Научная статья на тему 'Информационно-инфраструктурные факторы реализации институционального механизма антикризисного управления'

Информационно-инфраструктурные факторы реализации институционального механизма антикризисного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
411
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ / ИНФОРМАЦИОННО-ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / CRISIS MANAGEMENT / INSTITUTIONAL MECHANISM / INFORMATION AND INFRASTRUCTURE FACTORS / INFRASTRUCTURE / RESOURCES / INFORMATION PROVISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шагиева Альбина Хатыповна

В статье рассмотрены ключевые составляющие институционального механизма антикризисного управления, причем особенно подробно проанализированы информационно-инфраструктурные факторы его реализации. Также рассмотрены различные подходы к объекту изучения и дана трактовка данного понятия. В частности, под информационно-инфраструктурной составляющей системы антикризисного управления следует понимать совокупность организаций и учреждений, формирующих систему отношений, связей и функций, способствующих реализации институтами антикризисного управления своих функций и мероприятий путем предоставления соответствующих услуг субъектам процесса антикризисного управления. Сделан вывод о том, что эволюция информационно-инфраструктурной составляющей системы антикризисного управления отражает процесс формирования и развития институциональной матрицы антикризисного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND INFRASTRUCTURAL FACTORS OF THE INSTITUTIONAL MECHANISM OF CRISIS MANAGEMENT

This article examines the key components of the institutional mechanism of crisis management, with a particularly detailed analysis of the information and infrastructural factors of its implementation. The article also discussed the different approaches to the study of the object in question, and given the author’s interpretation of the concept. In particular, the information under the infrastructure component of the system of crisis management should be understood set of organizations and institutions that form the system of relations, relations and functions to facilitate the implementation of anti-crisis management institutions, its functions and activities by providing relevant services to the subjects of the process of crisis management At the end of article concluded that the evolution of information systems infrastructure component of crisis management reflects the process of formation and development of the institutional matrix of crisis management.

Текст научной работы на тему «Информационно-инфраструктурные факторы реализации институционального механизма антикризисного управления»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСтРУМЕНтЫ УпРАВЛЕНИЯ

УДК 330.101.54

Информационно-инфраструктурные факторы реализации институционального механизма антикризисного управления

В статье рассмотрены ключевые составляющие институционального механизма антикризисного управления, причем особенно подробно проанализированы информационно-инфраструктурные факторы его реализации. Также рассмотрены различные подходы к объекту изучения и дана трактовка данного понятия. В частности, под информационно-инфраструктурной составляющей системы антикризисного управления следует понимать совокупность организаций и учреждений, формирующих систему отношений, связей и функций, способствующих реализации институтами антикризисного управления своих функций и мероприятий путем предоставления соответствующих услуг субъектам процесса антикризисного управления.

Сделан вывод о том, что эволюция информационно-инфраструктурной составляющей системы антикризисного управления отражает процесс формирования и развития институциональной матрицы антикризисного управления.

Ключевые слова: антикризисное управление, институциональный механизм, информационно-инфраструктурные факторы, инфраструктурные ресурсы, информационное обеспечение.

А.Х. Шагиева

Цели, структура и функции информационноинфраструктурной составляющей институционального механизма антикризисного управления всецело обусловлены структурно-логическими и причинноследственными связями с институциональной матрицей системы антикризисного управления.

Кроме того, информационно-инфраструктурные факторы реализации институционального механизма антикризисного управления имеют сегодня ярко выраженную двухуровневую структуру, когда они подразделяются на федеральные и региональные уровни формирования информационных систем.

В связи с этим под информационно-инфраструктурной составляющей системы антикризисного управления следует понимать совокупность организаций и учреждений, формирующих систему отношений, связей и функций, способствующих реализации институтами антикризисного управления своих функций и мероприятий путем предоставления соответству-

© Шагиева А.Х., 2013

25

Информационно-инфраструктурные факторы...

ющих услуг субъектам процесса антикризисного управления. Информационно-инфраструктурная составляющая является важнейшим элементом институциональной системы антикризисного управления. Развитость инфраструктуры, ее соответствие масштабам решаемых задач определяет эффективность работы системы антикризисного управления в целом.

