Civil SecurityTechnology, Vol. 8, 2011, No. 2 (28)
УДК 004.942:51-74
Информационная технология контроля мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, содержащихся в паспорте безопасности субъекта Российской Федерации
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2011
В.И. Мухин, А.М. Бурмакин, С.В. Самойлов
Аннотация
В статье рассмотрена информационная технология контроля мероприятий по снижению риска возникновения ЧС, содержащихся в паспорте безопасности субъекта Российской Федерации, главной задачей реализации которой является сравнение фактической информации об уровне рисков возникновения ЧС рассматриваемой территории с информацией, содержащейся в паспорте безопасности территории рассматриваемого субъекта РФ.
Ключевые слова: информационная технология; контроль мероприятий; паспорт безопасности; чрезвычайная ситуация; риски.
Information Technology for Control of Actions Containing in the Passport of Territory Safety for Risk Reduction of Emergency Situations of the Region
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2011
V. Mukhin, A. Burmakin, S.Samoylov
Abstract
The information technology of control of actions for risk reduction of occurrence of emergency situations is considered in the article. The main task of passport of the territory safety of the region of the Russian Federation is to compare the actual information about risks of emergency situation of the territory with the information containing in the passport of territory safety of the region of the Russian Federation.
Key words: ACSPW; information technology; control of actions; passport of the territory safety; emergency situation; risks.
Вопрос безопасности государства для любой страны всегда был приоритетным. Безопасность в чрезвычайных ситуациях — это состояние защищенности населения, объектов экономики и окружающей среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях [1].
Безопасность в ЧС во многом определяется уровнем рисков возникновения ЧС на рассматриваемой территории.
В связи с тем, что в последнее время увеличилось число рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а документом, отражающим состояние рисков на определенной территории, является паспорт безопасности этой территории, то появилась необходимость планирования мероприятий по снижению рисков возникновения ЧС и реализации контроля этих мероприятий.
Для того чтобы определить уровень рисков в любой рассматриваемый момент времени, необходимо создать систему контроля мероприятий по снижению рисков возникновения ЧС, которая позволит оценить и поможет поддерживать безопасность на требуемом (заданном) уровне.
Система контроля мероприятий по снижению риска возникновения ЧС должна функционировать на различных уровнях РСЧС: федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном, объектовом [2].
В настоящее время для обеспечения безопасности на различных уровнях функционируют различные системы надзора и контроля.
Одной из таких систем является система паспортизации.
Система паспортизации является системой контроля безопасности в ЧС, так как при его создании в нем отражается состояние безопасности объекта или территории. Однако паспорт безопасности — это документ, который носит также рекомендательный характер, а именно в нем содержится характеристика организационно-технических мероприятий по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории [3].
Для реализации контроля мероприятий по снижению риска возникновения ЧС на территории рассматриваемого субъекта необходимо сравнить данные паспорта безопасности территории с расчетными данными, полученными на основе фактической информации об уровне рисков.
Такой процесс сравнения очень трудоемкий, требующий больших временных затрат.
Для решения данной задачи разработана информационная технология контроля мероприятий по снижению риска возникновения ЧС, содержащихся в паспорте безопасности территории субъекта РФ.
Под информационной технологией контроля мероприятий по снижению риска возникновения ЧС, содержащихся в паспорте безопасности территории
субъекта РФ следует понимать совокупность взаимосвязанных способов, методов, моделей, информационных процессов анализа и синтеза паспортов безопасности, контроля мероприятий с использованием современных программных средств.
Информационная технология предназначена для автоматизации процессов разработки и оценки паспортов безопасности территорий субъектов РФ, разработки планов контроля и реализации мероприятий по снижению риска возникновения ЧС [4]. Объектом автоматизации данной технологии являются процессы планирования и контроля мероприятий по снижению риска возникновения ЧС. При описании информационной технологии применяется процессный подход [5].
Исходное описание информационной технологии представим в виде структурно-функциональной модели [6]. Структурно-функциональная модель отображает информационную технологию в виде структуры, элементами которой являются информационные процессы (ИП), а также отражает информационные связи между информационными процессами (см. рис. 1).
