DOI: 10.15293/1813-4718.1903.15 УДК 378.02:37.016
Дятлова Юлия Олеговна
Аспирант кафедры иностранных языков факультета гуманитарного образования, Новосибирский государственный технический университет, juli.safonova@yandex.ru, ORCID 0000-00031377-7532, Новосибирск
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ ВУЗОВ
Аннотация. Введение в проблему. В статье автор рассматривает структуру образовательного процесса в Великобритании и России. Оптимизация работы в информационно-образовательной среде вуза является одной из наиболее важных способов развития навыков организации самостоятельного обучения в условиях модернизации современного образования и переноса акцента на личностно-ориентированное обучение.
Методология. В статье анализируется психолого-педагогическая литература по проблемам организации самостоятельной работы студентов. Автор изучает понятие «Lifelong Learning» (образования через всю жизнь) в образовательной системе Великобритании. В статье освещены некоторые аспекты системы непрерывного образования; показано, что система непрерывного образования требует глобальных преобразований, затрагивающих организационно-управляющую и контролирующую функцию преподавателя в самостоятельном обучении студентов. Особое внимание на современном этапе образования уделяется тьюторской системе, в которой преподаватель становится фасилитатором и наставником.
Выявлены и описаны приоритетные тенденции организации самостоятельной работы студентов, а также основные дидактические условия совершенствования самостоятельной работы студентов в России и в Великобритании.
Целью статьи является рассмотрение проблемы организации самостоятельной работы студентов посредством информационных технологий, в частности через информационно-образовательную среду (ИОС) вуза. В настоящей статье рассматривается структура образовательного процесса и информационно-образовательной среды (ИОС) вузов Великобритании, ее роль в организации самостоятельной работы студентов. Одним из наиболее важных требований является умение современных выпускника вуза владеть информационными технологиями.
Основное содержание исследования составляет анализ возможностей аналогичных ИОС, реализуемых в университетах Великобритании, с целью возможного использования опыта организации самостоятельной работы студентов в вузах России. В статье выделены характеристики ИОС на примере трех информационно-образовательных сред Великобритании. Нами были выделены основные достоинства и недостатки каждой из трех сред.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, самостоятельная работа, профессиональное образование, информационно-коммуникационные технологии, Blackboard
Введение. Система образования любой страны постоянно подвергается различного рода изменениям. Появляются современные тенденции, которые затрагивают организационный и содержательный аспекты образовательной системы учреждения. Основополагающими причинами подобного рода изменений оказываются развитие научно-технического прогресса,
политическая направленность и многопрофильная направленность деятельности, которая ориентирована на совершенствование учебного процесса и достижение высоких образовательных показателей.
Всемирной тенденцией образовательных систем является переход от установки «образование на всю жизнь» к установке «образование через всю жизнь». Необхо-
димо подчеркнуть что, Великобритания в этом случае не является исключением.
Тони Блэр выделил основную цель перемен в системе британского образования Великобритании: «Прогресс не бывает бесплатным. Если жизнь становится лучше, то она становится тяжелее. У нас сейчас большие материальные богатства, больше свободы, больше возможностей работать, реализовывать свои амбиции, но выбор у нас жестче, обязанности суровее» [5, с. 103].
Наряду с Тони Блэром, о необходимости реформ высказался секретарь Департамента Образования Великобритании Дэвид Бланкетт, который выразил уверенность в эффективности создания инвариантных учебных заведений с целью образования людей с разными способностями и уровнем базовой подготовки. «Подготовка высококвалифицированных специалистов-профессионалов должна стать залогом экономического благополучия этой страны» [9, с. 260].
Образование на протяжении всей жизни («Lifelong Learning» - «LL») рассматривается в Великобритании как особый инструмент воздействия на личность, институты, общество с целью изменения последних; как средство повышения компетентности, конкурентоспособности и уровня личностного развития людей; как стратегия вовлечения каждого гражданина в социальную, культурную, политическую жизнь страны; как форма социального контроля [8].
