education, Director of R&D Institute of Information Technologies in Social Sphere, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: [email protected]
Ryabtseva L. N., Candidate of Pedagogigal Sciences, Senior Researcher of R&D Institute of Information Technologies in Social Sphere, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: [email protected]
Information education is disclosed as a part of the education system, which manifestation is due to formation and development of information society. Based on the analysis of microflow of theses, monographs and articles on information education, the conclusion, that the definition of this concept is still missing, was made. The definition of "information education" is offered. Information Education is a part of the education system, the appearance of which is due to the phenomenon of "information explosion" and "information crisis", the global nature of information society, introduction of information and communication technologies in all spheres of human life, formation and development of information society.
The two types of information education are outlined: general and special (professional).
General information education is information education oriented to all the members of society, except those working in the field of professional information activities.
Special (professional) education information is information education oriented to staff training to support the activity of information sector of the economy, including the search, collection, processing, analysis and synthesis, creation, storage, protection and dissemination of information.
The principles of information education are disclosed: culturological, system, active, technological approaches, as well as the principles of formalization, integrity, continuity.
Keywords: information society, information education, general information education, special education information, principles of information education.
Развитие информационного общества и информационной экономики породило необходимость в особом - информационном образовании. Для информационной экономики потребовался широкий круг информационных профессионалов: специалистов по информационным технологиям, специалистов по защите информации и информационной безопасности, программистов, менеджеров информационных ресурсов, бизнес-аналитиков и многих других. Подготовку таких специалистов обеспечивает система специального информационного образования.
Однако информационное общество и информационная экономика не могут развиваться без повышения уровня информационной грамотности и информационной культуры всех граждан. Вот почему обострилась проблема общего информационного образования, которое ориентировано на всех членов общества, а не только на тех, кто занят профессиональной информационной деятельностью.
Осмысление потребности общества в особом, информационном образовании получило отражение в исследованиях ученых из разных областей знания. Так, опубликовано значительное количество работ, посвященных анализу специфики образования в условиях информационного общества [2; 6; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 19; 20; 23; 24] и появлению особой - информационной педагогики [3; 15], информатизации образования и использованию информационно-коммуникационных тех нологий для оптимизации обучения [7; 16; 17; 18]. Термин «информационное образование» стал активно использоваться в работах педагогов, философов, социологов, культурологов. Однако, как показал проведенный анализ микропотока диссертаций, монографий и статей по информационному образованию, определение этого понятия до сих пор отсутствует. Даже публикации, заглавие которых содержит термин «информационное образование» [1; 5], не приводят его четкой дефиниции, не очерчивают объем и содержание закрепленного за ним понятия.
Востребованность дефиниции понятия «информационное образование» стала особо остро ощутима при разработке государственной концепции информационной безопасности детей, инициированной Федеральной службой по надзо-
ру в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в конце 2013 года.
В первой версии этой концепции, представленной для публичного обсуждения, несмотря на использование понятия «информационное образование», речь шла практически только о медиао-бразовании.
В результате достаточно сложных и напряженных дискуссий с авторами Концепции в Раздел 20 «Стратегия, цели, задачи и методы информационного образования детей и подростков» была включена предлагаемая нами дефиниция понятия «Информационное образование», а также характеристика принципов информационного образования, разработанных в НИИ ИТ СС КемГУКИ. Новая версия «Концепции информационной безопасности детей» представлена на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) http://rkn.gov.ru/ mass-communications/p700/p701/.
Информационное образование - это часть системы образования, появление которой обусловлено явлениями «информационного взрыва» и «информационного кризиса», глобальным характером информатизации общества, внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы человеческой жизни, становлением и развитием информационного общества. Информационное образование представляет собой целенаправленный процесс информационного обучения и воспитания личности, распространения информационных знаний через многоуровневую систему общего, профессионального и дополнительного образования, а также через средства массовой информации, библиотеки, общественные организации и профессиональные ассоциации, связанные с информационной деятельностью и развитием информационного общества. Различают общее и специальное (профессиональное) информационное образование.
Общее информационное образование - это информационное образование, ориентированное на всех членов общества, кроме лиц, занятых в сфере профессиональной информационной деятельности. Входит в многоуровневую систему образования и направлено на формирование общекультурных компетенций, связанных с приобретением знаний, умений и навыков работы
с информацией, персональным компьютером информационно-коммуникационными технологиями; нацелено на ликвидацию информационной, компьютерной неграмотности и формирование основ информационной культуры личности.
