Научная статья на тему 'Информационно-коммуникативная модель воспитания'

Информационно-коммуникативная модель воспитания Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
109
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informative communicative model ¾power-tutors-educates¿ was developed based on the Luman’s theory.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникативная модель воспитания»

социология

Вестник Омского университета, 2004. № 4. С. 78-81.

V 7ТТ<" 111

© Омский государственный университет ^

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ

ВОСПИТАНИЯ

A.JI. Агафонов, В.В. Дубицкий

Омский государственный университет, кафедра социологии 644077, Омск, пр. Мира, 55а

Получена 4 октября 2004 г-

Informative communicative model «power-tutors-educates» was developed based on the Luman's theory.

В общественном сознании закреплена установка о взаимосвязи воспитания с проявлениями властного подчинения, хотя общественная эволюция приводит к образованию широких и комплексных социальных систем в формировании «специализированного» средства общения между людьми. В условиях современного социума не существует прямой власти воспитания, когда общественные отношения развиваются на основе коммуникациии, селективные процессы протекают принципиально иначе, чем в условиях исключения обоюдного согласования позиций взаимодействующих сторон. Межчеловеческие контакты реализуются как осознание потребности в селективности сообщения, в результате чего усиливаются потенциалы консенсуса в конкретных подсистемах интеракции. Поэтому можно утверждать, что сегодня воспитательный процесс исключает одностороннюю селекцию-оформление ценностных установок. В условиях демократического общества качество двухсторонних связей приобретает сложный опосредованный характер, который необходимо учитывать, особенно в условиях резких общественных перемен. С учетом теории И. Лумана [1] нами разработана информационно-коммуникативная модель «власть - воспитатели - воспитуемые», которая может быть использована в конкретных расчетах коммуникативных каналов (траекторий) по моделированию интеракционных связей между институтами властных взаимодействий и социальными слоями и группами, а также организациями.

Согласно теории И. Лумана, люди не являются частью общества и принадлежат к его внешнему миру. Реальный социум состоит из коммуникаций - событий, сменяющих друг друга во времени. Его структура представлена институтами, способными связывать эти мимолетные собы-

тия, а принцип структурирования основывается на дифференциации коммуникаций.

Таким образом, понимая общество как совокупность институтов и коммуникаций, его формализованная модель может быть представлена в виде графа, в котором вершины символизируют классы институтов, объединенных однотипными коммуникациями, а его ребра представляют собой каналы возможных сообщений между институтами (см. рис. 1).

Институт власти (V) для каждого типа событий вырабатывает коды реакций. Воспитательный процесс можно представить набором сигналов о событиях, которые фиксируются властью, преодолевая в последующем сопротивление другой стороны по коммуникативным траекториям (каналам). Регистрация сигнала не является случайным событием, этим символизируется достижение данного множества каналов, принадлежащих институту власти. Следует говорить о вероятности перехода сигнала из ненаблюдаемой области в область регистрации сигналов. Очевидно, что для каждого типа событий а с координатами да в некотором абстрактном пространстве признаков существует своя область регистрации сигналов Еа . Вероятность попадания координат сигнала типа а в регистрируемую область может быть обозначена как Р(д° (^) € Еа). Институт власти формирует ответную реакцию на зарегистрированное событие типа а. Эта реакция, в соответствии с теорией Лумана, представляет селективный код, полученный обработкой множества (./V) альтернатив. В результате выработанный коммуникативный код реализует выбор подмножества из множества допустимых альтернатив для данного типа а события с вероятностями где г € [1..Ж], а N - количество допустимых альтернатив. Тогда скорость, с ко-

торой источник создает информацию, с учетом независимости событий (активации выбора кода и его воспроизведения) равна энтропии [2, с. 181]:

N

V(£) = —Р(да(£) е Еар* 1СЕ2(Р(?а(£) е Еар*).

1

Воспитатели (Я) в качестве старшего поколения (профессиональные институты педагогов) вырабатывают сигнал как реакцию на события, отражающий меру несоответствия коммуникативного кода объекту воспитания т(£) по отношению к выработанному ранее установочному коду р(£ — т), где т - время релаксации воспитательного воздействия.

м(*.т) = Ек (р, (< — т) — Р0 )(т, (£) — р1)

(Ек(р,(* — т) — р0)2 ЕкК (*) — р1 )2) '

где р0 - среднее значение г-го сигнала в момент времени £ — т, р1 - среднее значение г-го сигнала в момент времени £, К - объем кода. Наблюдаемой величиной для данного учреждения является скорость создания информации на промежутке времени £ — т, Д(£, т) = — | т) | log2 | т) |.

Воспитуемые (М - молодое поколение) генерируют события, которые характеризуются как тенденции изменений потенциалов институтов в качестве реакции на коммуникативные воздействия другой стороны. Наблюдаемое увеличение потенциала выражается средневзвешенной скоростью появления и поступления информации в генерируемых учреждением коммуникативных кодах: Мр (£) = — ^[ ш* Е* р* log2 р* , где р* - вероятность генерации кода г подмножеством учреждения а, ша - доля, составляемая а-м подмножеством учреждения К и X - мощность кода и количество подмножеств.