Как отмечал Департамент по Образованию и Занятости Населения Великобритании «Образование через всю жизнь» не является государственной программой и не представляет собой разработку какой-либо частной образовательной организации. Это необходимость, диктуемая требованиями общества, работодателей, образовательных институтов и потребностями в качественном, отвечающим современным требованиям жизни, в образовании каждой отдельно взятой личности. Прави-
тельство призвано лишь выполнять орга-низационно-контролирующую и корректирующую функции.
Основные задачи «образования через всю жизнь» это организации более гибкой системы полномасштабного планирования курсов, изменения содержания обучения и его объема, создание свободной системы выбора широкого многообразия методов, способов, средств, форм обучения, отвечающих индивидуальным запросам обучаемых [8].
Стоит обратить внимание на то, что одной из современных тенденций совершенствования образовательной системы Великобритании является полномасштабная реализация личностного и индивидуального подходов к процессу обучения, что заключается в реальной возможности каждого обучаемого самостоятельно «строить» свой курс обучения. Как правило, это влечет за собой изменение академической организации учебных заведений и планирования учебных курсов в сторону их большей гибкости и мобильности [1].
Основным направлением в рамках этой тенденции стало также рассмотрение вопросов перехода с традиционной академичности образовательного уровня преподавателей вузов Великобритании на ориентацию на постоянное повышение уровня их педагогических компетенций. Состоялся переход от обременительных и малоэффективных для студентов (согласно социологическим опросам студентов вузов Великобритании) лекционных занятий к практико-семинарским (англ. «tutorials») [7] при сохранении определенного объема лекционного материала в качестве базовых ориентиров самостоятельной деятельности студентов.
Таким образом, на этом этапе в Великобритании происходит совершенствование модульной системы приобретения образования.
Существенно то, что глубина и прочность знаний будет зависеть от того, насколько активна, систематична и само-
стоятельна работа обучаемого, насколько развит его уровень самосознания и стремление к самосовершенствованию. Каждый студент в праве самостоятельно планировать и определять темп прохождения и объем закрепления учебного материала. Большую роль в рамках дистанционного обучения играет умение преподавателя организовать, дидактически и методически подкрепить самостоятельную работу обучаемых. Интересным моментом представляется тот факт, что в сфере образования Великобритании термин «дидактика» не применяется, а теория обучения разрабатывается в рамках психолого-педагогических работ. (Прилагательное «didactic» имеет несколько негативный оттенок, означающий «читающий нравоучения».) Таким образом, курсы предоставляют широкий спектр методических разработок по самостоятельной организации поиска и отбора учебного материала; по организации его закрепления и выработки навыков творческого применения на практике и в особенности по организации контроля и самоконтроля за качеством усвоенного материала.
Как хорошо известно, в Великобритании сегодня существует огромное количество учебных курсов, программ обучения и учебных заведений. Независимо от того, какое учебное заведение или программу выбрал студент, сам процесс будет организован практически одинаково с использованием стандартных форм организации обучения. В обучении в университетах и колледжах Великобритании, как правило, используются изложенные ниже методы или формы организации работы студентов. Следует учесть, что в зависимости от специальности, программа и недельная нагрузка будет разная, ведь у каждого факультета и специальности есть свое расписание. Например, на одних специальностях, студенты должны посещать лекции в течение всей недели, на других - только несколько часов в неделю отводится лек-
ционным занятиям, а остальное время посвящается самостоятельной работе [10].
Постановка проблемы. Об ориентации образовательной системы Великобритании на самостоятельную деятельность студентов (с позиции их самостоятельного планирования и организации выбранного самостоятельно курса, самостоятельного руководства своей деятельностью и контроля процесса ее осуществления) может свидетельствовать и официальное признание в вузах Великобритании такого вида учебной нагрузки преподавателя, как индивидуальная работа со студентами. Подобного рода деятельность преподавателей представляет собой консультирование по основным вопросам предлагаемой для изучения проблемы и реализует на практике принцип индивидуализации обучения.
