Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии в преподавании юристам учебной дисциплины «Судебная медицина»'

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании юристам учебной дисциплины «Судебная медицина» Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
288
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА / CRIMINAL TRIAL / FORENSIC MEDICAL EXAMINATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PROCESS / FORENSIC MEDICINE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Потапов И. В.

Судебно-медицинская экспертиза имеет большое значение в формировании доказательной базы в уголовном процессе. Поскольку данное действие в уголовном праве имеет строго процессуальный характер, юристам необходимо знать и понимать поводы и основания назначения, а также задачи, границы компетенции, используемые методы и виды судебно-медицинской экспертизы. Кроме того, правоохранитель должен уметь правильно воспользоваться результатами проведенной судебно-медицинской экспертизы. Получение студентами-юристами современных и качественных знаний по судебной медицине является необходимым условием осуществления ими в дальнейшем эффективной правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING LAWYERS OF THE ACADEMIC DISCIPLINE «FORENSIC MEDICINE»

Forensic medical examination is of great importance in the formation of evidence in the criminal process. Since this action in the criminal law is strictly procedural in nature, lawyers need to know and understand the reasons and grounds for the appointment, as well as the tasks, the boundaries of competence, the methods and types of forensic medical examination used. In addition, the law enforcement officer should be able to correctly use the results of forensic medical examination. Obtaining modern and qualitative knowledge of forensic medicine by legal students is a prerequisite for their effective enforcement

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в преподавании юристам учебной дисциплины «Судебная медицина»»

УДК 340.62 №2 (13)/2017, с. 78-81

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИСТАМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА»

Игорь Владиславович Потапов

кандидат медицинских наук,

Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: Potapov.66@listru

Судебно-медицинская экспертиза имеет большое значение в формировании доказательной базы в уголовном процессе. Поскольку данное действие в уголовном праве имеет строго процессуальный характер, юристам необходимо знать и понимать поводы и основания назначения, а также задачи, границы компетенции, используемые методы и виды судебно-медицинской экспертизы. Кроме того, правоохранитель должен уметь правильно воспользоваться результатами проведенной судебно-медицинской экспертизы. Получение студентами-юристами современных и качественных знаний по судебной медицине является необходимым условием осуществления ими в дальнейшем эффективной правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: уголовный процесс, судебно-медицинская экспертиза, образовательный процесс, информационно-коммуникационные технологии,, судебная медицина.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING LAWYERS OF THE ACADEMIC DISCIPLINE

«FORENSIC MEDICINE»

Igor Potapov

Candidate of Medical Sciences, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Forensic medical examination is of great importance in the formation of evidence in the criminal process. Since this action in the criminal law is strictly procedural in nature, lawyers need to know and understand the reasons and grounds for the appointment, as well as the tasks, the boundaries of competence, the methods and types of forensic medical examination used. In addition, the law enforcement officer should be able to correctly use the results of forensic medical examination. Obtaining modern and qualitative knowledge of forensic medicine by legal students is a prerequisite for their effective enforcement

in the future.

Keywords: criminal trial, forensic medical examination, information and communication technologies,

educational process, forensic medicine.

Интеграция России в общемировое информационное пространство является объективным и ускоряющимся процессом. В XXI веке информационное поле удваивается каждые два года, а структура знаний претерпевает значительные изменения1. Снижается доля традиционных и прагматических знаний, но при этом значительно увеличивается потребность в новых знаниях и творческих навыках Государственная программа «Инфор-

1 Е^ЭаЬ* шагает по планете // Официальный сайт Российской газеты. - https://rg.ru/2013/05/14/infa-site.html (дата обращения 5 апреля 2017 г.)

мационное общество (2011-2020)» формулирует стратегию развития информационного общества в Российской Федерации как эффективный способ интеграции нашей страны в мировое сообщество2. Важнейшими аспектами данной стратегии является приоритет развития информационно-коммуникатив-ных технологий в образовательной сфере

2 Об утверждении государственной программы

Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» : постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 (ред. от 31 марта 2017 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 5 апреля 2017 г.).

и академической науке, а также подготовка кадров для реализации этой стратегии.

В условиях существенного усложнения социального бытия, обусловленного очередной волной научно-технической революции, определяющим фактором является претерпевающее изменение отношение людей к увеличивающемуся потоку информации, который является главнейшим стратегическим ресурсом современного общества В 2015 году индекс развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) (ICT Development Index), который ежегодно измеряется Международным союзом электросвязи (International Telecommunication Union, ITU), специализированным подразделением ООН, в России составил 6.91, что определило 45 место в списке из 190 стран. Индекс состоит из 11 статистических показателей, отражающих доступность и использование ИКТ, а также практические навыки применения ИКТ населением'. Это достаточно высокая позиция в общемировом рейтинге позволяет надеяться на успешность проведения структурной реформы высшего образования, осуществляемой в настоящее время в Российской Федерации. Отечественное высшее образование находится на стадии перехода от консервативной, поддерживающей модели к информационно-опережающей, характерной особенностью которой является опора на современные АТ-технологии с целью консолидации бурно развивающегося информационного пространства. В сфере образовательных услуг это наиболее востребованная модель развития, которая успешно опробована и принята к реализации в таких экономически развитых странах как США, Великобритания, Франция, Германия, Япония и др.

