Обухов В.Н.,
канд. экон. наук, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана Левина В.А., менеджер ООО "Артис"
Система антикризисного регулирования и управления
управление экономически несостоятельными предприятиями
Продолжение. Начало в № 7, 8, 9, 10, 11, 12 /2001
Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом. Этот процесс в условиях рыночной экономики включает в себя: антикризисное управление и антикризисное регулирование.
Антикризисное управление - применение антикризисных процедур на микроуровне, применительно к конкретному предприятию. Антикризисное управление связано с отношениями, складывающимися на уровне предприятия при применении реорганизационных или ликвидационных мероприятий. Антикризисное регулирование - это воздействие на предприятие-должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.
К основным направлениям государственного антикризисного регулирования относится:
1. Совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве).
2. Осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий.
3. Принятие мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей.
4. Приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников.
5. Создание института арбитражных и конкурсных управляющих.
Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования является Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН). ФСДН предприятий выполняет следующие функции:
1) Анализирует экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготавливает рекомендации по их устранению;
2) Проводит работу по формированию принципов, критериев оценки платежеспособности предприятий, ведет учет неплатежеспособных предприятий;
3) Выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия.
Технология работы ФСДН с неплатежеспособными предприятиями.
На рис. 1 представлена технология работы ФСДН и ее территориальных агентств с неплатежеспособными предприятиями. Из представленной схемы видно, что оценка финансово-экономической деятельности неплатежеспособного предприятия должна проводиться на двух этапах:
- на этапе оценки структуры баланса для установления неплатежеспособности;
- на этапе выбора антикризисной процедуры.
Межведомственная балансовая комиссия.
Цель создания межведомственной балансовой комиссии - проведение анализа финансового состояния предприятий-должников и принятие решений о возможных антикризисных процедурах: реструктуризации задолженности, предоставлении отсрочки по фискальной задолженности или об обращении в арбитражный суд.
Организацию подготовки материалов на рассмотрение балансовой комиссии, в том числе и оценку финансового состояния осуществляют эксперты ФСДН. По результатам рассмотрения на комиссии принимается решение о реализации в отношении предприятия-должника одной из следующих процедур:
1. предоставление предприятию в соответствии с представленным им планом-графиком погашения фискальной задолженности отсрочки (рассрочки) платежей;
2. обращение налоговой полицией взыскания на имущество предприятия в соответствии с Указами Президента РФ 14.02.96 г. №199 "О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций" и "О мерах по обеспечению безусловного исполнения решений о взыскании задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам", подписанным в мае 1998 г.;
3. обращение в арбитражный суд с иском о признании предприятия банкротом и введении внешнего управления.
4. обращение в арбитражный суд с иском о признании предприятия банкротом и продажей его имущества через открытие конкурсного производства.
Этапы антикризисного управления
Антикризисный процесс- применение к предприятию-должнику реорганизационных или ликвидационных процедур - начинается с комплексной оценки его финансово-экономического состояния.
Рис.1. Технология работы ФСДН и ее территориальных агентств с неплатежеспособными предприятиями_
Этапы работ
Нормативное обеспечение
Форма №1 бухгалтерской Ф. №№ 1-ф, 2-ф,10-ф гос. отчетности стат. отчетности
Дифференциация предприятий по значимости с позиций потребителя продукции:
- по социально-экономической значимости (жизненно необходимые, обеспечивающие обороноспособность, учет роли предприятия технологических цепочках);
- по экологической значимости ("чистые" и экологически вредные)
Подтверждение налоговой инспекции
Да
Уведомление предприятия о факте "неплатежеспособности
Учетная карта неплатежеспособного предприятия
Включение в реестр неплатежеспособных
препприятий_
Решение
межведомственно й комиссии
Предложения предприятия по восстановлению
платежеспособности
Подготовка пакета документов по неплатежеспособному предприятию
X
Акт о неплатежеспособности предприятия
Решение отраслевого департамента по неплатежеспособному предприятию Решение ФСДН о проведении комплексного финансово-экономического анализа
Финансово-экономический анализ деятельности предприятия
Заключение по результатам анализа (причины,
возможности восстановления платежеспособности,
предложения по реорганизации) -±-1
- Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"
- Постановление Правительства РФ № 1001 от 29.08.94 "О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими"
- Указ Президента РФ № 926 от 22.12.93 "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий"
- Постановление Правительства РФ "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве)" от 20.05.94 №498
- Методические положения по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса (распоряжение №31-р от 12.08.94)
- Распоряжение ФСДН №15-р от 30.06.94 "Об учете неплатежеспособных предприятий"
Этапы работ
Нормативное обеспечение
ФСЛН и межведомственная комиссия по неплатежеспособности и несостоятельности предприятий
процедуры
Досудебная санация
Внешнее управление
Ликвидация
Указ Президента РФ "О продаже государственных предприятий- должников" от 02.06.94 № 1114
Без диагностики причин неплатежеспособности предприятия могут быть назначены неправильные антикризисные процедуры, что может привести к ликвидации вполне перспективных предприятий, к санации явно несостоятельных предприятий, обострению интересов должников и кредиторов.