Специальное (профессиональное) информа ционное образование - это информационное образование, ориентированное на подготовку кадров, обеспечивающих деятельность информационного сектора экономики, включая поиск, сбор, обработку, анализ и синтез, создание, хранение, защиту и распространение информации. Оно входит в многоуровневую систему профессионального и дополнительного образования и направлено на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в сфере информационной культуры личности, способствующих эффективному выполнению определенных видов трудовой и служебной деятельности в широком спектре профессий (специалисты по информационным технологиям, специалисты по информационной безопасности, программисты, менеджерыинформационныхресурсов,референты-аналитики, бизнес-аналитики, редакторы, библиотекари, работники архивов, учителя информатики и многие др.).
Таким образом, информационное образование трактуется как часть системы образования, появление которой обусловлено становлением и развитием информационного общества. К развитию информационного образования причастны такие социальные институты, как образовательные учреждения, библиотеки, массмедиа, общественные организации и профессиональные ассоциации и др. Информационное образование делится на специальное и общее, или «информационное образование для всех», характеристиками которого являются понятия «информационная грамотность» и «информационная культура личности».
Для понимания специфики существенное значение имеют принципы информационного образования. Первая попытка формулировки принципов информационного образования представлена в работе коллектива авторов из НИИ ИТ СС КемГУКИ в [21, с. 31-32]. Освещение этих принципов содержится и в более поздних работах [22, с. 59-60; 25, с. 66-57].
Ниже приводится уточненная трактовка принципов информационного образования.
Принцип культурологического подхода - является методологической основой современной педагогической науки, исследующей образование и его процессы как культурные явления [4]; означает осознание глубокого взаимодействия категорий «информация» и «культура», формирует представление о том, что информационная культура личности есть неотъемлемая часть общей культуры человека. С позиций культурологического подхода целью информационного образования является формирование информационной культуры современного человека. Информационная культура закладывает мировоззренческие установки личности, формирует ее ценностные ориентации по отношению к информации как элементу культуры, препятствует дегуманизации и замене духовных ценностей достижениями, вызванными к жизни научно-техническим прогрессом и беспрецедентным ростом и развитием новых информационных технологий в информационном обществе.
Принцип системного подхода позволяет обеспечить целостность информационного образования; единство представлений о феноменах информации, информатизации, информационного общества; призван сформировать единую информационную картину мира; направлен на интеграцию информационной грамотности, меди-аграмотности, традиционной (книжной) и новой (электронной) информационной культуры.
Принцип деятельностного подхода связан с подчиненностью информационного образования решению тех информационных задач, которые порождаются доминирующим видом деятельности людей (игровой, учебной, профессиональной и т. д.), характерным для определенной возрастной категории. В частности, информационное образование детей (дошкольники, младшие школьники, учащиеся среднего школьного возраста, старшие школьники) должно быть неразрывно связано с адекватными возрасту видами деятельности: игровая, учебная, научно-исследовательская, до-суговая, творческая и др. Информационное образование детей должно обеспечивать их плодотворную учебную деятельность, интеллектуальное, духовно-нравственное и творческое развитие.
Принцип технологического подхода позволяет рассматривать информационное образование с позиций педагогической технологии, включающей определенную совокупность методов и
средств, обеспечивающих достижение заданного результата. Распространение технологического подхода на информационное образование способствует формированию четко выраженного представления о сущности информационных процессов; предполагает детальное определение пути к достижению конечного результата и обязательный контроль его качества как основы получения информационных продуктов с заданными параметрами. Под информационным продуктом понимается результат интеллектуальной деятельности человека по созданию новой информации или смысловой переработке имеющейся информации. Например, учитель, преподаватель на основе изучения большого числа публикаций, анализа педагогического опыта порождает новое знание, воплощенное в новые педагогические технологии, новые методики, методические рекомендации, научные статьи и т. д. Учащийся в ходе своей учебной, научно-исследовательской, досуговой и др. деятельности не создает нового знания, однако на основе изучения и анализа соответствующей литературы он также готовит информационные продукты - учебные рефераты, доклады, презентации и т. п., в которых найденная в разных источниках информация перерабатывается и подчиняется логике автора, подлежит сопоставлению и критической оценке.
Принцип формализации ориентирован на использование формализованных методов работы с информацией в системе информационного образования; позволяет уменьшить уровень эмпирически-описательных методов работы с информацией; ведет к снижению субъективизма действий человека, способствует повышению производительности и качества его труда; обеспечивает возможность алгоритмизации процессов, выполняемых с помощью персонального компьютера.