Практически все студенты Великобритании начиная со второй половины срока обучения переходят на индивидуальные планы, которые составляются вместе с преподавателем и учитывают индивидуально темп изучения, объем и сложность учебного материала, формы осуществления контроля и самоконтроля. Соотношение обязательных и элективных дисциплин, равно как и минимальный объем, минимальный и максимальный сроки выполнения, остаются строго регламентированными и соответствуют программным требованиям того или иного высшего заведения. Самостоятельной работе в вузах Великобритании отводится до 60-70 % общего учебного времени. Особая роль отводится консультированию студентов как особому виду индивидуальной помощи и способу управления самостоятельной работой учащихся, как форме интенсивного, продуктивного сотрудничества между преподавателем и студентом, в рамках которого происходит воздействие на мотивационную сферу, ориентированное на побуждение к дальнейшей познавательной деятельности обучаемых и стимулирование их творческой индивидуальности [2].
Одно из условий успешной самостоятельной работы - это партнерский характер взаимодействия педагога и студента. Реализации этого условия способствует тьюторская система в высших учебных заведениях страны.
В России цели обучения, как правило, определяются преподавателем и сообщаются обучающемуся. В Великобритании заключается партнерское соглашение между студентом и тьютором по направлениям учебного процесса, по этапам которого студент может достичь определенных результатов, и по тому, как этого достичь. Наставник и студент обговаривают, в каком формате будет происходить их работа. Тьютор может позволить студенту работать самостоятельно в той или иной мере для достижения поставленной цели [4].
Обратим внимание, что тьюторская система - это типично английский метод обучения и воспитания. Она отвечает большинству требований партнерских отношений между участниками взаимодействия на всех его этапах. Необходимо выделить основные этапы взаимодействия: определение потребностей студента, целе-полагание, планирование, организация его деятельности, контроль за его действиями, принятие решений, вызванных результатами действий. Роль тьютора на различных этапах взаимодействия со студентами может меняться зависимости от целей самостоятельной работы, содержания учебного материала, уровня подготовленности студентов к выполнению самостоятельной работы. Тьютор может быть наставником, координатором, экспертом и советчиком. Формы взаимодействия студента и тьютора разнообразны. Среди них написание и обсуждение рефератов, дискуссии на заданную тему. Цель рефератов: побуждать студентов к самостоятельной работе, помочь им сформировать необходимые для этого умения и навыки, а также контролировать ее выполнение. Дискуссии с тьютором дают возможность получить инфор-
мацию об успеваемости студента и о его отношении к учебе.
Таким образом, все рассмотренные условия способствуют эффективной организации самостоятельной работы студентов в вузах Великобритании и находятся во взаимосвязи, хотя и для британских вузов характерны факторы, снижающие эффективность самостоятельной работы студентов [3].
По мнению М. Г. Кучеряну, это узкая специализация, недооценка академических знаний у студентов по дисциплине при определении эффективности самостоятельной работы, излишняя приверженность к ее определенным формам [1]. Несмотря на эти недостатки в организации самостоятельной работы студентов Великобритании, по мнению Н. А. Стафеевой, такая система организации самостоятельной работы очень эффективна. Использование мощных внешних средств поддержки развития мыслительной деятельности студента формирует спрос на специалиста, способного к творчеству, владеющего приемами самостоятельной исследовательской и изобретательской деятельности. В связи с этим требуется пристальное внимание к организации самостоятельной работы студентов в российских вузах.