К сожалению, при адаптации данной стратегии в реально существующих условиях российского высшего образования встречаются серьезные проблемы. Так, например, необходимо отметить, что значительное количество преподавателей не имеют навыков работы с базовыми мультимедийными программными продуктами. Они не проходят в обязательном порядке обучение на курсах повышения квалификации по компьютерной грамотности, хотя данное требование является обязательным при прохождении аккредитации.

Индекс развития информационно-коммуникаци-онных технологий (ICT Development Index) // Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. - http://minsvyaz.ru/ru/ activity/statistic/rating/indeks-razvitiya-informacionno-kommunikacionnyh-tehnoiogij-ict-development-index/#tabs|Compare:P!ace (дата обращения 5 апреля 2017 г.).

Отсюда возникает существенная функциональная ограниченность в использовании компьютерной техники в организации учебного процесса. Кроме того, сами студенты при подготовке к семинарским и практическим занятиям часто не умеют правильно подобрать и грамотно обработать (облечь в мультимедийную оболочку доклад, реферат, контрольную работу и т. п.) доступные электронные информационные ресурсы. В некоторых случаях (в гораздо более редких, в сравнении с предыдущими) уровень мультимедийного оборудования не позволяет использовать в полной мере потенциал имеющихся у учебного заведения закупленных лицензионных компьютерных программ.

Обращаясь к практике преподавания учебной дисциплины «Судебная медицина» в Институте права Челябинского государственного университета, необходимо отметить, что данная наука очень важна для получения качественного юридического образования. Как следует из обзора судебной практики по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по уголовным и гражданским делам, подготовленного Верховным Судом РФ совместно с верховными судами субъектов РФ, наиболее часто назначаемой экспертизой является судебно-медицинская1.

В соответствии со статьей 196 УПК РФ назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить:

1) причины смерти;

2) характер и степень вреда, причиненного здоровью;

3) психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;

3.1) психическое состояние подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше восемнадцати лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии);

3.2) психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией;

4 Статистические материалы // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. - http:// www.vsrf.ru/search. php?searchf=%CE%El%E7%EE% (дата обращения: 5 апреля 2017 г.).

4) психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;

5) возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение5.

Из приведенного перечня только п. 3.1 не подлежит рассмотрению в рамках производства судебно-медицинской экспертизы. В остальных случаях только данная экспертиза позволит решить поставленные вопросы. Таким образом, судебно-медицинская экспертиза занимает доминирующее место в системе экспертной оценки доказательств в уголовном процессе.

В частности, в уголовном судопроизводстве во всех случаях, когда имеет место быть факт причинения смерти или вреда здоровью, правильная квалификация содеянного возможна лишь после производства судебно-медицинского исследования. Поскольку данное действие в уголовном процессе носит строго процессуальный характер, юристам необходимо знать и понимать поводы и основания назначения, а также задачи, границы компетенции, используемые методы и виды судебно-медицинской экспертизы. В дальнейшем сотрудник правоохранительных органов, ориентируясь на конкретную уголовно-правовую ситуацию, должен грамотно и по существу сформулировать в постановлении (определении) вопросы, выносимые на экспертное исследование, и определить характер и количество материалов, предоставляемых судебно-медицинскому эксперту для осуществления экспертизы. Кроме того, по завершении производства судебно-медицинской экспертизы юрист обязан в соответствии с действующим уголовным законодательством оценить качество произведенной экспертизы. В противном случае она не сможет быть признана судом одним из видов доказательств.

Все сказанное свидетельствует о том, что качественные знания по судебной медицине у юриста являются обязательным условием осуществления им эффективной правоохранительной деятельности.

Тем не менее, количество часов, отводимых учебным планом на данную дисциплину по всем реализуемым в Институте права направлениям и специальностям, недостаточно для углубленного изучения предмета.

5 Статья 196 «Обязательное назначение судебной экспертизы» УПК РФ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 5 апреля 2017 г.).

Однако вряд ли следует рассчитывать на увеличение общего числа часов в учебном плане. Более полноценного изучения судебной медицины можно достигнуть путем введения двухуровневой структуры обучения. Первый уровень (базовый), предполагает освоение дисциплины на ознакомительном уровне, данный объем информации доступен при существующем количестве учебных часов. Второй уровень предполагает разработку и внедрение в учебный процесс спецкурсов и спецсеминаров по актуальной судебно-медицинской тематике (например: судебно-медицинская экспертиза живых лиц в уголовном процессе; значение судебно-медицинской экспертизы в деятельности судебно-следственных органов при решении уголовно-правовых и гражданско-правовых вопросов, судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств биологического происхождения, процессуальные и организационные вопросы судебно-медицинской экспертизы и др.) для студентов таких специальностей, как «Правовое обеспечение национальной безопасности» (40.05.01), «Правоохранительная деятельность» (40.05.02), желательно на выпускном курсе, В обязательном порядке спецкурс по судебной медицине необходим для магистров юриспруденции (40.04.01), обучающихся по следующим профилям:

1. Уголовное право. Уголовно-исполнительное право. Криминология.