Основными этапами антикризисного управления являются:
- диагностика финансового состояния и оценка перспектив развития производственного потенциала;
- разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия;
- регулирование процесса финансового оздоровления;
- оценка глубины финансового и экономического кризиса предприятия
- выбор и реализация антикризисных процедур.
Структура бизнес-плана оздоровления предприятия Задачи бизнес-плана:
1) сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия;
2) определить конкретные направления деятельности предприятия;
3) спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых финансовых ресурсов;
4) разработать мероприятия по снижению издержек производства, сокращению дебиторской задолженности;
5) провести инвентаризацию имущества и продажу свободных активов, технологического оборудования и незавершенного строительства;
Содержание бизнес-плана повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия.
В целях повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий подготовлена типовая форма и методика разработки плана финансового оздоровления предприятия-должника, установленная ФСДН №98-р от 05.12.94.
План финансового оздоровления включает следующие разделы:
1. Общая характеристика предприятия.
2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления.
3. Анализ финансового состояния предприятия.
4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.
5. Рынок и конкуренция.
6. Деятельность в сфере маркетинга предприятия.
7. План производства.
8. Финансовый план
Общая характеристика предприятия.
В первом разделе бизнес-плана приводятся данные общего характера:
- полное и сокращенное название предприятия;
- дата регистрации предприятия;
- наименование органа, зарегистрировавшего предприятие;
- почтовый и юридический адреса;
- коды по различным классификаторам;
- вид деятельности;
- организационно-правовая форма;
- форма собственности;
- банковские реквизиты;
- организационная структура предприятия;
- перечень дочерних компаний;
- перечень основных менеджеров с краткой характеристикой каждого;
- результаты финансово-хозяйственной деятельности последние 1-2 года;
- текущие финансовые обязательства и состояние с кредиторской задолженностью.
Краткие сведения по плану финансового оздоровления.
В состав кратких сведений по плану финансового оздоровления включаются: срок реализации плана; общая сумма средств, необходимых предприятию; требуемая государственная помощь; финансовый результат реализации плана (погашения просроченной задолженности, восстановление платежеспособности и т. п.); наименование и реквизиты агента правительства, через которого предполагается осуществить финансовую поддержку предприятия.
Анализ финансового состояния предприятия.
В этом разделе бизнес-плана финансового оздоровления:
а) дается подробная характеристика учетной политики, применяемой предприятием;
б) приводится сводная таблица финансовых показателей предприятия, к которым относятся:
- коэффициенты ликвидности (текущей, абсолютной и др.);
- коэффициенты устойчивости (коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и др.);
- коэффициенты деловой активности (показатели скорости оборачиваемости всех активов предприятия и отдельных частей - готовой продукции, дебиторской задолженности и др.);
- коэффициенты прибыльности (различные модификации рентабельности). Данный раздел бизнес-плана включает проведение анализа состояния предприятия, и на основе анализа делаются выводы.
Оценка эффективности деятельности производственного предприятия осуществляется по показателям трех групп: 1) объема производства и реализации продукции; 2) эффективности затрат и ресурсов (рентабельность, прибыль, фондоотдача); 3) ликвидности баланса.
Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.
В этом разделе бизнес-плана приводится перечень мероприятий, проводится анализ их эффективности. Приводятся сроки их реализации; эффект, который получит при этом предприятие. В состав таких мероприятий рекомендуется включить: инвентаризацию имущества; сокращение дебиторской задолженности; снижение издержек производства;
продажу дочерних фирм и долей в уставных капиталах других предприятий;
продажу незавершенного строительства; оптимизацию количества персонала;
продажу излишнего оборудования, материалов и складированных готовых изделий;
конверсию долгов путем преобразования краткосрочных задолженностей в долгосрочные ссуды или долгосрочные ипотеки;
внедрение прогрессивных технологий, автоматизации, механизации производства;
совершенствование организации труда;
проведение капитального ремонта, модернизации основных фондов, замена устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных фондов.
Продолжение следует.