Приоритетными тенденциями организации самостоятельной работы студентов в вузах России и Великобритании принято считать:
- интеграция подходов к организации самостоятельной работы с целью комплексного воздействия на мотивационную сферу студентов. Интеграция подходов стимулирует познавательную активность студентов, способствует формированию качеств личности, необходимых самостоятельной организации процесса обучения и целенаправленного произвольного изучения учебного материала;
- использование в рамках организации самостоятельной работы учебно-методических комплексов, позволяющих со-
вершенствовать самостоятельную работу студентов над изучением, закреплением и контролем качества усвоения учебного материала;
- приоритетность практической, методической профессиональной компетенции преподавателя;
- прямое и косвенное формирование культуры учебной деятельности;
- опора на моделирование ситуаций профессионального общения;
- применение средств и методов организации самостоятельной работы и принципы самоорганизации, самоуправления и самодиагностики студентов.
Основными дидактическими условиями совершенствования самостоятельной работы студентов в России и в Великобритании являются [3]:
- четкость планирования самостоятельной работы студентов (учет принципа оптимизации, принципа целеполагания; уровня мотивации студентов, степени их готовности к практической деятельности);
- научность организации самостоятельной работы студентов (планирование времени, содействие формированию культуры учебной деятельности студентов, вариативность видов деятельности);
- своевременность и систематичность осуществления мониторинга;
- профессионализм и компетентность преподавателя (личностные качества преподавателя, теоретический и практический уровень его подготовленности).
Исследования как российских, так и английских педагогов показывают, что самый эффективный путь повышения качества подготовки современного специалиста - формирование у него потребностей в осознанном самообразовании, в самоорганизации, в стремлении приобрести высокий профессионализм [2].
Человек должен быть непосредственным участником познавательного процесса, в который его необходимо вовлечь, создать условия для приобретения знаний,
умений, навыков и их последующего применения. Для повышения эффективности самостоятельной работы преподавателям необходимо изменить подходы к ее организации. Одним из таких подходов является внедрение организации электронного обучения в информационно-образовательной среде (ИОС) университета.
В Великобритании наиболее эффективными являются индивидуальные консультации, стимулирующие познавательную активность студентов, способствующие созданию творческой обстановки и росту взаимопонимания между студентами и преподавателем. Реализация личностного и индивидуального подходов находят отражение также и в дальнейшей разработке идей дистанционного образования -«ДО» (англ. «distance learning») [4].
Учебные комплексы, разработанные ИОС университетах Великобритании на основе подходов и принципов организации самостоятельной работы студентов, ориентированы на изменении отношения студентов к процессу обучения, на принятие ответственности со стороны студентов за процесс и результат обучения. Принципы отбора и организации учебного материала, комплекс методов, применяемых в рамках его изучения, обеспечивают высокий уровень мотивации и познавательной активности, необходимый для организации эффективной самостоятельной работы студентов, что приводит к тенденции позитивного изменения качества знаний [6].
Тенденции современного образования таковы, что крупные университеты, традиционно являясь базой высшего и послевузовского профессионального образования, разрабатывают новые ИОС для обеспечения интерактивности взаимодействия субъектов образования, продуктивности учебного процесса и самостоятельного обучения. В нашем исследовании мы рассмотрим принцип работы ИОС Blackboard и его альтернативные аналоги, такие как Schoology и TalentLMS Британского уни-
верситета University of Queensland в Австралии. Далее мы предоставим характеристику, опишем возможности, функции, преимущества и недостатки каждой из ИОС университета Австралии. В University of Queensland основными пользователями информационно-образовательной среды являются студенты и преподаватели.
Blackboard предоставляет возможность повышения навыков обучающихся, которые могут быть улучшены в процессе использования Blackboard. Эти навыки включают в себя организацию и управление временем, которые идут рука об руку, помогая учащимся выполнять свои задания эффективно. Blackboard дает возможность включить функцию расписание на каждый модуль, на который зачислен обучающийся, и таким образом столкновение двух модулей элиминируется. Все документы опубликованные преподавателем могут иметь предельный срок. Знания об этих датах стимулируют учащихся использовать их время более продуктивно. Также проверка расписания / зачетная книжка, где все работы расписаны, позволяет учащимся распоряжаться своим временем более эффективно. Донна Паттерсон, ассистент администратора университета юриспруденции и технологии Вальпараисо, подвела итоги в своих исследованиях и заявила, что профессорско-преподавательский состав должен использовать технологии в обучении, так как студенты считают, что технология помогает им чувствовать себя более организованно.
