Научная статья на тему 'Информационное обеспечение диссертационных исследований в области социальной педагогики'

Информационное обеспечение диссертационных исследований в области социальной педагогики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
241
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ / МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / СТРУКТУРА / БАЗА ДАННЫХ / КАЧЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Липский Святослав Игоревич

Статья посвящена анализу информационных и коммуникационных технологий, которые получают широкое использование в сфере научных исследований в педагогической науке, ориентированных на решение различных проблем педагогической практики, в том числе проблем воспитания, и в первую очередь такой формы, как диссертационные исследования. Автором была разработана модель информационного обеспечения исследования, выделены ее характеристики, разработана структура, ее компоненты, сформирована, основываясь на этой модели, база данных диссертационных исследований по социальной педагогике, сделан вывод, что такое построение модели информационного обеспечения исследования позволило сосредоточить внимание на проблемно-тематическом анализе этих диссертаций, что дало возможность на основе использования применяемых в их формулировках терминов выявить и обосновать проблемное поле социальной педагогики и анализа научных ориентиров его исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение диссертационных исследований в области социальной педагогики»

жание и характер профессиональной подготовки, ориентируя их на приобретение знаний, умений и навыков работы с различными людьми.

В-шестых, дидактические принципы гуманизации и гуманитаризации создают условия не только для развития и эффективного использования традиционных методов и технологий обучения, но и способствуют появлению новых. Так, в современных условиях гуманитарное содержание педагогики в целом способствовало появлению «гуманитарной» педагогики.

Таким образом, и гуманизация, и гуманитаризация как важнейшие принципы обучения, затрагивают одновременно методологические, педагогические и методические аспекты всей системы подготовки социальных педагогов для работы с неполными семьями. Задача гуманистической педагогики видится в том, чтобы сделать обучение не только ценным, но и личностно значимым для обучаемых. При подготовке социальных педагогов для работы с неполной семьей представляется целесообразным выделять материал, позволяющий ориентироваться не только в изучаемом предмете профессиональной деятельности, но и в других, сопряженных сферах человеческих знаний. При этом предпочтительным является не сообщение фактологических знаний, а изучение способов добывания этих знаний. По этому поводу, на наш взгляд, актуально мнение А.А. Макарени, что «едва ли не самое важное в образовании — осознание способов познания, умение проверять само мышление, его пути, надежность его методов» (3, с. 2).

Примечания

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб., 2001.

2. ГердерИ.-Г. Избранные сочинения / И.-Г. Гердер. - М., 1959.

3. Макареня А.А. От химического образования к междисциплинарному подходу / А.А. Макареня, С.В. Кривых, Л.В. Ишкова // Химия в школе. - 2001. - №7.

С.И. Липский

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Статья посвящена анализу информационных и коммуникационных технологий, которые получают широкое использование в сфере научных исследований в педагогической науке, ориентированных на решение различных проблем педагогической практики, в том числе проблем воспитания, и в первую очередь такой формы, как диссертационные исследования. Автором была разработана модель информационного обеспечения исследования, выделены ее характеристики, разработана структура, ее компоненты, сформирована, основываясь на этой модели, база данных диссертационных исследований по социальной педагогике, сделан вывод, что такое построение модели информационного обеспечения исследования позволило сосредоточить внимание на проблемно-тематическом анализе этих диссертаций, что дало возможность на основе использования применяемых в их формулировках терминов выявить и обосновать проблемное поле социальной педагогики и анализа научных ориентиров его исследования. Ключевые слова: образование в сфере культуры, диссертационные исследования, научный анализ, модель информационного обеспечения, структура, база данных, качество, управление научными исследованиями.

Информационные и коммуникационные технологии получают широкое использование в различных сферах педагогической практики (4), в том числе в практике научно-исследовательской работы (3). В последние годы активно развивается относительно новая область научного знания - социальная педагогика, ориентированная на изучение педагогических проблем взаимодействия человека, различных групп

населения и общества (6). За последние 15-17 лет научная мысль постоянно обращалась к анализу относительно новой практики работы социальных педагогов, накапливаемого опыта, определению текущих и перспективных проблем (5). Проводились семинары и конференции, издавались учебные пособия, словари, справочники и хрестоматии, велись научные исследования, завершавшиеся, в том числе защитой диссертационных работ по социальной педагогике.