Информация как один из основных инфраструктурных ресурсов институциональной системы антикризисного управления и ее интерпретация были до 2004 года всецело подчинены государственному органу в лице Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО).

В задачи организации информационного обеспечения антикризисного управления, официально возложенные на ФСФО России, входило, в частности, создание системы объективной информации. Так, Положением о ФСФО России было предусмотрено, что данный государственный орган должен выпускать официальное издание — «Вестник Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству», где изучались, обобщались и интерпретировались отечественная и зарубежная практика применения законодательства о несостоятельности (банкротстве). ФСФО было предоставлено право учреждать и другие печатные издания, участвовать в создании и деятельности некоммерческих организаций, необходимых для выполнения ее функций.

Проблема получения достоверной информации решалась ФСФО России с помощью экспертных и совещательных органов, посредством привлечения специалистов для экспертиз и консультаций. Иными словами, ФСФО России было предоставлено право самостоятельного решения практически всех вопросов формирования информационной системы антикризисного управления. Более того, в процессе реструктуризации предприятий предусматривалось прямое государственное вмешательство, что предполагало, с одной стороны, предоставление конкретному государственному органу права решения проблем данного типа, а с другой — обеспечение выбранного органа ресурсами для такой деятельности. Для достижения данных целей на ФСФО была возложена функция подготовки государственных решений, в частности, она [2]:

— принимала участие в формировании и реализации федеральных и межгосударственных программ, предусматривающих мероприятия по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций;

— разрабатывала с участием иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации мероприятия по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций, имеющих определяющее значение для экономики страны, и участвовала в их реализации;

— вела учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически или социально значимых организаций, представляла предложения по финансовому оздоровлению указанных организаций в Правительство Российской Федерации;

26

Информационно-инфраструктурные факторы...

— организовывала привлечение необходимых финансовых средств для реализации мероприятий по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций, в том числе зарубежных инвестиций;

— участвовала в рассмотрении вопросов о предоставлении государственной финансовой поддержки неплатежеспособным организациям и согласовывала проекты решений Правительства Российской Федерации по этим вопросам.

Государственная ориентация отечественной информационно-инфраструктурной модели институциональной системы на антикризисное управление подтверждается тем, что важнейшей функцией ФСФО России являлось формирование корпуса арбитражных управляющих и управление им. В этих целях Федеральная служба:

— организовывала деятельность межведомственных балансовых комиссий, подбор и подготовку специалистов по антикризисному управлению для неплатежеспособных предприятий, разрабатывала и (или) утверждала соответствующие квалификационные требования и программы обучения;

— утверждала требования, предъявляемые к физическим лицам, осуществляющим деятельность в качестве арбитражных управляющих, проводила лицензирование их деятельности;

— вела списки лиц, получивших лицензию арбитражного управляющего и прошедших регистрацию в арбитражных судах;

— представляла по запросу арбитражного суда кандидатуру арбитражного управляющего, в том числе в случаях, установленных Законом, из числа сотрудников службы.

Более того, ФСФО России было предоставлено право выдавать и отзывать лицензии арбитражных управляющих, осуществлять контроль за их деятельностью, то есть единоначально управлять такой специальной и теоретически независимой категорией работников, как арбитражные управляющие.

Подтверждением этому были законодательно закрепленные следующие права ФСФО России:

— утверждение методических указаний по проведению экспертизы финансового состояния неплатежеспособных организаций, ведение учета юридических и физических лиц, занимающихся деятельностью, связанной с проведением такой экспертизы;

— осуществление в установленном порядке контроля за соблюдением организациями-должниками принятой законодательством Российской Федерации дисциплины платежей и расчетов;

— проведение анализа финансового состояния организаций-должников и принятие решения о признании их неплатежеспособными, определение порядка ведения учета неплатежеспособных организаций и ведение такого учета;

— оформление заключений по вопросам, связанным с определением несостоятельности (банкротства) и финансовым оздоровлением организаций, в том числе по вопросам о платежеспособности организаций, наличии призна-

27

Информационно-инфраструктурные факторы...

