ПОИСКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
УДК 070
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ: ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ ИХ ВЕДЕНИЯ
З.Н. Качмазова
На сегодняшний день понятие "информационно-психологическая война" становится все более популярным. Оно используется не только в научных трудах, но и в выступлениях различных общественных деятелей, политиков, журналистов, что позволяет констатировать актуальность изучения этого явления.
Проблема информационных войн рассматривалась в работах отечественных и зарубежных исследователей, таких как: Э. Тоф -флер [1], И.Н. Панарин [2], С.П. Расторгуев [3], В.А. Лисичкин [4], В.Д. Попов [5], ГГ. По-чепцов [6] и др.
Целью данной статьи является изучение понятия и сущности "информационно-психологической войны". Рассмотрим наиболее масштабные информационные войны разных периодов и характер их ведения. Это тем более актуально, поскольку сегодня любая страна мира нуждается в создании эффективного плана противодействия информационно-психологическим воинам.
Первым использовал термин "информационная война" американский эксперт Томас Рона в отчете, подготовленным им в 1976 г. для компании Boeing и названный "Системы оружия и информационная война". Т. Рона указал, что информационная инфраструктура становится ключевым компонентом американской экономики. В то же самое время она становится и уязвимой целью, как в военное, так и в мирное время. Этот отчет и можно считать первым упоминанием термина "информационная война" [2].
Качмазова Зарина Николаевна - аспирант заочного отделения кафедры журналистики Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), 3444010, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69, e-mail: valentina-kihtan@yandex.ru, т. 8(863)2663806.
Один из острых вопросов, обсуждающихся сегодня в научных кругах России, -реальность информационных, информационно -психологических войн, "мозговой войны", т.е. мнимые и реальные опасности ведения таких войн. Глобальная опасность - это управление мыслями, желаниями, мотивами поступков человека, навязывание ему алгоритмов практического поведения без видимого насилия. Ученые справедливо отмечают, что ХХ1 век -это век информации и психологии, а значит, еще большего объединения современных психотехнологий с информационными технологиями. Во множестве публикаций, посвященных информационным, психологическим, информационно-психологическим войнам, одной из основных проблем является воздействие психотехнологий на бессознательное поведение человека [7].
Одной из главных предпосылок ведения эффективной информационно-психологической войны, как на внутрироссийском, так и на международном поле является разработка государственной информационной политики. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации [8] указывается на отсутствие системы формирования и реализации государственной информационной политики. Вопрос упирается в необходимость решения другой, более существенной проблемы: разработку государственной идеологии.
Следует признать, что борьба за получение информации столь же старое явление, как и войны. Она всегда ценилась наравне с оружием. Еще за пять столетий до на-
Zarina Kachmazova - postgraduate student of the Department of Journalism at the Rostov State Economic University (RINH), 69, B. Sadovay Street, Rostov-on-Don, 3444010, e-mail: valentina-kihtan@yandex.ru, ph. +7(863)2663806.
шей эры великий китайский стратег - Сунь Цзы определял информацию как основу войны [5].
Считается, что впервые в истории войн психологическую операцию как часть единого плана боевых действий осуществил А.В. Суворов в 1799 г. Он приказывал своим войскам "при ударах делать большой шум и крепко бить в барабаны" (в последующем мы наблюдали подобные приемы во время психологических атак белогвардейцев, при наступлении на Берлин танковой армии маршала М.Е. Катукова и т.д.).
Сегодня общепризнанного определения понятия "информационная война" пока нет. Но в общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии "Википедия" (http://www.wikipedia.org/) дается следующие определение: Информационная война - это:
1) Воздействие на гражданское население или военнослужащих другого государства путем распространения определенной информации.
2) Целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путем нанесения ущерба информацией СМИ [9].
Одно из первых задокументированных проявлений информационной войны было зафиксировано во время Крымской войны (1853—1856), когда сразу после Синопского сражения английские газеты в отчетах о сражении писали, что русские достреливали плававших в море раненых турок [5].
Объектом информационных войн является, как массовое сознание, так и индивидуальное. Средствами ведения информационной войны являются любые средства передачи информации - от СМИ до почты и сплетен.
Как правило, методами информационной войны являются выброс дезинформации или представление информации в выгодном для себя ключе. Данные методы позволяют изменять оценку происходящего населением территории противника, развивать пораженческое настроение и, в перспективе, обеспечить переход на сторону ведущего информационное воздействие. В качестве примера можно привести "прелестные письма", в которых Степан Разин призывал всех ищущих воли на свою сторону, выдавая себя за восстановителя справедливости, борца с предавшей царя местной властью. С появлением средств массовой информации и общим повышением
уровня грамотности в XX в. ведение информационной войны стало более эффективным. Ярким примером изменения общественного сознания является деятельность Йозефа Геб -бельса, рейхсминистра народного просвещения и пропаганды.
