учреждениях : дис. ... д-ра пед. наук / Тимошина И.Н. - СПб., 2008. - 368 с.
8. Тимошина, И.Н. Показания и противопоказания по содержанию занятий по физической культуре в специальной медицинской группе / И.Н. Тимошина // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 4. - С. 65-67.
REFERENCES
1. Parfyonova, L.A. (2013), “The main directions of intellectualization of physical training of the pupils with deviations in health”, Physical culture: education, education, training, No. 6, pp. 14-20.
2. Parfyonova, L.A. (2012), “Contents and organization of physical training of younger pupils of special medical group”, Physical culture: education, education, training, No. 1, pp. 60-65.
3. Parfyonova, L.A. (2009), Contents and organization ofphysical training of younger pupils of special medical group, dissertation, Naberzhnye Chelny.
4. Parfyonova, L.A., Timoshina, I.N. and Glazkova, G.B. (2014), “Participation of persons with deviations in a state of health in GTO group”, Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 101-104.
5. The resolution of the Government of the Russian Federation of June 11, 2014 No. 540 "About the adoption of Provision on the All-Russian sports complex "Ready to Work and Defense» (GTO) ", available at: http: // www.minsport.gov.ru/post540_11062014.pdf.
6. Ed. Stolyarov, V.I. (2009), Modernization of physical training and work in comprehensive school, publishing house “Theory and practice of physical culture”, Moscow.
7. Timoshina, I.N. (2008), Updating of continuity of the contents and the organization of adaptive physical training of children, teenagers and studying youth in educational institutions, dissertation, St. Petersburg.
8. Timoshina, I.N. (2007), “Indication and contraindications according to the content of classes in physical culture in special medical group”, Theory and practice ofphysical culture and sport, No. 4, pp. 65-67.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.07.2014.
УДК 378.147:378.018.43
ИНФОРМАЦИОННО-ВЕРОЯТНОСТНЫЕ МОДЕЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Виктор Александрович Питкин, преподаватель,
Николай Константинович Вальчук, преподаватель, майор,
Андрей Викторович Савенко, преподаватель,
Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - разработка информационно-вероятностной модели самостоятельной работы студента. Система высшего образования - главный фактор формирования конкурентоспособной личности, готовой к постоянному личностно-профессиональному росту. Самостоятельная работа студентов неразрывно связана с остальными компонентами образовательного процесса -учебно-исследовательской работой студентов, аудиторными занятиями, поддержкой обучающихся в личностно-профессиональном самоопределении. Мониторинг самостоятельной работы студентов включает её моделирование и диагностику. Научными основами построения математических моделей самостоятельной работы студентов являются теория множеств и отношений, а также теория графов, методологическими - системный и вероятностно-статистический подходы, нормативнометодическими - государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. По мнению авторов, вероятность успешного самостоятельного выполнения студентом учебных заданий есть главный показатель его готовности к самостоятельной работе и конкурентоспособности как специалиста.
Ключевые слова: самостоятельная работа, студент, успешность, вероятность, модели.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p119-122 INFORMATIONAL AND PROBABILISTIC MODELS OF STUDENTS INDEPENDENT WORK
Victor Alexandrovich Pitkin, the teacher,
Nikolay Konstantinovich Valchuk, the teacher, major Andrey Viktorovich Savenko, the teacher,
Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
The purpose of the investigation is independent students work informational and probabilistic models elaboration. Higher education system is main factor of creative person upbringing, prepared to continuous personal and professional growth. The student’s independent activity is interrelated with other educational process components such as student’s investigative activity, lessons, students support in personally professional self-determination. Students independent activity monitoring includes the modeling and assessment. The scientific foundations for students independent activity mathematical models elaboration are theories of sets, relations and nets, methodological foundations are system-based and probabilisti-cally-statistical approaches, methodical foundations are state educational standards for vocational training. By author’s opinion, the probability of independent and successful work execution is main criterion of student’s preparedness to independent work and competitiveness.
Keywords: independent work, student, successfulness, probability, models.
