Научная статья на тему 'Основные тенденции развития индустрии гостеприимства г. Санкт-Петербурга в условиях экономического кризиса'

Основные тенденции развития индустрии гостеприимства г. Санкт-Петербурга в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
758
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГОСТЕПРИИМСТВО / ТУРИСТ / ПУТЕШЕСТВИЯ / РАЗВЛЕЧЕНИЯ / КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карманова Анна Евгеньевна, Михайлова Галина Витальевна

В данной статье рассмотрены основные тенденции развития индустрии гостеприимства на современном этапе. Представлена индустрия рынка туристских и гостиничных услуг, даны основные понятия и составные элементы, их специфика. Выявлены взаимосвязи предприятий индустрии туризма и гостеприимства, участвующих в процессе предоставления туристских услуг. Произведена оценка современного состояния и тенденций развития индустрии гостеприимства. Исследование проводилось на примере г. Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карманова Анна Евгеньевна, Михайлова Галина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития индустрии гостеприимства г. Санкт-Петербурга в условиях экономического кризиса»

16. Возможности применения методов оценки конкурентоспособности в системе управления стоимостью торгового предприятия/ Пирогова О.Е.// Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 4 (26). С. 60-64.

17. Экономика недвижимости/ Боровкова В.А., Боровкова В.А., Пирогова О.Е.// Учебник и практикум / Москва, 2015. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.)

18. Учет внутренних рисков при определении оптимальных темпов роста стоимости предприятия/ Пирогова О.Е.// Управленческое консультирование. 2014. № 7 (67). С. 7481.

19. Функциональная схема управления устойчивым развитием торгового предприятия на основе стоимостного подхода/ Пирогова О.Е.// Экономика и управление. 2012. № 12 (86). С. 85-89.

20. Формирование критерия устойчивого развития торгового предприятия в условиях неопределенности/ Пирогова О.Е.// Международный научный журнал. 2012. № 2. С. 17-21.

21. Применение методов прогнозирования в определении денежного потока организации/ Пирогова О.Е., Литавина А. А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 106-114.

22. Применение логистической регрессии для оценки финансового состояния предприятий/ Пирогова О.Е., Шишова М.О.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 114-122.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА Карманова Анна Евгеньевна

ассистент Высшей школы товароведения и сервиса Михайлова Галина Витальевна, доцент, доцент Высшей школы внутренней и внешней торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

В данной статье рассмотрены основные тенденции развития индустрии гостеприимства на современном этапе. Представлена индустрия рынка туристских и гостиничных услуг, даны основные понятия и составные элементы, их специфика. Выявлены взаимосвязи предприятий индустрии туризма и гостеприимства, участвующих в процессе предоставления туристских услуг. Произведена оценка современного состояния и тенденций развития индустрии гостеприимства. Исследование проводилось на примере г. Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: Туризм, гостеприимство, турист, путешествия, развлечения, культурная столица.

Индустрия гостеприимства включает в себя различные сферы деятельности людей (гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, отдых, развлечения, экскурсионную деятельность, организацию выставок и проведение различных научных конференций) потенциальными потребителями которой выступают туристы, имеющие разнообразные желания,

в зависимости от цели путешествий, в соответствии с чем, понятия туризма и гостеприимства нельзя рассматривать в отдельности.

Индустрия гостеприимства и туризма является быстро и стабильно развивающимся сектором мировой экономики. Деятельность на российском рынке крупнейших международных гостиничных сетей, активное развитие отечественного гостиничного бизнеса, укрепление туроператорской деятельности, привлечение значительных инвестиций в проведение масштабных фестивалей, выставок, спортивных мероприятий определяет большую степень востребованности отечественных менеджеров индустрии гостеприимства и туризма на рынке.

