УДК 371.13:378.2
Э. М. Воронцова, С. Н. Федорова Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Модель формирования информационно-коммуникативной компетентности
будущих педагогов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки
Статья посвящена решению проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов, представлена модель формирования и результаты апробации предлагаемой модели.
Ключевые слова: информационно-коммуникативная компетентность, информационно-коммуникационные технологии, двухуровневая система подготовки, информационные технологии.
Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс предполагает овладение будущими педагогами общекультурными и профессиональными компетенциями, при этом одним из основных компонентов профессиональной подготовки студентов являются компетенции в области информационно-коммуникационных технологий. Для успешного решения профессиональных задач требуется развитие личностных качеств педагога, которое дает ему возможность опережать существующую востребованность знаний. Эти личностные качества в интеграции с имеющимися знаниями, умениями и навыками — компе-тентностями — создадут потенциал и основу для наращивания новых компетентностей, адекватных современному этапу развития информационного общества. В этом случае можно говорить о формировании одной из ключевых компетент-ностей будущих педагогов — информационно-коммуникативной компетентности.
В научной литературе в последние годы активно обсуждаются вопросы формирования информационно-коммуникативных компетенций в системе высшего профессионального образования. Вопросы формирования информационно-коммуникативной компетентности в процессе подготовки студентов по педагогическим направлениям рассмотрены в работах В. Е. Емельяновой, Т. А. Лавиной, П. К. Петрова и др., психолого-педагогические проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности исследованы в трудах Л. В. Бочаровой, Е. В. Досто-валовой, Н. А. Качалова, А. В. Овчарова, И. А. Погодиной, Е. М. Шевченко, С. В. Шмелевой и других. Особенно актуальными становятся вопросы формирования информационно-коммуникативной
компетентности будущих педагогов в связи с переходом системы профессионального образования на двухуровневую систему подготовки и на новые образовательные стандарты. На данный момент имеется ряд исследований, в которых рассмотрены вопросы формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих специалистов и бакалавров различных направлений подготовки. Это труды А. В. Богдановой, Г. А. Лукичева, И. Н. Розина, Г. Г. Силласте и других.
В контексте нашего исследования информационно-коммуникативная компетентность будущих педагогов в условиях перехода на двухуров -невую систему подготовки рассматривается как интегративная профессионально-личностная характеристика, выражающаяся в совокупности общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих будущему педагогу ориентироваться и адаптироваться в информационно-коммуникативном пространстве, выстраивать собственный стиль информационной коммуникации, направленный на организацию продуктивного взаимодействия для успешного решения профессиональных задач. Для успешного формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки нами разработана модель, включающая научно-теоретический, содержательный, организационный, результативно-диагностический блоки (рис. 1).
Главным системообразующим компонентом модели стал научно-теоретический блок, включающий цель — формирование информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки.
16
Педагогические науки
Цель: формирование информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки
Задачи: развитие мотивационных установок к использованию ИК-технологий в будущей профессиональной деятельности; формирование системы теоретических и методических знаний, умений и навыков в области информатизации образования; развитие личностных характеристик уверенного пользователя ПК
К
О Ч
м «
И К
о
м ^
И
н
м
СМ
о м н
-
о
к
<
К
ту
й
содержательный блок
Инвариантная часть (начальный этап) —
дисциплины естественно-математического цикла: «Математика и информатика», «Основы математической обработки информации», «Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе», «Современные информационные технологии в образовании», «Аудиовизуальные технологии обучения», «Математические методы и компьютерные технологии в науке и образовании»
Теоретическое направление:
формирование системы знаний о программном обеспечении и использовании информационно-коммуникационных технологий, программных средств в профессиональной деятельности
Вариативная часть (этап профессионального направления) —
спецкурс «Информационно-коммуникативная компетентность будущих педагогов (бакалавриат/магистратура)», учебно-методическое пособие «Информационно-коммуникативная компетентность педагога на современном этапе развития общества»
Практическое направление:
развитие навыков владения основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыков работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
Личностное направление:
развитие способностей осуществлять сбор и первичную обработку информации; готовности к реализации профессиональных задач с использованием компьютерных и информационных технологий
I
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК
Формы обучения:
проблемные лекции, информационные лекции, лабораторные и практические занятия с применением ИКТ, самостоятельные работы, творческие работы над проектом. Формы контроля знаний, умений и навыков: зачеты, проекты, доклады, письменное и компьютерное тестирование
Методы обучения:
решение ситуационных профессиональных задач, проблемного обучения и учебного проектирования, дискуссии, активные методы (проектно-исследовательская деятельность и т. д.)
