ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Хачатурова С.С. Email: Khachaturova1794@scientifictext.ru
Хачатурова Седа Сейрановна - кандидат экономических наук, доцент,
кафедра информатики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Аннотация: в статье исследованы основные этапы развития информатизации образования. Выявлены три основных этапа: электронизация, компьютеризация и информатизация. Отмечено, что информатизация имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Перечислены основные задачи информатизации образования. Выявлено, что информатизация имеет определенные проблемы. Комплексный подход выявления проблем обеспечит достижение основных целей информатизации образования: подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества.
Ключевые слова: информатизация, информационно-коммуникационные возможности, проблемы образования, общество, высшее образование, образовательная деятельность.
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING AND EDUCATIONAL ACTIVITIES Khachaturova S.S.
Khachaturova Seda Seiranovna - Candidate of economic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF INFORMATICS, PLEKHANOVRUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS, MOSCOW
Abstract: the article describes the main stages in the development of the informatization of education. Three main stages have been identified: electronization, computerization and informatization. It is noted that informatization has both positive and negative sides. The main tasks of informatization of education are listed. It was revealed that informatization has certain problems. An integrated approach to identifying problems will ensure the achievement of the main goals of the informatization of education: preparing trainees for full and effective participation in the everyday, social and professional life activities in the information society.
Keywords: informatization, information and communication possibilities, problems of education, society, higher education, educational activities.
УДК 371.2
Система образования настоящего периода практически во всех странах мира переживает кризис. Состояние образования в нашей стране также переживает не самые лучшие времена. Однако, невзирая на социально-экономические трудности, неиссякаемо наше стремление к образованию, к повышению профессионального уровня, к повышению качества образовательного процесса и уровня информационной культуры.
Чтобы лучше понимать роль информационно-телекоммуникационных технологий, нужно разобраться с этим понятием. Информационно-коммуникационные технологии - это способ передачи информации от преподавателя к обучаемому, использующий новые интерактивные способы обучения и средства работы с информацией.
В результате анализа процесса внедрения и использования средств вычислительной техники и компьютерных технологий были выявлены три основных этапа информатизации образования, условно названные - электронизацией, компьютеризацией и информатизацией.
Первый этап информатизации образования - электронизация. Этап характеризуется широким внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей. Выявлено, что подобный подход предусматривал формирование у студентов алгоритмического стиля мышления, овладение некоторыми языками программирования, освоение умений работы на ЭВМ с помощью вычислительно-логических алгоритмов. Второй этап информатизации образования -компьютеризация. Этап связан с появлением более мощных компьютеров и программного обеспечения. Этап характеризовался использованием диалогового взаимодействия человека с
компьютером. Студенты как субъекты образовательного процесса впервые получали возможность, работая на компьютере, взаимодействовать с моделями реальных объектов и, что самое главное, управлять объектами изучения [1]. Компьютерные образовательные технологии позволяли на основе моделирования исследовать различные химические, физические, социальные, педагогические процессы и явления. Третий этап информатизации образовательного процесса характеризуется использованием уже более мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости. На данном этапе развития и формирования системы образования одной из важнейших тенденций и составляющих является внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную систему для полноценного получения знаний.
Информатизация образования - это процесс обеспечения сферы образования современными информационными технологиями, ориентированными на реализацию педагогических целей обучения, для совершенствования учебно-образовательной деятельности. В России условно выделяются три этапа информатизации. На первом этапе с 1991 г. по 1994 г. формировались основы информатизации. На втором этапе с 1994 г. по 1998 г. происходит внедрение информационных технологий во многие сферы жизнедеятельности. Третий этап начался в 1998 г. и продолжается по сей день. Происходит внедрение компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных. Очевидно, планируется обеспечить даже самые удаленные участки нашей страны сетью www, что позволит жителям малых поселений на одном уровне с жителями мегаполиса получать образование с помощью ИКТ. Всё это позволит уровнять возможности получения знаний всем жителям страны. Внедрение современных технологий в образовательный процесс позволит выявить сильных учеников, развить их навыки и таланты [2].
Перечислим основные задачи информатизации образования:
1. Создание благоприятных условий для доступа к информации, совершенствование эргономичности коммуникационной деятельности между участниками учебно-образовательного процесса.
2. Улучшение качества и эффективности образования за счет использования новейших информационных технологий преподавателями. Для этого необходимо изучение новых приложений, информационных средств, современных сервисов преподавателями образовательных учреждений.
3. Совершенствование модели управления образованием.
4. Применение активных методик обучения.
5. Повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности.
6. Интеграция различных видов образовательной деятельности.
В ходе исследования выявлено, что процесс информатизации образования имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Вначале перечислим положительные стороны процесса информатизации:
1. Лучшее усвоение материала обучающимися за счет применения мультимедийного оборудования, которое помогает запоминать информацию не только текстом, а наглядными образами. Включение в ход урока информационно-коммуникационных технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий поддерживают и усиливают интерес обучающихся к учебному предмету [1]. С помощью средств ИКТ становится возможным широкий доступ к научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в режиме реального времени. ИКТ позволяют прослушивать лекции лучших преподавателей мира. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в компьютерных классах, так и в домашних условиях.
2. Введение преподавателями дисциплин математического и естественнонаучного цикла с применением информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности для творческого роста и профессионального развития самих преподавателей-предметников [1].
3. Развитие у обучающихся логического и альтернативного мышления. Индивидуализация и дифференциация обучения, что повышает эффективность образования. Поиск решений практических задач с помощью ИКТ, что может пригодиться в будущей профессиональной деятельности.
4. Улучшение административной деятельности.
5. Повышение уровня научных исследований.
Выявлено, что, несмотря на все преимущества и привлекательность тенденции образования у информатизации образования есть и минусы:
1. Ограничение непосредственного контакта между обучающимся и преподавателем, что является последствием тотальной индивидуализации образования. Ученик утрачивает навыки диалогового общения [2].
2. Снижение социальных контактов, так как основной формой взаимодействия в процессе информатизации становится ученик - компьютер, вследствие чего у ученика наблюдается снижение коммуникационных навыков, что в свою очередь отрицательно влияет на процесс социализации личности.
3. Отрицательное влияние на способности ученика находить и отбирать полезную информацию, анализируя ее, за счет возможности быстро находить нужную информацию с помощью сети www.
4. Негативный эффект возникает в результате предоставления свободы в поиске информации. Порой педагоги и обучаемые отвлекаются от изучаемого материала.
5. Предоставление учащимся разных типов информации одновременно может затруднить ее восприятие.
6. Лишение обучаемых возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результативности и эффективности обучения.
7. Постоянная работа за компьютером может стать причиной проблем со здоровьем, компьютерной зависимости и ощущения виртуальной реальности у обучающегося.
Процесс информатизации образования касается и нас, преподавателей [2]. Мы, педагогические работники, должны чутко реагировать на все изменения в стратегии образования, разумно использовать информационно - коммуникационные возможности в профессиональной деятельности, выявлять и решать выявленные проблемы и недостатки в образовательной деятельности.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что внедрение информационно -коммуникационных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного опыта [2].
Таким образом, информатизация образования способствует повышению качества образования, увеличению степени доступности образования, повышению экономического потенциала в стране за счет роста образованности населения, интеграции национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную инфраструктуру мирового сообщества.
Список литературы / References
1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. И.Г. Захарова. М.:
Издательский центр «Академия», 2003. С. 57-67.
2. Колин К.К. Социальная информатика: Российская научная школа и перспективные
направления исследований. Системы и средства информатики, 2015. Т. 25. № 4. С. 195-199.