Принцип интегративности дает возможность построения единой стратегии и тактики информационного образования и формирования информационной культуры личности за счет максимального использования потенциала различных социальных институтов: образовательных организаций, библиотек, СМИ, общественных организаций и профессиональных ассоциаций, связанных с информационной деятельностью и развитием информационного общества. Он позволяет объединить усилия специалистов различ-
ных областей знания (учителей, медиапедагогов, психологов, библиотекарей, специалистов по информационным технологиям, журналистов и др.) для развития информационного образования.
Принцип непрерывности предусматривает использование возможностей всех уровней системы непрерывного образования (общего, профессионального и дополнительного) для формирования информационной компетентности и информационной культуры личности. Необходимость реализации принципа непрерывности информационного образования обусловлена двумя факторами: во-первых, постоянным ростом объемов противоречивой и разнородной информации, воздействующей на современного человека через традиционные и новые СМИ; во-вторых, стремительно сменяющими друг друга типами персональных компьютеров, средств мобильной связи, информационно-коммуникационных технологий. Принцип непрерывности информационного образования позволяет обеспечивать надежную ориентацию человека в современной динамично изменяющейся информационной среде (Ь1р://гкп. gov.ru/mass-communications/p700/p701/.).
Важность упорядочения понятийно-терминологического аппарата в сфере информационного образования определяется значимостью этого сектора в жизни современного общества. Информационное общество, атрибутом которого являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), открывает для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяет каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни. В то же время информационное общество несет многочисленные риски и опасности. В условиях колоссальных объемов разнородной и противоречивой информации все труднее становится ориентироваться, получать и перерабатывать нужную информацию. Мощь современной информационной техники и технологии порождает опасность манипулирования сознанием и поведением человека, угрожает дегуманизацией личности. Особую угрозу эти опасности и риски представляют для подрастающего поколения. Поэтому во всем мире все сильнее осознается необходимость решения глобальной проблемы - подготовить людей, и прежде всего, детей и подростков к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информацион-
ной среде, научить их эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий. Решение этой многоаспектной проблемы требует упорядочения и систематизации терминологии в сфере информационного образо-
вания, поскольку без четких и точных дефиниций невозможно определение стратегии развития информационного общества, информационной подготовки граждан, обеспечение их информационной безопасности.
Литература
1. Бешенков С. А., Ракитина Е. А., Миндзаева Э. В. Информационное образование в России // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 3. - С. 42-51.
2. Богатырев А. И. Профессиональные педагогические сообщества информационной эры // Образование, наука и развитие кадрового потенциала: информационный бюллетень корпорации «Майкрософт». - 2004. - Ч. 3, вып. 26. - С. 17-21.
3. Волкова Г. Н. Формирование информационной культуры студентов-психологов в библиотеке вуза: дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03: защищена 29.05.2007. - СПб., 2007. - 262 с.
4. Гайсина, Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования [Электронный ресурс]: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - М., 2002. - 366 с. - URL: http://nauka-pedagogika.com/ pedagogika-13-00-08/dissertaciya-kulturologicheskiy-podhod-v-teorii-i-praktike-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 17.03.2014).
5. Гендина Н. И. Информационное образование и информационная культура личности как факторы развития информационного общества // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. - 2002. - № 2. - С. 30.
6. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
7. Евтихиев Н. Н., Петров А. Б. Перспективы применения современных информационных технологий в инженерном образовании // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2006. - № 2 (33). - С. 11-13.
8. Жожиков А. В. Культура и образование в условиях информационного общества // Информатика и образование. - 2002. - № 9. - С. 106-108.
9. Колин К. К. Человек в информационном обществе: новые задачи для образования, науки и культуры // Школьная библиотека. - 2007. - № 8. - С. 65-71.
10. Колин К. К. Человек в информационном обществе и проблемы образования // Философские проблемы информатики. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - С. 130-135. - (Информатизация образования).
11. Корню Б. Новые задачи образования в обществе знания: докл. на Междунар. конф. «ISSEP 2006 - Informatics in Secondary Schools: Evolution and Perspectives» (Вильнюс, Литва, 7-11 нояб. 2006 года) // Информатика и образование. - 2007. - № 3. - С. 3-9.
12. Культура и образование в информационном обществе: мат-лы Междунар. науч. конф., г. Краснодар, 16-18 сент. 2003 года. - Краснодар, 2003. - 434 с.
13. Лапчик М. П. О целях информатического образования учащихся // Информатика и образование. - 2008 -№ 3. - С. 2-6.
14. Новиков А. М. Постиндустриальное общество: проблемы реструктуризации образования // Специалист. -2008. - № 6. - С. 2-4.
