СОВРЕМЕННАЯ ЛИНГВИСТИКА И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ИНСТИТУТЫ: КОММУНИКАЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Т. Л. БИРЮКОВА
В статье затронуты вопросы, касающиеся инновационного развития современного информационного пространства, связанные с институционализацией его отдельных составляющих. Определены обязательные моменты процесса институционализации. Автор рассматривает журналистику в целостном единстве информационной и коммуникационной функций, как непрерывно развивающийся информационно-коммуникационный институт.
Ключевые слова: информационное пространство, журналистика, институционализация, информационно-коммуникационный институт, коммуникативная функция.
Современное информационное пространство, являясь основой всех процессов, происходящих в обществе, не может рассматриваться, как хаотическое нагромождение информационных ресурсов. По своей сущности оно уже и не является таковым. Исторически сложилось так, что учреждения, отвечающие за определенные виды информационной деятельности в совокупности с поэтапно появляющимися в результате информационных революций и развивающимися в ходе прогресса, коммуникационными каналами, соответственно подготовленными интеллектуальными ресурсами и развитой теоретической базой, пройдя множество этапов институционализации, трансформировались в информационно-коммуникационные институты.
Информационно-коммуникационные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации информационной деятельности, включающей процессы обмена информацией.
Институционализация, как процесс в данном случае, содержит такие обязательные моменты:
1) потребность общества в информации;
2) осознание необходимости информационного обмена;
3) наличие коммуникационных каналов;
4) возможность упорядочения, формализации и стандартизации.
Институционализация журналистики и ее информационно-коммуникационная (документально-коммуникационная, если рассматривать прессу в качестве документного ресурса общества) сущность рассматривается в работах А. В. Соколова.
Журналистика, как информационно-коммуникационный институт изначально развивалась как разновидность издательского документально-коммуникационного института. Полностью самостоятельная значимость его начала признаваться с момента осознания влияния прессы (первичного за появлением элемента СМИ) на общественное мнение.
Газета как вид документа появилась у XVI ст. в Венеции, Риме, Вене, где складывались рукописные своды сообщений о придворной жизни, торговле, событиях в городах, странные и интересные явления. Рукописные «новости» покупались за мелкую монету «газету», потому за этими листками и закрепилось название «газета» [1].
Печатная газета появилась в начале XVII в., прежде всего в Германии (Zeitung -1609), потом в Англии (Weekly News - 1622) и во Франции (La Gasette - 1631). Газеты содержали сведения о торговых путях, цене, ходе торговли, внутренней жизни страны, межгосударственных отношениях, то есть выполняли информационную функцию, удовлетворяя информационные потребности купцов и богатых горожан.
Социально-политические условия и факторы появления первых периодических изданий в Европе имеют много общего. Постепенно информация в них приобретает характер массовой, благодаря изобретению и быстрому внедрению в практику печатного станка.
Французская «La Gasette», созданная при участии Ришелье, была органом политической коммуникации и, публикуя новость о ситуации в стране и мире, способствовала формированию
определенной мысли в обществе о политических явлениях и лидерах. Анализ текстов «La Gazette» указывает исследователям на то, что Ришелье был одним из активных авторов этого издания. Он нашел действительно эффектный способ укротить своих конкурентов. Свои принципы редактор «La Gasette» Теофаст Ренодо сформулировал так: «История является рассказом о действительных событиях. Газета же пользуется и слухами. История всегда говорит правду. Газета уже и то немало делает, если она мешает обманывать» [3].
Сам же термин «журналистика» произошел от французского слова «journal», что в переводе означает «дневник». На самом же деле, журнал -более поздний вид периодического издания, чем газета. Первым журналом считается французский «Журнал ученых» (1665), который был в действительности реферативным сборником и далек от современных представлений о журнале как виде издания. До конца XIX в. на Западе получили наибольшее распространение иллюстрированные журналы, рассчитанные на массовую аудиторию.
Впоследствии в журналистике отразились два направления:
а) повествовательная журналистика, которая преследовала познавательную, эстетическую, воспитательную цель, предлагая своим читателям не только факты, а их осмысление и оценку;
б) информационная журналистика, которая видела назначение прессы в том, чтобы предоставить оперативное, полное и объективное сообщение о фактах, адресуя их осмысление читателям.
А. В. Соколов, в своей работе «Основы социальной коммуникации», подробно рассмотрел и сформировал этапы институционализации журналистики [1].
