Научная статья на тему 'Информационное обеспечение маркетингового управления предприятием'

Информационное обеспечение маркетингового управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МАРКЕТИНГ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербаков С. Э., Матюнина М. В.

В статье рассмотрены особенности развития современных информационных технологий и определение их роль в обеспечении принятия эффективных маркетинговых управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение маркетингового управления предприятием»

УДК 338.244.45: 339.138:004:

Щербаков С.Э.

Магистрант

ФГА ОУ ВО «Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского»

Институт экономики и управления Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), в г. Ялте

Матюнина М.В.

к.э.н., доцент кафедры менеджмента и туристского бизнеса ФГА ОУ ВО «Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского»

Институт экономики и управления Гуманитарно-педагогической академии (филиал), в г. Ялте

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

В статье рассмотрены особенности развития современных информационных технологий и определение их роль в обеспечении принятия эффективных маркетинговых управленческих решений.

Ключевые слова: управление, маркетинг, информационные технологии, конкурентоспособность бизнеса.

В данное время большинство российских предприятий работает в условиях быстро изменяющейся окружающей среды, высокого роста объема информации и глобализации информационных связей, что определяет острую потребность в использовании информационных технологий.

Возрастающий интерес к информации как объекту и ресурсу управления объясняется последовательным расширением информационного воздействия на управленческие решения. Исследованиям методологических аспектов оценки роли информации в процессе принятия решений посвящены работы таких зарубежных и отечественных ученых как И. Аренков, Г. Багиев, Р. Баззел, Д. Кокс, Р. Браун, Е. Голубков, Ф. Котлер, С. Ли Браун.

Основная роль информационных технологий в современном мире — способствовать менеджменту, адекватно реагировать на динамику рынка, создавать и поддерживать конкурентное преимущество с целью извлечения максимальной выгоды. Предприятие оказывается конкурентоспособным, если реализуется его потенциал (информационный, управленческий, маркетинговый, финансовый потенциал и т.п.), который позволяет сформировать устойчивое рыночное преимущество. Достижение приоритетов по каждому из этих направлений обеспечивает преимущество предприятия в конкурентной борьбе.

Информационные технологии существенно изменяют бизнес-процессы, открывают в деятельности предприятий новые возможности, позволяют сохранять конкурентоспособность бизнеса, добиваться повышения операционной производительности и действенности контроля, а также позволяют существенно ускорить рабочие процессы, сократить затраты, улучшить координацию различных видов деятельности, повысить производительность труда.

Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Этот процесс состоит из четко регламентированной последовательности выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися на компьютерах [5, с. 439]. Компонентами

технологий для производства продуктов являются аппаратное (технические средства), программное (инструментальные средства), математическое и информационное обеспечение этого процесса.

С целью повышения качества принятия управленческих решений, руководство предприятия должно уделять особое внимание организации информационных потоков, регламентировать процесс сбора, обработки и хранения аналитической информации [1, с.212-216].

Информационный поток — это совокупность циркулирующих в системе, между системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления, анализа и контроля операций. Передача и прием информационных потоков осуществляется с помощью носителей памяти человека, документа, магнитного носителя, устной речи и т.п.

Носитель информации — это любое материальное средство, фиксирующее информацию. Информационный поток может объединять носители разных видов, например, состоять из бумажных и электронных носителей, которые дублируют или дополняют друг друга. Потоки информации можно классифицировать по группам в зависимости от связи с системой управления, они должны отвечать поставленным целям и задачам организации и определять способы достижения поставленных целей.

Для решения задач маркетинга и принятии на их основе управленческих решений требуется информация о внешней и внутренней маркетинговой среде для оценки возможностей производителя.

Для обеспечения этого процесса руководителю необходимо непрерывно осуществлять поиск и обработку информации [6, с. 205-207].

Информацию собирают и анализируют с помощью трех дополняющих друг друга систем, которые в совокупности составляют систему маркетинговой информации:

- система внутренней отчетности,

- система сбора внешней текущей маркетинговой информации,

- система маркетинговых исследований.

Система внутренней отчетности отображает достоверную информацию о порядке дел в организации производителя по основным показателям текущей деятельности. Задача сбора текущей маркетинговой информации обеспечивает руководителей информацией о событиях во внешней маркетинговой среде. Для этой цели используются различные источники информации (СМИ, специальные издания, отчеты и т.д.) [2, с. 120, 123].

Для проведения маркетинговых исследований, направленных на повышение эффективности работы предприятия используются информационные технологии и специальное программное обеспечение с целью получения аналитических и прогнозируемых данных о состоянии продаж, ситуации на рынках сбыта и т.д. Система анализа маркетинговой информации дает возможность определить: влияние основных факторов на сбыт продукции (объем продаж) и значимость каждого из них; возможность сбыта при росте цен или расходов на рекламу в соответствующем размере; параметры продукции предприятия, обеспечивающие ее конкурентоспособность; оценку деятельности предприятия на рынке и др.

