ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ Левкин Г.Г.1, Никифоров О.А.2 Email: [email protected]
'Левкин Григорий Григорьевич - кандидат ветеринарных наук, доцент, кафедра экономики транспорта, логистики и управления качеством Институт менеджмента и экономики, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск;
2Никифоров Олег Александрович — доктор исторических наук, доцент, Мурманский филиал
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье дается характеристика информационного обеспечения бизнес-процессов в микрологистической системе коммерческой организации, особенности использования специализированного программного обеспечения для управления материальными и сопутствующими информационными, финансовыми потоками и оптимизации выполнения логистических операций. Представлены примеры совершенствования информационного взаимодействия между подразделениями предприятия и определено значение уровня подготовки логистов для эффективного функционирования предприятия и цепи поставок. Ключевые слова: логистическая система, концепция логистики, предприятие, программное обеспечение.
INFORMATION SUPPORT OF PROCESSES OF ENTERPRISE LOGISTICS SYSTEM Levkin G.1, Nikiforov O.2
'Levkin Grigoriy - PhD, Associate Professor, DEPARTMENT OF TRANSPORT ECONOMICS, LOGISTICS AND QUALITY MANAGEMENT, INSTITUTE OF MANAGEMENT AND ECONOMICS, OMSK STATE TRANSPORT UNIVERSITY;
2Nikiforov Oleg - Doctor of technical Sciences, Associate Professor, MURMANSK BRANCH
PETERSBURG STATE TRANSPORT UNIVERSITY OF EMPEROR ALEXANDER I, SAINT-PETERSBURG
Abstract: the article gives a characteristic of information support of business processes in micrologistical system of the commercial organization, especially the use of specialized software for management of material and related information, financial flows and improve the performance of logistics operations. Examples of the improvement of information interaction between company divisions and determined the value of the level of preparation of logistics for effective functioning of the enterprise and supply chain.
Keywords: logistics system, the logistics concept, enterprise, commercial organization.
УДК 656.01
Информационная система предприятия - это комплекс аппаратно-программных средств, позволяющих облегчить сбор, обработку и анализ внутренней и внешней информации. Существующие информационные системы направлены на автоматизацию как части логистических функций и операций (закупка, управление запасами и заказами, транспортировка и складирование), так и организации в целом, включая материальные и не материальные логистические операции.
При информационном обеспечении логистических процессов может быть использован модульный принцип, когда из различных функциональных приложений формируется единая информационная система. Для комплексных информационных систем характерен охват значительной части функций предприятия и интеграция их в единое целое на основе вертикальной и горизонтальной интеграции.
При вертикальной интеграции связываются информационными потоками и единой информационной системой по следующей цепи: поставщики сырья - производитель - оптовое
торговое предприятие - розничная торговая сеть. Горизонтальная интеграция подразумевает взаимодействие между предприятиями на одном уровне логистической цепи, так как в этом случае координируются действия транспортных компаний между собой для решения текущих оперативных задач.
Кроме информационно-коммуникационных систем, связывающих между собой подразделения предприятия или фокусную компанию с предприятиями в цепи поставок, можно выделить программные продукты для оптимизации бизнес-процессов. На основе сбора, обработки и анализа информации о деятельности коммерческой организации высшее руководство разрабатывает или корректирует логистическую стратегию.
Важным элементом информационной системы предприятия является уровень квалификации его работников. Использование концепции логистики в практической деятельности предполагает рациональный подход к управлению материальными и сопутствующими потоками в процессе принятия управленческих решений, поэтому одним из основных условий эффективной работы предприятия служит наличие высококвалифицированных специалистов, поэтому наряду с материальными потоками, в логистической системе рассматриваются трудовые потоки [1].
Актуальной задачей развития предприятий и отраслей промышленности в Российской Федерации является обучение логистов в высших учебных заведениях. Логист - это человек с особого рода компетенциями, поэтому при его подготовке как в высшем, так и в дополнительном образовании следует учитывать необходимость развития системного мышления, способности к обобщению крупных массивов информации и принятию решений в условиях неопределенности внешней среды и высокого уровня рисков при функционировании логистических система на макро- и микроуровне [1].
Использование концепции логистики на предприятии предполагает достижение состояния прозрачности результатов управленческих воздействий при перемещении материального потока и управлении запасами в логистических системах, а в результате повышения надежности системы товародвижения происходит снижение уровня логистических затрат и устранение логистических издержек, улучшение качества обслуживания клиентов.
Все перечисленные результаты внедрения концепции логистики в комплексе приводят к повышению конкурентоспособности предприятия и улучшению финансово-экономических показателей его деятельности. Еще одним результатом использования логистических принципов на предприятии является согласованность действий подразделений предприятия, участвующих в организации перемещения сквозного материального потока.