15. Паршукова Г. Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование: моногр. - Новосибирск: НГТУ, 2006. - 253 с.
16. Половикова О. Н. Дополнительное школьное образование в процессе информатизации образования в России // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2006. - № 3 (34). - С. 38-43.
17. Роберт И. В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. - 2002. -№ 12. - С. 2-6.
18. Солонин В. В. Интернет-технологии в интерсубъектном образовании // Информатика и образование. - 2007. -№ 4. - С. 111-114.
19. Урсул А. Д. Образовательная революция XXI века в перспективе устойчивого будущего // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 1. - С. 15-18; № 2. - С. 11-19; № 3. - С. 17-24.
20. Урсул А. Д. На пути к опережающему образованию // Вестн. Челябин. гос. акад. культуры и искусств. -2012. - № 3. - С. 130-133; № 4. - С. 132-139.
21. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, И. Л. Скипор. - М.: Школ. б-ка, 2002. - 288 с.
22. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. - М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2006. - 512 с.
23. Человек в информационном пространстве цивилизации: культура, религия, образование: тез. докл. Междунар. науч. конф. (г. Краснодар-Новороссийск, 19-21 сент. 2000 года). - Краснодар, 2000. - 438 с.
24. Человек в информационном пространстве: межвуз. сб. науч. тр.: в 2 т. / М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО «Ярослав. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского»; науч. ред. Н. В. Аниськина. - Ярославль: Ярослав. гос. пед. ун-т, 2010. - 218 с.
25. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. - М.: Рус. школь. библ. ассоц., 2008. - 352 с.
References
1. Beshenkov S. A., Rakitina E. A., Mindzaeva Е. V. Infoimacionnoe obrazovanie v Rossii // Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2013. - № 3. - S. 42-51.
2. Bogatyrev A. I. Professional'nye pedagogicheskie soobsfchestva informacionnoj ery // Obrazovanie, nauka i razvitie kadrovogo potenciala: informacionnyj bjulleten' korporacii "Majkrosoft". - 2004. - Ch. 3, vyp. 26. - S. 17-21.
3. Volkova G. N. Formirovanie informacionnoj kul'tury studentov-psihologov v biblioteke vuza: dis. ... kand. ped. nauk: 05.25.03: zashсhishсhena 29.05.2007. - SPb., 2007. - 262 s.
4. Gajsina G. I. Kul'turologicheskij podhod v teorii i praktike pedagogicheskogo obrazovanija [Elektronnyj resurs]: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08. - M., 2002. - 366 s. - URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/ dissertaciya-kulturologicheskiy-podhod-v-teorii-i-praktike-pedagogicheskogo-obrazovaniya (data obrashchenija: 17.03.2014).
5. Gendina N. I. Informacionnoe obrazovanie i informacionnaja kul'tura lichnosti kak faktory razvitija informacionnogo obsfchestva // Vestn. Kemerov. gos. un-ta. - 2002. - № 2. - S. 30.
6. Gershunskij B. S. Filosofija obrazovanija dlja XXI veka. - M.: Sovershenstvo, 1998. - 608 s.
7. Evtihiev N. N., Petrov A. B. Perspektivy primenenija sovremennyh informacionnyh tehnologij v inzhenernom obrazovanii // Telekommunikacii i informatizacija obrazovanija. - 2006. - № 2 (33). - S. 11-13.
8. Zhozhikov A. V. Kul'tura i obrazovanie v uslovijah informacionnogo obshhestva // Informatika i obrazovanie. -2002. - № 9. - S. 106-108.
9. Kolin K. K. Chelovek v informacionnom obshchestve: novye zadachi dlja obrazovanija, nauki i kul'tury // Shkol'naja biblioteka. - 2007. - № 8. - S. 65-71.
10. Kolin K. K. Chelovek v informacionnom obshchestve i problemy obrazovanija // Filosofskie problemy informatiki. -M.: BINOM. Laboratorija znanij, 2010. - S. 130-135. - (Informatizacija obrazovanija).
11. Kornju B. Novye zadachi obrazovanija v obshchestve znanija: dokl. na Mezhdunar. konf. "ISSEP 2006 - Informatics in Secondary Schools: Evolution and Perspectives" (Vil'njus, Litva, 7-11 nojab. 2006 goda) // Informatika i obrazovanie. - 2007. - № 3. - S. 3-9.
12. Kul'tura i obrazovanie v informacionnom obshchestve: mat-ly Mezhdunar. nauch. konf., g. Krasnodar, 16-18 sent. 2003 goda. - Krasnodar, 2003. - 434 s.
