Научная статья на тему 'Информационное обеспечение транспортно-логистического обслуживания в индустрии гостеприимства'

Информационное обеспечение транспортно-логистического обслуживания в индустрии гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
497
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / HOTEL BUSINESS / INDUSTRY OF HOSPITALITY / TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICE / TRAFFIC FLOWS / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Милорадов К. А.

Возможности информационного обеспечения транспортно-логистического обслуживания в индустрии гостеприимства и путешествий рассмотрены автором на трех уровнях: персональном, корпоративном и региональном. Проанализированы функции мобильных приложений и способы использования персональных мобильных интернет-устройств в качестве коммуникаторов, навигаторов, гидов, рассмотрены возможности онлайн-конструкторов путешествий. Проведено исследование сегмента рынка корпоративных информационных систем для логистического обслуживания гостиничных предприятий и сделан вывод о том, что информационные системы класса ERP выступают в качестве инструмента реализации оперативного контроллинга. Показаны возможности компьютерных средств моделирования транспортных потоков и актуальность их применения для решения задач планирования развития гостиничной инфраструктуры на региональном уровне. Отмечено, что использование автоматически управляемых транспортных средств является перспективным направлением развития информационно-коммуникационных технологий транспортно-логистического обслуживания в индустрии гостеприимства и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT OF TRANSPORTATION AND LOGISTICS SERVICES IN THE INDUSTRY OF HOSPITALITY

The potential of information technology to ensure transport and logistics services in the hospitality industry and travel is considered by the author at three levels: personal, corporate and regional. The functions of mobile applications and the ways of personal mobile Internet devices usage as communicators, navigators, guides are analyzed, possibilities of travel's online-constructors are considered. The research of market's segment of the enterprise information systems for logistics service of hotel companies is carried out and the conclusion that the ERP information systems act as an instrument of operational controlling is made. The possibilities of computer simulation software of traffic flows and the relevance of their application for solving problems of development planning of the hotel infrastructure at the regional level are shown. Noted that the usage of automatically controlled vehicles is a promising direction of development of information and communication technologies of transport and logistics service in the hospitality industry and tourism.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение транспортно-логистического обслуживания в индустрии гостеприимства»

УДК 658

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Милорадов К.А., к.э.н., доцент кафедры «Информационные технологии», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет

имени Г.В. Плеханова», e-mail: mka.rea@yandex.ru

Возможности информационного обеспечения транспортно-логистического обслуживания в индустрии гостеприимства и путешествий рассмотрены автором на трех уровнях: персональном, корпоративном и региональном. Проанализированы функции мобильных приложений и способы использования персональных мобильных интернет-устройств в качестве коммуникаторов, навигаторов, гидов, рассмотрены возможности онлайн-конструкторов путешествий. Проведено исследование сегмента рынка корпоративных информационных систем для логистического обслуживания гостиничных предприятий и сделан вывод о том, что информационные системы класса ERP выступают в качестве инструмента реализации оперативного контроллинга. Показаны возможности компьютерных средств моделирования транспортных потоков и актуальность их применения для решения задач планирования развития гостиничной инфраструктуры на региональном уровне. Отмечено, что использование автоматически управляемых транспортных средств является перспективным направлением развития информационно-коммуникационных технологий транспортно-логистического обслуживания в индустрии гостеприимства и туризма.

Ключевые слова: гостиничный бизнес, индустрия гостеприимства, транспортно-логистическое обслуживание, транспортные потоки, информационные технологии.

INFORMATION SUPPORT OF TRANSPORTATION AND LOGISTICS SERVICES IN

THE INDUSTRY OF HOSPITALITY

Miloradov K., Ph.D., the senior lecturer, assistant professor, Information Technology chair, FSEIHE «Plekhanov Russian University of

Economics», e-mail: mka.rea@yandex.ru

The potential of information technology to ensure transport and logistics services in the hospitality industry and travel is considered by the author at three levels: personal, corporate and regional. The functions of mobile applications and the ways of personal mobile Internet devices usage as communicators, navigators, guides are analyzed, possibilities of travel's online-constructors are considered. The research of market's segment of the enterprise information systems for logistics service of hotel companies is carried out and the conclusion that the ERP information systems act as an instrument of operational controlling is made. The possibilities of computer simulation software of traffic flows and the relevance of their application for solving problems of development planning of the hotel infrastructure at the regional level are shown. Noted that the usage of automatically controlled vehicles is a promising direction ofdevelopment of information and communication technologies of transport and logistics service in the hospitality industry and tourism.