ков фиктивного или преднамеренного банкротства, реальной возможности восстановления платежеспособности организации-должника, обязательствах, связанных с особенностями банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц, планах финансового оздоровления организации-должника, возможных последствиях обращения взыскания на имущество должника и целесообразности возбуждения в арбитражном суде производства по делу о его несостоятельности (банкротстве), результатах независимой оценки рыночной стоимости имущества акционерных обществ-должников [2].

Сегодня эти функции практически без изменений переданы в Министерство по налогам и сборам. Более того, если налоговой службе вздумается подвести под процедуру банкротства предприятие, не имеющее ранее отношений с ФСФО, они смогут это сделать. При этом если ранее вопрос о банкротстве стратегических предприятий в обязательном порядке обсуждало правительство, то в ближайшее время налоговики смогут самостоятельно принимать то или иное решение. Наделение функциями финансового оздоровления предприятий МНС России упрощает функциональную задачу государственных чиновников по делам о банкротстве. Кроме того, сегодня законодательством четко определены обязанности налоговых органов. В свою очередь, функции сотрудников ФСФО были туманными.

Помимо государственных структур в состав инфраструктуры антикризисного управления, как правило, включают общественные объединения арбитражных управляющих, аудиторско-консалтинговые и оценочные фирмы, юридические и адвокатские конторы, управляющие компании, финансовые институты, аукционные центры и риелторские компании, страховые компании, учебные центры и учреждения, кадровые агентства.

С введением в действие в 2002 году Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в составе инфраструктуры антикризисного управления появляется еще один вид организаций — саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

Основной задачей инфраструктуры антикризисного управления является обеспечение эффективного движения финансовых, материальных, информационных и людских потоков в ходе проведения процедур несостоятельности. В условиях действия нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и изменения роли государства при проведении процедур банкротства меняются требования к инфраструктуре антикризисного управления. Теперь инфраструктура должна быть, помимо прочего, саморегулируемой. Одновременно повышаются и требования к обеспечению информационной открытости процедур банкротства.

Эффективность функционирования любого института системы антикризисного управления в значительной мере зависит от используемых информационных технологий, призванных повысить качество и производительность труда управленческого персонала. Среди широкого спектра пакетов прикладных программ данной направленности специалисты [3] выделяют информа-

28

Информационно-инфраструктурные факторы...

ционно-аналитические системы автоматизации управленческой деятельности и поддержки принятия решений серии «Аналитический реестр».

В качестве примера можно привести систему автоматизации Московского комитета по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий (МКН), которая предназначена для поддержки принятия решений по работе с ор-ганизациями-должниками; ведения базы данных и финансово-экономического мониторинга хозяйствующих субъектов города; разработки, анализа и оценки планов финансового оздоровления; многомерного анализа групп организаций; ведения общего документооборота; управления технологическими процессами; ведения отчетности и планирования деятельности комитета.

Система объединялась с источниками и потребителями производственной информации с помощью выделенных высокоскоростных каналов связи территориальной сети мэрии Москвы. Подсистема финансово-экономического анализа (АРМ «Аналитик-МКН») позволяла осуществлять:

— оценку финансово-экономического состояния предприятий и организаций и финансово-экономический мониторинг, в том числе: банкротства, платежеспособность, финансовую устойчивость, кредитоспособность и рыночную стоимость предприятия; расчет показателей эффективности, оценку вероятности;

— анализ платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости; сопоставление темпов изменения цен на реализованную продукцию и основные виды материальных ресурсов; отслеживание в динамике изменений структуры себестоимости и выручки; оценку точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия; факторный анализ динамики прибыли; оценку эффективности использования трудовых, материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, комплексную оценку финансового состояния;