Целевым ориентиром профессионального образования является подготовка конкурентоспособного специалиста [2]. Конкурентоспособность личности в условиях постиндустриального общества детерминируется его готовностью к самостоятельной работе, самообучению, самостоятельному приобретению знаний и формированию умений, постоянному личностно-профессиональному росту [1, 3]. Поэтому главная задача образовательного процесса - создание предпосылок для того, чтобы будущий специалист превратился в саморазвивающуюся личность. “Хороший педагог учит искать истину, плохой педагог преподносит её в готовом виде” (А. Дистервег).
Повышение эффективности самостоятельной работы студентов - актуальная социально-педагогическая задача. Во всём мире соотношение (в часах) аудиторной и самостоятельной работы составляет 1:3-3.5. Это обусловлено огромным дидактическим потенциалом самостоятельной работы, который не полностью используется в современных условиях. Одна из причин - слабая разработанность моделей самостоятельной работы студентов, которые могли бы служить научной основой проектирования образовательных технологий (технологий её педагогического сопровождения). Цель исследования -создание информационно-вероятностных моделей самостоятельной работы студентов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С точки зрения авторов, самостоятельная работа обучающегося возможна только в том случае, если у него на должном уровне сформированы психофизиологические предпосылки. Это, прежде всего, должный уровень здоровья, умений профессиональной самоорганизации (в целом - регулятивного компонента социально-профессиональной компетентности) и соответствующих базовых знаний (для выполнения конкретной самостоятельной работы). Например, едва ли обучающийся сможет самостоятельно освоить тему “Ядерная энергетика”, если у него не сформированы знания по основам ядерной физики. Чем у обучающегося меньше объём базовых знаний (и умений), тем с меньшей вероятностью он сможет самостоятельно приобрести (сформировать) новые знания или выполнить педагогическое задание.
Построение информационно-вероятностных моделей самостоятельной работы студентов рассмотрим на примере выполнения цепных заданий (серия заданий, для кото-
рых вероятность успешного выполнения последующих зависит от успешности выполнения предыдущих). Приведём простой пример. При изучении темы “Менеджмент качества” раздела “Основы стандартизации и сертификации” (дисциплина “Метрология, стандартизация и сертификация”) преподаватель на лекции кратко объясняет сущность менеджмента качества (сообщает подлежащую усвоению базовую информацию), после чего студенты выполняют серию заданий в тестовой форме: “Сущность принципов менеджмента качества (согласно 180 9000)” (задание № 1), “Содержание принципов менеджмента качества” (задание № 2) и “Взаимосвязь принципов менеджмента качества с информатизацией менеджмента” (задание № 3). Очевидно, что вероятность успешного выполнения третьего задания зависит от успешности выполнения второго, второго - от первого, первого - от усвоенности лекционного материала (ограниченность объёма статьи не позволяет представить задания).
Представим информационно-вероятностные модели. Пусть имеется серия из N цепных заданий (это могут быть и задачи, и творческие задания, и задания на самостоятельное освоение учебного материала и т.д.), причём вероятность успешного выполнения /-го задания при условии успешности выполнения предыдущего (условная вероятность) составляет р1 (для первого задания “предыдущим” будет успешное усвоение базовых знаний под руководством педагога), тогда вероятность успешного выполнения студентом
/-го задания г = Pj . Как видно, от задания к заданию (для цепных заданий) вероят-
‘ ]=1
ность успешного выполнения закономерно убывает. Отсюда важнейшим критерием готовности обучающегося к самостоятельной работе будет темп убывания такой вероятности (чем они ниже, тем в большей мере обучающийся готов к самостоятельной работе).
Обратной величиной будет критерий О = ^1^7^ (чем ближе к 1, тем лучше).
Авторы считают целесообразным привести менее “жёсткий” критерий оценки. Коэффициентом выполнения /-го задания назовём долю верно выполненных информационных составляющих задания. Например, для любого из заданий в тестовой форме по принципам менеджмента качества число информационных элементов равно 8 (это - число принципов менеджмента качества). Тогда О = NWN / М'1 .