На данный момент сфере гостеприимства уделяется большое внимание, как в экономическом, так и в научном аспектах. Данный сектор экономики изучают и рассматривают на учебных занятиях, анализируют систему менеджмента предприятий индустрии гостеприимства. В университетах появились отдельные направления, позволяющие подготовить квалифицированных специалистов в области сервиса и гостеприимства. Необходимо отметить, данное направление подготовки пользуется большим спросом среди обучающихся.

В современной научной литературе существует много определений терминов «туризм» «гостеприимство».

Гостеприимство - это более точное понятие, так как направлено на удовлетворение потребностей не только туристов, но и потребителей в целом. Гостеприимство - это одно из понятий цивилизации, которое благодаря прогрессу и времени превратилось в мощную индустрию, в которой работают миллионы профессионалов, создавая все лучшее для потребителей туристических услуг. Индустрия гостеприимства включает в себя различные сферы деятельности людей - туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионную деятельность, организацию выставок и проведение различных научных конференций. Общая структура индустрии гостеприимства представлена на рисунке 1.

Рисунок 1- Структура индустрии гостеприимства

В соответствии с представленным рисунком, необходимо отметить, что индустрию гостеприимства условно можно разделить на систему гостеприимства (гостиницы, сфера общественного питания) и сферу туризма

(разработка и продажа туров, развлекательные мероприятия и заведения для путешественников, транспортировка туристов.

Если индустрия туризма связана с предоставлением услуг по отправлению туристов в различные страны или города, то индустрия гостеприимства, в первую очередь направлена на создание позитивной программы по привлечению и обслуживанию туристов, отдыхающих, путешественников, Туристы являются потенциальными потребителями, имеющими разнообразные желания и потребности, зависящие от целей их путешествий. Таким образом, индустрия гостеприимства - это комплексная сфера деятельности работников, удовлетворяющих любые запросы и желания туристов.

Туризм в настоящее время развивается очень стремительно. Именно туризм стал одним из доступных средств познания окружающего нас мира, его истории, достопримечательностей и культурного наследия. В Российской Федерации центральными городами развития сферы гостеприимства считаются Санкт-Петербург и Москва. Санкт - Петербург исконно считается одним из центров туризма в России. Это крупнейший и второй по популярности город в России. В последнее время к этим городам присоединились также Краснодарский край и Крым .

По мере расширения и усложнения процессов организации туризма все новые отрасли и предприятия национальной экономики вовлекаются в туристское производство. Обслуживанием туристов занимаются предприятия торговли, банки, страховые компании. Таким образом, туристское предприятие на рынке действует не обособленно, а в окружении и под воздействием разнообразных сил, которые влияют на процесс создания туристского продукта.

Индустрия туризма и гостеприимства XXI века является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом. В ней остро проявляется необходимость государственной финансовой поддержки.

Туризм, выступая важным сегментом внешней торговли, предполагающим экспортно-импортные операции с услугами, обладает спецификой «невидимого» экспорта. В отличие от других отраслей экономики, продукция которых транспортируется к потребителю, он вызывает миграцию людей к местам сосредоточения рекреационных ресурсов, а потребление этих ресурсов происходит в определенном месте.

Особенности развития туризма в г. Санкт - Петербург, как и в России в целом, во многом обусловлены политическими и экономическими изменениями, происходившими в стране после 1990 года. Данный период свидетельствует о начале этапа рыночных экономических реформ. Продовольственный кризис начал вступать в острую фазу. Все острее ощущался дефицит товаров первой необходимости. В начале 90-х годов отмечалось заметное обеднение едва ли не большинства населения России: жизненный уровень основной массы населения снизился по многим характеристикам в 1,5—2 раза — до показателей 60—70-х годов. Как отмечал в 2002 году

академик Д. С. Львов, зарплата в реальном исчислении сократилась с 410 рублей (1990 г.) до 168 рублей (2000 г.) [3]

Общий экономический кризис этих лет существенно повлиял на структуру и динамику российского туризма. В итоге резко сократился спрос на преобладавшие прежде путешествия и отдых внутри страны. Также отмечено увеличение спроса на поездки в зарубежные центры туризма, ранее весьма немногочисленные.