— разработку бизнес-плана предприятия, в том числе: планирование объемов производства и реализации продукции с учетом остатка товаров на складе; расчет затрат предприятия на производство и реализацию продукции с учетом различных изменений; расчет потребности в приобретении основных производственных фондов и нематериальных активов; планирование доходов и расходов по внереализационным операциям; расчет налоговых платежей с учетом региональной специфики налогового законодательства; погашение кредиторской и дебиторской задолженности и т.п.;

— формирование результирующих таблиц бизнес-плана — приток и отток денежных средств (Cash Flow), движение готовой продукции на складе, прогноз аналитического баланса и финансовых результатов, в том числе в стандартах США и стран ЕЭС, типовые формы плана финансового оздоровления в соответствии с требованиями МКН;

— анализ и оценку подготовленного бизнес-плана, при этом учитываются коммерческий риск реализации подготовленного бизнес-плана, эффективность капитальных вложений (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, срок окупаемости).

29

Информационно-инфраструктурные факторы...

Помимо этого анализируются изменения структуры имущества предприятия и источников его формирования, финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность, вероятность банкротства предприятия, оцениваются ожидаемые изменения производительности труда, рентабельности деятельности, фондоотдачи, эффективности использования ресурсов, коммерческой маржи, точки безубыточности и т.д. [3].

Специфика базы данных МКН состояла в том, что информация поступает от предприятий, финансовое положение которых не является устойчивым. С помощью данной подсистемы решались следующие задачи: выявление посредством многомерного анализа факторов, влияющих на текущее финансово-экономическое состояние отраслей, предприятий, территорий; проведение межотраслевых сравнений, в том числе на основе различных статистических характеристик; формализация выявленных взаимосвязей в многофакторных эконометрических и балансовых моделях; оценка состоятельности и эффективности разработанных моделей; определение эффективности мер государственного регулирования финансово-экономического состояния отраслей, подотраслей, территорий; анализ и прогноз изменения финансово-экономических показателей отраслей городского хозяйства.

Основными достоинствами подсистемы были гибкие правила организации визуального представления финансово-экономических показателей отраслей, подотраслей, предприятий и территорий; удобная классификация представленных финансово-экономических показателей; возможность выбора наибольших (наименьших) предприятий, подотраслей по какому-либо финансово-экономическому показателю подотрасли, отрасли, территории; возможность дополнения и изменения базовых балансово-эконометрических моделей; возможность количественной оценки эффективности мер государственного регулирования; возможность оценки влияния изменения управляющих параметров на управляемые параметры.

Подсистема была разработана на основе метода хранилищ данных (DWM — Data Warehouse Method) с использованием программного средства оперативной аналитической обработки данных (OLAP — on-line analytical processing), построенного на базе многомерной модели данных. Инструментальным средством разработки является Oracle Express Objects, а средством для работы конечного пользователя — Oracle Express Analyzer.

В рамках системы создана единая постоянно расширяемая и обновляемая база данных по 27 000 хозяйствующих субъектов города Москвы.

Формирование информационной составляющей институциональной системы антикризисного управления предполагало наличие определенных принципов формирования той специфической информации, которая наполняет функциональным содержанием всю систему.

К таким принципам можно отнести:

— любую расчетную величину, имеющую вероятностный характер, она не может быть однозначной и находится в определенном интервале значений;

30

Информационно-инфраструктурные факторы...

— один и тот же показатель может быть рассчитан с использованием различных методов, дающих различные итоговые величины;

— расчеты должны осуществляться с учетом различных условий и количественных значений соответствующих параметров.

Qi на схеме — это предметные области внутренней среды хозяйствующих субъектов:

Q1 — финансы; Q2 — производство; ... ; Qn — маркетинг

Gj на схеме — это предметные области внешней среды экономики:

G1 — рынок; G2 — конкуренты; ...; Gn — налоговая система

Рисунок 1. Информационная модель институциональной системы антикризисного управления

31

Информационно-инфраструктурные факторы...

Обработка собранной информации осуществлялась путем использования статистических методов: группировки, индексного и графического построения динамических рядов. Результаты обработки подвергались дополнительному анализу, позволяющему описать причинно-следственные связи, на основании которых строится модель развития того или иного кризисного явления. Модель информационной системы антикризисного управления представлена на рисунке 1.