Средства обучения:
программное обеспечение, персональный компьютер, мультимедийные презентации, электронные учебные материалы, сетевые образовательные ресурсы, дидактические материалы, тестовые задания и другое
РЕЗУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Компоненты: Критерии: Уровни:
мотивационный, когнитивный ,мотивационный, когнитив- низкий, средний,
деятельностный, личностный ный, деятельностный, высокий
личностный
Результат: высокий уровень сформированном^ информационно-
коммуникативной компетентности будущих педагогов
а
ч
у
а
вв оо гб
ое ^
ди елс к В к
б
е
че
у
др обр
со
ио
й
аа
ат
риа
ку аб
б ( ит
и о оо
дате
ер ер
п и
а гра
ег
уй до ун
ю Й
ф
д
е р
О 53 & ира ам
Л Я О о
о а к пр и
а пе
^ § ^
'К а а
кар
ко
I
е л те
вб
р в
бо
оС
д ; «
ойи
а
д
о
ход
о п
ои кн -а ов но нр ои
я ^ ао
мф р
о р
О
осн
оц на
ео тф
о к а
К
»а ор гб оо
вей
О ник
анн
ат
О се
рт
ез
с &
с р с и
8
& й
ро п р
ую «
ы
д
ве
& 3
О П
т
С ГОС
Г
© и
н в
о р
у
х у
в
д
а н а
д
о лх ее тр
тода пер
в Й
оя
Рисунок 1-
Модель формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки
Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: развитие мотивационных установок к использованию ИК-технологий в будущей профессиональной деятельности; формирование системы теоретических и методических знаний, умений и навыков в области информатизации образования; развитие личностных характеристик уверенного пользователя персонального компьютера.
В исследовании мы основывались на принципах научности, наглядности, доступности, систематичности, профессиональной ориентированности, межпредметной интеграции, коммуникативной направленности обучения.
Содержательный блок модели включает инвариантную часть — изучение дисциплин естественно-математического цикла ГОСТа, ФГОС ВПО — и вариативную часть — внедрение спецкурса «Информационно-коммуникативная компетентность будущих педагогов (бакалавриат/магистратура)» и учебно-методического пособия «Информационно-коммуникативная компетентность педагога на современном этапе развития общества». Содержательный блок реализуется в теоретическом, практическом и личностном направлениях.
Организационный блок модели содержит формы обучения: проблемные лекции, информационные лекции, лабораторные и практические занятия с применением информационно-коммуникационных технологий, самостоятельные работы, творческие работы над проектом; формы контроля знаний, умений и навыков: зачеты, проекты, доклады, письменное и компьютерное тестирование; методы обучения: решение ситуационных профессиональных задач, проблемного обучения и учебного проектирования, дискуссии; средства обучения: программное обеспечение, персональный компьютер, мультимедийные презентации, электронные учебные материалы, сетевые образовательные ресурсы, дидактические материалы и другие.
Результативно-диагностический блок включает все компоненты (мотивационный, когнитивный, деятельностный, личностный) информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов, каждый из которых представлен определенными уровнями сформированности (низкий, средний, высокий). Результатом внедрения данной модели должен стать высокий уровень сформированности информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в ус-
ловиях перехода на двухуровневую систему подготовки.