Keywords: hotel business, industry of hospitality, transport and logistics service, traffic flows, information technology.

Транспортно-логистические факторы играют значительную роль в индустрии гостеприимства и путешествий. Предприятия индустрии гостеприимства, кроме основных услуг по размещению туристов, часто предоставляют дополнительные транспортно-логистические услуги, связанные с экскурсионным обслуживанием, доставкой туристов из аэропорта в гостиницу и другие. Для туристов важна надежная работа транспортных систем и своевременное получение информации. Транспортно-логистические факторы необходимо учитывать и при планировании развития гостиничной и туристской инфраструктуры на региональном уровне. Поэтому следует рассмотреть возможности информационных технологий обеспечения транспортно-логистического обслуживания на трех уровнях: персональном, корпоративном и региональном.

Для того, чтобы спланировать поездку, клиенту важно правильно оценить затраты денег и времени, связанные с транспортной составляющей турпродукта, в случае доступности нескольких вариантов маршрута выбрать наиболее подходящий. Необходимые данные турист, как правило, находит на различных специализированных веб-сайтах.

Если раньше туристы использовали фотоаппараты и видеокамеры, то современные туристы также широко используют персональные мобильные интернет-устройства и средства навигации во время экскурсий и самостоятельных путешествий. Таким образом, можно говорить о возрастании информационных потребностей туристов. В удовлетворении этих потребностей мобильные устройства и мобильные интернет-приложения играют большую роль.

Одной из важных функций мобильных устройств является распознавание QR-кодов, которые находят все более широкое применение в туризме и сфере гостеприимства. Аббревиатура QR (quick response) означает «быстрый отклик». QR-коды представляют собой двумерные штрихкоды, которые наносятся на различные предметы, в том числе памятники и музейные экспонаты, для их идентификации и получения дополни-

тельной информации. Примеры использования QR-кодов для навигации в туризме описаны в [2, 3, 4]. Другой важной для путешественников функцией мобильных устройств является выбор подходящего маршрута с учетом данных о туристских достопримечательностях, отмеченных на онлайн-картах, а также возможность определения своего местонахождения (с помощью GPS/ГЛОНАСС и других средств). Мобильные устройства позволяют также контролировать и анализировать данные о состоянии здоровья путешественника и выдавать необходимые рекомендации. Из коммуникационных функций следует отметить поддержку электронной почты, обмена сообщениями, видеозвонки, автоматический перевод текста и речи на другие языки. Часть услуг является платной, поэтому необходима возможность использования мобильного устройства в качестве платежного инструмента.

Фу нкции мобильных приложений для сферы гостеприимства и путешествий показаны в таблице 1.

Действия интернет-пользователя - потенциального туриста, как правило, включают: поиск подходящих предложений со стороны отелей, бронирование номера в отеле, поиск туристских достопримечательностей (например, музеев), поиск магазинов, планирование расписания их посещения, планирование маршрута, поиск расписания работы общественного транспорта или заказ такси, поиск точек питания (кафе, ресторанов), оплату заказанных услуг. Поэтому востребованными для потенциальных туристов являются веб-сайты (или интернет-приложения), позволяющие получить все интересующие сведения и осуществить оплату, используя одну точку доступа к информации. Среди прикладных информационных интернет-сервисов, ориентированных на потребности туристов, следует отметить онлайн-конструкторы путешествий. К таким интернет-сервисам относится, в частности, веб-сайт Time Scenery (time.sc). По мнению разработчиков, ключевой ценностью интернет-сервиса станет экосистема для создания и обмена тайм-сценариями — тематическими расписаниями. К услугам, которые предоставляет

