ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ДРтот. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»
WWW.APRIORI-JOURNAL.RU
№ 6 2014
УДК 372.881.1
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Дубаков Артём Викторович
канд. пед. наук
Шадринский государственный педагогический институт, Шадринск
аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги
Аннотация. Статья посвящена анализу использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам и состоит из нескольких разделов. Прежде всего, делается акцент на дефиниции информационно-коммуникационных технологий, раскрывается их функциональная характеристика. Далее рассматриваются мультимедийные презентации и Интернет-ресурсы как наиболее часто используемые в обучении иностранным языкам виды информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; мультимедийные презентации; Интернет-ресурсы.
THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES
Dubakov Artyom Victorovich
œndidate of pedagogical science Shadrinsk state pedagogical institute, Shadrinsk
Abstract. The article is devoted to the analysis of information and communication technologies use in the process of foreign language teaching. The author subdivides the article into several parts. First of all, the stress is put on the definition of information and communication technologies, its functional characteristic. Further on, multimedia slide show presentations and web resources as the types of information and communication technologies the most commonly used in teaching foreign languages are considered.
Key words: information and communication technologies; multimedia slide show presentations; web resources.
Актуальность обозначенной темы обусловлена глобальной компьютеризацией, характерной для современной реальности и оказывающей значительное влияние на развитие отечественного образования. Информационно-коммуникационные технологии, без преувеличения, всё в большей степени становятся незаменимым помощником любого учителя, в том числе иностранных языков. Если в докомпьютерную эпоху в обучении иностранным языкам использовалось лишь ограниченное количество технических средств (в основном магнитофон и диапроектор), то сегодня в распоряжении учителя имеется арсенал различных, более совершенных и полифункциональных информационно-коммуникацион-
ных средств, которые, при их методически обоснованной и рациональной интеграции в процесс обучения, во многом способны обеспечить повышение его эффективности. Всё обозначенное подчёркивает необходимость целенаправленного изучения особенностей и возможностей информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам. Следует также отметить, что с данным направлением тесно взаимосвязано и параллельно развивается другое, ориентированное на формирование и развитие информационно-коммуникационной компетенции учителя иностранных языков [6 и др.], обуславливающей оптимальное внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения.
В обобщенном плане под информационно-коммуникационными технологиями понимается «совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации» [1, с. 90]. Прежде всего, информационно-коммуникационные технологии синонимичны компьютерным технологиям. Дидактическая действенность компьютера объясняется его возможностями как в информационном, так и техническом плане. Достижение даже элементарного уровня компьютерной грамотности будет достаточно для самостоятельного создания учителем оригинальных обучающих продуктов с целью их применения на занятиях. Иностранный язык, как учебный предмет, можно позиционировать в качестве среды, где использование информационно-коммуникационных технологий возможно в нескольких направлениях. В данном ключе необходимо остановиться на раскрытии их функциональной характеристики. В процессе обучения иностранным языкам информационно-коммуникационные технологии выполняют следующие функции: мотивационную, дидактико-практическую, контрольно-оценочную, развивающую, воспитательную.
Мотивационная функция. Для создания мотивационной среды обучения иностранным языкам используются различные средства, к которым можно отнести и информационно-коммуникационные технологии. Инновационность технологий, их возможности позволяют зачастую осуществить проектирование незабываемого занятия, сделать акцент на конкретной теме изучения или языковом аспекте, вызвать у учащихся познавательный интерес.
Дидактико-практическая функция. Информационно-коммуникационные технологии могут применяться в обучении иностранным языкам в качестве средства демонстрации тематического материала в оформлении урока, как специальные дидактические программы, интегрируемые непосредственно в ход урока и используемые в процессе самоподготовки, как средство контроля. Информационно-коммуникационные технологии способны оказывать влияние на формирование различных структурных компонентов коммуникативной компетенции обучающихся.
Контрольно-оценочная функция. Информационно-коммуникационные технологии могут выступать в качестве средства осуществления контроля в обучении иностранным языкам. Здесь речь идет как об использовании оценочных возможностей технологий во время урока (тестовые задания, учебные презентации и др.), так и в контексте иноязычного самообразования (обучающие программы-тренажеры).
Развивающая функция. Различные виды и типы информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам могут быть направлены как на развитие навыков и умений в видах иноязычной речевой деятельности и речевых аспектах, так и психических процессов (мышления, внимания, логики и т.д.). Здесь всё зависит от информационно-коммуникационного дидактического продукта и способов его применения.