Предлагаемая модель была апробирована на базе ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет». В эксперименте приняли участие 250 студентов Института педагогики и психологии, факультета иностранных языков, историко-филологического факультета, 30 преподавателей вуза и 10 работодателей.
На констатирующем этапе исследования выявлялся исходный уровень информационно-коммуникативной компетентности испытуемых экспериментальных и контрольных групп. Для этого использовались следующие диагностические методики: для определения уровня сформированно-сти когнитивного компонента информационно-коммуникативной компетентности проведен опрос по анкете «Информационно-коммуникативная компетентность будущих педагогов» и контрольный срез по разделу «Введение в информационно-коммуникационные технологии», наблюдение за будущими педагогами; для диагностики уровня сформированности деятельностного компонента информационно-коммуникативной компетентности использовались авторские дидактические материалы, где оценивались умения и навыки применения информационно-коммуникационных технологий, способность осваивать новые знания, виды и формы деятельности с использованием информационных технологий и ряда программ; при диагностике уровня сформированно-сти мотивационного компонента информационно-коммуникативной компетентности нами использовалась методика «Изучение мотивации формирования информационно-коммуникативной компетентности будущим педагогом» Л. В. Бочаровой; для выявления уровня сформированности личностного компонента, который свидетельствует о принятии студентами личностно ориентированного типа взаимодействия, об осознании значения информатизации как условия личностного самосовершенствования, профессионального саморазвития и проявления совокупности коммуникативно значимых качеств использовали анкету «Личностная самооценка студента».
Результаты констатирующего этапа показали, что на начало эксперимента в ЭГ с высоким уровнем сформированности информационно-коммуникативной компетентности выявлено 6,9 % будущих педагогов (11 чел.), средний — 18,7 % (29 чел.), низкий — 74,4 % (120 чел.). В КГ с высоким уровнем сформированности информационно-
18
Педагогические науки
коммуникативной компетентности выявлено 7 % будущих педагогов (6 чел.), со средним — 17,5 % (18 чел.), с низким — 75,2 % (66 чел.). Полученные данные (рис. 2) свидетельствовали о том, что ЭГ и КГ довольно высок процент студентов с низким уровнем информационно-коммуникативной компетентности, что потребовало проведения формирующей работы в этом направлении.
Задачей формирующего этапа педагогического эксперимента являлась апробация модели формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки.
Реализация задач этапа предусматривала: 1) изменение подхода преподавателей вуза к формированию информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов с традиционного «знаниевого» на компетентностный; 2) обеспечение процесса межпредметной интеграции и переработка содержания учебных дисциплин «Основы математической обработки информации» и «Современные информационно-коммуникационные технологии в образовании» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО; 3) введение в учебный процесс спецкурса «Информационно-коммуникативная компетентность будущих педагогов (бакалавриат/магистратура)»; 4) участие работодателей в мониторинге уровней и результативности формирования информационно-комму-
никативной компетентности будущих педагогов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки.
После реализации формирующего этапа нами был проведен контрольно-диагностический этап исследования, который показал заметную динамику уровня информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов экспериментальных групп по сравнению с контрольными. Испытуемые экспериментальных групп были способны достаточно продуктивно работать с информацией, использовать для решения коммуникативных задач современные информационно-коммуникационные технологии, самостоятельно приобретать и использовать в своей деятельности новые знания и умения, грамотно отвечали на вопросы о современном состоянии и направлениях развития программного обеспечения, информационно-коммуникационных технологий и информационных сетей; использовали современные информационно-коммуникационные технологии для сбора, обработки и представления информации. Владели программными методами защиты информации при работе с компьютерными системами; средствами информационно-коммуникационных технологий (рис. 3).