Система обучения Blackboard нашла свое применение в области не только дистанционного обучения в курсах университетах и колледжах, которые полностью изучаются онлайн, но и как дополнение к более традиционным формам обучения в гибридных курсах и курсах, в которых другая цифровая система обучения может быть основной. Система обучения Blackboard позволяет преподавателю контролировать обсуждения. Панель управле-
ния позволяет инструктору разрешать учащимся модифицировать или удалять темы (онлайн), публиковать анонимно и добавлять файлы. В конце каждого задания преподаватель может заблокировать доступ учащихся к доске обсуждений, чтобы учащиеся не могли больше публиковать комментарии. Через систему связи Blackboard учащийся получает отзыв о своем комментарии от преподавателя. Преподаватели могут использовать систему электронной почты Blackboard для отправки индивидуального, группового и классного сообщения учащимся. Прикрепленный файл может содержать оценку учащихся в соответствии с рубрикой на дискуссионном форуме.
Практическое исследование. Нам представилась возможность дистанционно опросить одного из преподавателей университета Queensland факультета бизнеса, экономики и права о преимуществах и недостатках работы в этой системе с целью организации самостоятельной работы студентов вуза1: «При зачислении в университет каждому студенту формируется учетная запись для доступа к электронной информационно-образовательной среде университета. У каждого студента свой логин / пароль и свой личный кабинет со списком предметов, которые он изучает в данном семестре. Под каждым предметом меню, в котором все и находится -слайды с лекций, практические занятия, объявления от преподавателей, программа на семестр, основные сроки сдачи работ и папка, куда подгружать выполненные задания. Также у каждого предмета есть публичный форум, где общаются преподаватели и студенты. Если в рамках изучения предмета есть групповое задание на семестр, то есть дополнительное меню для онлайн работы над общими документами, которым пользуются студенты, входящие в одну группу.
1 Из устного интервью автора статьи с преподавателем университета Queensland.
Управление своей учебной программой тоже все организуется онлайн, через сайт университета. Там студент сам выбирает, какие курсы будет изучать в данном семестре и их количество (4 предмета в семестр считается очным обучением), может заплатить за обучение, отказаться от предмета, составить расписание на семестр. У каждого предмета несколько семинаров и лекций в неделю по одной и той же теме, поэтому студент может планировать свое расписание как ему удобно, чтобы не было конфликтов между предметами. Запись на посещение семинаров / лекций в определенное время производится с использованием своего логина, т. е. нельзя забронировать себе место на две лекции по одному и тому же предмету в одну неделю (к примеру, если студент на одну не успевает, то на вторую точно попадет). Поэтому места ограничены на каждый семинар и лекцию, поэтому если студент захочет выбрать для себя удобное время - ему нужно находиться в режиме ожидания на сайте и ждать открытия записи и сразу же бронировать что выбрал. Если не же студент не успевает забронировать себе место и время, то ему придется ходить в 4 вечера в субботу на занятия. После того как студент записался на предметы - это его окончательный выбор, по этому расписанию ему в обязательном порядке нужно будет ходить весь семестр.
