Ю.А. Никитина
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ ЯМАЙСКОГО .
ac.uk/~parickp/papers/JamCreoleGrammar.pdf
9. Weena I. Gaulin The dynamics of orality, language, and identity in David Huet's Zaza, La reunion des annees 50, and Erna Brodber's Jane and Louisa will soon come home [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// eidr. wvu.edu/eidr/documentdata.eIDR?documentid=2434
10.http://subscribe.ra/archive/rest.travel.puteshest-vie/201002/16184049.html]
11.http://www.patofa.com/russi an/1643/-1063-1090-1086-1090-1072-1082-1086-1077-1087-1072-1090-1091-1072
12.http://www.jamaicans.com/speakja/patois_language. htm]
© 2013
LEARNING LISTENING OF JAMAICAN ENGLISH
Yu.A. Nikitina, candidate of pedagogical sciences, associate professor of theory and methodology of teaching foreign languages
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: _The growing penetration of cultures and open borders between countries lead to more opportunities to communicate with speakers of different variants of the English language, for example Jamaican. To understand the latter sometimes is very difficult due to sufficient differences from Standard English.
Keywords: listening, linguistic difficulties, the phonetic level, the grammatical level, the lexical level.
УДК 372.8:371.2
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ УКРАИНСКОМУ ЯЗЫКУ НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ
© 2013
Н.В. Подлевская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры славянской филологии
Хмельницкий национальный университет, Хмельницкий (Украина)
Аннотация: Статья посвящена аспектам профильного обучения украинскому языку учеников и использованию информационно-коммуникативных технологий на уроках украинского языка как средства развития коммуникативных навыков и подготовки к вступлению старшеклассников в вуз за профильным направлением.
Ключевые слова: профильное образование, обучение старшеклассников украинскому языку, информационно-коммуникативные технологии, компьютерные технологии, коммуникативные навыки старшеклассников.
Информатизация и компьютеризация всех сфер человеческой деятельности стали ведущими тенденциями мирового развития. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) все больше проникают в различные сферы жизни, науки, образования, профессиональной деятельности, требующей соответствующих знаний и умений по их применению. В современном информационном обществе овладение ИКТ и использование компьютеризации становится неотъемлемой частью подготовки будущих филологов.
Современная образовательная парадигма требует перехода от пассивных к активным технологиям обучения. Использование ИКТ в образовании является очередным этапом внедрения новейших подходов к преподаванию дисциплин гуманитарного цикла. Украинский язык не является исключением, ведь эта дисциплина дает учителю широкое поле для творчества и экспериментальной деятельности, которую можно осуществлять именно средствами ИКТ.
В последние годы появились работы, в которых рассматриваются вопросы, посвященные различным аспектам применения информационных технологий. Проблема использования информационных технологий в учебном процессе освещена в трудах И. Богдановой, Ю. Жука, Л. Романишиной, Л. Савчук. Анализ вопроса об использовании информационных технологий в профессиональной деятельности специалистов разного направления рассмотрены в работах В. Давыдова, М. Жалдака, В. Клочко, Ю. Машбиц. В исследованиях В. Быкова, Р. Гуревича, Т. Ильиной, В. Монахова, Н. Морзе, П. Стефаненко, Н. Талызина рассмотрены психолого-педагогические проблемы использования компьютера как технического средства в учебном процессе.
Цель статьи: указать учителям украинского языка на целесообразность использования информационно-коммуникативных технологий в обучении учеников украинскому языку в профильной школе.
Термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии сегодня, так или иначе, связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире
и включает в себя «компьютерные технологии» как составляющую. К тому же, информационные технологии, основанные на использовании современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «современные информационные технологии» [1, с. 16].
Компьютеры используют сегодня практически во всех областях общественной жизни, поэтому умение работать с современными информационными технологиями в нашем государстве являются обязательными и необходимыми для каждой личности. Интернет дает возможность бесплатно как учителям, так и ученикам получить доступ к художественным текстам, газетам, журналам, научным статьям, словарям, учебникам, пособиям и другим материалам, которые ранее были доступны в печатном виде. Неоспоримым преимуществом Интернета является постоянный доступ к новейшей информации.
Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Переход на массовое профильное обучение рассматривается как осуществление радикальной дифференциации образования, включающее: 1) с психолого-педагогических позиций: создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого учащегося; 2) с социальных позиций: наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества; 3) с методических позиций: построение новой дидактической системы мотивации и организации индивидуализированного обучения учащихся [2].
Обучение учащихся в старшей школе должно быть направлено не только на овладение определенным объемом знаний, выработку умений и навыков, а на формирование коммуникативной компетентности, развитие способностей, приобретение опыта эффективного обустройства собственной жизни с помощью языка в обществе.