Данный информационно-коммуникационный институт организационно состоит из сети профильных учреждений и каналов распространения социально-массовой информации, сбор, отбор, обработка, создания и распространение которой происходит специалистами, представителями творческой профессии.
В Украине сейчас издается около 2400 газет и более 1700 журналов. 90 % журналов имеют все-украинскую регистрацию и распространение.
По результатам исследований на 01.01.08 издавалось 53 ежедневных газет (периодические издания которые выходят 4 и более раз в неделю). За периодичностью выхода на Украине издается 53 ежедневных газеты (периодические издания которые выходят 4 и более раз в неделю), более 2000 еженедельников и более 300 ежемесячных газет (1 или 2 выхода в неделю). Из 53 ежеднев-
ных газет - 3 газеты являются бесплатными. С 2006 г. по настоящее время в Украине появилось 7 ежедневных газет, из них четыре бесплатных. Тиражи бесплатной ежедневной газеты составляют больше 11% от общего тиража ежедневной газеты (расчеты по заявленным тиражам). Больше 11 млн экземпляров изданий доставляется по подписке. Это значит, что в среднем 1 экземпляр по подписке приходится на 4 обитателей Украины.
Большинство ежедневных газет относятся к сегменту общественно-политических. Наблюдается стойкая тенденция к появлению ежедневных бесплатных газет, роста тиража бесплатных газет, более чем на 50 % [4].
В соответствии с информацией, которая содержится в Государственном реестре печатных средств массовой информации и информационных агентств как субъектов информационной деятельности, с 1993 по 01.06.2009 гг. осуществлена государственная регистрация (перерегистрацию) 27696 печатных изданий. Из их, изданий газетного типа - 16366, изданий журнального типа -8194.
Что касается количественных показателей за видами изданий в соответствии со сферой распространения (отдельно газеты, изданий журнального типа), то с зарубежной сферой распространения: газеты - 864; журналов - 2179; с общегосударственной сферой распространения: газеты -4008; журналов - 6101; с региональной сферой распространения: газеты - 387; журналов - 887; с местной сферой распространения: газеты -12164; журналов - 1943.
За результатами анализа классификации изданий по языковому признаку на украинском языке зарегистрировано - 25933 изданий, из их на украинско-русском языках - 17690, русском - 3650, другими языками - 455 печатных изданий [2].
Официальными печатными изданиями, в которых осуществляется официальное обнародование законов и других актов Верховной Рады Украины, является также газета «Голос Украины», «Ведомости Верховной Рады Украины».
Компания Т№ провела дежурное исследование аудитории национальных печатных СМИ Украины во втором и третьем квартале 2010 г. Полученные результаты проанализированы экспертами Украинской ассоциации издателей периодической печати в разрезе пяти сегментов прессы с наибольшей аудиторией: «Издание общего интереса», «Телегид», «Женские издания общего интереса», «Автомобильные издания» и «Издания, о здоровье и здоровом образе жизни».
Т. Л. БИРЮКОВА
417
Лидерами данных сегментов украинской прессы по итогам исследования является: газета «Факты/Факты и комментарии», газета «Теленеделя», журналы «Отдохни!», «Автобазар» и газета «Аргументы и факты. Здоровье».
Издания общего интереса. Охват сегмента от всего населения - 27,0 %. В сегменте «Издания общего интереса» рейтинг возглавляет газета «Факты / Факты и комментарии», охват издания от всего населения составляет 8,7 %.
Телегиды. Охват сегмента от всего населения -25,5 %. Лидирующую позицию внутри сегмента занимает газета «Теленеделя», с охватом 10 % населения.
Женские издания общего интереса. Охват сегмента от всего населения - 22,7 %. В сегменте «Женские издания общего интереса» лидирующую позицию занимает журнал «Отдохни!» Охват издания от всего населения - 6,6 %.
Автомобильные издания. Охват сегмента от всего населения составляет - 5,2 %. Среди автомобильных изданий лидирует журнал «Автоба-
Также представляет интерес для данного исследования динамика посещаемости Интернет-сайтов украинских СМИ, которая прослеживается при помощи специализированной системы статистики и рейтингов для профессиональных новостных Web-ресурсов. Указанные статистические данные свидетельствуют о достаточно устойчивом соотношении количества статей к их просмотрам. Это также говорит в пользу популярности Интернета как канала, предоставляющего возможность реального использования новейших информационных технологий для расширения функций журналистики и подтверждения инновационного развития ее коммуникационной сущности в информационном пространстве.