Обучающиеся и преподаватели встречаются в назначенное время для занятий или лабораторных работ, но общая продолжительность таких занятий сокращена. Допустим, вы преподаете курс, который обычно состоит из трех занятий в неделю. С добавлением онлайн-занятий можно встречаться в аудитории всего два раза в неделю. Вы организуете очные и интерактивные занятия, которые усиливают, дополняют и поддерживают друг друга. Вы можете совмещать лучшие качества занятий в аудитории и онлайн-курсов. Обучающиеся могут регулярно встречаться с преподавателем, в то же время, пользуясь гибкостью инте-
рактивного обучения. Общение с учащимися проходит с использованием интерактивных средств. Учащиеся взаимодействуют, общаются и совместно работают в Интернете. Вспомогательные материалы, такие как расписание курса, домашние задания и дополнительные обсуждения, предоставляются в Интернете. Эти компоненты призваны дополнять, а не заменять очные занятия в аудитории. Онлайн-обучение может проходить как в синхронной, так и в асинхронной среде. В синхронной среде учащиеся и преподаватели взаимодействуют в реальном времени, например как в службе Blackboard Collaborate. Можно организовать сеанс Collaborate, чтобы провести лекцию, прием посетителей, учебное занятие, импровизированное обсуждение или организовать выступления приглашенных докладчиков. В асинхронной среде взаимодействие происходит в течение длительных периодов времени, например во время обсуждения. У учащихся есть время на то, чтобы сделать общение более осмысленным.
Из недостатков системы важно указать закрытый доступ в систему, т. е. студент или преподаватель из другой страны, который не имеет отношения к университету, в котором действует данная ИОС, не сможет получить доступ на ознакомление или ему не смогут предоставить демонстрацию работы в системе в силу политики конфиденциальности и коммерческой составляющей ИОС. На этот случай предоставляются аналоги Blackboard такие как Schoology и TalentLMS, которые так же одинаково являются востребованными.
По сравнению с ситуацией в мире, российские вузы значительно отстают: на сегодняшний момент есть всего несколько институтов, которые могут вести сетевой учебный процесс от первой до последней дисциплины, направления или специальности. Лидерами в области дистанционного обучения являются Томский государственный университет управления
и радиоэлектроники, Тюменский государственный университет, Московский институт менеджмента, экономики и права, Московский технологический институт. Также можно отметить такие вузы как Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. В Санкт-Петербургском университете начата эксплуатация информационной системы поддержки образовательного процесса Blackboard. Система поддержки образовательного процесса Blackboard с помощью современных информационных технологий обеспечивает дистанционное взаимодействие преподавателей и студентов, позволяет преподавателям организовать самостоятельную работу студентов, а студентам - быстрее и эффектив-
Сравнение основных
нее получать знания и проверять, хорошо ли и правильно ли они усвоены. В настоящее время идет регистрация пользователей системы Blackboard СПбГУ. Службой информационных технологий СПбГУ обеспечивается создание логинов и паролей для всех обучающихся в СПбГУ, для работников профессорско-преподавательского состава, педагогических работников и административно-управленческого персонала университета. Первыми пользователями системы стали преподаватели и обучающиеся по направлениям менеджмент и юриспруденции».
Ниже предоставим сравнение основных характеристик трех ведущих ИОС в University of Queensland Британии в Австралии (табл.).
Таблица
характеристик ИОС
Критерии оценивания ИОС Blackboard Learn Schoology TalentLMS
1 2 4
Краткая характеристика Сервис, который по- Система управления Система создания курсов с
ИОС могает сделать обуче- обучением, способная простым и четким интер-
ние более эффектив- стать более эффектив- фейсом. Без изысков или
ным и за пределами ным инструментом на экспериментов с распо-
традиционных стен. всех уровнях, предлагая ложением элементов. До-
Он позволяет расши- и совместную работу. С ступны все необходимые
рить права и возмож- помощью образователь- функции для такого рода
ности инструкторов. ной платформы можно сервисов. Но здесь нет,
Система подойдет как способствовать укре- например, назначения и ре-
для преподавателей, плению сотрудничества, цензирования заданий, как
упрощая процесс и привлекать к процессу и вебинаров, и календаря.
избавляя от лишней студентов и совместно Подойдет для асинхрон-
нагрузки, так и для использовать ресурсы, ных курсов и смешанного
студентов, админи- учебные практики и обучения.