При моделировании самостоятельной работы студентов считают, что из N цепных заданий первые Б являются “обучающими” (“тренирующими”), а последующие N - Г -“зачётными”. Тогда коэффициент реализации (для конкретного студента) дидактического
потенциала обучающих заданий составит р = \ / Г ^ 1 •N—Г.
V /=г+1 . /=1 .) Г
Самостоятельная работа студентов имеет колоссальное значение и в физкультурно-спортивной деятельности. Задача аудиторной работы (включает аудиторные занятия по дисциплине “Физическая культура” и занятия в спортивных секциях) - сформировать у обучающегося операционный компонент физической культуры личности, для возможности его применения как инструментария в самостоятельных занятиях физической культурой (физическая культура личности - важнейший фактор успешности самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности и один из важнейших ресурсов жизнедеятельности [1]). Но степень использования операционного компонента (двигательных умений, физических качеств и т.д.) в решающей мере будет зависеть от мотивационноценностного компонента, а также поведенческого (уже накопленного опыта физкультурно-спортивной деятельности). Например, если у обучающегося в течение недели (в среднем) расход энергии на аудиторных занятиях по физической культуре составлял 7000 ккал, а в ходе самостоятельных занятий - 17500 ккал, то это свидетельствует о должном уровне мотивационного и поведенческого компонентов физической культуры личности,
а также готовности к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности. Индикаторами должного уровня готовности к самостоятельной работе могут быть также прирост арсенала двигательных умений, развитие физических качеств, улучшение спортивной техники и т.д. (если отсутствуют аудиторные занятия, например, на старших курсах или в процессе последипломного профессионального образования).
Исходя из представленных моделей и критериев, следует проектировать технологии сопровождения самостоятельной работы студентов.
Заключение. При управлении учебной деятельностью преподаватель должен оценивать обученность студента (уровень усвоения знаний) и его готовность к самостоятельной работе (чем ниже уровень готовности, тем интенсивней процесс коррекции учебной деятельности студента).
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда № 13-06-00350 от 13.06.2013 года в рамках темы “Мониторинг качества непрерывного образования”.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вальчук, Н.К. Физическая культура личности студента как ресурс его жизнедеятельности / Н.К. Вальчук, А.В. Савенко, Д.А. Романов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 32-35.
2. Мониторинг самостоятельной работы студентов / И.Г. Лучинина, Т.В. Тихомирова, И.С. Ворошилова, Д.А. Романов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 90-93.
3. Хазова, С.А. Технологические основы подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту / С.А. Хазова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - Майкоп : Изд-во АГУ, 2011. - Выпуск 1. - С. 25-30.
REFERENCES
1. Valchuk, N.K., Savenko, A.V. and Romanov, D.A. (2013), “Students' personal physical culture as life activity resource”, Uchenyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No 10, pp. 3235.
2. Luchinina, I.G., Tikhomirova, T.V., Voroshilova, I.S. and Romanov, D.A. (2013) “Students independent activity monitoring”, Uchenyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No 11, pp. 90-93.
3. Khazova, S.A. (2011), “Technological foundations of vocational of competitiveness specialists in physical culture and sport”, VestnikAdygeyskogo gosudarstvennogo universiteta, Vol. 1, pp. 25-30.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.09.2014.
УДК 61:796/799
ИЗМЕНЧИВОСТЬ КАРДИОРИТМОГРАММЫ ПРИ НЕПРЕДЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗКАХ
Андрей Леонидович Похачевский, кандидат медицинских наук, доцент, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Академия ФСИН России, Рязань); Сергей Александрович Глушков, старший преподаватель, Алексей Викторович Фомичев, старший преподаватель, Александр Николаевич Воробьев, преподаватель, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний
(ВИПЭ ФСИН России)
Аннотация
В процессе исследования длительности различий последовательных пар RR-интервалов нагрузочной кардиоритмограммы выявлены и изучены физиологические закономерности изменчи-