Воспитательная функция. Информационно-коммуникационные технологии могут быть достаточно действенными в реализации воспита-
тельного потенциала учебного предмета «Иностранный язык». В рамках изучаемой темы информационно-коммуникационные технологии дают возможность наглядно представить различные проблемные аспекты, акцентировать на них внимание, тем самым, воздействуя на целенаправленное формирование личностных качеств обучающихся.
На сегодняшний день учителя иностранного языка используют различные виды информационно-коммуникационных технологий, причем их спектр постоянно расширяется - появляются новые и функционально совершенствуются уже имеющиеся и устоявшиеся. Обобщение педагогического опыта показывает, что можно выделить два основных и наиболее распространенных направления использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам: мультимедийные презентации и Интернет-ресурсы. Остановимся на них более подробно.
Мультимедийные презентации. Данный информационно-коммуникационный продукт начал использоваться в практике преподавания иностранного языка одним из самых первых и его популярность не утрачивается со временем.
Термин «мультимедиа» появился ещё в 1986 году, в связи с изобретением СО-дисков, читаемых при помощи лазера. За десятилетия его трактовка несколько видоизменилась. Сегодня под мультимедиа понимаются «совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько видов информации: графику, текст, видео, фотографию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение» [5, с. 100].
Мультимедийные презентации отличаются по различным параметрам:
1) По направленности на определенную аудиторию: а) для работы в аудитории с проецированием на большой экран; б) для самостоятельной работы за персональным компьютером.
2) По функциональному использованию: а) деловая (официальная, официально-эмоциональная, информационный ролик); б) учебная (чтение лекций, проведение семинаров, защита курсовых и дипломных работ, выступление на конференции); в) обучающая (при обучении дисциплинам в школе и в вузе); г) прикладная (раздаточный материал в виде графиков, схем, таблиц и т.д.); д) развлекательная (поздравления, сопровождение концертов и увеселительных мероприятий).
3) По характеру представляемой информации: а) текстовая; б) аудио-видео; в) иллюстративная; г) комбинированная (сочетание текстовых, иллюстративных и аудио-видео материалов в одной презентации).
4) По структуре и управлению: а) линейная с жесткой последовательностью кадров - представление цельных слайдов, так называемых «плакатов»; б) линейная с эффектами анимации - последовательный переход от одного слайда к другому с использованием эффектов анимации; в) гипертекстовая - с разветвленной структурой - последовательность подачи материала произвольна и регламентируется гиперссылками; г) в форме Интернет-страницы - единственным отличием от гипертекстовой презентации является способ управления с помощью вертикального или горизонтального меню; д) с эффектами скрытых сладов - презентация, в структурном плане которой имеются слайды, не появившиеся на экране в ходе презентации [2, с. 38].
На сегодняшний день мультимедийные презентации, созданные на основе PowerPoint, являются наиболее часто используемыми в образовательном процессе. Данное положение обусловлено несколькими причинами. Прежде всего, создать презентацию PowerPoint может каждый учитель, обладающий элементарными основами практической компьютерной грамотности. Научиться создавать данные презентации можно самостоятельно, без посещения специальных курсов. Несмотря на про-
стоту создания, программа PowerPoint позволяет создать качественные, функциональные продукты, которые помогут достигнуть поставленные цели обучения.
В последнее время появляются различные альтернативы мультимедийным презентациям PowerPoint, среди которых следует сделать специальный акцент на презентациях Prezi. Данные мультимедийные презентации можно создать на сайте www.prezi.com. Особенностью таких презентаций является их нелинейность. Они создаются на основе технологии масштабирования (увеличение и уменьшение объекта). Хотя интерфейс сайта является английским, создание презентаций возможно на нескольких языках. За небольшой промежуток времени в рамках портала www.prezi.com возможно создание качественных презентаций и дальнейшее использование их режиме off-line.
В процессе обучения иностранным языкам мультимедийные презентации обладают следующими возможностями:
1) Используются в обучении видам речевой деятельности и аспектам иноязычной речи, интенсифицируют формирование языковых и речевых навыков. Возможности мультимедиа позволяют создавать действенные упражнения и задания, применяя их в коллективных формах работы в контексте урока и внеклассной работы. Такие упражнения, в силу своей необычности, вызывают у обучающихся интерес, повышая их познавательную активность.
2) Могут выступать в качестве сопровождения урока иностранного языка. Речь идет о так называемом мультимедийном уроке. Все структурные компоненты мультимедийного урока отражены на презентации. Особенно, в данном ключе, следует отметить некоторые виды нетрадиционных уроков. Так, например, мультимедийный урок-экскурсия позволяет обучающимся увидеть различные достопримечательности, заочно посетить музеи и картинные галереи мира, увидеть культурные особенности стран изучаемого языка. Здесь
особое место занимает интерактивная доска. Её наличие позволяет проводить мультимедийные уроки наиболее качественно.