страторов и академи- многое другое. Schoology - Собственные презента-
ческих лидеров упрощает создание и ции и документы.
- Автоматизация управление контентом, - Повторное использова-
оценок. записи классов, посещае- ние контента из Youtube,
- Доска xpLor. мость и др. - Slideshare, Wikipedia и
- Система уведом- - Инструменты создания так далее.
лений.. веб-страницы. - Повторное использова-
- Возможность от- - Интерфейс для со- ние контента из QuizMaker,
крывать задания. вместной работы. - Storyline и так далее.
- Платформа для со- - Управление учебным - Создание оценок и опро-
вместной работы. планом. сов.
Окончание табл.
1 2 3 4
- Работа с документами. - Контент-редактор. - Дэшборд. - Анализ данных - Обмен сообщениями. - Личный / общий контент. - Мобильные приложения. - Расширенная аналитика. - Центр ресурсов и инструкторов. - Автоматическое обновление. - Открытый доступ к интеграциям. - Интеграция систем с информацией о студентах - «Расшаривание» курсов, даже на незарегистрированных пользователей. - Выпуск сертификатов. - Создание учебных путей. - Продажа курсов через Paypal. - Совместимость со Scorm и TinCan
Цена Минимум 30 $ Минимум 0 $. Есть две версии: платная и бесплатная. Платная стоит 10 $ на одного студента Доступен бесплатный тариф (до 5 пользователей) и платные, от 29 $ в месяц
Платформы Браузер Браузер, Android, Apple Браузер, Apple, Linux, Android
Доступные языки English English English
Редактор курсов V V V
Управление группами V V X
Тестирования X V V
Оценка курсов V V X
Сертификаты V V V
Отчеты V V V
Управление доступом X V V
Профили сотрудников V V V
Лента активностей X V V
Отчеты и анализ эффективности V V V
Календарь V V V
Блог X V V
Обмен сообщениями V V V
Доступ по протоколу HTTPS (данные между вами и сервисом передаются по шифрованному каналу, что исключает их перехват злоумышленниками) V V V
Интеграция с другими сервисами X V V
Результаты. Итак, все три ИОС имеют общие принципы работы сходства и схожие возможности, но они делятся на коммерческие и условно-бесплатные. Коммерческие системы предъявляют повышенные требования к клиентской части и системе безопасности и шифрования и очень часто создаются под конкретные задачи определенных учебных заведений. К коммерческим относится
Blackboard Learn. К условно-бесплатным Schoology и TalentLMS. Анализ данных ИОС показывает принципы работы в обучении и взаимодействии меду преподавателями и студентами. В качестве примера для организации самостоятельной работы студентов вуза в ИОС университета можно воспользоваться условно-бесплатными ближайшим аналогом коммерческой программы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Кучеряну М. Г. Самостоятельная работа студентов в высших учебных заведениях Великобритании: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Ярославль; М., 1997. - 20 с.
2. Лаптева Е. Ю. Дидактические условия использования опыта организации самостоятельной работы студентов Великобритании в вузах России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2001. - С. 57-79.
3. Стафеева Н. А. Организация самостоятельной работы студентов в высших учебных заведениях Российской Федерации и Великобритании // Высшее образование сегодня. -2016. - № 5. - С. 39-41.
4. Титовец Т. Е. Формы самостоятельной подготовки студентов в системе педагогического образования Великобритании // Самостоятельная работа и академические успехи: теория, исследования, практика: материалы
V Между-нар. науч.-практ. конф. - Минск: БГУ, 2005. - С. 307-315.
5. Филиппов В. МОбразование для новой России // Вестник образования в России. 2000. - № 2. - С. 103-104.
6. Baker J., Dillon G. Peer Support on the Web // Innovations in Education Technology International. - 1999. - Vol. 36, № 1. - P. 65-70.