Отдых внутри страны стал недоступным для населения по причине отсутствия финансовых ресурсов, но появилась возможность для осуществления заграничных путешествий. Данное направление было доступно малой доли населения, что обусловлено сложной экономической ситуацией в стране.

Основной причиной чрезвычайного спада во внутреннем туризме - остаётся прекращение его финансирования государством и профсоюзами. Сократился и поток иностранных туристов, приезжающих в Россию. Таким образом, социально-экономические факторы в указанный период не способствовали полноценному и сбалансированному развитию российского туризма.

В конце 1998 и начале 1999 годов обозначилась незначительная тенденция к экономическому росту. Иностранные граждане получили возможность свободно передвигаться по территории России, а российские выезжать за границу. Небольшие частные туристские фирмы стали во множестве появляться и в крупнейших городах, и в далекой провинции.

По данным исследования, интенсивность туризма, то есть процент населения г. Санкт-Петербурга, предпринявшего минимум одно туристическое путешествие, за период 1998-2001 г. вырос с 23% (около 1 млн. жителей) до 32% (1,2 млн).

Согласно данным представленным на рисунке 2, ситуация в выездном туризме г. Санкт-Петербург далека от стабильности.

в туры из Санкт-Петербурга

Так, значительный спад выездного потока уже наблюдался в период 2008-2010 г.г., при этом пик спада пришелся на кризисный 2009 год. Вслед за постепенным выходом из кризисной точки последовал быстрый рост, продолжавшийся до середины 2014 года. Однако в связи с новым витком политического кризиса, последовал сначала стремительный, затем менее явный спад выездного потока туристов.

Эксперты считают, что туристический поток из стран Европы и США в 2014 году снизился примерно на 10-15%, однако это не оказало существенного влияния на туристический поток в целом за счет туристов из восточных стран. В этом году продолжает увеличиваться поток туристов в Россию из Китая. Есть интерес со стороны Индии и Ирана. По оценке аналитиков, страны Азии представляют собой основной стратегический рынок для российского въездного туризма в 2017 году . Отдых в нашей стране для иностранцев стал на 30-40% дешевле, чем раньше, в связи с чем, государство способно создать информационную кампанию по продвижению отдыха в Российской Федерации и если это будет сделано, то 2017 год может стать прорывным для сегмента въездного туризма в России.

Согласно данным статистики, опубликованной Петростатом, Северную Столицу чаще всего посещают туристы из Финляндии, Германии, США, Швеции и Франции. [8]

400 000

300 000

200 000

100 000

Число принятых иностранных туристов, значение показателя за год, чел.

Ряд 1

I I I I I I I I I I

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

0

Рисунок 3 - Число принятых в Санкт-Петербурге иностранных

туристов.

Несмотря на то, что поток туристов, приезжающих в г. Санкт-Петербург существенно сократился к середине 2008 года, в период с 2009 по середину 2014 года, мы наблюдали постоянную положительную тенденцию роста данного показателя. Однако, начиная со второй половины 2014 года до настоящего времени, тенденция изменилась в худшую сторону. Падение показателей уже замедляется, но положительная динамика еще не наблюдается.

На рисунке 4 представлена информация, характеризующая уровень загрузки гостиничного рынка Санкт-Петербурга в 2014-2015 годах.

76,32%

69,89%

73,26%%

67,04%

Все отели

3

Рисунок 4 - Уровень загруженности гостиничного рынка Санкт-Петербурга в 2014-2015 гг.