Входными данными для структурно-функциональной модели является исходный паспорт безопасности территории субъекта РФ, подлежащий анализу и дальнейшей реализации содержащихся в нем мероприятий по снижению риска.
Исходный паспорт безопасности поступает в блок анализа паспорта безопасности (ИП 1), где разрабатывается его модель для анализа и доработки плана мероприятий по снижению риска возникновения ЧС. Исходный план мероприятий по снижению риска возникновения ЧС моделируется с помощью аппарата экспертных оценок. На выходе модели должна быть логически упорядоченная совокупность этих мероприятий.
После анализа план мероприятий по снижению риска возникновения ЧС в виде упорядоченной совокупности мероприятий поступает в блок синтеза паспорта безопасности (ИП 2), где разрабатывается сетевая модель мероприятий.
После синтеза сетевой модели мероприятий по снижению риска возникновения ЧС, содержащихся в паспорте безопасности субъекта РФ, полученные параметры сетевой модели используются для соотнесения показателей риска с мероприятиями по снижению риска возникновения ЧС на территории субъекта РФ (ИП 3). Данный ИП позволяет заполнить табличную форму перечня рисков с указанием мероприятий по их снижению и показателей степени риска, указанных в паспорте безопасности территории (таблица).
В таблице риски записываются в порядке убывания их относительных весов, найденных ранее по разработанной методике с применением аппарата экспертного оценивания.
/86
^П SecurityTechnology, Vol. 8, 2011, No. 2 (28)
Рис. 1. Структурно-функциональная модель информационной технологии контроля мероприятий по снижению риска возникновения ЧС, содержащихся в паспорте безопасности территории субъекта РФ
Данная табличная форма на следующем этапе информационной технологии принимает смысл «эталона», с которым происходит сравнение значений фактических расчетов, проводимых при реализации контроля мероприятий, содержащихся в паспорте безопасности.
Для того чтобы осуществить контроль мероприятий по снижению риска возникновения ЧС, содержащихся в паспорте безопасности территории субъекта РФ, необходимо информацию паспорта сравнить с фактической информацией об уровне рисков и степени выполнения мероприятий.
В блок сбора и обработки фактической информации (ИП 5) поступает информация о территории в табличной форме. Эта информация обрабатывается и выдается в следующий блок для сравнения с информацией паспорта безопасности в виде табличной формы перечня рисков с указанием мероприятий по их снижению и показателей степени риска.
Рассмотрим, например, риски возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах (ПОО).
Механизм сбора и обработки фактической информации об уровне рисков на ПОО должен базироваться на блочной структуре в виде информационных процессов (рис. 2): сбора исходных данных; описания и анализа технологических особенностей производства; подготовки исходных данных для расчетов показателей риска; идентификации возможных сценариев развития аварии; расчета параметров поражающих факторов источников ЧС; расчета возможных последствий аварий по расчетным сценариям; расчета показателей риска; анализа риска; разработки рекомендаций по снижению риска.
Описание и анализ технологических особенностей производства должны производиться настолько
детально, насколько это необходимо для более точной и адекватной идентификации всех возможных сценариев развития аварии. Описание проводится путем исследования схем устройства производства (технологического процесса), определения износа эксплуатируемого оборудования, исследования устройств и систем защиты от аварий. При анализе технологических особенностей производства необходимо выявить опасные участки (зоны, здания, агрегаты, технологические узлы, рабочие места и т. п.). Затем необходимо провести ранжирование этих участков по степени опасности возникновения аварии. Ранжирование проводится методом экспертных оценок (метод парных сравнений, метод последовательных сравнений, МАИ и т. п.). На основании ранжирования участков по степеням опасности формируется реестр участков производства, в котором каждый участок занимает определенную позицию и имеет свой «вес» по опасности возникновения аварии на ПОО.
Расчет параметров поражающих факторов источников ЧС на ПОО для техногенных ЧС должен основываться на нахождении ряда показателей для различных поражающих факторов [7].