Язык является одним из важнейших средств профилирования старшеклассников, поскольку он вербализует картину мира и тем самым является основой мировоззрения каждой личности. Особенностью профильного обучения является установление взаимосвязи между процессами изучения языка и его использованием в процессе общения и деятельности. Выпуская старшеклассников в жизнь, современная школа должна отвечать на духовные, социальные, культурные, хозяйственные запросы общества, нации, государства, готовить выпускников к решению сложных жизненных задач, формировать у них ценностный потенциал, жизненную активность и чувство ответственности.
Детального изучения требует содержание и подходы к профильному обучению украинского языка, установление взаимосвязи между различными этапами получения языкового образования.
Специфика преподавания украинского языка в профильной школе поставила на требование времени внедрение не только новых форм и методов работы, но и использование новейших технических средств. Абсолютно все звенья методики преподавания, реализации новых форм работы связаны с использованием компьютерной техники.
Электронные презентации, учебные видеофильмы, электронные тексты, раздаточный материал в печатном виде - все это неисчерпаемый потенциал для использования на уроках языка. Для обеспечения надлежащего уровня внедрения электронных средств обучения нужно формировать и совершенствовать такую профессиональную черту педагога, как ИКТ-компетентность. Выделение ИКТ-компетентности как отдельной составляющей профессиональной компетентности педагога обусловлено активным использованием ИКТ во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании.
В процессе применения ИКТ учитель направляет свою работу на коррекцию деятельности учеников. Электронный учебник или пособие аналогичен дидактическим задачам, как и традиционный, но одновременно он имеет ряд преимуществ. Главной из них является применение мультимедиа, что позволяет воспроизводить визуальную и аудиоинформацию.
Внедрение компьютерной техники в учебный процесс школ является хорошим средством активизации познавательной деятельности, дает возможность с интересом изучать любые предметы. Наличие компьютера с выходом в Интернет позволит использовать образовательное учреждение как местный центр открытой системы образования.
Современная образовательная парадигма требует перехода от пассивных к активным технологиям обучения. Использование ИКТ в образовании является очередным этапом внедрения новейших подходов к преподаванию дисциплин гуманитарного цикла. Украинский язык не является исключением, ведь эта дисциплина дает учителю широкое поле для творчества и экспериментальной деятельности, которую можно осуществлять именно средствами ИКТ.
Использование элементов ИКТ на уроках украинского языка - явление новое и актуальное. Образование в Украине развивается в контексте развития цивилизации и информатизации общества. XXI век - время смены мировозренческих ориентиров, переоценки ценностей, изменений в обществе, в личности. Под влиянием современного телевидения новое поколение стремится получить от жизни все и сразу, активизировать свои потенциальные возможности, реализовать их в процессе жизнедеятельности.
Перед учителем гуманитарных дисциплин, в частности, учителем украинского языка, встали новые задачи: переход от авторитарной педагогики и внедрения современных педагогических технологий, расти духовно, думать о смысле жизни и о своем месте в этом мире.
Внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс школы обеспечит постепенный переход образования на новый, качественный уровень.
При изучении украинского языка следует активнее использовать современные педагогические технологии: компьютеризированное обучение, интерактивные виды и формы работы. Они увеличивают познавательную самостоятельность учащихся и побуждают к поиску новой информации.
Среди интерактивных форм работы на уроках украинского языка распространение получает учебное взаимодействие учащихся в парах, микрогруппах, группах, в основном применяется при поиске и анализе информации, выполнении практических заданий, подготовке диспутов, семинаров, различных творческих задач. С целью предоставления школьникам больших возможностей для общения, выражения собственных мыслей и чувств доминантной формой обучения на уроках украинского языка во всех классах должен быть диалог, во время которого выявляется уровень знаний учащихся.
Использование современных информационных технологий обусловливает: доступ к мировым системам знаний, которые учитель предоставляет учащимся; свободное формирование учителем своего мировоззрения, развитие гуманитарной направленности обучения; распространения форм домашнего и дистанционного обучения; адаптацию личности учителя к динамично меняющимся условиям экономического функционирования жизни в целом.
Современную жизнь довольно сложно представить без использования компьютерной техники. В условиях значительного роста количества новой информации традиционное учебно-методическое сопровождение не способно обеспечить выполнение таких образовательных задач, как обновление содержания образования, обеспечения личностно ориентированного обучения, активизации процесса развития творческих способностей, умений и навыков учащихся, применение приобретенных знаний для решения нетрадиционных задач.
Современные компьютерные технологии позволяют учителю в процессе подготовки к уроку качественно улучшить процесс преподавания материала. Объединение усилий учеников и учителей позволяет лучше раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка, заинтересовать его, достичь взаимопонимания.
Основными формами работы с использованием компьютера на уроках украинского языка является: изучение темы урока учащимися самостоятельно или в парах с помощью определенного программного обеспечения. Это же касается и выполнения определенной задачи. Учитель направляет свою работу на коррекцию деятельности учащихся. Сложность этого направления заключается в том, что не всегда учитель имеет свободный доступ к компьютерной технике для одновременной работы не менее половины учащихся класса, использование Интернета, компакт-дисков для выполнения задания, проведение различных опросов, тестирований, тематического оценивания [3].