Анализу подверглись все отели города, а также отдельно были выделены отели среднего класса, наиболее популярные среди туристов - имеющие три и четыре звезды. Самыми крупными гостиницами являются "Гранд Отель Европа", "Гранд отель Эмеральд", "Астория", "Коринтия Невский Палас Отель", "Прибалтийская", "Пулковская", "Россия", "Октябрьская", "Азимут отель Санкт. - Петербург" и другие. В 2015 свою работу начали еще 10 гостиничных объектов. Согласно представленным данным в 2015 году загрузка отелей в Петербурге возросла на 9,29% по сравнению с прошлым годом и составила 73,26%. В отелях категорий 3 и 4 звезды был отмечен прирост туристов на 9,63% и 9,21% соответственно и их итоговая загрузка составила 69,03% и 76,32%. По данным исследования необходимо отметить, что данные показатели были достигнуты за счет увеличения потока туристов из стран Востока.. На данную ситуацию весомое воздействие оказали факторы политической и экономической нестабильности.

30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0

Число номеров в коллективных средствах размещения, значение показателя за год, ед.

Ряд 1

-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рисунок 5 - Число номеров в коллективных средствах размещения

в г. Санкт-Петербурге

В пресс-службе комитета по развитию туризма правительства Санкт-Петербурга отмечают, что 2015 год стал для города рекордным по количеству наград в сфере туризма. Так, северная столица стала лауреатом престижной премии World Travel Awards - город был признан самым попу-

лярным туристическим направлением Европы. В связи с этими событиями предприятия сферы гостеприимства начали переориентироваться на восточный рынок и проводить программы по созданию комфортных условий для туристов.

Например, ряд отелей проводят программу "China Friendly", которая призвана создать максимально комфортные условия для туристов из Китая. Для туристов предоставляют информацию и прессу на китайском языке, активно развивается национальная кухня, как в отелях, так и как отдельное предприятие сферы гостеприимства.

Также, некоторые отели развивают программы, ориентированные на туристов - мусульман. Отели "Halal Friendly" предоставляют возможность есть халяльную еду, молиться, посещать раздельные для мужчин и женщин комнаты отдыха и т.д.

Немалочисленную роль в развитии индустрии гостеприимства города принимает и администрация округа. Администрация Петербурга активно поддерживает и развивает туристический бизнес в Санкт-Петербурге, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.

Таблица 2 - Расходы бюджета г. Санкт-Петербурга за 2015 г.

Комитет Направления деятельности Сумма, тыс. руб.

Комитет по благоустройству Улучшение транспортной инфраструктуры, дорог, мест общественного пребывания и т.д. 9669003,8

Комитет по внешним связям Организация культурно-деловых мероприятий, конференций, форумов, организация визитов иностранных делегаций и т.д. 210390,6

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Субсидирование музеев,театров, развитие Туристической инфраструктуры и т.д. 3140254,1

Комитет по развитию туризма Обеспечение безопасного пребывания туристов, субсидирование информационных бюро и отдельных предприятий и т.д. 170086,9

ИТОГО: 13189735,1

Таким образом, в столь сложных экономических условиях, важное значение для предприятий индустрии гостеприимства начинает приобретать сервисный подход к организации свое деятельности, суть которого заключается в в глубоком понимании потребностей клиента [1].

Для успешного функционирования на рынке предприятию индустрии гостеприимства необходимо постоянно изучать потребности существующих и потенциальных потребителей, прогнозировать их запросы и иметь возможность удовлетворить их качественно и в срок, а понимание по-

требностей клиентов позволит предприятию занять упреждающую позицию по отношению к потенциальным клиентам.

Список литературы

1. Евграфов А. А., Ильина О.В. Сервисный менеджмент: концептуальное видение и механизм реализации. - Международный научный журнал. Издательство: Учебно-методический центр "Триада" (Москва). 2017. №1 С. 7- 15

2. Ильина О.В., Михайлова Г.В. Оценка современного состояния и тенденций развития сервисной деятельности с учетом региональных особенностей г. Санкт-Петербурга. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2016. № 4. С. 23.

3. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства (отели и рестораны) М.: Экономика, 2012. - 207 с.

