Научная статья на тему 'Информационно-телекоммуникационные технологии в образовании'

Информационно-телекоммуникационные технологии в образовании Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
информационные технологии / телекоммуникационные технологии / компьютеризация / информационно-коммуникационные технологии / информатизация / электронное обучение / information technologies / telecommunication technologies / computerization / information and communication technologies / informatization / e-learning

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Узденова Б. Х., Байчоров Д. Т., Гогуева А. М., Чотчаева З. Т., Эркенова А. А.

Современное время характеризуется сильным влиянием на общество компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают передачу информационных потоков в обществе, образуя мировое информационное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and telecommunication technologies in education

Modern times are characterized by a strong influence on society of computer technologies that penetrate into all spheres of human activity, ensure the transmission of information flows in society, forming a global information space.

Текст научной работы на тему «Информационно-телекоммуникационные технологии в образовании»

Узденова Б.Х.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей информатики.

Северо-Кавказская государственная академия.

Байчоров Д.Т.

Обучающийся 2 курса, Северо-Кавказская государственная академия.

Гогуева А.М.

Обучающаяся 3 курса, Северо-Кавказская государственная академия.

Чотчаева З.Т.

Обучающаяся 3 курса, Северо-Кавказская государственная академия.

Эркенова А.А.

Обучающаяся 3 курса, Северо-Кавказская государственная академия.

Информационно-телекоммуникационные технологии в образовании

Нынешнее общество невозможно себе представить без информационно-коммуникационных технологий. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе образования. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить учащихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности.

Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация и информатизация системы образования. Это объясняется не только ростом технологических процессов, но и в первую очередь изменениями, вызванными развитием информационного общества, в котором информация и умение с ней работать становятся главной ценностью.

Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач, определяющих этапы процесса модернизации: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д.

Педагогика №72 год 2023

Развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций создает основу для осуществления научных и образовательных программ на качественно новом уровне [1, с. 1372].

Для результативного применения обучающимися современных информационных технологий необходимо развивать у них системное мышление и изучение ими необходимых ключевых понятий, применяемых во всех сферах информационной деятельности нынешнего общества. Информационный метод образования становится одним из главных методов системы образования и придает высокую значимость информации в современном мире. Переход к информационному обществу оказывает влияние на все общество, в том числе и на систему образования. Этим обусловлено возникновение новых понятий, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, и использование компьютерной техники во всех областях деятельности современного общества [2, с. 448].

Информационно-коммуникационные технологии - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг, среди которых можно выделить компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовую связь, электронную почту, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет [3, с. 175].

Важнейшими задачами информационно-телекоммуницацион-ных технологий в образовании является:

1) улучшения качества подготовки специалистов на основе использования современных информационных технологий в образовательном процессе;

2) использование активных методов обучения, повышающих творческую и интеллектуальную составляющие образовательной деятельности;

3) объединение разнообразных видов образовательной деятельности (образовательной, научно-исследовательской и т.д.);

4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих стимулированию когнитивной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;

6) совершенствование программного и методического обеспече-

ния образовательного процесса;

7) разработка информационных технологий дистанционного обучения.

Применение средств информационных и коммуникационных технологий в образовательной системе повышает эффективность и результативность обучения за счет роста уровня его персонализации и дифференциации, использования дополнительных стимулирующих методов.

Применение информационных и коммуникационных технологий дает возможность разделения процесса обучения за счет использования средств и технологий, определения заданий разного уровня, организации самостоятельного изучения по темам учебного курса. В последние годы популярным стало дистанционное обучение. Общество вступило в телекоммуникационный этап развития в информационной области. Поскольку знания стремительно обновляются, то современный человек должен быть готов к тому, что он будет получать знания в течение всей жизни. Возникновение дистанционного обучения является закономерным этапом развития и адаптации образования к современным условиям. Его появление объясняется рядом факторов, с одной стороны, потребностью общества в творческой, профессионально и духовно самостоятельно совершенствующейся личности, с другой стороны, территориальными, экономическими и культурными факторами [4, с. 168].

Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития информационной грамотности. Применение их зависит от уровня использования информационно-коммуникационных технологий в системе обучения, от профессиональной компетенции педагога, создавая положительное побуждения и психологические удобства, способствуя развитию умений и навыков.

Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет обеспечить ясность и зрительное восприятие учебного материала; удобное использование урока за счет сокращения времени, которое тратится для записей преподавателя на доске; применение учебного материала, предоставленного в электронном формате в случае, если обучающийся отсутствовал; удобство внесения изменений в ход учебного процесса. Степень развития информационно-телекоммуникационных систем и сетевых информационных технологий является важнейшей характеристикой информационного потенциала общества. Именно эта характеристика определяет в настоящее время

Педагогика №72 год 2023

не только реальные возможности эффективного использования внутренних информационных ресурсов страны, но также и степень ее вхождения в мировое информационное пространство, т. е. возможность использования мировых информационных ресурсов.

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении значительно повышает не только эффективность преподавания, но и способствует совершенствованию различных форм и методов преподавания, повышает интерес к углубленному изучению обучающего материала.

Библиографический список

1. Рахматов Д.Н., Акбарова Л.У. Современные информационно-коммуникационные технологии и их роль в системе образования // Экономика и социум. 2018. № 11 (54). С. 1371-1374. (Дата обращения: 26.08.2023).

2. Данилов О.Е. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения / Молодой ученый, 2013. № 12. С. 448-451. (Дата обращения: 19.08.2023).

3. Сулейманов М.Д., Бардыго Н.С., Цифровая грамотность: учебник / М.: Креативная экономика, 2019. 324 с.

4. Горева Ольга Михайловна, Осипова Любовь Борисовна Роль информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе // Вестник Чел-ГУ. 2015. № 19 (374). С. 166-171. (Дата обращения: 11.08.2023).

References

1. Rakhmatov D.N., Akbarova L.U. Modern information and communication technologies and their role in the education system // Economy and Society. 2018. № 11 (54). P. 1371-1374. (08.26.2023).

2. Danilov O.E. The role of information and communication technologies in the modern learning process / Young scientist, 2013. № 12. P. 448-451. (Date of access: 08/19/2023).

3. Suleymanov M.D., Bardygo N.S., Digital literacy: textbook / M.: Creative Economy, 2019. 324 p.

4. Goreva Olga Mikhailovna, Osipova Lyubov Borisovna The role of information and communication technologies in the modern educational process // Bulletin of ChelSU. 2015. № 19 (374). P. 166-171. (08.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.