Внедрению логистики на уровне предприятия и в цепи поставок, совершенствованию информационной системы на макро- и микроуровне должно предшествовать повышения компетентности персонала, так как использование логистического подхода означает внедрение определенной идеологии или философии управления предприятием на всех уровнях управления. Здесь возможны два варианта: развитие сверху вниз или снизу вверх.
При развитии сверху вниз логистическими знаниями в первую очередь овладевает руководство, а затем уже среднее управленческое звено и исполнители. В этом случае высшее руководство разрабатывает программу развития логистической системы предприятия и определяет график ее внедрения. В этом случае может возникнуть инерция развития из-за неосведомленности исполнителей о преимуществах использования логистики и их низкой компетентности при внедрении логистических технологий.
При развитии снизу вверх, как правило, логистику первыми изучают представители среднего управленческого звена, которые начинают использовать методы и модели логистического анализа в своей повседневной деятельности. В этом случае происходит эволюционное развитие логистической системы предприятия, а при ротации управленческих кадров возможен переход на высшие руководящие должности специалистов, которые владеют компетенциями в сфере логистики.
Возможно также параллельное во времени развитие первого и второго варианта. Высший менеджмент компании при стратегическом планировании должен учитывать закономерности функционирования логистической системы предприятия и цепи поставок, частью которой оно является и информационные процессы, включая обучение и повышения квалификации сотрудников организации.
Следовательно, при внедрении концепции логистики на предприятии следует использовать подход от общего к частному, иначе внедрение логистических технологий на уровне отдельных подразделений (локальный подход) или отдельными сотрудниками может приводить к межфункциональным конфликтам, стремлению сотрудников смежных подразделений оставить
все по старому, что описывается в литературе по менеджменту термином «сопротивление к изменениям».
Таким образом, при совершенствовании информационной системы предприятия необходимо обучение сотрудников компании принципам логистики и специальным методам логистического анализа. Корпоративное обучение позволит обрести единую идеологию и будет способствовать развитию предприятия в целом.
Список литературы / References
1. Новикова Т.В. Логистическое управление трудовыми потоками / Т.В. Новикова, Н.Б. Куршакова // Экономика и социум, 2016. № 3 (22). С. 921 - 937.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ПОИСКА СВОБОДНОГО ПАРКОВОЧНОГО МЕСТА Волков В.О.1, Федотов О.В.2 Email: [email protected]
'Волков Вячеслав Олегович — магистрант; 2Федотов Олег Васильевич — старший преподаватель, Высшая школа экономики и менеджмента, Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург
Аннотация: в данной статье была приведена и описана модель жизненного цикла навигационной системы для поиска свободного парковочного места, с целью изучения процесса предоставления on-line геолокационного сервиса и качественного маркетингового продвижения в дальнейшем. Модель жизненного цикла навигационной системы для поиска свободного парковочного места была построена и описана через надсистему, систему и подсистемы, которые проходят через десять этапов. Описано поведение всех систем при прохождении десяти этапов модели жизненного цикла.
Ключевые слова: навигационная система, on-line геолокационный сервис, парковочное пространство, парковка, жизненный цикл.
LIFE CYCLE OF THE NAVIGATION SYSTEM FOR THE SEARCHING
EMPTY PARKING SPACE Volkov V.O.1, Fedotov O.V.2
'Volkov Vyacheslav Olegovich — undergraduated; 2Fedotov Oleg Vasilevich — senior lecturer, GRADUATE SCHOOL OF ECONOMICS AND MANAGEMENT, URAL FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER THE FIRST PRESIDENT OF RUSSIA B.N. YELTSIN,
YEKATERINBURG
Abstract: the article reviews the model of the life cycle of the navigation system for the searching empty parking space with a view to study the process of providing the on-line geo-service and to promote high-quality marketing. It is given model of the life cycle of that navigation system. The model of the life cycle of the navigation system for the searching empty parking space consists of a supersystem, a system and subsystems. The systems pass through ten phases. The behavior of all systems is reviewed during all phases.
Keywords: navigation system, on-line geo-service, parking area, parking, life cycle.
УДК 004
Из ситуации, которая складывается в больших городах, можно сделать вывод, что автомобилизация общества растет большими темпами, чем создание новых парковочных мест, а время, которое может потратить водитель на поиск, становится более существенным для него. Создание on-line геолокационного сервиса обусловлено как одно из средств решения данной проблемы [3].
Анализ проблемного интервью показал, что «on-line геолокационный сервис мониторинга загруженности парковочного пространства и поиска свободных парковочных