Таблица 1. Функции мобильных приложений для сферы гостеприимства и путешествий

Сфера применения Функции для туриста Информационные услуги

Коммуникационные ФУНКЦИИ Интернет -ко мыуни кнц ии, 1Г-тслефопия Oómcii сообщениями, видсозвонкл

OnpejejitHiie местоположения Геопоэиционированне (ОРаГЛОНАСС) Составление маршрута с использованием онлайн/офяайы карт, поиск достопримечательностей

Функции гкда Распознавание Qft-кодов Воспроизведение сведений о туристских оймшк (д фурме текста, аудио, видео)

Безопасность и комфорт Контроль состояния 1ЛОрГ>П],Я Автоматический перевод текста и речи на другие языки

Платежный инструмент Возможность работы с электронными платежными системами яЭЖКТрОННЫЙ кошелек»

сервис, планируется добавить экскурсии, возможность проходить в музеи без очереди, заказ трансферов и такси, а также бронь столиков в ресторанах.

Среди других заметных примеров мобильных приложений для индустрии гостеприимства и туризма следует отметить мобильные сервисы заказа такси, такие, как Uber (http://www. uber.com, http://taxiuber.ru), Яндекс.Такси и другие. На рис. 1 приведена схема использования мобильных приложений для обеспечения транспортно-логистического обслуживания. В качестве необходимого условия следует отметить наличие информационно-технологической инфраструктуры (интернет), информационно-технологической платформы (веб-сайт, мобильные сервисы и приложения).

Использование мобильных приложений позволяет снизить транзакционные издержки предприятий-поставщиков услуг и индивидуальных потребителей, что повышает их востребованность в условиях экономического кризиса.

Какие еще возможности предлагают информационно-коммуникационные технологии для гостиничных предприятий, их клиентов и сферы гостеприимства в целом?

Подробная характеристика информационных систем и программных продуктов, применяемых в сфере логистики и управления цепями поставок, в том числе компаниями, работающими в сфере гостеприимства и туризма, приведена, например, в [6]. Для крупных и средних отелей важны вопросы складской логистики и задачи управления запасами. Примеры соответствующих информационных систем приведены, например, в [1, 5].

Одной из современных тенденций развития предприятий индустрии гостеприимства и туризма является усиление конкуренции. В условиях усиления конкуренции на рынке услуг гостеприимства возрастают требования к оперативности и качеству управления. Руководителям предприятий индустрии

гостеприимства необходимо в оперативном режиме получать данные о состояния дел на предприятии и в его отдельных подразделениях. Информационной базы, формируемой на основе бухгалтерской отчетности, для этого недостаточно. В этих условиях возрастает роль контроллинга как одного из информационно-аналитических инструментов поддержки принятия решений (подробнее см., например, [7]).

Практическая реализация концепции контроллинга невозможна без достижения достаточно высокого уровня информатизации предприятия индустрии гостеприимства. Такой уровень в целом обеспечивают современные системы управления предприятиями индустрии гостеприимства (Property Management Systems), в которых реализуются функциональные возможности информационных систем класса ERP (Enterprise Resource Planning). По данным информационно-аналитического портала TAdviser (http://www.tadviser.ru), на российском рынке информационных систем класса ERP в отрасли «Туризм, гостиничный и ресторанный бизнес» ведущее место занимают такие системы, как Epicor iScala (компания Epicor Software Corporation), Microsoft Dynamics Navision и Microsoft Dynamics Axapta (компания Microsoft), ERP-система «КОМПАС» (компания «Компас», РФ, Санкт-Петербург), информационные системы на базе программной платформы «1С:Предприятие 8» (компании 1С: Первый БИТ, 1С:Рарус), ERP-система компании «Корпорация Галактика».

К типовым подсистемам информационной системы ERP, как правило, относятся следующие программные модули (подсистемы): управление взаимоотношениями с клиентами, управление логистикой, управление обслуживанием, управление проектами, управление финансами, бизнес-аналитика, веб-портал предприятия. Анализируя функционал информационных систем класса ERP и опыт их использования в отрасли, можно сделать вывод о том, что ERP-системы выступают в качестве инстру-

Рис. 1. Схема использования мобильных приложений

мента реализации оперативного контроллинга.