Институты, не включенные в систему воспитания и адаптации, характеризуют степень дифференциации общества. Введем значение наблюдаемой величины О, пропорциональной количеству институтов общества (в том числе политических) . Категория институтов общественной адаптации описывает экономический сектор общества и характеризуется экономическим потенциалом Е в относительном денежном выражении.

Итак, вершины графа представляют собой институты, а его ребра - коммуникативные каналы. Вершины графа ранжированы по направлению движения часовой стрелки. Предыдущая вершина вырабатывает код, который уменьшает энтропию коммуникативного кода младшей вершины (иными словами, уменьшает скорость производства информации), т. е. подавляет его, а вершина, имеющая относительный ранг выше на 2 единицы, вырабатывает код, который

Рис. 1. Формализованная модель общества: V - институт власти, Е - экономический потенциал общества, Я -профессиональный институт педагогов (воспитателей),

М — молодое поколение (воспитуемые), О — другие институты общества

увеличивает скорость производства информации (стимулирует прогресс). Из пяти вершин графа старшей является вершина V, которая символизирует институт власти. Это значит, что власть в современном обществе воспроизводит не только селекцию ограничивающего кода (в нашем случае - воспитательных воздействий), инициирующего действия властно-распорядительных учреждений, но также селектирует код, состоящий из сигналов, инициирующих самоорганизацию самих институтов. Воспроизводство власти требует экономических затрат, поэтому учреждение V ограничивает учреждение Е , принуждая институты последнего тратить ресурсы на организацию своего гомеостаза в условиях сопротивления. Подавление экономических институтов приводит к ухудшению экономической базы института воспитателей Я, т. е. старшего или наиболее деятельного поколения (его код регресса далее воспроизводится в институтах М и О и в конечном итоге в V). Сигналы самоорганизации предназначены для института Я (сигнал распространяется по ребру VД), представляющего наиболее деятельную часть социума, в границах которого преимущественно действует код самоорганизации, расширяющий для этого института горизонты свободного выбора. Эти сигналы предполагают источники инициативы, развитие которых приводит к гомеостазу социума на новом, более высоком, уровне. Повышение уровня гомеостаза института Е проявляется в развитии институтов общества О (сигнал распространяется по ребру ДО) и далее, через них, собственно экономических институтов Е (сигнал распространяется по ребру ОЕ), которое затем стимулирует рост потенциала института М (сигнал распространяется по ребру ЕМ ), генерирующего код прогресса для власти V (сигнал распространяется по ребру MV).

Следует отметить, что граф является полносвязным, поэтому существует возможность об-

80

А.Л. Агафонов, В.В. Дубицкий

мена коммуникативными кодами между любой парой его вершин. В данной модели наиболее значимой представляется динамика изменения энтропии коммуникативного кода, производимого треугольником V КМ. Графу соответствует система эволюционных уравнений, вывод которой, в силу ограничений на объем статьи, опущен. Полная система уравнений социологической теории Н. Лумана имеет следующий вид:

с!.У(г) _ {ихАОУ+1У-2АМУ{1)+В 1У^Е2){У—М)

м —

А Р = (- а 1Д+Аз С - Аз V+А4 Е- Аь К) (Д -1)

= -АМ - ИМ + /33ЕМ - /34УМ,

£С = а1С-а2Е2+а3согг(У,С)СУ, = 6\Е — О2У2 -Ь О^СгЕ.

Данная система состоит из 5 нелинейных эволюционных уравнений, содержащих пять определяемых функций и значительное количество числовых и функциональных параметров. Последние два уравнения модели описывают эволюцию политических и экономических институтов общества. Моделированию взаимодействия политических, экономических институтов и институтов власти (СУЕ) посвящено достаточно большое количество работ, в том числе [3]. В данной же статье рассматриваются аспекты взаимодействия институтов триады VКМ.

На первом этапе следует определить качественное поведение перечисленных величин, сделав ряд предположений о коэффициентах модели, значениях, немоделируемых величин Е и С, а также о начальных значениях функций

V, д, м.

В качестве первого предположения примем, что все коэффициенты ¡З^и^г = 1...4 и Aj,j = = 1...5 имеют одинаковый масштаб и равны 1. Таким образом, рассматриваемая система, записанная в удобном виде, без явного указания аргументов функций состоит из уравнений:

_ (-ОУ+МУ+Е2)(У-^ си. Р

А о _ (-Я+С-У+Е-К)(Н-1) М. \ц\

= -М - . ИМ + ЕМ - УМ.