Уроки украинского языка - это и форма учебного процесса, когда учитель умело использует все возможности ученика, весь его потенциал с целью активного умственного развития, формирования нравственных качеств. Ведь на уроках украинского языка и литературы у учащихся формируются важнейшие социально-нравственные представления и ориентиры, происходит воспитание активной, творческой личности.
Предлагаем активно включать в обучение старшеклассников ИКТ-ресурсы, расширенные межпредметными практикумами, комплексными долгосрочными проектами школьников. ИКТ-ресурсы: аудиовизуальные (радио, кино, телевидение), компьютерные, мультимедиа (проектор, интерактивная доска), сетевые (локальная сеть, Интернет), дополнительные цифровые ресурсы (фото и др.). _
Нужно помнить, что профильное обучение направлено на продолжение обучения за профилем в вузе. Учебная деятельность студентов-первокурсников существенно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности в школе: значительно увеличивается объем знаний, скорость, стиль и способы их презентации, расширяется спектр изучаемых дисциплин, требующих расширения кругозора в профильной области для успешного их усвоения. Психологическая атмосфера в вузе также значительно отличается от школьной за счет относительно высокой мотивации студентов на избранную специальность, малой комплектации групп на языковых факультетах, и сравнительно высокого уровня самостоятельности студентов в учебном процессе [4]. В этой связи школьников в старших профильных классах необходимо целенаправленно готовить к вузовскому образованию, используя при этом дидактические возможности профильного обучения. Предмет «Украинский язык» обладает в этой связи особенно большими возможностями, принимая во внимание его гуманистический и интегративный потенциал.
Таким образом, инновационные технологии - это целенаправленный системный набор приемов, средств организации учебной деятельности, охватывающая весь процесс обучения от целеполагания до получения результатов.
Профильное обучение является важным фактором подготовки старшеклассников к продолжению образования в высшем учебном заведении. Готовность школьников к образовательному процессу вуза - это интегральное понятие, включающее профессиональное самоопределение, а также компетенции, качества и свойства личности, обеспечивающие выпускнику школы успешное учение в вузе. Подготовка школьников к продолжению образования в вузе средствами профильного обучения украинскому языку предполагает формирование язычной коммуникативной компетенции, расширение кругозора школьников в области страноведения и литературы, а также коммуникации, профессиональное самоутверждение и мотивацию, знакомство с профессиональными видами деятельности, формирование личностных качеств и свойств, характеризующих коммуникативную личность, необходимых ей для успешного сотрудничества и взаимодействия в коллективе. Педагогические условия подготовки школьников к про-
должению образования в вузе средствами профильного обучения украинскому языку включают гумманизацию системы взаимоотношений «учитель-ученик», создание комфортной творческой атмосферы на занятиях; подбор и разработку элективных курсов; усиление социально-личностной и профессиональной направленности содержания предмета «Украинский язык» в профильных классах; понимание учащимися смысла своего образования и его взаимосвязи с будущей профессией; необходимости и возможности повышения уровня готовности к обучению в вузе; осуществление мотивации учителей для работы в профильной школе.
Внедрение компьютерной техники в учебный процесс общеобразовательной школы дает возможность будущим специалистам расширять свои возможности, побуждает к активной учебной деятельности, является хорошим средством активизации познавательной деятельности, дает возможность с интересом изучать любые предметы [5]. Наличие школьного компьютера с выходом в Интернет даст возможность использовать образовательное учреждение как местный центр открытой системы образования, что позволит выпускникам школы дистанционно продолжить свое образование в различных профессиональных и высших учебных заведениях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева А. В. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках зарубежной литературы // Зарубежная литература в школе. 2008. № 6. С. 12-25 .
2. Концепция профшьного навчання у старшш школi // http: //www.mon.gov.ua/ua/about-ministry/normative/1681
3. Рубцов В. В. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения // Основы социально-генетической психологии. - М., Воронеж, 1996. С. 236-258.
4. Костюк Г. С. Психология программированного обучения. - М.: Просвещение, 1973. 123 с.
5. Пшеничникова А. В., Смоляр Л. Л. Применение компьютерных технологий на уроках русского и украинского языков // Компьютер в школе и семье. 2007. № 6. С. 31-32.
6. План заходiв щодо реалiзацil Концепцп профшьного навчання у старшш школi // http://www. mon.gov.ua/ua/about-ministry/normative/1682
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION UKRAINIAN
LANGUAGE AT PROFILE LEVEL
© 2013
N.V. Podlevskaya, candidate pedagogical sciences, associate professor of the department
of Slavic phylology
Khmelnitsky National University, Khmelnitsky (Ukraine)
Annotation: This paper is devoted to aspects of the profile of teaching Ukrainian students and the use of informational and communication technologies on the lessons of the Ukrainian language as a vehicle for the development of communication skills and prepare for entry into senior high school for the core areas.
Keywords: Vocational Education and Training of senior Ukrainian language, information and communication technology, computer technology, communication skills high school students.