зар», с охватыванием от всего количества населения - 2 %.
Издание о здоровье и здоровом образе жизни. Охват сегмента от всего населения - 4,5 %. Лидером среди изданий о здоровье и здоровом образе жизни является газета «Аргументы и факты. Здоровье», охват издания от всего населения -1,9% [5].
Появление новых коммуникационных каналов - радио, телевизионных, мультимедийных (масс-медиа) значительно обогатили потенциал журналистики и укрепили ее позиции в информационном пространстве. Периодические издания, имеющие представительства в виде Web-сайта Интернет-сети, осуществляют коммуникативную функцию посредством обратной связи.
Существенно повысить качество указанных информационных продуктов можно, используя технологические возможности Интернета. Как пример, мы приводим данные по российскому рейтингу «Глобальный рейтинг СМИ в Интернете» (табл. 1) [6].
Резюмируя все сказанное выше, необходимо отметить, что современный спектр основных функций журналистики как информационно-коммуникационного института весьма разнообразен:
1) информационная - направленная на удовлетворение информационных потребностей индивидов и социальных групп;
2) коммуникативная - заключается в организации информационного взаимодействия между разными социальными слоями населения, а также между общественностью и источником ее информирования;
3) воспитательная - связанная с формированием, изменением установок и ценностных ори-ентаций индивидов, поощрением аудитории,
Таблица 1
Десятка лучших по комплексной характеристике содержания СМИ, поведения читателей на сайте и их интересу к сообщениям
Название СМИ Информационный индекс Количество посетителей Новостей Цитат Доля перепечаток Доля эксклюзивных сообщений
1. «Uzbekistan Daily» 9,5199 810 8 1 25,00 % 50,00 %
2. «Руформатор» 9,4998 5 276 1 0 0,00 % 0,00 %
3. «ИА «SakhaNews»» 9,2980 3 431 19 0 0,00 % 100,00 %
4. «Новости мира инноваций» 9,2531 370 4 0 0,00 % 100,00 %
5. «Биржевой лидер» 9,2439 50 221 38 1 5,26 % 68,42 %
6. «Аргументы Недели» 9,2110 11 534 70 25 21,43 % 48,57 %
7. «Комсомольская правда в Петербурге» 9,1156 5 467 15 0 0,00 % 80,00 %
8. «Главное (tm) - интернет-обозрение» 9,0929 8 084 0 5 0,00 % 0,00 %
9. «Псковское агентство информации» 9,0894 3 312 12 0 8,33 % 83,33 %
10. «Бизнес лидер» 9,0879 5 282 - - - -
к популяризации определенного образа жизни, с усвоением социального опыта;
4) социальной адаптации и ориентации - помогает адаптироваться к изменениям социальных, политических, экономических условий жизни;
5) социальной идентификации - базируется на потребности человека осознавать свою общность с определенной социальной группой;
6) рекреативная - связанная с отдыхом, развлечениями.
Рис. 1. Общая посещаемость СМИ за март-апрель 2011 г. [7]
Указанные выше функции, и в первую очередь две первые, базируются на общественных потребностях, т.е. журналистика в процессе исторического развития стала необходимым компонентом жизни и деятельности общества. Поэтому необходимо учитывать, что качественные составляющие выполнения данных функций, которые в современном обществе связаны с активным использованием технологических и технических инноваций, влияют не только на отдельные коммуникативные процессы, но, главным образом, на формирование глобального информационного пространства.
Литература
1. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие. СПб., 2002.
2. Статистика Минюста: количество зарегистрированных в Украине печатных СМИ // Газетный клуб. № 3 (03). 24.03.2011 [Электронный ресурс]. URL: http://newspaperclub.org.ua
3. Тараканова, Н. Теофраст Ренодо и его «La Gazette» [Электронный ресурс] // Relga. № 05(223). URL: http://www.relga.ru
4. URL: http://pro-consulting.com.ua
5. URL: http://news.ub.ua/ru
6. URL: http://inforotor.ru
7. URL: http://www.weblog.com.ua
* * *
INFORMATION COMMUNICATION INSTITUTES: COMMUNICATION ESSENCE OF JOURNALISM IN THE MODERN INFORMATION SPACE
T. L. Biryukova
The paper deals with issues about innovative development of modern information space, connected with institutionalization of its some components. The obligatory moments of the institutionalization process are determined. The author considers journalism in integral unity of information and communication functions as a continuously developing information communication institute.
Key words: information space, journalism, institutionalization, information communication institute, communication function.