7. Jacks D. Student, Politics and Higher Education. Lawrence; Wishart; London, 1979. -P. 17.
8. Kogan M. Lifelong Learning in the UK // European Journal of Education. - 2000. - Vol. 35, № 3. - P. 243.
9. Lifelong Learning: opportunity or compulsion? // British Journal of Educational Studies. - 2000. - № 46. - P. 251-263.
10. May P. Exam Classes. - Oxford: Oxford University Press, 1996. - P. 105.
Поступила в редакцию 16.04.2019
Dyatlova Yulia Olegovna
Graduate Student of the Foreign languages Department for the Humanities of Novosibirsk State Technical University, juli.safonova@yandex.ru, ORCID 0000-0003-1377-7532, Novosibirsk
MODERN TRENDS IN THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF FOREIGN UNIVERSITIES AND RUSSIA
Abstract. In the article the author considers the structure of the educational process in the UK and Russia. Optimization of work in the information and educational environment of the University is one of the most important ways to develop the self-study skills in the modernization of modern education and shift the emphasis on student-oriented learning.
Methodology. The article analyzes the literature on the problems of organization of independent work of students. The author studies the concept of "life Learning" (education through life) in the educational system of Great Britain. The article highlights some aspects of the system of
continuing education. The article shows that the system of continuous education requires global transformations affecting the organizational-management and controlling function of the teacher in self-education of students. Special attention at the present stage of education is paid to the tutor system, in which the teacher becomes a facilitator and mentor.
The author describes the priority trends of the organization of independent work of students and also the main didactic conditions of improvement of independent work of students in Russia and in Great Britain. This article deals with the concept and structure of information educational environment of the University, its role in the organization of independent work of students.
The main content of the research is the analysis of the capabilities of information educational environment developed in UK universities with the purpose of organizing independent work of students in Russian universities. The article focuses on the issue of information educational environment that can help teachers to provide independent work of students. The research attention aims pluses and minuses of different information educational environments. Nowadays there are a lot of information educational environments, but not all of them students and teachers can use for free. For example Blackboard is a closed information educational environment except for students and teachers of university where this information environment is installed. We examined several information educational environments that can be used by different universities and teachers in educational process from all over the world. Our research focuses on the comparison of the technical characteristics of Blackboard Learn, Schoology and TalentLMS.
Keywords: information educational environment, information and communication technology, independent work of students, professional education, Blackboard.
References
1. Kucherjanu, M. G., 1997. Independent work of students in higher educational institutions of Great Britain. Yaroslavl; Moscow, pp. 20. (In Russ.)
2. Lapteva, E. Y., 2001. Didactic conditions of using the experience of the organization of independent work of students in the UK universities in Russia. Kazan, pp. 57-79. (In Russ.)
3. Stafeeva, N. A., 2016. Organization of independent work of students in higher educational institutions of the Russian Federation and the UK. Higher education today, No. 5, pp. 39-41. (In Russ.)
4. Titovec, T. E., 2005. Forms of independent teaching of students in the system of pedagogical education in the UK. Independent work and academic success: theory, research, practice. Minsk: BSU Publ., pp. 307-315. (In Russ.)
5. Filippov, V. M., 2000. Education for new Russia. Bulletin of education in Russia, No. 2, pp. 103-104. (In Russ.)
6. Baker, J., Dillon, G., 1999. Peer Support on the Web. Innovations in Education Technology International, Vol. 36, No. 1, pp. 65-70. (In Eng.)
7. Jacks, D., 1979. Student, Politics and Higher Education. Lawrence; Wishart; London, pp. 17. (In Eng.)
8. Kogan, M., 2000. Lifelong Learning in the UK. European Journal of Education, Vol. 35, No. 3, pp. 243. (In Eng.)
9. Lifelong Learning: opportunity or compulsion?, 2000. British Journal of Educational Studies, No. 46, pp. 251-263. (In Eng.)
10. May, P., 1996. Exam Classes. Oxford: Oxford University Press Publ., pp. 105. (In Eng.)
Submitted 16.04.2019