Большинство маркетинговых исследований и мероприятий сами по себе являются информационными (например, изучение конкурентного спроса на товары, исследование рынков сбыта, учет требований потребителей к характеристикам продукта). Выполнение этих мероприятий требует первоначальных знаний об объекте деятельности, а сам процесс реализации порождает новые данные, необходимые для установления обратной связи с объектом в целях корректировки текущих воздействий и разработки будущих маркетинговых программ.

Примером здесь может служить задача организации продвижения товара на новый рынок сбыта, решению которой предшествует тщательное изучение спроса на предлагаемый

вид продукции, оценка покупательной способности потребителей, анализ деятельности на рынке фирм конкурентов и т.д. Продвижение товара на рынке сопровождается постоянным наблюдением за объемами продаж продукции, анализом эффективности отдельных мероприятий по продвижению товара, выводами, касающимися увеличения или уменьшения доли риска.

На основе данных анализа в процессе сопоставления плановых параметров и фактического состояния объектов маркетинговой среды формируется сигнальная информация. После установления причин возникших отклонений, с целью их устранения, выполняются соответствующие мероприятия, отражаемые в регулирующей информации [3, с. 96-97].

Сбор информации в системе маркетинговых данных занимает значительное место среди всех маркетинговых операций, так как связан с различными по характеру источниками информации.

Прежде, чем приступить к текущему наблюдению в рамках маркетинговой деятельности, необходимо установить цель исследования и наметить круг вопросов, исходя из которых, будет производиться накопление данных, т.е. определить глубину изучения и характер информации, отображающей состояние и развитие объекта наблюдения. С позиций всестороннего изучения потребностей рынка в целях удовлетворения запросов потребителя и получения максимальной прибыли реализация маркетинговых мероприятий опирается на знания о следующих частях маркетинговой среды: рынок товаров и услуг; производство товаров и услуг; внешняя макросреда, связанная с производством и рынком сбыта

Особенность маркетинга как управленческой функции — это способность объединять многие направления деятельности предприятия в единую систему, направленную на достижение заранее поставленных целей. Это можно достичь путем формирования маркетинговых программ, в которых отражены оптимальные варианты комплексного решения маркетинговых задач [4, с. 95-104].

Стадии и последовательность принятия маркетинговых управленческих решений:

1. Формулирование целей и установление приоритетов

2. Получение информации об изучаемом объекте.

3. Переработка информации и принятие решения

4. Выдача управленческих предписаний.

5. Контроль над исполнением и оценка деятельности. Формирование нового блока информации.

Для принятия управленческих решений необходима информация о других производителях, о возможных потребителях, о поставщиках сырья, о положении на товарных рынках и рынках капитала, о ситуации в деловой жизни, об общей экономической и политической конъюнктуре, о долгосрочных тенденциях развития экономики, перспективах развития науки и техники, о правовых условиях хозяйствования и пр. Информация о состоянии рынка и производстве товаров и услуг используется руководством предприятия для выработки стратегии и тактики последующей деятельности предприятия, направленных на создание максимально благоприятных экономических условий по сравнению с предприятиями-конкурентами.

Таким образом, с целью повышения качества принятия управленческих решений, руководство предприятий должно уделять особое внимание организации информационных потоков, регламентировать процесс сбора, обработки и хранения маркетинговой информации.

Информационные потоки в системе маркетинга предприятия имеют ключевое значение, поскольку любая маркетинговая деятельность базируется на знании конкретной ситуации, сложившейся на рынке производства товаров.

Литература

1. Беляева М.Е. Особенности информационного обеспечения управленческого анализа. Актуальные вопросы бухгалтерского учета, анализа и аудита / М.Е. Беляева. — № 9(18)., 2012. — С. 212-216.

2. Баззел Р.Д. Информация и риск в маркетинге / Р.Д. Баззел., Д.Ф. Кокс, Р.В. Браун — М.: Финстатинформ. — 1993. — 415 с.

3. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах ИД / П.С. Завьялов. — «ИНФРА-М»., 2007. — 387 с.

4. Матюнина М. В. Организационный механизм управления в интегрированных структурах / М. В. Матюнина / Сучасна економша: зб. наук. пр. №6 — Киев, 2013. — С. 95104.

5. Ясенев В.Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебно-методическое пособие / В.Н. Ясенев — Н. Новгород. — 2007. — 439 с.

6. Ястребов А.П. Маркетинговое информационное обеспечение разработки и реализации инновационных проектов / А.П. Ястребов / Проблемы современной экономики: научный журнал — № 1 (41). — 2012. — С. 203-207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.