3) Могут позиционироваться в качестве средства формирования и развития лингвострановедческой и социокультурной компетенции обучающихся, позволяя в большей мере знакомиться с характерными особенностями социокультурного пространства стран изучаемого языка.
4) Обладают возможностями в реализации индивидуального подхода в обучении иностранным языкам.
Список данных возможностей может быть расширен, детализирован и конкретизирован, что зависит от конкретных целей применения мультимедиа технологий в обучении иностранным языкам.
Интернет-ресурсы. Интернет-ресурсы обладают возможностями как для изучающих иностранный язык, так для учителей иностранного языка. Интеграция Интернет-ресурсов может быть действенной в обучении различным видам речевой деятельности и аспектам иноязычной речи. Интернет-ресурсы повышают уровень социокультурной осведомленности изучающих иностранный язык, уровень общей эрудированности; дают шанс найти собеседника среди носителей изучаемого иностранного языка; самостоятельно подготовиться к международным языковым экзаменам и т.д. [4].
Основной функцией Интернет-ресурсов как для учителей иностранного языка, так изучающих язык, является информационно-сообщающая. На сегодняшний день Интернет является приоритетным источником иноязычной и методической информации. Постоянно создаются всё новые сайты, которые условно можно поделить на аутентичные и созданные отечественными специалистами в области преподавания иностранных языков.
Несмотря на обилие языковых Интернет-разработок, в последнее время всё больше учителей иностранного языка самостоятельно созда-
ют дидактические Интернет-продукты, адаптируя их к конкретной среде и успешно применяя. Наряду с прочими, к данным продуктам можно отнести веб-квесты и персональный сайт учителя иностранных языков.
Веб-квест - это целенаправленно созданный преподавателем сайт (страница) для достижения поставленных учебных целей. Обычно веб-квест создается на основе определенного упражнения, для выполнения проекта или серии проектов по определенной теме. Учебный веб-квест по иностранному языку представляет собой органичную совокупность шагов, которые ведут к достижению запланированного учителем результата. Веб-квест - это заранее продуманная стратегия действий обучающихся, алгоритм выполнения проекта, доклада. Веб-квест - это не только творческий продукт учителя, но и средство реализации метода проектов [4, с. 4].
В содержательном наполнении веб-квеста представлен комплекс упражнений. Практика показывает, что выполнение веб-квестов всегда вызывает у обучающихся интерес, обычно они увлеченно работают и представляют заслуживающие внимания проекты.
Следующим, более комплексным лингводидактическим Интернет-продуктом, является персональный сайт учителя иностранных языков. Именно при создании сайта возможно воплощение творческих замыслов, трансляция сути идей до педагогического сообщества. Сайт учителя иностранного языка - это действенное инновационное полифункциональное средство его профессиональной самореализации и самовыражения. Благодаря многочисленным возможностям сайта, учитель может реализовать огромное количество творческих замыслов, «оставшихся за кадром» идей, постоянно делиться ими с учениками коллегами, воплотить их в жизнь. Именно посредством сайта может быть создана информационно-образовательная среда, которая помогает видоизменить процесс обучения иностранному языку, делая его более разнообразным, эффективными и действенным во многих отношениях.
Резюмируя сказанное выше, отметим, что информационно-коммуникационные технологии можно позиционировать в качестве достаточно действенного средства обучения иностранным языкам. Тем не менее, данная эффективность возможна лишь при методически целесообразном и рациональном использовании информационно-коммуникационных технологий.
Список использованных источников
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
2. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и её возможности при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2008. № 4. С.36-41.
3. Дубаков А. В. Технология веб-квест в процессе практической языковой подготовки будущих переводчиков // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: Сборник научных статей / отв. ред. А.В. Дубаков. Шадринск: ШГПИ, 2012. С. 3-7.
4. Дубаков А.В. Анализ отечественных и аутентичных Интернет-ресурсов для преподающих и изучающих английский язык // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: Сборник научных статей / отв. ред. А.В. Дубаков. Шадринск: ШГПИ, 2012. С. 7-12.
5. Кащук С.М. Мультимедиа технологии в обучении французскому языку // Иностранные языки в школе. 2008. № 8. С. 100-103.
6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Компетенция учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий: определение понятий и компонентный состав // Иностранные языки в школе. 2011. № 5. С. 16-21.
10