Научная статья на тему 'Информационная структура психодиагностического эксперимента, проводимого в пакетном режиме'

Информационная структура психодиагностического эксперимента, проводимого в пакетном режиме Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
113
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная структура психодиагностического эксперимента, проводимого в пакетном режиме»

МИС-2002

Модели и методы оценки и коррекции психофизиологического состояния

человека-оператора

УДК 331.007.61

ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА, ПРОВОДИМОГО В ПАКЕТНОМ РЕЖИМЕ М.В. Бельтюков

Государственный электротехнический университет ЛЭТИ, 197376, Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, д. 5, тел./факс (812) 234-0133, e-mail: [email protected]

В связи с оценкой психофизиологического состояния индивидуумов в настоящее время широко используется так называемые интеллектуальные тесты. Эти тесты характеризуются значительным объемом информационного воздействия на испытуемого, часто содержат разнообразную

диагностическую информацию, ориентированы на многостороннюю оценку личности испытуемого. Как правило, интеллектуальные тесты занимают значительный (если не основной) объем тестовой информации, воздействующей на испытуемого — респондента.

Психологический эксперимент в пакетном режиме должен предусматривать возможную коррекцию со стороны психолога хода эксперимента, анализ результатов отдельных тестов и тестовых методик, а также свертку результатов всего эксперимента в единую комплексную оценку.

Проведение психодиагностического тестирования с использованием целевого набора тестов - пакета тестов предполагает 6 этапов. На первом этапе преобразования информации осуществляется анализ задачи ПЭ и подбор тестового материала Рт из имеющихся в АСППД тестов Sx, а также формирование пакета тестов B[i]. Следующие два этапа — собственно проведение тестирования Ер. Тестирование осуществляется последовательно по отдельным тестам Рпдм, входящим в пакет B[i]. На третьем этапе в БД формируется единый комплекс результатов тестирования по каждому респонденту. Анализ результатов осуществляется по каждой отдельной ПДМ A{R[k,j]}. На основе полученных данных проводится формирование Рар комплексной оценки свойств респондента Sr{B[i]}, которое осуществляется с учетом знаний и предпочтений психолога П - Рпсп. Пятый этап посвящен обработке Ррс комплексных результатов тестирования Sr{b[i]}, сформированных на предыдущем этапе, и формированию промежуточных знаний Or{B[i]}. Содержание знаний Or{B[i]} определяется решаемой в ходе ПЭ задачей. Знания Or{B[i]} используются для формирования Род -психодиагностического заключения.

Синтез ПТ (блок Sx{B[i]}) осуществляется следующим образом. В соответствии с задачей исследования {З} психологом формируется (Рз) категории (Ка), отражающие специфику конкретной психологической задачи. Информация о методах исследования (Рме) поступает на блок формирования перечня свойств и выработки критериев для оценки тестов {Кз} конкретной задачи ПЭ. На основе сформированной информации (Ркрз) синтезируется пакет тестов {ПТ}. Каждый тест Tj из совокупности тестов {Tj}, включенных в АСППД, также оценивается (Ркрт) по критериям {Кт}, предъявленным для конкретных методик исследования Ме. Тесты,

удовлетворяющие задачам исследования и совокупности критериев {Кз} и {Кт}, включаются в пакет тестов {ПТ}.

Таким образом, на выходе блока 8т формируется целевой пакет тестов из набора ПДМ, включенных в АСППД и отвечающих условиям задачи и контингенту респондентов.

При проведении тестирования (блоки ЕР{В[Г]} и R{P[k],T[i]}) используется информация (Рт) о тестах (Т), выбранных (РПТ) из конкретного пакета тестов (ПТ). При свертке результатов тестирования Sг в единую комплексную оценку, в зависимости от решаемой задачи {З} и тестируемого контингента {Кр}, а также с учетом специфики ПДМ {Т} подбираются весовые коэффициенты (Вк) значимости результатов каждой ПДМ в интегральной оценке результата ПЭ.

Обработка результатов тестирования (Ог) происходит следующим образом: в зависимости от решаемой задачи (З) подбирается (Рзт)

необходимый алгоритм обработки (Аод), с помощью которого и осуществляется обработка (Одт) поступающих данных (Рао). Получение непротиворечивого текста интерпретации Sиb происходит следующим образом: после анализа (Ра) результатов (Ар), полученных по отдельным (Рт) тестам ПДМ (Т), составляющим ПТ, строится первичный текст интерпретации Ат и предъявляется психологу-эксперту Рат. Психолог вводит так называемые фразы-связки (Ви) для снятия противоречия текста; полученные связки используются для окончательного синтеза (Рз) текста интерпретации (Сир).

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦ, УПРАВЛЯЮЩИХ ДИНАМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ Г.И. Опачанов, М.Н.Рыбникова

ЦКБ МПС РФ, Москва, Волоколамское шоссе 84, тел. 105-02-02

Психическое состояние человека-оператора, управляющего динамическими объектами, давно является предметом многочисленных исследований специалистов в области инженерной психологии и психологии туда (Горбов Ф.Д. Медведев В.И., Леонова А.Б, Гримак Л.П. Бодров В.А., Пономаренко В.А.). Традиционно в поле зрения исследователей попадали состояния, являющиеся результатом взаимодействия субъекта и объекта труда (монотония, напряженность, утомление). В меньшей степени разработана проблема, так называемых, «трудных» состояний, развивающихся в ситуациях экстремального характера, которые нередко встречаются в работе человека, управляющего динамическим объектом, в том числе в работе машинистов железнодорожного транспорта. Речь идет, прежде всего, о наездах на людей, животных и транспортные средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.