ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 374.6:378
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЕТЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
© Е. А. ЧУПРУНОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра теории и методики обучения математике и информатике e-mail: [email protected]
Чупрунова Е. А. - Информационно-образовательная среда как условие формирования сетевой культуры учителя математики // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1122-1124. - В данной статье раскрывается роль и место информационно-образовательной среды при формировании сетевой культуры педагога. Рассматривается программа курсов повышения квалификации педагогов и изучается её реализация в образовательном пространстве Пензенского региона.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, формирование сетевой культуры педагога.
Chuprunova E. A. - Information and educational milieu as a condition for Mathematics teacher’s network culture formation // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1122-1124. - This article covers the role and place of information and educational milieu in the teacher’s network culture formation process. The article considers a program of teacher training courses and its implementation in the educational milieu of the Penza region.
Keywords: information and educational milieu, teacher’s network culture formation.
В настоящее время становится совершенно очевидным тот факт, что важнейшим условием совершенствования профессионально-педагогической подготовки учителя является полноценное овладение им основами сетевой культуры.
Под сетевой культурой учителя мы понимаем интегративное качество личности, органично сочетающее общую культуру работы с информацией, умение использовать сетевые Интернет-технологии в целях формирования образовательной среды и проявляющееся во взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса через наставническую деятельность.
Опыт изучения научной литературы показал, что критериями формирования основ содержания сетевой культуры являются:
• ценностное отношение к сетевой педагогической деятельности;
• технологическая активность в сети;
• использование сетевых технологий для профессионального саморазвития [4].
В системе дополнительного профессионального образования существует ряд проблем, таких как: небольшой объем времени, отведенный на повышение квалификации учителя, недостаточная возможность взаимодействия между педагогами из-за их удалённости друг от друга, а также постоянное обновление организационно-методической информации для профессионального развития учителя. Поэтому
представляется очевидной потребность в развитии образовательного процесса при формировании сетевой культуры с возможностью удалённого доступа к организационно-методическим ресурсам и профессионального взаимодействия в специально созданной информационно-насыщенной образовательной среде (далее ИОС) системы повышения квалификации [3].
«Информационно-образовательная среда - система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационных и телекоммуникационных технологий. Информационно-образовательная среда включает вычислительную и информационнотелекоммуникационную инфраструктуру, прикладные программы и информационные ресурсы, документацию, а также поддерживающие организационные системы (в том числе кадровые ресурсы)» [2].
Для более успешного формирования сетевой культуры педагога при нашем непосредственном участии была создана программа курсов повышения квалификации «Организационно-методические основы формирования сетевой культуры учителя». Программа включает два модуля: «Информационная образовательная среда (ИОС)». «Формирование сетевой культуры в период развития информационного общества». Целью вышеназванной программы является повышение квалификации учителей математики в области использования информационных техноло-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>
гий и, в первую очередь, формирование опыта работы в сетевых педагогических сообществах, применение ЭОР в процессе обучения математике, формирование сетевой культуры учителя математики, что, по нашему представлению, должно обеспечить совершенствование качества преподавания предмета.
В ноябре-декабре 2011 года 72 учителя математики в рамках указанной программы прошли очнодистанционные курсы по проблеме «Организационнометодические основы формирования сетевой культуры учителя».
Педагоги во время обучения использовали web-ресурсы Федерального значения: www.academy.it.ru, http://school-collection.edu.ru, http://fcior.edu.ru/. Также активно использовался сайт «Сурские математики» на платформе сетевой оболочки Российского уровня «Открытый класс». На этом сайте было создано профессиональное «Интернет-представительство учителей математики Пензенской области» (портал).