Для того чтобы произвести расчет возможных последствий по типовым сценариям, необходимо использовать методики, рекомендованные Союзом экспертных организаций, осуществляющих экспертную деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, промышленной, пожарной и экологической безопасности [8, 9].
Информационный процесс расчета показателей риска [10] включает расчет шести показателей риска: технический; индивидуальный; потенциальный территориальный; социальный; коллективный; статистически ожидаемый ущерб.
Значения показателей степени риска интегральный
потенциальный территориальный
статистически ожидаемый ущерб
технический
коллективный
социальный
индивидуальный
Наименование риска
№ п/п - Й
Данные о ПОО и прилегающей
Типовое здание
Расчет параметров поражающих факторов источников ЧС
Расчет возможных последствий аварийно расчетным сценариям
Рис. 2. Структура информационных процессов сбора и обработки фактической информации о безопасности территории субъекта РФ
Далее в блоке сравнения фактической информации с информацией паспорта безопасности (ИП 6) определяется несоответствие в показателях степени риска, степени выполнения мероприятий, степени готовности территориальных органов управления к предупреждению и ликвидации ЧС. На выходе этого блока формируется отчет в табличной, графической и картографической формах о результатах сравнения фактической информации с информацией, содержащейся в паспорте безопасности территории.
Для сравнения фактической информации с информацией паспорта безопасности в блок сравнения поступают две таблицы со значениями мероприятий по снижению риска возникновения ЧС и соответствующих им показателям степени риска (рис. 3). После получения заполненных таблиц со значениями паспорта безопасности и фактических расчетов сравниваются перечни мероприятий по снижению риска и значения показателей степени риска.
При обнаружении недостающих или избыточных мероприятий паспорта безопасности, а также несовпадении значений паспорта и фактической проверки значений показателей степени риска делаются записи в журнал несоответствия значений паспорта безопасности и фактических расчетов.
На основе записей журнала составляется отчет в табличной, графической и картографической формах о результатах сравнения фактической информации с информацией, содержащейся в паспорте безопасности территории.
Таким образом, разработана информационная технология, которая позволяет с учетом особенностей территории и степени готовности территориальных органов исполнительной власти субъекта РФ осуществить контроль мероприятий по снижению риска возникновения ЧС, содержащихся в паспорте безопасности территории субъекта РФ.
/88
Civil SecurityTechnology, Vol. 8, 2011, No. 2 (28)
Получение заполненных таблиц для дальнейшего сравнения
Сравнение
перечня
метоппиятий
Сравнение значений показателей степени риска
Выявление
недостающих
или избыточных
мероприятий
паспорта
безопасности
Выявление несовпадающих значений паспорта и фактической проверки
Заполнение
журнала
несоответствия
значений паспорта
безопасности
и фактических
расчетов
Рис. 3. Структура информационного процесса сравнения фактической информации с информацией паспорта
безопасности
Литература
1. Гражданская защита: Энциклопедический словарь (издание второе, переработанное и дополненное)/Под общ. ред. С.К. Шойгу; МЧС России. Воронеж: ООО «Реал-СоцПроект», 2009. 711 с.
2. Постановление Правительства РФ № 794 от 30 декабря 2003. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
3. Приказ МЧС России № 484 от 25 октября 2004 г. «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
4. Самойлов С.В., Мухин В.И. Информационная технология упреждающего контроля реализации мероприятий по предупреждению ЧС // Чрезвычайные ситуации: образование и наука. Гомель: ГИИ МЧС Республики Беларусь, 2007. № 2. 7-17 с.
5. Куликов О.М. Информационная поддержка принятия решений при ликвидации техногенных чрезвычайных ситуаций на основе моделирования сценариев управления: Автореф. дис. к.т.н. Уфа, 2002. С. 16.
6. Самойлов С.В. Формирование информационной технологии превентивного контроля реализации мероприятий по предупреждению ЧС // Отчет о НИР. Химки: АГЗ МЧС России, 2008. С. 59.
7. ГОСТ Р 22.0.07-95. БЧС. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров.