Для построения такой прогнозной модели используются в основном три дополняющие друг друга группы методов прогнозирования:

1. Анкетирование, с помощью которого выявляется мнение населения или экспертов. Такой метод используется в тех случаях, когда причинноследственные связи не могут быть описаны аналитическим путем, то есть с помощью уравнений. К подобным методам, в частности, относятся метод Дельфи, представляющий собой ряд последовательных процедур по подготовке и обоснованию прогноза, и метод «мозговой атаки», когда решение является продуктом коллективного творчества специалистов в ходе проводимого по определенным правилам заседания.

2. Экстраполирование, то есть расчет на продолжение в будущем тенденций процессов, отражаемых в виде динамических рядов их показателей, на основе разработанных моделей регрессивного типа. Методы экстраполяции применяются в тех случаях, когда информация о прошлом имеется в достаточном количестве и основана на гипотезе о сохранении сложившихся ранее тенденций.

3. Аналитическое моделирование, то есть построение модели, отражающей внутренние и внешние взаимосвязи факторов рынка. Оно используется тогда, когда информация о прошлом минимальна. Но имеются некоторые гипотетические представления, позволяющие разработать модель и на этой основе оценить глубину и продолжительность кризисных явлений [4].

Структурное строение информационно-инфраструктурной составляющей институциональной системы антикризисного управления предполагает наличие трех основных блоков информации, на базе которых строится вся функциональная деятельность системы.

Так, первым блоком такой информации является правовая информация. Специфика правовой информации заключается в том, что независимо от своего содержания она всегда обладает определенной социальной значимостью. Правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности. Правовую информацию, в зависимости от того, от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три группы: официальная правовая информация, информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

32

Информационно-инфраструктурные факторы...

Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую и иную официальную правовую информацию. Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, — это совокупность нормативных правовых актов во всем их многообразии и динамике. В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы Российской Федерации и законы субъектов Российской Федерации), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение. Этот вид правовой информации отличается от официальной тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, — граждан, организаций. Правовую информацию индивидуально-правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на договоры (сделки); жалобы, заявления, порождающие юридические последствия. Общие черты этих актов заключаются в том, что они направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм. Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы о практике применения законодательства, отличается от официальной и индивидуальной правовой информации прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет, тем не менее, большое значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес для практики реализации мер антикризисного управления.

Общероссийская сеть «КонсультантПлюс» — крупнейшая сервисная сеть, работающая на российском рынке информационно-правовых услуг. Основной деятельностью Сети является распространение правовой информации. Координационный центр Сети разрабатывает программные продукты и планирует стратегию их распространения. Всего в справочные системы «КонсультантПлюс» входит 1,3 млн документов. На сегодняшний день это крупнейший информационный банк [5].

Блок экономической информации включает сведения о составе трудовых, материальных, денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент времени. Экономическая информация отражает деятельность предприятий и организаций посредством натуральных и других стоимостных показателей. Для экономической информации харак-

33

Информационно-инфраструктурные факторы...

терны большие объемы, многократное повторение циклов ее получения и преобразования в установленные временные периоды (месяц, квартал, год и т.д.), многообразие источников и потребителей, значительный удельный вес логических операций при ее обработке.

Ведущее место в мировой структуре справочной экономической информации занимает продукция международной фирмы KOMPASS. Это всемирная система информации для бизнеса, существующая уже более 200 лет. Головная фирма - KOMPASS INTERNATIONAL NEUENSCHWANDER S.A. находится во Франции. Единая база данных системы включает сведения более чем о 1,5 млн компаний из 74 стран мира [5].

Так, журнал «Антикризисное управление» («АУ», издается с 1999 года, выходит 6 раз в год) — издание, которое наиболее полно отражает последние события и тенденции в сфере арбитражного управления и развития законодательства по банкротству. В журнале достоверно и всесторонне освещаются последние изменения в политико-экономической жизни страны в связи с антикризисным управлением и в совокупности с реальным обменом опытом специалистов-управленцев.