В приведенной системе дифференциальных уравнений первого порядка независимым аргументом является время. Кроме того, решение системы зависит от ряда параметров, для определения роли которых, сделано второе предположение: параметры модели для системы являются управляющими. К их числу относятся: С - количество политических институтов, Е - экономический ресурс общества, Р - вероятность регистрации события институтом власти, N - объем кода института власти, К - объем кода воспитательного

воздействия, г - время релаксации воспитательного воздействия, - корреляция воспитательного воздействия с откликом воспитуемого.

Рис. 2. Фазовый портрет V—М

Третье предположение относится к условиям, которые определяют значения искомых величин в начальный момент времени. Предположим, что в начальный момент величина скорости производства информации учреждением власти равна двум условным единицам информации в единицу времени: У(0) = 2. Начальная скорость воспитательного кода имеет такую же величину Д(0) = 2. Учреждение воспитуемые вырабатывает коммуникативный код со скоростью М( 0) = 1. Данные наборы начальных условий и значений параметров характерны для области, в которой все решения конечны и сводятся к стационарным точкам. Эта область характерна для «стабильного» общества. Система уравнений решается численным адаптивным методом Рунге-Кутта с помощью математического пакета Ма~кЬсас1 2001. Наиболее репрезентативны парные фазовые портреты искомых функций, которые получаются исключением параметра времени при парном рассмотрении функций. На фазовом портрете (рис. 2) видна траектория изменения развития диалога «власть - воспитуемые», а стрелкой показано его направление. Власть, зарегистрировав событие, которое поступило в институт власти в коммуникативном коде воспитуемых, реагирует на это событие, генерируя в начальный момент код в условном объеме 2 единицы. Далее власть продолжает еще некоторое время наращивать объем производства коммуникативного кода (давая пояснения к указу и организуя его выполнение). Через некоторый промежуток времени отмечается падение скорости производства коммуникативного кода институтом власти до значения, соответствующего стационарной точке (в данном случае V = 1), при этом значение скорости производства кода М падает почти до 0. Заметим, что решения имеют подобный вид для широкого набора управляющих параметров. Институт воспитателей находится под стимулирующим влиянием института власти, что отражается на производ-

стве информации институтом воспитателей, причем скорость ее производства падает синхронно с ростом скорости производства информации властью (рис. 3). Это происходит из-за паузы, связанной с необходимостью анализа и согласования воспитательного воздействия с полученным кодом власти, далее скорость производства кода воспитательного воздействия увеличивается, хотя скорость производства кода власти продолжает падать. И в итоге скорость производства кода воспитания достигает первоначального уровня.

Рис. 3. Фазовый портрет У-И

Первоначальное значение скорости производства кода институтами воспитателей и воспитуе-мых уменьшается линейно, и при этом код воспитателя и код воспитуемого воспроизводятся с одинаковой скоростью. Когда в этом регрессионном процессе достигается точка Я = 1,4, система приходит в точку равновесия и прекращается процесс успешной воспитательной деятельности, поскольку увеличение скорости воспроизводства кода воспитательного воздействия не приводит к росту отклика на него (рис. 4). Отсюда вывод: воспитание должно быть актуальным и своевременным, отражающим реальные потребности воспитуемого (воспитатель должен ставить себя на место воспитуемого), и заканчиваться в момент возникновения «молчания» воспитуемого.

костях напоминает отрезки. Приведем характерные фазовые портреты зоны неустойчивых решений. Относительно величины скорости производства информации учреждением власти предполагаем, что в начальный момент наблюдения власть поглощает код со скоростью 1 условная единица за единицу времени (информация потребляется учреждением V, при этом власть играет роль наблюдателя событий в обществе): У(0) = — 1. Начальная скорость воспитательного кода равна Я(0) = 1. Учреждение воспитуемые вырабатывает коммуникативный код со скоростью М(0) = 1. Если власть не проявляет активность в производстве коммуникативного управляющего кода, то возникают аттракторы, к которым притягиваются траектории в фазовом пространстве воспитуемые - власть. Вид аттрактора представлен на рис. 5. Смысл графика в том, что события, генерируемые кодом воспитуемых и регистрируемые властью, будут периодически возникать и в будущем, если власть ограничивается ролью наблюдателя.

Рис. 5. Фазовый портрет М-У в зоне неустойчивости

В итоге можно сделать вывод о перспективности применения коммуникативной теории Н. Лу-мана в форме системы эволюционных уравнений к анализу кооперативных социальных систем типа: власть - воспитатели - воспитуемые. В данной статье заложен фундамент для последующих перспективных работ по созданию информационных систем для институтов власти с блоком моделирования влияния управляющих решений на развитие сообществ.

Рис. 4. Фазовый портрет Б1-М

Области устойчивых (стабильное общество) и неустойчивых решений (нестабильное общество) отделены друг от друга областью нулевых стационарных решений, вид которых в фазовых плос-

[1] Луман Н. Власть. М., 2001.

[2] Пирс Дэю. Символы, сигналы, шумы. М.: Мир, 1967.

[3] Лаптев A.A. Математическое моделирование глобальных социальных процессов: Автореф. дне. ... канд. физ.-мат. наук. Омск, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.