8. Сборник методических документов, применяемых для независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Часть 1. Москва, 2008. С. 704.
9. Сборник методических документов, применяемых для независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Часть 2. Москва, 2008.
10. РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов», утверждено Постановлением Госгортехнадзора России №30 от 10.07.2001.
Сведения об авторах
Мухин Владимир Михайлович: д.в.н., заслуженный деятель науки РФ, Академия гражданской защиты МЧС России, профессор кафедры информационных систем и технологий. Тел.: (498) 699-05-03.
Бурмакин Александр Михайлович: соискатель, Академия гражданской защиты МЧС России, начальник отделения администраторов электронной библиотеки. Тел.: (498) 699-04-81. E-mail: [email protected]
Самойлов Станислав Викторович, к.т.н., Академия гражданской защиты МЧС России, зав. кафедрой информационных систем и технологий. Тел.: (498) 699-07-76.
Разработки ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
/89
УДК 551.5(470)
ББК 26.23
А 39
Акимов В.А., Дурнев Р.А., Соколов Ю.И. Опасные гидрометеорологические явления на территории России / МЧС России. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009. — 316 с.: ил.
ISBN 978-5-93970-038-2
В книге рассматриваются опасные гидрометеорологические явления, характерные для территории Российской Федерации.
Основные главы книги посвящены опасным метеорологическим, агрометеорологическим, гидрологическим и морским гидрометеорологическим явлениям.
Отдельные разделы книги посвящены вопросам организации защиты от опасных гидрометеорологических явлений и вопросам активного воздействия на гидрометеорологические процессы и явления.
Книга может быть полезна широкому кругу лиц, интересующихся данными явлениями, а также учащимся общеобразовательных учреждений при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и студентам вузов при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
© Акимов В.А., Дурнев Р. А., Соколов Ю.И., 2009
© ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Общая характеристика опасных гидрометеорологических явлений
1.3. Метеорологические станции и приборы
1.4. Опасные гидрометеорологические явления
ГЛАВА 2. Опасные метеорологические явления
2.1. Ветер
2.2. Атмосферные осадки
2.3. Экстремальные значения температуры воздуха ГЛАВА 3. Опасные агрометеорологические явления
3.1. Агрометеорология
3.2. Сельское хозяйство и агрометеорология
3.3. Влияние изменения климата на агрометеоусловия
3.4. Примеры воздействия опасных явлений на сельское хозяйство России в начале XXI века
ГЛАВА 4. Опасные гидрологические явления
4.1. Гидрология суши
4.2. Колебания уровня воды
4.3. Сели
4.4. Снежные лавины
ГЛАВА 5. Опасные морские гидрометеорологические явления
5.1. Общие сведения об опасных морских гидрометеорологических явлениях
5.2. Сильные волнения на море
5.3. Цунами
5.4. Сгонно-нагонные явления
5.5. Ледовые явления на море
5.6. Сильное проникновение морских вод в устье реки
ГЛАВА 6. Организация защиты от опасных гидрометеорологических явлений
6.1. Государственная наблюдательная сеть Росгидромета
6.2. Функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаваемые Росгидрометом
6.3. Координация деятельности МЧС России и Росгидромета
6.4. Прогнозы погодных условий
6.5. Порядок действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений
6.6. Специализированное гидрометеорологическое обеспечение
ГЛАВА 7. Мероприятия по защите от опасных явлений
7.1. Мероприятия по устранению и сокращению лавинной опасности
7.2. Мероприятия по защите от селевых потоков
7.3. Защита побережья от действия волн
7.4. Служба предупреждения цунами
7.5. Страхование от опасных погодных явлений
ГЛАВА 8. Активные воздействия на гидрометеорологические процессы и явления
8.1. Противоградовая защита сельского хозяйства
8.2. Искусственное увеличение атмосферных осадков
8.3. Борьба с туманами
8.4. Предупреждение и ликвидация ледовых заторов ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Электронная версия книги в формате PDF
http://elibrary.ru/item.asp?id=15017838
1.1. Основные метеорологические величины
1.2. Атмосферные явления