УДК 519.8:332
В.А. Калюжин, Ю.А. Мушич
СГГ А, Новосибирск
ИНФОРМАЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ МОДЕЛИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОТРАСЛЕВОМ КАДАСТРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ОБРАЗОВАНИЮ
В общем модель федеральной собственности образовательных учреждений (МФС) можно рассматривать как систему кадастровой информации о недвижимом и движимом имуществе образовательных учреждений. В этой связи примем в качестве исходного описания МФС систему следующего вида [1]:
X = (Д, Ж, С), (1)
где Д - множество допустимых воздействий на систему (вход);
1Я - множество ожидаемых реакций системы (выход);
С - множество возможных состояний системы (внутренняя структура).
Рассмотрим МФС во внешнем ее проявлении, т.е. без раскрытия сущности процессов ее функционирования.
Пускай на вход системы поступают неупорядоченное множество элементов кадастровой информации: данные о правовом, природном, хозяйственном, экономическом и пространственном положении недвижимого и движимого имущества (НДИ) образовательных учреждений, т.е. множество Д допустимых воздействий на систему. Под воздействием элементов множества Д на выходе системы предоставляются объединенные упорядоченные подмножества Si, элементами которых являются сведения или значения показателей объектов учета, а также упорядоченное множество пространственного положения НДИ учебных заведений П.
Тогда модель федеральной собственности образовательных учреждений можно в виде:
МФС= {П, Б}, (2)
где Б = у ^ - множество семантической информации объектов учета.
Следовательно, во внешнем представлении модель МФС является геоинформационной моделью [2], содержание и состав которой в части семантической информации определяется предметной областью отраслевого кадастра Федерального агентства по образованию.
Согласно абстрактно-знаковой модели цифровой модели местности, предложенной Д.В. Лисицким [3], содержание модели МФС должна составлять информация о параметрах модели 1пр, формально отображающая абстрактную математическую модель федеральной собственности, служебная информация 1сл, которая характеризует образовательное учреждение в целом и интерпретирующую модель информации 1и о свойствах НДИ образовательных учреждений, т.е.
Мфс = {1пр, 1сл, 1и }, (3)
Информация о параметрах 1пр представляет собой совокупность понятий и данных, характеризующих общие свойства модели МФС: система(ы) координат; точность; дата; системы классификации, кодирования и условных
знаков; используемый метод (методы) создания цифровых моделей НДИ; номенклатура, разграфка топографического плана (карты) и т.д.
Служебная информация 1сл содержит следующие сведения:
- Краткие сведения об учебном заведении, где осуществляется учет недвижимого и движимого имущества;
- Адрес, ФИО руководителя, телефон, банковские реквизиты и т.п.;
- Дата учета (по состоянию за период или на дату);
- ФИО ответственного за документооборот по недвижимому и движимому имуществу в образовательном учреждении;
- ФИО материально-ответственных лиц в учебном заведении;
- Контингент обучающихся в учебном заведении;
- Кадровый и интеллектуальный потенциал учебного заведения и т.д.
Информация 1и о свойствах НДИ, включает в себя комплекс
количественных и качественных данных (сведений) о недвижимом и движимом имуществе:
1и _ (1п, 1сем}5 (4)
где 1п - информация о пространственном положении недвижимого и движимого имущества, которая включает в себя синтаксическую 1с, метрическую 1м и топологическую 1т информацию [3];
1сем - семантическая информация о федеральной собственности.
Семантическую информацию составляют множество заданных для конкретного объекта учета характеристик: технико-физических 1тф, правовых 1пв, экономических 1эм и экологических 1эк [4].
Таким образом, содержание модели федеральной собственности образовательных учреждений МФС можно представить выражением:
МФС _ {Iпр, и I* Iпв, Iэм, (5)
В соответствии с изложенными представлениями о федеральной собственности, в том числе о недвижимом и движимом имуществе в [4], в качестве составных частей МФС логично выделить множество Мн моделей недвижимости и множество Мд моделей движимого имущества, т.е. МФС = (Мн, Мд). В качестве составных частей этих моделей следует выделить следующие модели объектов:
а) Недвижимое имущество:
- Земельные участки (тзу);
- Здания производственно-хозяйственного и жилого назначения (тзд);
- Объекты благоустройства территории учебного заведения; к ним следует отнести: сооружения, внутрихозяйственные дороги и пр. (тбл).
б) Движимое имущество:
- Лабораторное оборудование, в том числе измерительные и регулирующие приборы и устройства;
- Вычислительная и оргтехника.
Представленные выше типы объектов движимого имущества можно сгруппировать в один тип объекта тоб - оборудование, которое используется в учебном процессе и в научно-производственных целях как студентами, так
и преподавателями. Поэтому в качестве элементов множества Мд следует принять модели оборудования т,б, т.е. Мд = {щ,бд}.