Блок социально-экономической статистической информации формируют обработанные методами математической статистики данные об уровне производства и дохода в экономике; экспорте и импорте, уровне безработицы, темпах инфляции, численности населения, размещении населения по территории, составе населения по полу, возрасту, семейному положению, национальности, уровню образования, занятию, классовой принадлежности и т.п.

Социально-экономическая статистическая информация представляет собой практически единственный источник объективных данных для прогнозирования ситуации в экономике в целом и в отдельных отраслях, а также спроса на инвестиции и конкретные товары. Для статистической информации характерны большие объемы, трудность восприятия, поэтому основным средством концентрации и обработки служат базы данных, а печатные источники выполняют вспомогательную роль в распространении данных. Основными составляющими статистической информации являются данные государственной статистики, данные переписей населения, экономические прогнозы, результаты опросов общественного мнения и социологических исследований.

Основными поставщиками социально-экономической статистики на российском рынке являются специализированные государственные структуры, обеспечивающие информацией органы управления государством, имеющие законодательно оформленные права на ведение самостоятельного сбора информации в рамках своей компетенции; международные организации; информационные органы и информационные службы при отраслевых министерствах и ведомствах; информационные службы наиболее крупных СМИ, в том числе входящие в национальные и международные информационные системы; информационные службы при академических профессиональных и научно-технических обществах; в том числе входящие в национальные и

34

Информационно-инфраструктурные факторы...

международные информационные системы; коммерческие информационные органы, в том числе с международной сферой деятельности.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов в сфере государственной статистической деятельности, формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также, в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности. Деятельность Росстата регламентируется утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 399 «Положением о Федеральной службе государственной статистики» [6].

Информационные ресурсы регионального уровня формируются региональными комитетами государственной статистики на основе средств электронной обработки данных с последующей загрузкой в региональные базы данных, регистры и субрегистры по основным направлениям статистики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность любого предприятия сопровождается формированием, анализом и переработкой, распространением и использованием входящей, внутренней и исходящей информации, в совокупности образующей документальный поток данной организации.

Информационно-инфраструктурную составляющую регионального уровня институциональной системы антикризисного управления можно проиллюстрировать на примере инфраструктуры антикризисного управления в Республике Татарстан, которая в настоящее время включает саморегулируемую организацию «Гильдия арбитражных управляющих Республики Татарстан», консалтинговые организации, крупнейшей из которых является Поволжский антикризисный институт, управляющие компании арбитражных управляющих, страховые компании, обучающие организации, финансовые институты и средства массовой информации.

Так, основной целью Гильдии арбитражных управляющих Республики Татарстан является объединение усилий членов гильдии для защиты общих интересов, а также содействие разработке и реализации единой политики осуществления процедур банкротства в государственных и общественных интересах [7].

Поволжский антикризисный институт входит в тройку крупнейших региональных консалтинговых компаний России и является самой крупной консалтинговой группой в Приволжском федеральном округе. Сейчас Поволжский антикризисный институт расширил зону своей деятельности за пределы Республики Татарстан, поддерживает партнерские отношения с рядом организаций в Москве и Санкт-Петербурге, ведет активную экспансию в субъекты Российской Федерации, входящие в Приволжский федеральный округ.

Существенное место в инфраструктуре антикризисного управления региона занимает Аукционный центр, в рамках которого проведено более

35

Информационно-инфраструктурные факторы...

3000 аукционов, на которых было реализовано имущества на сумму около 1 млрд рублей [7].

Активно развивается в регионе концепция сервейинга, или профессионального управления недвижимостью. При реализации проектов финансового оздоровления было установлено, что большинство предприятий-должни-ков располагают излишними, неиспользуемыми площадями. В то же время реализация крупных объектов недвижимости была затруднительной по причине низкого спроса на объекты, которые, как правило, находились в неудовлетворительном состоянии. В этих условиях арбитражным управляющим было предложено для управления недвижимым имуществом несостоятельных предприятий использовать модель с привлечением профессиональных управляющих компаний, которые должны были обеспечить формирование концепции и стратегии объекта, организовать проведение необходимых ремонтных работ, привлечь арендаторов на объекты и взять на себя проблемы, связанные с эксплуатацией и текущим содержанием объекта. Одним из главных результатов применения концепции сервейинга в Республике Татарстан является вовлечение в хозяйственный оборот свыше 600 тысяч квадратных метров неэффективно использовавшихся в последнее время площадей [7].