2. Уголовный процесс. Криминалистика. Судебная экспертиза.

Для аспирантов юриспруденции (40.06.01), получающих научную специальность по уголовному процессу (12.00.09); уголовному праву и криминологии, уголов-но-исполнительному праву (12.00.08) можно предусмотреть как спецкурс, так и спецсеминары. Вместе с тем целесообразно включить некоторые вопросы и темы в спецкурсы пересекающихся с судебной медициной учебных дисциплин, таких как: криминалистика, уголовный процесс, гражданский процесс, уголовное право, гражданское право, криминология. Примером может служить программа спецкурса «Судебно-медицинская экспертиза при расследовании некоторых категорий уголовных дел», разработанного на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета, который преподается студентам соответствующей специализации после прохождения ими об-щего курса судебной медицины'".

6 Вопросы преподавания судебной медицины на юридических факультетах // Официальный сайт Федерального правового портала Юридическая Россия. - Ь^р://1ам.еёи.ги/агЦс1е/агПс1е.азр?агйс!еШ= 186614 (дата обращения: 5 апреля 2017 г.).

Базовый уровень судебной медицины состоит из обзорных лекций и практических занятий, закрепляющих лекционный материал. В старых учебных программах было предусмотрено посещение студентами бюро судебной медицины, на это отводилось два практических занятия, одно из которых посвящалось изучению особенностей производства судебно-медицинской экспертизы живых лиц (потерпевших, свидетелей, подозреваемых и обвиняемых), а другое - судебно-медицинской экспертизы трупов. Данные экспертизы имеют смыслообразующее значение для судебной медицины как прикладной науки, призванной осуществлять помощь правоохранительным органам в их деятельности. Для студентов-юристов очень важно изучить эти темы не формально, поэтому непосредственное присутствие их в бюро, а также участие в некоторых элементах этого процессуального действия имело существенное значение в образовательном процессе. В настоящее время вернуть в учебный план посещение студентами судебно-медицинского бюро по организационной причине затруднительно, поскольку на официальном уровне необходимо заключать договор о взаимном сотрудничестве, а данное учреждение находится в юрисдикции Министерства здравоохранения РФ. Кроме того, бюро имеет высокую степень загруженности своей непосредственной работой и участием в образовательном процессе студентов медицинского вуза и поэтому не заинтересовано в дополнительной нагрузке, связанной с обязательствами по обеспечению определенных условий для осуществления учебного процесса студентов-юристов. В этой ситуации на первые позиции выдвигаются высокотехнологические методики преподавания судебной медицины, к которым можно отнести участие студентов под руководством преподавателя в вебинарах и видеоконференциях по отдельным вопросам и проблемам производства судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств, живых лиц и трупа в рамках уголовного и гражданского

процессов. Подобные мероприятия регулярно осуществляются на официальных сайтах федерального и региональных министерств здравоохранения, ведущих высших учебных заведений, Российского центра судебной медицины, а также бюро судебно-медицинских экспертиз субъектов федерации.

На практических занятиях при изучении наукоемких тем необходимо максимально полно задействовать мультимедийное оборудование для визуализации учебного материала в форме презентаций и видеоматериалов, а для закрепления некоторых практических навыков (например, в рамках темы № 7 - осмотр трупа на месте его обнаружения и его экспертиза» [1]) можно использовать программируемые роботы-тренажеры типа «Гоша», «Максим 1Н-01К», «Антон- 1.02-К», «Илюша» и др.

После изучения очередной учебной темы студент имеет возможность самостоятельно проверить степень усвоения им материала путем дистанционного тестирования через платформу Moodle, где заранее размещаются тестовые задания для исходного и итогового уровня знаний для каждой темы в соответствии с рабочей программой дисциплины «Судебная медицина» [2]. В конце семестра осуществляется итоговое многопрофильное тестирование в локальной сети ЧелГУ (FTP-сервера в ТФ «ЧелГУ») в режиме online в условиях специализированного компьютерного класса, по результатам которого начисляются рейтинговые баллы и выставляется зачет.

Таким образом, высокотехнологические методы преподавания позволяют оптимизировать образовательный процесс, в том числе с точки зрения экономических затрат, повысить усвояемость студентами учебного материала, а также получить необходимые практические навыки по запланированным компетенциям ФГОС для дисциплины «Судебная медицина», что в целом повышает качество профессиональной подготовки юриста в рамках получаемого высшего образования в Институте права Челябинского государственного университета.

Примечания

1. Потапов И. В. Рабочая программа дисциплины «Судебная медицина» // Официальный сайт Челябинского государственного университета. - http://www.csu.ru/faculties/law/students/UMK.aspx (дата обращения 5 апреля 2017 г.).

2. Потапов И. В. Тестовые задания по дисциплине «Судебная медицина» // Официапьный сайт дистанционного обучения Челябинского государственного университета. - http://moodle.uio.csu.ru/ mod/quiz/review.php?attempt=644115 (дата обращения 5 апреля 2017 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.