В последнее время получают развитие «облачные» версии, в частности, SaaS-версии корпоративных информационных систем ([8]). SaaS (Software as a Service) - программное обеспечение как услуга - способ использования информационной системы или компьютерной программы путем его аренды. В этом случае предприятие не несет затрат, связанных с установкой и развертыванием программного обеспечения в корпоративной компьютерной сети. Для сферы гостеприимства и туризма среди «облачных» информационных систем можно отметить, например, ERP.travel (www.erp.travel) и myfidelio.net, однако автоматизация логистических функций для них пока играет вспомогательную роль.

В сфере гостеприимства и туризма востребованы не только информационные системы транспортной логистики [1, 5, 6]. На региональном уровне для задач планирования развития гостиничной инфраструктуры и туристско-рекреационных кластеров следует использовать средства компьютерного моделирования транспортных потоков. При этом важным свойством программ компьютерного моделирования является возможность обработки геопространственных данных, визуализации результатов моделирования с использованием цифровых карт. Среди таких программ компьютерного моделирования следует отметить пакет AnyLogic и разработанный на его основе специализированный пакет AnyLogistix, предназначенный для решения задач оптимизации цепочек поставок и транспортных сетей.

Такие задачи актуальны для сферы гостеприимства РФ в связи с подготовкой к масштабным спортивным мероприятиям в рамках чемпионата мира по футболу в 2018 году. В тех городах, где будут проводиться соревнования (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Волгоград, Ростов-на-Дону, Самара, Саранск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Калининград), происходит строительство стадионов и расширение объема номерного фонда отелей. Использование компьютерных средств моделирования позволяет проанализировать характеристики транспортно-туристических потоков, подготовить обоснованные предложения и запланировать меры, направленные на поддержку туризма и увеличение загрузки отелей в регионах и в период после завершения чемпионата мира по футболу.

Анализ возможностей программных продуктов и информационных технологий логистики в сфере гостеприимства и туризма позволяет сделать следующие выводы:

- на уровне предприятий средства информационного обеспечения не только позволяют автоматизировать корпоративные процессы в сфере логистики и повысить эффективность деятельности компаний, но и представляют собой интеллектуальные инструменты поддержки принятия решений;

- на персональном уровне средства информационного обеспечения повышают качество транспортно-логистического обслуживания потребителей, выступая в качестве мобильных помощников, коммуникаторов, навигаторов, переводчиков, гидов;

- на региональном уровне использование средств компьютерного моделирования транспортных потоков улучшает качество планирования развития сферы гостеприимства и туризма, использование геоинформационных систем позволяет осу ществлять регулярный мониторинг состояния транспортных объектов и повышает надежность их функционирования.

Среди перспективных направлений развития информационно обеспечения транспортно-логистического обслуживания в индустрии гостеприимства и туризма следует отметить использование автоматически управляемых транспортных средств (поездов, автомобилей, беспилотных летательных аппаратов).

Литература:

1. Антоненкова А.В., Шайтура С.В. Анализ информационных систем в логистике // Транспортное дело России. 2015. - №5. - С. 105-106.

2. Информационное обеспечение туризма: учебник / Н.С. Морозова, М.А. Морозов, А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, Л.А. Родигин. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.

3. Козлов Д.А. Автоматизация туристского предприятия. М.: ГОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2010.

4. Козлов Д.А., Попов Л.А. Электронный учебник «Информационные системы в индустрии гостеприимства и туризма». // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование». 2015. №12 (79). - С. 110.

5. Неделькин А.А., Степанова М.Г., Пахомов А.В. Механизмы транспортной логистики в программе "1C:TMS логистика. Управление перевозками" // Сборник материалов 16 международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Применение технологий "1С" в условиях модернизации экономики и образования). Часть 1. М.: 1С-Паблишинг, 2016. С. 505-507.

6. Сергеев В., Григорьев М., Уваров С. Логистика: информационные системы и технологии: учебно-практическое пособие. М.: Альфа-Пресс, 2008.

7. Фалько С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов. М.: Финансы и статистика, 2008.

8. Эйдлина Г.М. «Облачная» информационная система управления бизнес-процессами компании Terrasoft // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. - №10. - С. 87-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.