13. Lapchik M. P. O celjah informaticheskogo obrazovanija uchashchihsja // Informatika i obrazovanie. - 2008 - № 3. -S. 2-6.
14. Novikov A. M. Postindustrial'noe obshhestvo: problemy restrukturizacii obrazovanija // Specialist. - 2008. - № 6. -S. 2-4.
15. Parshukova G. B. Informacionnaja kompetentnost' lichnosti. Diagnostika i formirovanie: monogr. - Novosibirsk: NGTU, 2006. - 253 s.
16. Polovikova O. N. Dopolnitel'noe shkol'noe obrazovanie v processe informatizacii obrazovanija v Rossii // Telekommunikacii i informatizacija obrazovanija. - 2006. - № 3 (34). - S. 38-43.
17. Robert I. V. O ponjatijnom apparate informatizacii obrazovanija // Informatika i obrazovanie. - 2002. - № 12. -S. 2-6.
18. Solonin V. V. Internet-tehnologii v intersub#ektnom obrazovanii // Informatika i obrazovanie. - 2007. - № 4. -S. 111-114.
19. Ursul A. D. Obrazovatel'naja revoljucija XXI veka v perspektive ustojchivogo budushhego // Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2009. - № 1. - S. 15-18; № 2. - S. 11-19; № 3. - S. 17-24.
20. Ursul A. D. Na puti k operezhajushchemu obrazovaniju // Vestn. Cheljabin. gos. akad. kul'tury i iskusstv. - 2012. -№ 3. - S. 130-133; № 4. - S. 132-139.
21. Formirovanie informacionnoj kul'tury lichnosti v bibliotekah i obrazovatel'nyh uchrezhdenijah: uchebno-metod. posobie / N. I. Gendina, N. I. Kolkova, G. A. Starodubova, I. L. Skipor. - M.: Shkol. b-ka, 2002. - 288 s.
22. Formirovanie informacionnoj kul'tury lichnosti: teoreticheskoe obosnovanie i modelirovanie soderzhanija uchebnoj discipliny / N. I. Gendina, N. I. Kolkova, G. A. Starodubova, Ju. V. Ulenko. - M.: Mezhregion. centr bibl. sotrudnichestva, 2006. - 512 s.
23. Chelovek v informacionnom prostranstve civilizacii: kul'tura, religija, obrazovanie: tez. dokl. Mezhdunar. nauch. konf. (g. Krasnodar - Novorossijsk, 19-21 sent. 2000 goda). - Krasnodar, 2000. - 438 s.
24. Chelovek v informacionnom prostranstve: mezhvuz. sb. nauch. tr.: v 2 t. / M-vo obrazovanija i nauki RF, GOU VPO "Jaroslav. gos. ped. un-t im. K. D. Ushinskogo"; nauch. red. N. V. Anis'kina. - Jaroslavl': Jaroslav. gos. ped. un-t, 2010. - 218 s.
25. Shkol'naja biblioteka kak centr formirovanija informacionnoj kul'tury lichnosti [Tekst]: ucheb.-metod. posobie / N. I. Gendina, N. I. Kolkova, G. A. Starodubova, Ju. V. Ulenko. - M.: Rus. shkol. bibl. assoc., 2008. - 352 s.
УДК 004
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА
Колкова Н. И., кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры технологии автоматизированной обработки информации, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: [email protected]
Скипор И. Л., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой технологии автоматизированной обработки информации, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: [email protected]
Авторами приводятся результаты анализа понятийно-терминологического аппарата, характеризующего предметную область «информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем»; рассматриваются подходы к определению понятия «информационное обеспечение» в контексте развития автоматизированных систем различных видов; характеризуется подход к определению состава компонентов информационного обеспечения АБИС, предлагается дефиниция термина «информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем».
Ключевые слова: автоматизированные библиотечно-информационные системы, обеспечивающие подсистемы АБИС, информационное обеспечение АБИС, информационная база АБИС, информационные ресурсы, электронные информационные ресурсы, понятийно-терминологический аппарат.
INFORMATION MAINTENANCE OF AUTOMATED LIBRARY-INFORMATION SYSTEMS: THE EVOLUTION OF THE CONCEPTUAL-TERMINOLOGICAL APPARATUS
Kolkova N. I., Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Professor of Chair of Automated Data Processing Technology, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: kolkovani@ mail.ru
Skipor I. L., Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Chair of Automated Data Processing Technology, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: [email protected]
Discusses information provision as one of the major subsystems of automated library information systems (ALIS). The urgency of clarifying the conceptual terminological apparatus in the context of the tasks of