4. Хныкина Т.С., Смирнова Ю.Л. Проблемы формирования туристических кластеров в Российской Федерации - Международный научный журнал. Издательство: Учебно-методический центр "Триада" (Москва). 2017. №1 С. 7- 15

5. Показатели по туризму [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://petrostat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/resources

6. Самые привлекательные места для туристов России [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2016/12/08/reg-cfo

7. Туризм в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki

8. Экономика и туризм [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://gov.spb.ru

9. Организация деятельности совета директоров в компаниях с государственным участием/ Поздняков К.К., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 265-271

10. Интеллектуальная миграция в России/ Серебренникова А.И., Микрюков А.В., Куваева Ю.В., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 335-340.

11. Особенности государственного регулирования внешней торговли услугами в новых экономических условиях, задаваемых правилами ВТО/ Ильина О.В., Михайлова Г.В.// В мире научных открытий. 2015. № 5 (65). С. 127-142.

12. Количественные ограничения и запреты в международной торговле/Михайлова Г. В.//Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2014. № 12. С. 62-71.

13. Некоторые аспекты интеграции в рамках ЕАЭС/Вершинина Ю.В., Желудова А.Н., Михайлова Г.В.// В сборнике: Неделя науки СпбПУ, материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 201-204.

14. Проблемы и перспективы развития импортозамещения в фармацевтической промышленности Российской федерации/ Михайлова Г.В., Дегтерева А.А., Ляшенко Д.С.// В сборнике: Неделя науки СпбПУ, материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 209-212.

15. Организация деятельности совета директоров в компаниях с государственным участием/ Поздняков К.К., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 265-271

16. Интеллектуальная миграция в России/ Серебренникова А.И., Микрюков А.В., Куваева Ю.В., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 335-340.

17. Проблемы учета кредиторской задолженности в структуре капитала торгового предприятия при оценке темпов роста стоимости/ Пирогова О.Е.//Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 6. С. 42-47.

18. Возможности применения методов оценки конкурентоспособности в системе управления стоимостью торгового предприятия/ Пирогова О.Е.// Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 4 (26). С. 60-64.

19. Экономика недвижимости/ Боровкова В.А., Боровкова В.А., Пирогова О.Е.// Учебник и практикум / Москва, 2015. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.)

20. Учет внутренних рисков при определении оптимальных темпов роста стоимости предприятия/ Пирогова О.Е.// Управленческое консультирование. 2014. № 7 (67). С. 7481.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Функциональная схема управления устойчивым развитием торгового предприятия на основе стоимостного подхода/ Пирогова О.Е.// Экономика и управление. 2012. № 12 (86). С. 85-89.

22. Формирование критерия устойчивого развития торгового предприятия в условиях неопределенности/ Пирогова О.Е.// Международный научный журнал. 2012. № 2. С. 17-21.

23. Применение методов прогнозирования в определении денежного потока организации/ Пирогова О.Е., Литавина А. А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 106-114.

24. Применение логистической регрессии для оценки финансового состояния предприятий/ Пирогова О.Е., Шишова М.О.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 114-122.

BASIC DEVELOPMENT TRENDS OF SAINT-PETERSBURG HOSPITALITY INDUSTRY UNDER CONDITIONS OF ECONOMIC CRISIS

Karmanova Anna Evgenievna, assistant of graduate school of commodities and service

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Mihailova Galina Vitalyevna, associate professor of graduate school of interior and foreign

commerce (Intitute of Industrial Management, Economics and Trade,

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University).

Abstracts:

This article observes the major trends in the hospitality industry development at present moment. The market industry of the hotel and tourist service is presented in the article, as well as the fundamental notions, integrate parts, and their specific nature. The article also shows the co-relations between the tourist and hotel facilities participating in the process of service delivery. The hospitality industry current state and trends for its improvement are assessed. Saint- Petersburg was taken as a case study.

Key words: Tourism, hospitality, tourist, travel, entertainment, capital of culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.