Рисунок 3 — Уровни информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов ЭГ и КГ на контрольном этапе эксперимента
Результаты, которые мы получили, позволили определить следующую тенденцию — формиро-
Таблица 1 — Сводная динамика уровня сформированности информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов
Участники Показатели абсолютного прироста (О)
показатели абсолютного прироста по уровням (%) Ср(ЭГ) Ср (КГ) Ккоэфф (ЭГ)
низкий (ЭГ) средний (ЭГ) высокий (ЭГ) низкий (КГ) средний (КГ) высокий (КГ)
ИПП -64,5 +28,1 +35,1 -30,7 +16,9 +10,5 +0,97 +0,34 +2,85
ФИЯ -58,7 +24,0 +34,9 -21,2 +17,8 +9,9 +0,94 +0,44 +2,14
ИФФ -66,8 +30,1 +37,7 -19,9 +16,2 +14,8 +1,06 +0,57 +1,86
Рисунок 2 — Обобщенные результаты уровня информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов ЭГ и КГ на констатирующем этапе эксперимента
60 50 40
30 -20 -10 -0
г¥1 1 м 11 Ш1
Э Г | КГ низкий ур овень ЭГ КГ ср едний ур овень ЭГ КГ высокий уровень
□ ИПП
□ ФИЯ
□ ИФФ
вание информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов более успешно в тех группах, где реализована разработанная модель формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях двухуровневой системы подготовки. Динамика уровней сформированности всех компонентов информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в ЭГ имеет высокий показатель и опережает результаты, которые показаны студентами КГ. Общая динамика уровня информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов представлена в таблице 1.
Сравнительный анализ информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов ЭГ и КГ представлен в таблице 2.
Таблица 2 — Сравнительный анализ информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов ЭГ и КГ
В нашем исследовании х2набл. > х2крит., следовательно, нулевая гипотеза на 5 %-м уровне значимости отклоняется и принимаем альтернативную, на основании чего мы имеем право считать, что уровень информационно-коммуникативной компе-
тентности студентов экспериментальной группы выше, чем уровень студентов контрольной группы.
Таким образом, полученные статистические данные позволяют сделать выводы об эффективности разработанной нами модели по формированию информационно-коммуникационной компетентности будущих педагогов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки.
—т—-
1. Богданова А. В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности бакалавров педагогики с использованием технологии учебных полей // Педагогическая деятельность как социокультурный феномен: монография / под общ. ред. Г. В. Ахметжановой. Тольятти: ТГУ, 2011. С. 50-70.
2. Воронцова Э. М. Диагностическое сопровождение процесса формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в вузе // Образование и саморазвитие. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2014. № 1(39). С. 84-92.
3. Сабитова Н. Г. Информационные и коммуникационные компетенции в подготовке бакалавров // Теория и практика современной науки: материалы IV междунар. научн.-практ. конф. М.: Спецкнига, 2011. С. 608-612.
1. Bogdanova A. V. Formation of informationally-commu-nicative competence Bachelor of pedagogy with technology education fields // Educational activity as a sociocultural phenomenon: monograph / under general ed. G. V. Ahmetzhanovoj. Togliatti: TSU, 2011, pp. 50-70.
2. Vorontsova E. M. Diagnostic support of process of formation informationally-communicative competence of pedagogues in higher school // Education and self-development. Kazan: Publishing Kazan University, 2014, № 1 (39), pp. 84-92.
3. Sabitova N. G. Informational and communicational competences in the preparation of bachelors // Theory and practice of modern science: works of IV International scientif.-pract. conf. M.: Spetskniga, 2011, pp. 608-612.
Компоненты
когнитивный мотива-ционный деятельност-ный личностный
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
X набл. X2 = 7,838 X2 = 9,080 X2 = 8,157 X2 = 8,546
X набл. ср. X2 = 8,405
X крит. X2 = 5,991 при X = 0,05
E. M. Vorontsova, S. N. Fyodorova Mari State University, Yoshkar-Ola Model of formation of informationally-communicative competence
of future teachers in the conditions of the transition to a two-level system of training
Article is devoted to the problem of formation of informationally-communicative competence of future teachers, presents a model of the formation and results of approbation the proposed model.
Keywords: informationally-communicative competence, informationally-communicational technologies, a two-level system of training, information technology.