КЛАДЦЫНА.Ю., СТАРИКОВ Х.Н.
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
Для развития и повышения эффективности информационно-консультационной службы в техническом сервисе агропромышленного комплекса необходимо создание консультационных центров технической направленности или организации технических служб в существующих информационно-консультационных центрах. Для этого необходимо проведение определенных организационно-экономических мероприятий.
(г1,А1)СУМА т., 8ТАШКОVКН.N.
INFORMATION-CONSULTING MAINTENANCE OF TECHNICAL SERVICE IN AGRICULTURE
Kor development and increase of efficiency of information-consulting service in technical service of agriculture creation of consultation centres of a technical orientation or the organisation of technical services in existing is necessary is information-consultation centres. Kor this purpose carrying out of certain organizational-economic actions is necessary.
Ключевые слова: информационно-консультационные службы, эффективность, консультационные центры, технические службы, организационно-экономические мероприятия.
Keywords: informative-consultative service, efficiency, consultative centers, technical services, organizational-economic measures.
Формирование и развитие рыночных отношений в агропромышленном комплексе России предполагает совершенствование системы отраслей и служб, обеспечивающих оптимальные условия функционирования рынка.
По мере развития рыночных отношений у работников агропромышленного комплекса возникает потребность в получении новой информации, в том числе и технической: об инновационных разработках новой техники, технологиях, передовом производственном опыте, эффективное использование которых позволяет перевести производство на более высокий организационный и технологический уровень. Однако при постоянно возрастающих информационных потоках
сельхозтоваропроизводители сталкиваются с проблемой поиска, отбора и практического использования действительно необходимых им инноваций и информации. Качественные характеристики консультационных услуг: оперативность, актуальность, достоверность, полнота и полезность, достигаются за счет применения современных информационных технологий.
От обеспеченности консультантов техническими средствами зависит возможность использования ими информационных технологий, с помощью которых они могут оказывать консультационные услуги в кратчайшие сроки с наивысшим качеством. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, информационно-консультационная служба является действенным механизмом решения этой проблемы. В Российской Федерации создана сеть информационно-консультационных служб. Работа ее с каждым годом совершенствуется. Однако в большинстве существующих информационно-консультационных служб отсутствуют технические специалисты, занимающиеся вопросами технического сервиса или техническими вопросами на недостаточном уровне.
В новых рыночных отношениях в сельском хозяйстве в результате структурных преобразований появилось большое количество потребителей информации: руководители и специалисты коллективных сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств, предприниматели, руководители и специалисты ремонтно-технических сервисов, ремонтных заводов, дилерских предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.
Особенно остро этот вопрос стоит для крестьянских хозяйств, организация и регулирование который со стороны государства фактически лишены квалифицированной помощи. Важным условием потребности крестьянских хозяйств в информационно-консультационной службе выступает то обстоятельство, что крестьянские хозяйства являются многоотраслевыми но даже самый подготовленный крестьянин не может быть хорошим специалистом по эксплуатации, ремонту, устранению неисправностей сельскохозяйственной техники, быть водителем автомашины и комбайнером, снабженцем и слесарем, а также зоотехником и агрономом [1].
Главные задачи информационно-консультационной службы по техническому сервису заключаются в следующем:
повышение эффективности технического сервиса на основе достижений научно-технического прогресса, передового производственного опыта и оказание консультационных услуг по техническим, технологическим и организационно-экономическим вопросам;
оказание содействия сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных разработок новой техники и технологий, передового опыта в техническом сервисе;
сбор, обработка и доведение до сельхозтоваропроизводителей востребованной ими технической информации;
повышение уровня инженерных знаний и практических навыков сельхозтоваропроизводителей и сельского населения по новой сельскохозяйственной техники и технологиям;
обеспечение вышестоящих органов государственного регулирования технического сервиса первичной информацией.
Анализируя мировой опыт организации консультативных служб по
вопросам технического сервиса, можно сделать следующие выводы в том, что должны быть две группы консультантов:
общего профиля, непосредственно контактирующие с сельскими товаропроизводителями,
специализированные, осуществляющие деятельность по различным направлениям системы технического сервиса сельскохозяйственной техники.
Консультанты общего профиля детально изучают реальное финансово-экономическое состояние и производственную деятельность хозяйства, вырабатывают для них рекомендации для рассмотрения и возможного их применения сельхозтоваропроизводителем. Выполнение своих обязанностей консультантами требует от них владения комплексными знаниями проблем агропромышленного производства, всестороннего учета складывающейся и прогнозируемой ситуации конкретного хозяйства в условиях сложившейся рыночной коньюнктуры.
Консультанты второй группы специализируются на отдельных вопросах организации сельскохозяйственного производства, в том числе развитию системы технического сервиса, а именно услуг по техническому обслуживанию, ремонту и устранению отказов машин; эффективной эксплуатации сельскохозяйственной техники. Такая специализация дает более полное знание конкретной проблематики, обеспечивает высокую квалификацию в определенной области, а следовательно, и компетентную помощь сельским товаропроизводителям.