В основу работы управляющих компаний был положен принцип аутсорсинга, или делегирования ряда функций специализированным организациям. Управляющие компании оказывают арбитражным управляющим услуги делопроизводства, проводят инвентаризацию имущества и обязательств предприятий-должников, обеспечивают ведение бухгалтерского учета арбитражных управляющих и должников, оказывают юридические услуги, обеспечивают составление отчетности арбитражных управляющих, занимаются планированием процедур банкротства и координацией действий всех участников.

В рамках управляющих компаний также был реализован институт поручительства. Для этого в каждой управляющей компании был сформирован компенсационный фонд. Это позволило повысить самосознание и ответственность арбитражных управляющих за принимаемые решения, а затем и степень доверия кредиторов к арбитражным управляющим.

Таким образом, можно заключить, что эволюция информационно-инфраструктурной составляющей системы антикризисного управления отражает процесс формирования и развития институциональной матрицы антикризисного управления. Так, на начальных этапах формирования институциональной Х-системы антикризисного управления развитие инфраструктуры было напрямую связано с проводимой государством политикой в сфере несостоятельности. Государство принимало непосредственное участие в формировании инфраструктуры антикризисного управления через механизмы лицензирования деятельности арбитражных управляющих, аккредитации консалтинговых и иных организаций, создания специализированных фондов обеспечения процедур несостоятельности и финансового оздоровления. Впоследствии по мере усиления воздействия со стороны

36

Информационно-инфраструктурные факторы...

компенсаторных институтов Y-системы влияние базовых институтов государства в этих процессах стало снижаться, и только к концу 2002 года государство частично отказалось от административного регулирования этой сферы, передав часть своих полномочий негосударственным структурам.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 года № 537 «О федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению» М.: Эксмо М: 2009. 288 с.

2. Распоряжение Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству Российской Федерации от 20 декабря 2000 года № 226-р // http://poisk-zakona.ru/158165.html.

3. Герасименко Н.А. Антикризисное управление: информационно-аналитические системы поддержки принятия решений // Проблемы теории и практики управления. М., 2007. № 3.

4. Информационные ресурсы региона: принципы формирования, организация и видовая структура. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2000. 167 с.

5. Гончаров М.И., Лемзяков Г.А. Консалтинг в антикризисном управлении (теория и практика). М.: Экономика, 2005. 245 с.

6. Положение о Федеральной службе государственной статистики № 420 (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года) // http:// poisk-zakona.ru/158165.html.

7. Гиззатуллин А.М. Об инфраструктуре антикризисного управления // http://www.pai.ru.

References

1. Resolution of the Government of the Russian Federation dated June 1, 1998 № 537 «On the Russian Federal Service for Insolvency and finance improvement». M.: Eksmo M: 2009. 288.

2. Order of the Federal Service for Financial Recovery and Bankruptcy of the Russian Federation dated 20 December 2000 № 226-p // http://poisk-zako-na.ru/158165.html.

3. Gerasimenko N.A. Crisis management: information and analytical decision support system. «Problems of the theory and practice of management». M., 2007. № 3.

4. Information resources of the region: the principles of the formation, organization and species composition.-Novosibirsk: SPSL, 2000. 167 p.

5. Goncharov M.I., Lemzyakov G.A. Consulting in crisis management (theory and practice). M.: Economics, 2005. 245 c.

6. Regulations of the Federal State Statistics Service, 420 N (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated June 2, 2008) // http:// poisk-zakona.ru/158165.html.

7. Gizzatullin A.M. The infrastructure crisis management // http://www.pai.ru.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.