Изучение диссертаций по социальной педагогике, а также представление результатов их анализа осуществлялось с применением разных информационных технологий, объединенных в процесс информационного обеспечения, под которым, как правило, понимается «совокупность процессов по подготовке и предоставлению специально подготовленной информации для решения управленческих, научных, технических, производственных, коммерческих и других задач в соответствии с этапами их решения» (1). Исходя из данного определения, информационное обеспечение исследования диссертаций по социальной педагогике включало два основных процесса: процесс подготовки специальной информации об этих диссертациях и процесс представления этой информации в различных формах. Для реализации этих процессов была разработана модель информационного обеспечения исследования диссертаций по социальной педагогике. Данная модель обладает следующими характеристиками:

- модель является идеальной, т.е. воображаемой и построенной на основе идеально представляемого образа совокупности диссертаций по социальной педагогике;

- модель является знаковой, так как отражает основные свойства совокупности диссертационных исследований в форме знаков (текста, таблиц, графиков, схем и т.п.) с использованием функциональной аналогии;

- модель является информационно-логической, отражающей совокупность информационных объектов (диссертаций по социальной педагогике), их отношений между собой (связи по городам и годам защиты, ключевым словам и научным специальностям);

- модель является прикладной, так как отражает совокупность диссертаций по социальной педагогике, относящихся к данной предметной области терминов, а также связей между ними, сведения о которых обрабатываются и хранятся в базе данных автоматизированной системы;

- модель является динамичной в связи с тем, что она отражает динамику развития исследований по социальной педагогике, выполненных в виде диссертационных работ, по годам, тематике, паспорту научных специальностей, а также динамику изменений предметной области и изменений информационных потребностей авторов, выполнявших то или иное диссертационное исследование.

Данные характеристики модели были положены в основу разработки и формирования базы данных диссертаций по социальной педагогике.

Структура модели информационного обеспечения исследования диссертаций по социальной педагогике представляет упорядоченную совокупность взаимосвязанных содержательного, критериального, организационного, инструментального и инфологического компонентов (субмоделей), каждый из которых при необходимости может быть проанализирован как частная модель по отношению к общей модели информационного обеспечения.

Содержательный компонент модели представляет собой совокупность тем выполненных и защищенных диссертаций по социальной педагогике.

На основе изучения данных, содержащихся в библиотеках страны источниках, был составлен электронный каталог тем диссертационных исследований, включающий более 64 тысяч названий диссертаций (авторефератов). Их совокупность составила содержательный компонент модели информационного обеспечения исследования диссертаций по социальной педагогике.

Критериальный компонент модели представляет собой совокупность критериев отнесения диссертации к предметной области «социальная педагогика», то есть совокупность критериев формирования базы данных по социальной педагогике. Среди таких критериев:

- критерий терминологического соответствия. Опираясь на данный критерий, из массива диссертационных исследований отбирались те из них, которые имели в своем названии (в различном сочетании) слова «социал», «педагог» (например: социальный педагог, социально-педагогический, социальная педагогика и т.п.);

- критерий содержательного соответствия. С его помощью были отобраны диссертации, имевшие в названии темы слова (в различном сочетании) «социал...», «обществ...», «воспита...» (например: социальное воспитание, общественное воспитание и т.п.) (данный критерий использовался на основании утверждения ряда ученых о том, что объектом социальной педагогики выступает социальное (и общественное) воспитание, а также о том, что социальная педагогика реализуется в сфере гармонизации взаимодействия личности, общественных и этнических групп с государством и обществом - В.И. Беляев, В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, И.А. Липский, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, В.А. Никитин, Л.Е. Никитина и др.);

- критерий объектного соответствия. Его использование предполагало отбор тех диссертационных исследований, в названии которых в качестве объекта были определены семья и отдельные ее члены, представители различных социальных групп (например: семья, учащиеся, педагоги и психологи, общественные объединения, клубы и т.п.);

- критерий субъектного соответствия позволил отобрать те диссертации, в названии которых в качестве субъекта активных действий определялись семья, общественные организации, различные педагогические и непедагогические институты социума (например: общественные объединения, церковь, средства массовой информации, парки, стадионы, лагеря отдыха и т.п.);

- критерий технологического соответствия, опираясь на который были отобраны диссертационные исследования, обладающие одним из вышеперечисленных признаков, а также содержащие в названии темы диссертации название той или иной технологии. Так были отобраны диссертации по проблемам социально-педагогической адаптации, защиты, профилактики, помощи, мониторинга, поддержки, сопровождения, коррекции, обеспечения, реабилитации и др.;

- критерий отраслевого соответствия. Данный критерий отражал юридически закрепленный факт соответствия диссертации паспорту специальности. В связи с этим были отобраны и диссертации, защищенные в Украине в период с 1991 по 2007 годы по научной специальности 13.00.05 - «Социальная педагогика»;

- критерий междисциплинарного соответствия. Использование данного критерия обусловлено обращением различных научных дисциплин к анализу социально-педагогической проблематики. В связи с этим на начальном этапе отбора диссертаций в общий перечень их тем были включены диссертации, выполненные на соискание ученых степеней кандидата и доктора исторических, политических, психологических, философских, экономических и юридических наук по социально-педагогической проблематике;

- критерий историко-педагогической преемственности, в соответствии с которым диссертации по данной проблематике защищались в различных учреждениях и организациях СССР, а после его распада - в странах СНГ (бывших странах СССР). Однако поиск диссертаций показал, что наиболее активны в исследовании социально-педагогической проблематики специалисты России и Украины, реже - Белоруссии. В остальных странах бывшего СССР таких диссертаций пока найти не удалось.