Взаимодействие в среде портала реализуется следующим образом:
- проведение дискуссий, обсуждений на вкладке «Обсуждения», где учителя могут высказать своё мнение об успешности или ошибочности содержания ресурса, возможностях его применения на практике. Автор, в свою очередь, может дать аргументированный ответ, высказаться в пользу своего ресурса, может скорректировать ресурс с учётом рекомендаций участников сети. деятельность может быть как оперативной, так и, до некоторой степени, отсроченной;
- проведение сетевых мероприятий на портале предоставляет учителю возможность совместной деятельности, которая заключается в проектной, исследовательской, конкурсной деятельности, использовании большого многообразия инструментальных средств на портале позволяет разрабатывать и внедрять или презентовать свои достижения на этапе обобщения передового педагогического опыта;
- участие в сетевых сообществах, основанных на базе предметного блога. наличие оперативной обратной связи позволяет учителю математики участвовать в интерактивных опросах, проводимых организатором и активистами сообщества (таким образом, определяется круг наиболее важных вопросов для их дальнейшего изучения). Взаимодействие педагогов на блоге обеспечивает их «взаимокомпенсаторную» активность (участники сообщества обмениваются информацией и ссылками на обнаруженные или созданные ими ресурсы, представляющие интерес для учебного процесса), что содействует существенному росту сетевых информационных ресурсов по математике;
- создание публичного портфолио на портале формирует готовность к постоянному обновлению содержания уже существующих ресурсов и предоставляет картину индивидуального профессионального развитая на основе материалов, расположенных в его портфолио;
- обучение на инвариантных модулях осуществляется на основе изучения портала при поддержке среды посредством организованной учебной деятель-
ности в виде целенаправленного поиска, анализа и описания ресурсов [1].
При этом оказалось возможным реализовать следующие функциональные возможности портала:
Информационная функция подразумевает обеспечение участников сетевого сообщества необходимой информацией по организации образовательного процесса, осуществляемого ГАОУ ДПО ПИРО (очными и дистанционными мероприятиями), и актуальным вопросам преподавания математики (программное обеспечение, безопасность детей в Интернет, подготовка к ЕГЭ и ГИА и др.).
Организационная функция связана с привлечением координатором блога учителей математики в сетевое сообщество, организацией сетевых мероприятий, созданием тем для обсуждения, группировкой материалов в логические блоки.
Коммуникативная функция является одной из основных функций блога, подразумевающей общение участников блога, обмен опытом, установление обратной связи. Одной из важных страниц блога является «Методическая копилка», где участники сообщества могут самостоятельно размещать авторские материалы, цифровые образовательные ресурсы, анализировать и оценивать их, оформляя комментарии и отзывы.
Аналитическая функция заключается в изучении профессиональных интересов читателей к содержанию блога, анализе спроса участников на очные и дистанционные мероприятия ГАОУ ДПО ПИРО (в том числе курсы повышения квалификации), которые организует курирующая кафедра. Осуществляется посредством проведения анкетирования и рейтингования тематик курсов ПК [6].
В начале и по окончанию курсов было проведено анкетирование. Вопросы анкеты касались критериев формирования основ сетевой культуры. Анализ результатов этого тестирования показал, что данные курсы позволили существенно повысить сетевую культуру слушателей (78 % учителей проявили технологическую активность в сети). Остальные учителя решили повышать свою квалификацию по формированию сетевой культуры на региональных и федеральных сайтах.
В целом можно сделать вывод о том, что в процессе функционирования сайта обеспечивается ценностный характер сетевого взаимодействия, где каждый участник информационно-образовательной среды портала раскрывается как специалист со сформировавшейся сетевой культурой и становится равноправным членом сетевого сообщества. Открытое межличностное общение в формах сотрудничества, сотворчества, взаимопомощи преподавателей полностью соответствует современной парадигме гуманистически-ори-ентированной направленности образовательного процесса, обеспечивает максимальный спектр форм и приёмов обучения, отвечающих потребностям и ожиданиям учителей математики с различными стилями педагогической деятельности, способствует эффективной организации аудиторной и самостоятельной работы с использованием сетевых ресурсов [5].
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жожиков А. В. Формирование информационной культурно-образовательной среды в региональном сегменте глобальной сети Интернет: На примере Республики Саха (Якутия). Дис. ... д-ра пед. наук. Якутск: 2004. 430 с.
2. Осипова О. П. Апробация повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях дополнительного профессионально-педагогического образования // Открытое и дистанционное образование. 2010. № 2. С. 12-18.
3. Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 // Современные технологии в образовании и культуре. Матер. научн. конф. Москва: 2009. С. 176.
4. Сластенин В. А. Педагогика: учебник для студентов высш. учеб. заведений //Под ред. В. А. Сластёнина. М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 576.
5. Старых В. А., Башмаков А. И. Профиль стандартов и спецификаций информационно-образовательных сред. Общая структура и принципы построения [Электронный ресурс]. Шестнадцатая техническая конференция «Корпоративные базы данных-20П». Москва: 2007. Версия 1.0, ФГУ ГНИИ ИТТ «Инфор-мика» Режим доступа: http://citforum.ru/-consulting/ articles/staryh/.
6. Урсова О. В. Развивающий потенциал информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников. Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород: 2006. 195 с.