Примером информационной войны также считаются и "информационно-психологические операции" (термин военных США), которые проводит Министерство обороны США в наше время, к примеру, в Ираке. "Минобороны США заплатит частным подрядчикам в Ираке до 300 млн долларов за производство политических материалов, новостей, развлекательных программ и социальной рекламы для иракских СМИ, чтобы привлечь местное население к поддержке США", — пишет 3 октября 2008 г. газета "The Washington Post" [6].
"Ярким примером информационно-психологической войны является конфликт Израиля и Палестины, который является глобальным, поскольку затрагивает интересы более десятка стран. Противоборствующие стороны используют в своих интересах разнообразные информационные ресурсы: печатную прессу, телевидение, радио, интернет" [10].
Информационно-психологичесие войны, на наш взгляд, - явление реальное, поскольку объектом воздействия в такой войне является человеческая психика, психология групп и целых обществ, а основным средством воздействия - информация. И.Н. Панарин совершенно справедливо отмечает: "Средства поражения (воздействия) на людей и их психику различают в зависимости от целей их применения в психологической войне. К таким целям относят: искажение получаемой политическим руководством, командованием и личным составом вооруженных сил противника информации и навязывание им ложной или бессодержательной информации, лишающей их возможности правильно воспринимать события или текущую обстановку и принимать правильные решения" [11].
Ни для кого не секрет, что информационные войны сегодня уже не мифы, а реальность. И чем дальше, тем больше информационное оружие будет выступать в качестве фактора скрытого военно-политического давления, способного нарушить сложившийся в мире стратегический паритет. Чтобы не допустить этого, надлежит предпринять целый ряд принципиальных шагов.
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА
2012
№ 3
141
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что информационная война есть основное средство мировой политики на протяжении всей истории человечества, доминирующий способ достижения духовной, политической, финансовой и экономической власти в мире.
Информационно-психологическую войну XXI века мы рассматриваем как ком-муникативнаю технологию по воздействию на информацию и информационные системы противника с целью достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии, при одновременной защите собственной информации и своих информационных систем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма "Издательство ACT"», 1999. 262 с.
2. См.: Панарин И.Н. Информационная война и геополитика. М.: Поколение, 2006. 560 с.
3. Расторгуев С.П. Информационная война. М.: Радио и связь, 1998. 416 с.
4. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая информационно-психологическя война. М.: Академия социальных наук, 2000. 304 с.
5. См.: Попов В.Д. Информационная политика. М.: РАГС, 2003. 420 с.
6. См.: Почепцов Г.Г. Пропаганда и контрпропаганда. М.: Центр, 2004. 210 с.
7. См.: Комов С. Информационная борьба в современной войне: вопросы теории // Военная мысль. 1996. № 3. С. 28-143.
8. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Сайт общественно-политической газеты "Российская газета". [ Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/OFICIAL/DOC/ MIN_AND_VEDOM/MIM_BEZOP/DOCTR.
9. Информационная война // Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Информационная война.
10. См.: Черкасов А. Оружие, которое не убивает, но побеждает // Ориентир. 1997. № 1. С. 13-19.
11. Панарин И.Н. Информационная война и мировая политика. М.: Городец, 2006. 320 с.
5 сентября 2012 г.
УДК 070
МЕХАНИЗМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ
Б.Ю. Мамиева
Вопросы коммуникативного воздействия являются центральными для ряда областей современной цивилизации. Это и кризисные коммуникации, и реклама, и паблик рилейшнз, и избирательные технологии.
Проблема механизмов коммуникативного воздействия рассматривалась в работах отечественных - С.А. Зеленский [1], С.Г. Корко-носенко [2], М. Ямпольский [3] - и зарубежных исследователей - Т. Парсонс [4]; и др.
Целью данной статьи является определение механизмов коммуникативного воздействия в условиях кризисных ситуаций. Исходя
Мамиева Бэла Юрьевна - заведующая творческой студией факультета журналистики Юго-Осетинского государственного университета им. А.А. Тибилова, аспирант заочного отделения кафедры журналистики Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), 3444010, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69, e-mail: valentina-kihtan@yandex.ru, т. + 8(863)2663806.
из этого, основной задачей является выделение механизмов коммуникативного воздействия и рассмотрение конкретных примеров кризисных ситуаций.
Автор при написании статьи использовал сборники научных трудов таких авторов и исследователей, как: Г.П. Бакулев [5], А.А. Бузгалин [6], В.М. Березин [7], Ю.М. Лотман [8], Г.Г. Почепцов [9].
В новом энциклопедическом словаре понятие коммуникации трактуется как специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при по-
Bela Mamieva - Head of Creative Studio School of Journalism at the South-Ossetian State University named by
A.A. Tibilov, postgraduate student of Journalism Department at the Rostov State Economic University (RINH), 69,
B. Sadovay Street, Rostov-on-Don, 3444010, e-mail: valentina-kihtan@yandex.ru, ph. + 7(863)2663806.