В результате такого отбора в базу данных диссертаций по социальной педагогике были включены 2377 тем диссертаций, которые подвергались оценке на предмет их соответствия проблематике социальной педагогики. Данная оценка являлась

итогом экспертного суждения трех докторов педагогических наук и трех кандидатов педагогических наук. После такой экспертной работы итоговый список диссертаций включает 1472 темы диссертационных работ (по 2007 год включительно).

Таким образом, совокупность данных критериев составила критериальный компонент модели информационного обеспечения исследования диссертаций по социальной педагогике.

Организационный компонент модели представлен в организационной форме их хранения — базе данных.

Разработка базы данных как организационного компонента модели информационного обеспечения исследования диссертаций по социальной педагогике основывалась на учете ряда требований, которые предъявляются к любой базе данных:

— база данных содержит некоторое множество тем диссертаций, необходимых для решения конкретных информационных задач многих пользователей (в том числе как реальных, так и потенциальных);

— темы диссертационных исследований по социальной педагогике как информационные элементы в базе данных определенным образом структурированы и связаны между собой (то есть организованы), при этом структура, состав данных и их содержание в базе данных не зависят от особенностей прикладных программ, используемых для управления ею;

— информационные элементы (темы диссертационных исследований по социальной педагогике) представлены на машиночитаемых носителях в форме, пригодной для оперативного использования их с применением средств вычислительной техники, включая и системы управления базами данных (СУБД).

По своей физической организации база данных диссертаций по социальной педагогике является локальной и централизованной, так как располагается в виде единого информационного массива на одном носителе (CD-диск иди HDD-диск) в одной ЭВМ. База данных выполнена в программном продукте Microsoft Access 2000.

Инструментальный компонент модели информационного обеспечения исследования диссертаций по социальной педагогике представляет собой систему управления базой данных — «комплекс программных и лингвистических средств, предназначенных для создания, хранения и управления одной или несколькими базами данных» (2). Современные СУБД составляет основу программного обеспечения автоматизированной информационной системы.

Учитывая, что база данных представляет собой документографическую (документальную) базу данных, так как содержит библиографические записи о диссертациях по социальной педагогике, она может быть отнесена к лингвистическим базам данных. По характеру ввода и вывода информации, содержащейся в базе данных (библиографическое описание диссертаций по социальной педагогике) она является автоматизированной, то есть предполагает сочетание ручных и автоматических операций с информационными документами. По своему назначению она является пользовательской, так как позволяет любому пользователю автоматизированной системы решать задачи в соответствии с его целями.

По прикладному назначению и характеру хранимой информации база данных диссертаций по социальной педагогике относится к проблемно-ориентированным базам данных, так как она содержит тематически связанные документы (библиографическое описание диссертаций), предназначенные для решения прикладных задач. Одной из основных задач, решение которой обеспечивает база данных, является задача предъявления информации, необходимой пользователю.

Такие характеристики базы данных диссертаций по социальной педагогике позволили присвоить системе управления ею (СУБД) условное название «ЛАСПИ ДСП» - лингвистическая автоматизированная система предъявления информации о диссертациях по социальной педагогике.

Совокупность базы данных диссертаций по социальной педагогике и системы управления этой базой данных составляет автоматизированную информационную систему (АИС), которая в узком смысле слова определяется как комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-технологических средств и персонала, предназначенный для решения задач справочно-инфор-мационного обслуживания и/или информационного обеспечения пользователей информации.

Учитывая, что ЛАСПИ ДСП изначально создавалась для информационного обеспечения пользователей, то ведущей ее задачей является предъявление информации в соответствии с информационным запросом пользователя. Структура базы данных диссертаций по социальной педагогике и системы управления ею позволяют осуществлять поиск и предъявление информации по следующим информационным запросам:

- «общий обзор диссертаций» - просмотр предъявленной информации в алфавитном порядке фамилий авторов;

- «поиск диссертаций докторов наук» - просмотр предъявленной информации о диссертациях по социальной педагогике, выполненных на соискание ученой степени доктора наук;

- «поиск диссертаций по фамилии автора» - просмотр предъявленной информации в соответствии с вводимыми буквами фамилии автора диссертации;

- «поиск диссертации по ключевым словам» - просмотр предъявленной информации по введенному ключевому слову;

- «поиск диссертаций по номеру специальности» - просмотр предъявленной информации о диссертациях по социальной педагогике, выполненных по различным научным специальностям;