Модель земельного участка тзу можно представить в следующем виде:
п т
тзу — (У » У {ту,к}, Роуд) }), РзуД, 6)
;=1 к=1
где т^д - модель обособленного земельного участка с системным предикатом Рзуд - связи >ых моделей обособленных участков с ьым объектом земельного участка;
тук - модель части (угодья) земельного участка с системным предикатом Роу - в виде отношения связи к-ых моделей угодий ]-ым объектом обособленного (условного) участка.
Исходя из конструкции здания следует выделить следующие составляющие модели: этаж тэт, помещение тп и часть помещения тч, что позволяет описать иерархическую структуру тзд с помощью составных элементов:
п т I
тзд- ( и {тэт,Ь и {тпД? и !тч.к!, Рио! РэД } Рзд), (7)
1-1 к=1
где тэт - модель этажа; тп - модель помещения; тч - модель части помещения; Рпд, Рэд, Рзд - системные предикаты в виде отношений связи частей помещений с помещением; помещений с этажом и этажей со зданием соответственно.
Модель объекта благоустройства Щ5л в общем виде можно представить как составной (сложный) объект, состоящий из частей, поэтому введем в качестве элемента этого объекта - модель самостоятельного объекта т^. Следовательно, множество моделей самостоятельного объекта тсо является собственным подмножеством моделей объектов благоустройства, т.е.
Мсо={тсо} — Мбл.
На основании выше изложенного модель объекта благоустройства можно представить в виде,
п
ГПбл-(^ {Щ;од}5 Рбл)? (^)
1=1
где т^д - модель 1-го самостоятельного объекта; Рбл - системный предикат в виде отношения, определяющий взаимосвязь 1-го самостоятельного объекта с объектом благоустройства.
В общем виде оборудование может состоять из основного устройства и некоторого конечного множества вспомогательного оборудования (периферийного устройства или аксессуаров). Следовательно, составными частями модели оборудования логично выделить модель т^н основного и модель твсп вспомогательного устройства. Множества этих моделей соответственно можно определить как модели основных устройств и модели периферийных устройств, т.е. Мосн = {тосн} и М = {твсп}. Тогда модель объекта оборудование можно представить в виде:
т
Щэб — (ЩэснД? 1^1 { Швсгу} 5 Роснд)? (9)
м
где тосн,1, твс^ - модели элементов объекта оборудования; Росн1 -системный предикат в виде отношения связи вспомогательных устройств с основным.
Для того чтобы представить структуру С системы (1) будем исходить из определения системы - множества объектов-систем [5]. Это обуславливает необходимость определения условия композиции основных моделей объектов (тзу тзд тбл т,б) и множества отношений в модели федеральной собственности Мфс.
Анализ взаимосвязей этих объектов в рамках земельно-имущественного комплекса образовательных учреждений позволяет предложить следующие условия композиции объектов недвижимого и недвижимого имущества в Мфс:
- Объекты недвижимого и движимого имущества должны находиться на балансе в виде самостоятельных, отдельных объектов основных средств образовательных учреждений;
- Объекты недвижимости должны иметь единую историю с земельным участком (ми);
- Местоположение учебного и научно-производственного оборудования должно определяться местом их хранения либо основным местом их использования по назначению, при этом они должны находиться в помещениях того или иного здания.
Для раскрытия этих условий дадим следующие замечания.
Замечание 1. Местоположение объектов недвижимости может быть связано непосредственно с земельным участком, либо с его частью.
Замечание 2. Оборудование может занимать как часть помещения, так и все помещение. А в отдельных случаях оборудование может располагаться в нескольких помещениях.
Замечание 3. Земельные участки, объекты недвижимости и оборудование могут находиться в образовательном учреждении на следующих правах: постоянного (бессрочного) пользования, оперативного (хозяйственного) владения, аренды, лизинга.
Тогда структуру С можно представить в виде инфологической модели базы данных, т.е. в виде конечного множества взаимосвязанных схем сущностей (отношений) (рис. 1).
Рис. 1. Обобщенная инфологическая модель базы данных
Таким образом, предложенные содержание, состав и структура модели МФС открывает новые пути и возможности исследования при разработке автоматизированной системы учета федеральной собственности образовательных учреждений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дегтярев, Ю.И. Системный анализ и исследования операций: учеб. для вузов по спец. АСОИУ / Ю.И. Дегтярев. - М.: Высш. шк., 1996. - 335 с.
2. Карпик, А.П. Методологические и технологические основы геоинформационного обеспечения территорий / А.П. Карпик. - Новосибирск: СГГА, 2004. - 260 с.
3. Лисицкий, Д.В. Основные принципы цифрового картографирования местности / Д.В. Лисицкий. - М.: Недра, 1988. - 261 с.
4. Разработка методики учета недвижимого и движимого имущества образовательных учреждений: отчет о НИР (заключит.) / СГГА; рук. Середович, В.А., Калюжин, В.А. - Новосибирск, 2005. - 131 с. - № ГР 012005.03278.
5. Урманцев, Ю.А. Общая теория систем: состояние, приложения и перспективы развития - на Practical Science [Электронный ресурс] / Ю.А. Урманцев. - Режим доступа: http://www.sci.aha.ru
© В.А. Калюжин, Ю.А. Мушич, 2007