Таким образом, создание в действующих консультациях структур специального направления, занимающихся техническими консультациями, позволит решить проблему интеллектуальной технической поддержки сельских товаропроизводителей, руководителей и специалистов различных предприятий и организаций системы технического сервиса сельскохозяйственной техники, поднять их профессиональный уровень без отрыва от производства и на этой основе повысить эффективность использования сельскохозяйственных машин.
Повышение эффективности регулирования сельскохозяйственного производства, и в частности системы технического сервиса, на региональном уровне должно быть связано с изменением функций научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, опытных станций, расположенных на территории региона. Именно данные структурные подразделения должны принять активное участие в проведении научно-исследовательских работ по совершенствованию консультативной службы. Они могут и должны оказывать консультативные услуги (например, при покупке техники, во время ее производственной и технической эксплуатации), готовить или проводить экспертизы научно-исследовательских проектов, адаптировать новейшие технологии организации использования сельскохозяйственной техники к условиям региона.
Сотрудники технической информационно-консультационной службы должны находится в постоянном контакте с сельхозтоваропроизводителями и
регулярно доводить до них сведения о важнейших технических, технологических, экономических и коммерческих изменениях и новинках в сельскохозяйственном производстве. Информация должна доводится путем публикации статей в специальных газетах и журналах, путем рассылки информационных листков, с помощью выступления сотрудников по радио и телевидению, проведения различного рода семинаров, конференций, выставок и т.д.
Для более быстрого и эффективного внедрения достижений научно-технического прогресса при формировании технической ИКС в агропромышленном комплексе должно быть обеспечено ее полное государственное финансирование, а услуги сельским товаропроизводителям должны оказываться бесплатно, что подтверждает и опыт создания подобных служб в развитых странах, в которых с момента создания и до типового оформление все они находятся под опекой государства. В нашей стране этот подход оптимален еще и потому, что в настоящий момент большинство отечественных сельхозтоваропроизводителей не способны оплатить услуги ИКС.
Наряду с созданием государственной ИКС в системе технического сервиса сельскохозяйственной техники, могут образовываться и другие информационные системы, учредителями которых будут заводы изготовители сельскохозяйственной техники, фермерские хозяйства, АО коллективных хозяйств и т.д. Затраты на создание самостоятельных информационных систем должны нести организации-учредители [3].
Экономический механизм должен включать формирование рынка информационно-консультационных услуг; постепенный переход к оказанию платных услуг; стимулирование сельхозтоваропроизводителей, осваивающих инновационные разработки, повышение материальной заинтересованности работников ИКС в результатах своего труда. Важная роль в повышении качества работы информационно-консультационной службы будет отведена страхованию ответственности службы за качество предоставляемых ею услуг. Необходимо расширить перечень страховых рисков с включением в него имущественных, финансовых и других рисков, связанных с освоением инновационных разработок.
Итак, организационно-экономическими условиями повышения эффективности информационно-консультационных услуг технического сервиса являются:
подготовка и повышение квалификации консультантов технического сервиса;
обеспечение достойного уровня заработной платы сотрудникам консультационных организаций;
выделение субсидий сельским товаропроизводителям для пользования информационно-техническими услугами;
комплектование информационно-консультационных центров
современными компьютерными системами и другим необходимым оборудованием;
строительство новых офисных помещений или реконструкция существующих для обеспечения консультантов удобными рабочими местами, помещениями для приема посетителей и проведения групповых консультаций и семинаров;
обеспечение консультационных центров транспортными средствами для организации мобильной и оперативной работы.
организационная и финансовая поддержка сельских консультантов со стороны органов местного самоуправления;
методическая, организационная и информационная поддержка консультантов, работающих в сельской местности, со стороны организаций регионального и федерального уровней [2].
Таким образом, повышение эффективности технического сервиса невозможно без развития информационно- консультационной службы. По нашему мнению, существующие информационно-консультационные службы в большинстве своем имеют слабую техническую направленность или полное отсутствие специалистов, занимающихся вопросами технического сервиса машин в аграрно-промышленном комплексе. Поэтому развитие технического направления в информационно-консультационных службах
агропромышленного комплекса пойдет по двум путям: первый - это создание специальных технических служб в уже имеющихся информационно-консультационных структурах или второй - создание новых специализированных информационно-консультационных служб по вопросам технического сервиса в агропромышленном комплексе.
Литература
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации № 446 от 14 июля 2007 года.
2. Ипп С.Л. Обоснование генеральной схемы консультационной службы АПК РФ // Аграрная наука. 1994. №6. - с. 19 - 21.
3. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации №858 от 3 декабря 2002 года.