- «поиск диссертации по отраслям науки» - просмотр предъявленной информации о диссертациях по социальной педагогике, выполненных в рамках различных отраслей науки;

- «поиск диссертаций по городам» - просмотр предъявленной информации о диссертациях по социальной педагогике, выполненных в учреждениях и организациях, которые расположены в разных городах;

- «поиск диссертаций по году» - просмотр предъявленной информации о диссертациях по социальной педагогике, выполненных в разные годы;

- «словник базы данных» - поиск и предъявление диссертаций, отобранных на основе выбора слова из имеющегося словаря терминов;

- «редактор базы данных» - ввод новых и редактирование имеющихся в базе данных записей. Редакторская подсистема позволяет корректировать информацию о диссертации; сохранять изменения; удалять ненужную информацию; добавлять в базу данных новые записи.

Инфологический компонент модели информационного обеспечения исследования диссертаций по социальной педагогике отражается в форме представления информации по любому из выбранных в меню информационных запросов пользователей. Эта форма (инфологический модуль) включает в себя сведения: фамилия, имя и отчество автора диссертации; тема диссертации по социальной педагогике; ученая степень, присужденная за диссертацию; номер специальности, в рамках которой выполнена диссертационная работа; город и год защиты диссертации. В своей совокупности эти сведения составляют инфологический модуль.

Такое построение модели информационного обеспечения исследования диссертаций по социальной педагогике позволило сосредоточить внимание на проблемно-тематическом анализе этих диссертаций, что в свою очередь дало возможность на основе использования применяемых в их формулировках терминов выявить и обосновать проблемное поле социальной педагогики и анализа научных ориентиров его исследования. Кроме того, проблемно-тематический анализ диссертацион-

ных исследований позволил выявить (на основе большого массива тем диссертаций) частоту применения тех или иных терминов. Такой подход, в свою очередь, позволяет формулировать тенденции развития проблемной области социальной педагогики, а также вести научно-прогностическую работу в педагогике в целом и в социальной педагогике в частности в интересах формирования категориального профиля ее теории.

Примечания

1. Информатика: [энциклопедический систематизированный словарь-справочник. Другие термины, связанные с понятием «модель данных»] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovari.yandex.rU/dict/informatica/article//info/info-065.htm

2. Информатика : [энциклопедический систематизированный словарь-справочник. Система управления базами данных] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //slovari.yandex.ru/dict/informatica/article//info/info-167.htm

3. См.: Алексеева А. Н. Информационная система поддержки деятельности аспиранта: автореф. дис. ... канд. техн. наук / А.Н. Алексеева. - Уфа, 2002; Захарова О. А. Система компьютерной поддержки процесса управления научно-педагогическим исследованием: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.А. Захарова. - Таганрог, 1999; Кадочкин Д. Е. Разработка методов автоматизированной поддержки управления развитием исследовательского потенциала студентов в вузе: автореф. дис. ... канд. техн. наук / Д.Е. Кадочкин. - Самара, 2003; Портнова С. И. Информационное обеспечение прогностических исследований в системе непрерывного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.И. Портнова. - М., 1989.

4. См.: Алексеик Е. Б. Информационное обеспечение автоматизированного управления воспитательным процессом в вузах МВД России (межличностные отношения, социально-психологический аспект): дис. ... канд. техн. наук / Е.Б. Алексеик. - СПб., 2002.

5. См.: Вульфов Б. З. Исследования в области социальной педагогики: основания, научный аппарат, специфика организации / Б.З. Вульфов // Вестник ун-та Рос. акад. образования. - 1998. - № 1. - C. 35-45.

6. См.: Загвязинский В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Книга для социальных педагогов и социальных работников / В.И. Загвязинский. -М.: АСОПиР, 1995. - 156 с.

М.В. Межова

К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ПЕРЕВОДЧИКА

В статье рассматривается роль переводчика в рамках лингво-культурологического подхода. Проводится анализ подходов к переводу, раскрыта сущность переводческой компетенции как основы межкультурной коммуникации при работе с текстами оригинала и перевода. С помощью приведенных культурологических подходов к переводу показано, что перевод является связующим звеном между языком и культурой. Культура формирует и организует мысль языковой личности, формирует языковые категории и концепты, позволяет приблизиться к ответу, каким образом осуществляется одна из фундаментальных функций языка - быть орудием создания, развития, хранения и трансляции культуры. Данная работа обособляет, что лишь адекватный перевод переносит содержание оригинала с максимально полной передачей национальной культуры, с сохранением полного его смысла с одного языка на другой, и роль переводчика в этом процессе велика. Ключевые слова: образование в сфере культуры, перевод, культурологическая компетенция, интерпретация оригинала, принципы перевода, лингвокультурная общность, межкультурная коммуникация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.